Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-когнитивная теория

Согласно социально-когнитивной модели научения, люди приобретают новые знания и навыки, наблюдая за другими людьми и за событиями, без самостоятельного участия и без любых непосредственных последствий для себя. Синонимами социааъно-когнитивной теории являются наглядное научение, имитация, социальное моделирование и викарное научение.

«Социально-когнитивный подход исходит из теории, утверждающей, что поведение базируется на трех отдельных, но взаимодействующих регуляторных системах (Bamlura, (986). Это: а) внешнее стимулирование, б) внешнее подкрепление и в) опосредующий когнитивный процесс» (Wilson, 1995, р. 198).

При социально-когнитивной форме научения «поведение модели (индивида или группы) служит стимулом для формирования подобных мыслей, установок или действий со стороны индивидуума, который наблюдает за деятельностью модели» (Perry & Furukawa, i960, p. 131). Обучение вождению автомобиля, правильному пользованию вилкой во время обеда, умению подавать кому-либо знаки одобрения и адекватно реагировать на нового клиента – все это зачастую происходит именно таким способом. Научение через социальное моделирование «придает большое значение саморегуляции поведения и оставляет в стороне значение внешнего подкрепления. Научение может происходить независимо от подкрепления» (Hergenhahn. 1984, р. 234). Преимущества социально-когнитивного научения многочисленны, но главное среди них заключается в экономии времени, энергии и усилий, затрачиваемых на приобретение новых умений. Социально-когнитивная (теория легко применяется, направлена на положительную модификацию поведения, кажется безукоризненной и не представляет никакой опасности для клиента.

Бандура (Bandura. 1969) обнаружил, что наибольшее влияние оказывают модели, близкие наблюдателю по возрасту, полу, по расовой принадлежности и по установкам. Модели из жизни, символические модели (фильмы и видео), модели.со сложной структурой (группы людей) в равной степени эффективны для осуществления желательного изменения поведения. Кроме того, вполне эффективными являются скрытые модели, когда клиент воображает модель, выполняющую желательную деятельность (Cautela. 1976).

Роль консультанта

Консультант может принимать одну из нескольких ролей, в зависимости от используемого им направления бихевиоральной теории и от целей клиента. Однако в целом консультант-бихевиорист активно ведет себя на консультационных сессиях. Клиент обучается, отучается или переобучается определенным способам поведения. В этом процессе консультант функционирует как консультант-эксперт, учитель, советчик, источник подкрепления и фасилитатор (Gilliland,! James & Bowman, 1989, p. 163). Он может даже давать инструкции или контролировать людей, окружающих клиента и помогающих ему в процессе изменения. Продуктивно работающий бихевиоральный консультант действует с широкой перспективой и привлекает клиента к участию в каждой стадии консультирования. Консультанты, приверженные теории социального научения, чаще выступают в роли модели для подражания, в то время как те, кто ориентируется на условное или оперантное научение, более директивны и склонны к предписаниям.

Консультанты-бихевиористы сильно различаются по степени использования психологических тестов и диагнозов. Большинство применяют отдельные виды процедур для оценки клиента, но эти инструменты, как правило, предназначены для измерения поведения и действия. Достаточно редко такие консультанты применяют личностные тесты. При постановке диагноза они исходят из демонстрируемых клиентом образцов поведения, многие из которых перечислены в DSM-IV.

Цели

Цели бихевиористов подобны целям многих других консультантов. В основном консультанты-бихевиористы пытаются помочь клиентам лучше приспосабливаться к обстоятельствам жизни и достигать личностных и профессиональных целей. Поэтому консультирование фокусируется на изменении или устранении демонстрируемых клиентами недостаточна адаптивных форм поведения, таким образом помогая им усвоить здоровые, конструктивные способы действия. Недостаточно только исключить нежелательное поведение; непродуктивные действия должны быть заменены продуктивными способами реагирования.

Главным шагом в бихевиоральном подходе является достижение консультантами и клиентами взаимно согласованных целей. Блэкхэм и Зильберман (Blackham & Silberman, 1979) предлагают выделять четыре конкретные ступени в этом процессе.

