Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка теории: уникальность и ограничения

Бихевиоральный подход имеет много отличительных особенностей (включая аспекты, которые являются в первую очередь когнитивно-бихевиоральными). Вот перечень уникальных и сильных сторон бихевиорального подхода.

· Непосредственное обращение к симптомам. Поскольку большинство клиентов нуждается в помощи при разрешении конкретных проблем, консультанты, которые обращаются непосредственно к симптомам, часто могут оказать клиентам немедленную помощь. Кроме того, бихевиоральный подход годится для консультирования клиентов с нарушениями внимания, нарушениями поведения, расстройствами употребления пищи[18], токсикоманией, психосексуальными расстройствами, импульсивным поведением и фобическими расстройствами (Seligman, 1997).

· Сосредоточенность на событиях, происходящих «здесь и теперь». Клиент не должен исследовать прошлое, чтобы получить помощь в настоящем. Бихевиоральный подход экономит время и деньги.

· Доступность множества методов для применения их в консультировании. С 1969 по 1976 год количество бихевиоральных методов увеличилось более чем в два раза, и эта тенденция сохраняется в настоящее время. Консультанты могут применять бихевиоральные методы в различных условиях. Издается довольно много журналов по бихевиорально-ориентированному консультированию, таких как The Journal ofApplied Behavior Analysis.

· Основание – теория научения, которая представляет собой хорошо сформулированный способ объяснения процесса усвоения новых форм поведения (Krumboltz & Thoresen, 1969, 1976). Теория научения продолжает развиваться и создавать практические приложения для использования в широком диапазоне областей (Rescorla, 1988).

· Поддержка Ассоциации совершенствования бихевиоральной терапии (Association for the Advancement of Behavior Therapy – ААВТ), которая издает для своих членов этические руководства (Azrin, Stuart, Risely & Stolz, 1977). ААВТ способствует развитию практического применения и разъяснению бихевиоральных методов консультирования, пытаясь защитить публику от недобросовестных практикующих специалистов.

· Подкрепленность достоверными исследованиями влияния бихевиоральных методов на процесс консультирования. Начинающие консультанты могут использовать в качестве образца один из многих планов исследования. Общей характеристикой всех бихевиоральных подходов является их приверженность объективности и применение оценок.

· Объективность в определении и разрешении проблем. Таким образом, процесс консультирования демистифицируется, а клиенты и независимые «оценщики» получают возможность определить степень своей ответственности (Gilliland et al, 1998).

Бихевиоральному подходу присущи также некоторые ограничения.

· Рассматривается только внешнее поведение человека без обращения к нему как к личности. Критики утверждают, что многие бихевиористы, такие как Скиннер, «вычленили» человека из личности и заменили ее рассмотрением законов, которые управляют действиями в определенных условиях. Этот подход может оказаться слишком простым для объяснения сложного человеческого взаимодействия (Hergenhahn, 1994).

· Применяется иногда механически. Голдштейн (Goldstein, 1973) обращает внимание, что «наиболее общая ошибка новообращенных бихевиоральных терапевтов заключается в слишком поспешном применении методов» (р. 221). Даже притом что большинство бихевиористов уделяют внимание установлению раппорта с клиентами и проводят консультирование совместными усилиями, некоторые из них изначально недооценивают значение отношений клиента и консультанта, чем наносят вред престижу подхода.

· Больше всего подходит для контролируемых условий, которые трудно воспроизвести в обычных ситуациях консультирования. За этим замечанием скрывается опасение, что многие из бихевиоральных теорий были разработаны на основании исследований поведения животных – крыс и голубей. Многие консультанты задаются вопросом, будет ли бихевиоральный подход эффективен при работе с клиентами в условиях, далеких от идеальных.

· Применение методов, опережающих теорию (Thoresen & Coates, 1980). Бихевиоральными консультантами было инициировано быстрое увеличение количества новых методов, однако теория, которая должна лежать в основе этих методов, не поспевала за ними.

· Игнорирование анамнеза клиента и бессознательного. Хотя бихевиоральный подход может быть весьма полезен для клиента, который имеет отчетливую проблему поведенческого характера, он не может помочь тем, кто захочет разрешить свои прошлые проблемы или заняться прояснением бессознательного.

· Не учитываются стадии развития (Sprinthall, 1971). Скиннер (Skinner, 1974) обращает внимание на то, что внутренний мир ребенка развивается, но он и многие другие бихевиористы считают, что стадии развития дают мало информации для объяснения внешнего поведения. Вместо этого они утверждают, что процесс приобретения знаний обладает универсальными чертами.

