Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Когнитивная терапия А. Бека

Аарон Т. Бек, психиатр из Филадельфии, разрабатывал когнитивный подход к психическим расстройствам почти в то же самое время, что и Альберт Эллис, который развивал идеи рационально-эмотивной терапии (в конце 1950-х – начале 1960-х годов). В своей теории Бек подчеркивал значение когнитивного мышления, в особенности дисфункционального мышления (мышления, которое является непроизводительным и нереалистичным) (Weinrach, 1988).

Пребывая на посту директора Центра когнитивной терапии факультета психиатрии в Университете штата Пенсильвания, Бек не только продолжал совершенствовать свою теорию, но и тщательно проверял ее (см., например: Rush, Beck, -Kovacs & Hollon, 1977). Он обнаружил, что когнитивная терапия эффективна как метод краткосрочного лечения, особенно в случаях депрессии и тревожности. В таких случаях у клиента существуют «интерпретации и ожидания, которые ведут к болезненным эффектам уныния и беспокойства, к замкнутости и подавленности» (Weinrach, 1988, р. 161). Консультант, придерживающийся когнитивной теории консультирования, обученный в соответствии с методологией Бека, пытается помочь клиентам добиваться более реалистичной интерпретации событий, избегая чрезмерных обобщений (в случае депрессии) или проекций (в случае тревожности).

В целом Бек обращает внимание на следующие моменты. Во-первых, он не пытается обязательно опровергать убеждения своих клиентов, но дает им возможность исследовать функциональность собственных убеждений. Во-вторых, его подход использует специфические профили и планы лечения расстройств типа депрессии и тревожности (Dattilio & Padesky, 1990). Кроме того, модель Бека является исследовательской и располагает к сотрудничеству с клиентами (Holden, 1993а). Следовательно, она требует эмпирической проверки со стороны клиентов как исследователей своей жизни, с тем чтобы они смогли понять, что их убеждения нефункциональны.

Коротко говоря, Бек сосредоточивается на важности изменения мыслей при работе с психическими расстройствами. Согласно его подходу, существуют шесть когнитивных искажений, к которым консультант должен быть готов: необоснованные выводы, избирательная абстракция, сверхгенерализация, преувеличение и преуменьшение, персонализация и дихотомическое мышление (Arnkoff & Glass, 1992). (Иногда Бека относят к числу когнитивно-бихевиоральных терапевтов, поэтому к его теории мы снова обратимся в главе 11 в разделе, посвященном когнитивно-бихевиоральным подходам.)

Рационально-эмотивная терапия поведения

Альберт Эллис

Основатель рационально-эмотивной терапии поведения (РЭТП), Альберт Эллис (Ellis) был охарактеризован Вайнрахом (Weinrach, 1980) как «жесткий, нетерпеливый человек, которому недоставало некоторых из основных социальных качеств, которые моя мать втолковывала мне часами», но в то же время являвшийся «ярким, наблюдательным, проницательным, обладающим чувством юмора и способным оказать поддержку» (р. 152). То, что Эллис действительно соответствует этим двум описаниям, частично объясняется особенностями его биографии.

Альберт Эллис родился в 1913 году в еврейской семье в Питтсбурге, в штате Пенсильвания. Он не был единственным ребенком в семье, у него были сестра и брат. В начале своей жизни Эллис вместе с семьей перебирается в Нью-Йорк, где он провел впоследствии большую часть своей жизни. Эллис описывает своего отца в положительных и нейтральных тонах, хотя старший Эллис часто отсутствовал Дома. От своего отца, как полагает Эллис, он унаследовал его ясный ум, чуткость в восприятии нового, энергию и настойчивость (Newhorn, 1978). Его мать была совершенно независимой, часто проявляла эксцентричность в своем поведении и в то же время чувствовала себя счастливой и не обременяла себя материнскими обязанностями. Эллис описывает ее способ воспитания как мягкое пренебрежение обязанностями (Dryden, 1989),

В возрасте 5 лет Эллис чуть не умер от тонзиллита; позже он страдал острым! нефритом и диабетом (Dryden, 1989; Morris & Kanitz, 1975). Он полагал, что большинство членов его семьи были слегка сумасшедшие, и к семилетнему возрасту он был уже в значительной степени предоставлен самому себе (Weinrach, 1980). Когда Эллису было 12 лет, его родители развелись. Это заставило его отказаться от планов стать преподавателем иврита и, кроме того, повлияло на его убеждения: он стал, как он сам пишет, «вероятностным атеистом» – тем, кто не верит, что Бог существует, но согласился бы с эмпирическими доказательствами противоположного.

В юности Эллис мечтал стать писателем. Он планировал накопить достаточно денег, чтобы рано выйти на пенсию и посвятить свое время сочинительству. В 1934 году он получил высшее образование в Сити-Колледже в Нью-Йорке и работал в сфере бизнеса до середины 1940-х годов. В свободное от работы время он писал беллетристику. Однако литературные труды не принесли ему успеха, и он решил! изучать психологию. В Колумбийском университете Эллис получил степень магистра в 1943 году и степень доктора философии по клинической психологии! в 1947 году.

Эллис хотел стать клиническим психоаналитиком, но это желание оказалось изначально невыполнимым, потому что учреждения, которые специализировались на таком обучении, принимали только профессионалов-медиков. В конце концов ему удалось обучиться психоанализу в группе Карен Хорни и в начале 1950-х годов заняться классическим психоанализом. Не удовлетворенный существующим подходом, 8 1955 году Эллис начал разрабатывать свою собственную теорию.

Рационально-эмотивная терапия с самого начала была прежде всего когнитивной теорией. Ее главные принципы были сначала опубликованы в книге Reason and emotion in psychotherapy» (Ellis, 1962). С»тех пор РЭТП значительно расширила свою научную базу и теперь включает бихевиоральные и эмоциональные понятия.

Эллис основал два некоммерческих института, чтобы пропагандировать РЭТП: Институт рациональной жизни – научное и образовательное учреждение, основанное в 1959 году, и основанный в 1968 году Институт рационально-эмотивной терапии, где обучались специалисты и предоставлялись клинические услуги. Эллис, весьма плодовитый автор, написал более 300 статей, приблизительно 50 книг, он также выпустил большое количество видео- и аудиозаписей. Каждую неделю он встречался примерно с 80 клиентами в индивидуальных сессиях и проводил до восьми групповых сессий. Ежегодно он проводил приблизительно 200 семинаров и бесед. Однако Эллис не считал себя заложником работы, потому что он не считал себя обязанным работать или что-то доказывать себе (Weinrach, 1980). Он расслаблялся, читая, слушая музыку и общаясь.

Эллис был дважды женат и утверждал, что в каждом браке он узнавал что-нибудь новое о себе и о женской природе. С 1964 года у него установились прочные дружеские отношения с Джанет Вольф (Janet Wolfe), которая помогала ему создавать Институт рационально-эмотивной терапии поведения и впоследствии работала там (Dryden, 1989). Эллис не только активно работал в рамках собственной теории, но и был известным в США врачом-сексологом, написавшим многочисленные книги и статьи по этому предмету. Он не раз получал свидетельства признания в профессиональных кругах, включая звание «Гуманист года» Американской гуманистической ассоциации. Несмотря на искрометный темперамент, эксцентричные манеры, Эллис мог быть нежным и отзывчивым (Dryden, 1989). Действительно, он – человек контрастов, который видит способы объединения идей, кажущихся на первый взгляд несовместимыми, например религии и РЭТП (Powell, 1976).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...