1. Формулирование проблемы. Чтобы проблема была разрешена, она должна быть конкретно сформулирована. Поэтому клиентов просят уточнить, когда, где, как и с кем возникает проблема. Консультанты могут извлечь пользу из непосредственного наблюдения проблемного поведения, но это не всегда является необходимым.

2. Анализ истории развития проблемы, И для клиентов, и для консультантов оказывается полезным иметь некоторую информацию относительно того, как клиенты в прошлом справлялись с обстоятельствами, в которых, возможно, находятся корни настоящей проблемы.

3. Определение конкретных целей. Консультанты-бихевиористы помогают клиентам разбивать цели на маленькие, достижимые подцели. Помимо этого, консультанты организуют для клиентов упражнения, направленные на развитие некоторых необходимых умений (Krumboltz & Thoresen, 1976). Например, если женщина хочет закончить колледж, она должна сначала выбрать его и затем пройти курс подготовки в течение первого семестра. Для этого могут понадобиться новые учебные навыки и умение общаться с другими людьми, например с соседями по комнате в студенческом общежитии.

4. Выбор лучших методов для изменения. Как правило, существует несколько различных бихевиоральных методов, которые могут помочь клиентам достичь желаемых целей. Если какой-либо метод не работает, его можно модифицировать или попробовать применить новый метод. Очень важна непрерывная оценка эффективности методов.

В целом консультанты-бихевиористы специализируются на том, чтобы помочь клиентам научиться ставить и достигать конкретные цели и подцели. Консультанты стремятся быть конкретными, объективными и работать в условиях сотрудничества.

Методы

Консультанты-бихевиористы имеют в своем распоряжении целый ряд хорошо изученных и наиболее эффективных из доступных техник консультирования. В этой главе предлагаются примеры подобных техник. Поскольку по данной теме имеется достаточно много литературы, целесообразно ознакомиться с профессиональными публикациями, которые описывают эти и другие методы более подробно.

Общие бихевиоральные методы. Общие бихевиоральные методы применимы при любом бихевиоральном подходе, хотя можно говорить о том, что каждый конкретный метод более соответствует той или иной теории в определенное время или в конкретных обстоятельствах.

Использование подкреплений. Подкрепления – это такие события, которые, следуя за реакцией (поведением), увеличивают вероятность ее повторения. Подкрепление может быть как положительным, так и отрицательным. Действие положительного подкрепления оценивается и ощущается человеком как приятное. Какого-либо универсального положительного стимула не существует, но некоторые события и объекты часто выполняют такую функцию, например социальное признание, деньги и пища. Отрицательным подкреплением является избегаемый (нежелательный) стимул, устранение которого зависит от выполнения желательного действия; устранение избегаемого стимула является подкреплением. Например, мать ворчит на свою дочь до тех пор, пока та не помоет тарелки. Ворчание может рассматриваться как отрицательное подкрепление, особенно если хорошие отношения с матерью важны для дочери. В бихевиоральном консультировании положительное подкрепление используется чаще, чем отрицательное. В некоторых ситуациях положительным подкреплением служит похвала консультанта, когда клиенты заканчивают действие.

Подкрепление может также быть как первичным, так и вторичным. Первичное подкрепление – это подкрепление, которое оценивается в соответствии с его природными свойствами, например еда. Вторичное подкрепление, в частности некоторые виды знаков (например, деньги), приобретает значение, когда ассоциируется с первичным подкреплением. Клиенты лучше, чем кто-либо, знают, какие действия или предметы являются для них наиболее подкрепляющими.

Планирование регулярности подкрепления. В начале формирования навыка правильное действие должно постоянно сопровождаться подкреплением (так называемое непрерывное подкрепление). После того как навык сформирован, он должен подкрепляться не так часто (перемежающееся подкрепление), Регулярность подкрепления устанавливается в соответствии либо с количеством реакций (пропорциональное), либо с продолжительностью времени между подкреплениями { интервальное). И пропорциональное, и интервальное расписания подкрепления бывают как фиксированными, так и переменными.