· Клиента программируют «на минимальный или толерантный уровни поведения, поощряется конформизм, не развивается творческий потенциал и игнорируется потребности клиента в реализации своих способностей, самоактуализации и чувстве собственного достоинства» (Gilliland et al., 1998).

Терапия реальностью

Возникшая в 1960-е годы терапия реальностью основное внимание уделяет тем выборам, которые совершают люди и которые могут изменить их жизнь. Она сосредоточивается на двух основных факторах: на окружении, необходимом для проведения консультирования, и на процедурах, приводящих к изменениям (Wubbolding, 1998). Как правило, создание благоприятного, безопасного окружения является необходимым условием желаемого изменения. Безотносительно к этому, терапия реальностью является гибким, благотворным, мощным и действенно-ориентированным подходом консультирования. В целом терапия реальностью подчеркивает значение удовлетворения психологических потребностей, разрешения личностных проблем и является профилактической по своей природе. Создатель теории – Уильям Глассер (Glasser).

Уильям Глассер

Уильям Глассер родился в Кливленде, штат Огайо, в 1925 году. Он был третьим, самым младшим ребенком в дружной семье. Он описывал свое детство как счастливое и небогатое событиями. Сам Глассер не придавал большого значения событиям прошлого, что отразилось и в его теории. В школе он играл в музыкальном ансамбле, очень увлекался спортом. Окончив в возрасте 19 лет Case Institute of Technology no специальности инженер-химик, он начал работу над дипломом по клинической психологии. Глассер получил магистерскую степень в 1948 году, но его докторская диссертация была отклонена. Затем он поступил в медицинскую школу при Western Reserve University, где и получил высшее медицинское образование в 1953 году.

Глассер переезжает со своей женой, Наоми Джудит Силвер, в Калифорнию для прохождения в UCLA (The University of California at Los Angeles) психиатрической ординатуры, которую он закончил в 1957 году. Поначалу он надеялся основать частную психиатрическую практику, но вскоре обнаружил, что количество направлений к нему как к специалисту оказалось ничтожным из-за его открытого противостояния традиционному психоаналитическому подходу к лечению. Поэтому он принял приглашение на должность ведущего психиатра в государственном исправительном учреждении для юных правонарушителей – школе для девочек в городе Венчура, неподалеку от Лос-Анджелеса.

В 1960-е годы в Венчуре Глассер начал формировать свой подход к консультированию. Во время пребывания в ординатуре его сомнения в эффективности классического психоанализа были поддержаны одним из его научных руководителей, Г. Л. Харрингтоном (Harrington). Харриигтон помог Глассеру развить некоторые из основных принципов терапии реальностью, даже содействовал в проверке этих основных принципов. Первая книга Глассера, «Mental Health or Mental Illness?» (1961), содержала многие из идей, которые были позже более формально выражены в книге «Reality Therapy; A New Approach to Psychiatry» (1965). Он развивал терапию реальностью, потому что считал, что «обычная психиатрия тратит впустую слишком много времени на споры о заключительном диагнозе» (Glasser, 1965, Р. 49). Ему нужен был подход, который был бы практическим и более понятным как клиницистам, так и широкой публике. Он обнаружил, что, используя основные принципы терапии реальностью, ему удалось сократить количество рецидивов в Венчурской школе до 20%.

Вскоре после опубликования книги «Reality Therapy» Глассер основал Институт терапии реальностью (Institute of Reality Therapy) в Кэнога-Парк, Калифорния, где он выполнил значительную часть своей творческой работы. Он описал применение терапии реальностью к школьным условиям в книге «Schools Without Failure» (Glasser, 1969) и применение ее в работе с проблемами идентичности в книге «The Identity Society» (Glasser, 1972). В книге «Positive Addiction» (Glasser, 1976) он утверждал, что люди могут стать сильнее, а не слабее благодаря так называемым аддиктивным привычкам. Два примера привычек, которые улучшают физическое и психическое здоровье, – это бег трусцой и медитация.

С 1981 года Глассер связывает свои первоначальные идеи с теорией управления, в которой доказывается, что поведение человека порождается его внутренним миром. Таким образом, единственное, что получают люди из внешнего мира – это информация (Glasser, 1988). Две из более поздних книг Глассера, «Stations of the Mind» (Glasser, 1981) и «Control Theory: A New Explanation of How We Control Our и Lives» (1984), отражают эту теоретическую позицию и придают особое значение ] влиянию мозга на внутреннее восприятие. Тем не менее в 1996 году Глассер отошел от теории управления, заменив ее теорией выбора. Его последняя книга отражает суть этой замены.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...