Фиксированное пропорциональное расписание предполагает подкрепление в зависимости от количества выполненных действий, например оплата за количёство произведенных предметов. Фиксированное интервальное расписание предусматривает подкрепление через определенные временные интервалы. Одним из примеров фиксированного интервального расписания подкреплений является регулярная выплата жалованья. Переменное, пропорциональное расписание – это такое расписание, при котором подкрепление получается нерегулярно, например выигрыш у игрального автомата, но в среднем оно пропорционально затраченным попыткам. Переменное интервальное расписание основано на нерегулярном временном расписании. Подкрепление происходит непредсказуемым образом, например можно в один день дважды получить поздравления от начальника, а затем целый месяц не получать никаких стимулов. Если консультант знает, какая регулярность предпочтительнее для данного клиента, он может наилучшим образом организовать подкрепление.

Формирование навыка. Процесс усвоения поведенческого навыка путем постепенного, пошагового, последовательного приближения известен как формирование навыка (шейпинг). Когда клиенты обучаются новым навыкам, консультанты могут помочь разложить поведение на отдельные составляющие. О шейпинге говорят тогда, когда каждое фактическое применение навыка или формируемый образ являются более совершенными, чем они были на предшествующем этапе (фокусированный ряд). Перед тем как приступать к пошаговому научению (шейпингу), консультации и клиенты должны определить последовательность действий, которую они хотят освоить: то есть что за чем следует и как – данный процесс известен как формирование цепочки (чейнинг [16]). Осуществление такой процедуры, при условии тщательного планирования, как правило, приводит к новым или более совершенным навыкам.

Генерализация представляет собой способность выполнять определенные действия за рамками тех условий, в которых происходило первоначальное научение этим действиям (например, дома или на работе). Это означает, что произошел перенос навыка в другие условия. Генерализация действий (навыков) и перенос на другие условия не происходит случайно. Она становится возможной благодаря целому ряду процедур, к числу которых относятся домашние задания в виде бихевиоральных упражнений, обучение значимых других (например, партеров по обучению или коллег), подкрепление клиентов в случае правильных действий и консультации с клиентами относительно специфических проблем, которые у них могут возникнуть при изменении поведения (Rose, 1983).

Поддержание определяется как сохранение постоянства в выполнении желанных действий, вне зависимости от чьей-либо поддержки. Акцент делается на усилении самоконтроля и саморегуляции клиента (Thoresen & Mahoney, I974). Одним из способов, которыми может быть достигнуто поддержание, является самонаблюдение клиентов в то время, когда они учатся изменять свои собственные способы поведения. Это включает два связанных процесса: самонаблюдение и саморегистрацию (Goldiamond, 1976). Первый процесс требует, чтобы человек замечал действия, которые он производит; второй фокусируется на фиксации сих действий. Самонаблюдение интерферирует с усвоенными привычками из-за того. что вынуждает клиента заниматься подсчетом определенных проявлений доведения, которые обычно происходят без участия мышления. Такое самонаблюдение увеличивает понимание клиентом своего поведения и гарантирует, что он лучше сознает, когда и как происходят некоторые действия. Например, контролируя свой вес, индивиды следят за количеством получаемых с пищей калорий и за своими реакциями на употребление некоторых продуктов.

Затухание – это исключение какого-либо действия из-за отмены его подкрепления. Мало кто станет продолжать делать то, что не вознаграждается. Например, когда клиент больше не получает подкрепления для разговора о прошлом, он перестанет к нему возвращаться. Разговор на данную тему перестает возникать и считается затухшим.

Наказание включает предъявление отталкивающего стимула для того, чтобы подавить или исключить какое-то поведение в данной ситуации. Консультант может наказать клиента критическим замечанием, например: «Я не хочу слышать от вас подобных разговоров».

Один из способов концептуализировать различия в результатах применения бихевиоральных подкреплений иллюстрируется схемой, представленной в табл. 11.1 (Holden, 1993a).

Специфические бихевиоральные метод ы. Специфические бихевиоральные методы – это усовершенствованные бихевиоральные методы, определенным образом сочетающие в себе общие методы. Они применяются в разных бихевиоральных подходах.

Таблица 11.1

Влияние бихевиоральных подкреплений на поведение

  Приятный стимул Отталкивающий стимул
Увеличивает скорость или силу реакции Позитивное подкрепление (сразу за ответом следует приятный стимул) Негативное подкрепление (сразу же после реакции следует прекращение действия отталкивающего стимула; реакция устраняет возникновение отталкивающего стимула)
Уменьшает скорость или силу реакции Угасание (реакция больше не сопровождается приятным стимулом) Наказание (сразу же за реакцией следует отталкивающий стимул)

Бихевиоральная репетиция заключается в повторении одобряемого поведения до тех пор, пока оно не станет выполняться так, как этого хочет клиент (Lazarus, 1985). Процесс состоит из пошагового заучивания действий (шейпинга) и получения корректирующей обратной связи. Он часто применяется после того, как клиент увидел образец желательного поведения. В подобных случаях, особенно если усваиваемые действия сложны, клиент должен повторять то, что он наблюдал, в присутствии консультанта. После этого клиент получает обратную связь и суждение о том, что уже сделано и что предстоит переделать. Клиенту дают домашнее задание, предназначенное для того, чтобы помочь ему отработать новое поведение вне офиса консультанта. Занимаясь в привычной для себя обстановке, клиент скорее достигнет успеха и генерализации. Если этого не произойдет, то в течение следующей сессии консультирования могут быть внесены необходимые изменения (Kipper, 1986). Иногда бихевиоральная репетиция называется ролевой игрой, потому что клиент занимается как бы осваиванием новой роли. Импровизационное разыгрывание ролевого поведения, противоречащего прошлому поведению, представляет собой эффективный механизм для изменения (Zimbardo & Leippe, 1991).

Планирование окружения. Эта процедура включает частичное создание клиентом той среды, которая способствует определенным проявлениям поведения или, напротив, ограничивает их (Krasner & Ullmann, 1973). Например, если клиент связывает болезненные воспоминания с некоторой местностью, ежедневный график планируется так, чтобы избежать посещения этого места. Подобно этому, для того чтобы контролировать ситуацию и, следовательно, способствовать желательному взаимодействию, клиент может обустраивать комнату или расставлять стулья определенным способом.

Систематическая десенсибилизация. Эта техника предназначена для того, чтобы помочь клиентам преодолеть состояние тревожности в определенных ситуациях. Клиента просят описать ситуацию, которая вызывает тревожность. Затем ему предлагают оценить эту ситуацию и расположить события и обстоятельства на иерархической шкале (табл. 11.2), начиная с тех, которые не вызывают никакого интереса (0), и заканчивая теми, которые являются наиболее неприятными (100).

Таблица 11.2

Иерархия источников тревожности одного из клиентов

Степень тревожности, % События (обстоятельства)
90 Отношения в браке
85 Отношения с родственниками жены
80 Беспокойство за новорожденного сына
75 Беспокойство за отца
70 Беспокойство за мать
65 Общие отношения и обязанности в семье
60 Руководство проектом на работе
50 Работа вообще
40 Обращение к консультанту
35 Финансовые дела
20 Проблема отдыха и досуга
10 Затрудненное засыпание

Чем выше на шкале расположено событие или обстоятельство, тем большую тревожность оно вызывает у клиента. Чтобы помочь клиенту устранить тревожность и справиться с ситуацией, консультант учит его расслабляться физически или психологически. После этого иерархия рассматривается заново, начиная с предметов, вызывающих меньшее беспокойство. Когда тревожность клиента начинает возрастать, клиенту помогают расслабиться снова. Идея техники состоит в том, что человек не может чувствовать беспокойство и в то же самое время ощущать физическое расслабление (это явление известно как реципрокное торможение) (Wolpe, 1958).

Тренинг ассертивности (уверенности в себе). Главная цель тренинга ассертивности заключается в том, чтобы научить человека свободно выражать свои мысли и чувства, адекватные ситуации, и при этом не испытывать неуместного беспокойства (Alberti & Emmons, 1987). Техника заключается в противообусловливании[17] тревожности и подкреплении состояния уверенности в себе. Клиента убеждают, что каждый имеет право (не обязательство) самовыражения. Затем клиент обучается различать агрессивные, пассивные и уверенные действия.

В самом начале консультирования клиент сообщает консультанту о своих целях, например о желании научиться выступать на общественных собраниях. После этого консультант характеризует существующие формы поведения клиента – включает, таким образом, обратную связь (как положительную, так и отрицательную)., На следующих стадиях процесса осуществляется моделирование желательного поведения и ролевое разыгрывание клиентом этого поведения. Консультант при этом подкрепляет поведение и помогает сформировать действия клиента. Наконец, клиенту назначается домашнее задание, которое он выполняет между сессиями (Bellack & Hersen, 1998). Уверенное поведение должно формироваться постепенно, чтобы поддерживать заинтересованность клиента. Задача тренинга состоит в том, чтобы дать индивидам почувствовать свою способность выразить себя, не поощряя агрессивность и манипулирование.

Контракты на достижение. В контрактах обстоятельно разъясняется, что должно быть выполнено, изменено или прекращено, какая награда последует после достижения этих целей и условия, при которых награда будет получена (Corey, 1996). Чаще всего контракты используются в работе с детьми, а не со взрослыми, потому что многие взрослые находят их неприятными. Обычно контракты на достижение подписываются в качестве квазиформальных документов.

Техники «взрыва» и «погружения». Имплозивная терапия была разработана в 1960-х годах Томасом Стампфлом (Stampfl). Она включает в себя десенсибилизацию клиента в отношении ситуации с помощью представления клиентом другой вызывающей беспокойство ситуации, которая заканчивается страшными последствиями. Клиенту не предлагают предварительно расслабиться (как в систематической десенсибилизации). Эта методика не должна использоваться начинающими консультантами.

Погружение является менее травматичным, чем имплозивная терапия. В погружении вызывающая беспокойство сцена вызывается в воображении, но она не имеет страшных последствий.

Аверсивные техники. Хотя большинство бихевиористов рекомендует использовать сначала положительную стимуляцию, иногда необходимо использовать приемы, вызывающие негативные чувства, – например, наказания. Такие техники полезны, когда необходимо избавиться от одних действий перед тем, как обучаться другим. Аверсивные техники различаются по своей интенсивности. Вот некоторые из наиболее известных.

· Тайм-аут – это техника, в которой клиент лишается возможности получать положительное подкрепление. Эта умеренно аверсивная техника требует тщательного контроля и может быть наиболее эффективна, когда используется в течение коротких периодов времени, например в течение пяти минут. Примером тайм-аута является изолирование ребенка от одноклассников, когда он плохо себя ведет.

· Сверхкоррекция – прием, когда клиент сначала восстанавливает окружение до его естественного состояния и затем делает его «лучше нормального». Например, детей, которые разбрасывают продукты в школьном буфете, могли бы заставить убрать за собой, вымыть и натереть пол.

· Скрытая сенсибилизация. Метод, при котором нежелательное поведение устраняется путем ассоциации его с неприятностью. Он применяется в лечении клиентов, которые имеют проблемы, связанные с курением, ожирением, токсикоманией, сексуальными отклонениями.

При длительном применении отталкивающие стимулы сами по себе обычно неэффективны по трем причинам: их отрицательное эмоциональное влияние быстро рассеивается; они могут интерферировать с процессом освоения желательных форм поведения; они могут стимулировать замкнутость клиента, что в случае успеха становится положительным подкреплением. Кроме того, всем аверсивным техникам сопутствуют этические и юридические проблемы. Прежде чем применять их, консультанты должны получить письменное разрешение для их использования, особенно если это касается несовершеннолетних.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...