Контур регулирования скорости
Контур регулирования скорости является внешним контуром по отношению к контуру тока. Рассмотрим структурную схему контура скорости электропривода (рисунок 5.4) при тех же допущениях, что и были приняты при синтезе контура тока.
Рисунок 5.4 - Структурная схема для синтеза контура скорости
На рисунке 5.4 приняты те же обозначения, что и на рисунке 5.1, за исключением передаточной функции регулятора тока Wрт (р), которая в данном случае, с учетом (5.4), имеет вид:
Wрт (р) = [1/кт] / [ат·Tтп2·p2 + ат·Tтп·p + 1]. При синтезе регулятора скорости передаточная функция замкнутого контура тока с достаточной степенью точности можно аппроксимировать выражением:
Wрт (р) = [1/кт] / [ат·Tтп2·p2 + ат·Tтп·p + 1] ≈ [1/кт] / [ат·Tтп·p + 1]. (5.5)
Тогда некомпенсируемой малой постоянной времени в контуре скорости является величина:
Tс = ат·Tтп, (5.6)
а компенсируемой постоянной времени в данном случае является электромеханическая постоянная времени электродвигателя Тм. Контур регулирования скорости будем настраивать на симметричный оптимум, при этом желаемая передаточная функция разомкнутого контура скорости будет иметь вид:
Wркс (р) = [ас2·Tс·p + 1] / [ас3·Tс2·p2· (Tс·p + 1)], (5.7)
где ас - коэффициент, определяющий демпфирование переходных процессов в контуре скорости, при выборе ас = 2 желаемая передаточная функция разомкнутого контура скорости соответствует требованиям симметричного оптимума; Тс - постоянная времени разомкнутого контура скорости, с:
Tс = ат·Tтп = 2·0,013 = 0,026 с. Wркс (р) = [22·0,026·p + 1] / [23·0,0262·p2· (0,026·p + 1)]
Из равенства передаточных функций разомкнутого контура скорости: Wрск (р) = Wрс (р) · [1/кт] / [Tс·p + 1] · [Rя] / [ке·Tм·p] · кω,
где кω - передаточный коэффициент контура обратной связи по скорости. Расчетное значение коэффициента обратной связи по скорости можно определить из выражения:
кω = Uз. max / ωн, (5.8)
где Uз. max - максимальное значение напряжения задания, в расчетах можно принять равным 10 В.
кω = Uз. max / ωн = 10/79 = 0,126 В·с.
Определим передаточную функцию регулятора скорости:
Wрс (р) = [ (ас2·Tс·p + 1) / (ас2·Tс·p)] · [ (Tм·ке·кт) / (ас·Tс·кω·Rя)] = крс + [1/Tис·p], (5.9)
где крс - коэффициент передачи пропорциональной части регулятора скорости:
крс = [ (Tм·ке·кт) / (ас·Tс·кω·Rя)] = [ (0,003·2,61·0, 191) / (2·0,026·0,126·0,516)] = 0,442;
Tис - постоянная времени интегрирования регулятора скорости, с:
Tис = [ (ас3·Tс2·кω·Rя) / (Tм·ке·кт)] = [ (23·0,0262·0,126·0,516) / (0,003·2,61·0, 191)] = 0,235 с. Wрс (р) = 0,442 + [1/0,235·p], В обратной связи контура тока применяется нелинейное звено, состоящее из датчика тока (чаще всего для этой цели применяется шунт), усилителя датчика тока и двух встречно направленных стабилитронов. Для дальнейшего расчета необходимо выбрать шунт, исходя из максимального значения тока, протекающего по якорной цепи, и стабилитроны, исходя из напряжения стабилизации. При выборе стабилитрона необходимо учитывать, что при протекании максимально допустимого тока по якорной цепи напряжение на выходе стабилитрона должно быть равно 10 В. Выбираем из /5/ стабилитрон КС 15-10/800: Uст = 10 В, Iдоп = 210 А. Из /14/ выбираем операционный усилитель К 153 К1УТ531В: Uпит = ±10 В, Iвх mах = 20 мкА, Ку c = (10 - 100) • 103. Ток отсечки определится из выражения:
Iотс = [Uст/кдт] · [1/Rш], (5.10)
где Uст - паспортное значение напряжения стабилизации стабилитрона, В; кд. т. - коэффициент усиления датчика тока, определяется как отношение выходного сигнала обратной связи по току (можно принять величину сигнала 10В) к напряжению шунта при допустимом токе якоря (номинальному напряжению шунта); Rш - номинальное сопротивление шунта, Ом /5/:
Rш = 0,2·10-4 = 0,00002 Ом. Iотс = [ Uст/кдт] · [1/ Rш] = [10/5000] · [1/0,00002] = 100 А.
Найдем параметры датчика тока:
R1д. т. = Uвх. max / кд. т. = Iн. ш. ·Rш / I’вх. max, (5.11) где I’вх. max - максимальный допустимый входной ток операционного усилителя датчика тока, А; Iн. ш. - номинальный ток шунта, А /5/: Iн. ш. = 44 А; R1д. т. = Iн. ш. · Rш / I’вх. max = 44·0,00002/0,00002 = 44 Ом. R2д. т. = кд. т. ·R1д. т, (5.12) R2д. т. = кд. т. · R1д. т = 5000·44 = 22000 Ом. R3д. т. = [R1д. т. ·R2д. т] / [R1д. т. + R2д. т], (5.13) R3д . т . = [R1д . т . ·R2д . т ] / [R1д . т . + R2д . т ] = [44·22000] / [44 + 22000] = 43 Ом.
Определим параметры регулятора тока: R1 = Uрс. max / I’вх. max, (5.14) где Uр. с. max - максимальное входное напряжение регулятора скорости (в расчетах можно принять равным 10 В). R1 = Uрс. max / I’вх. max = 10/= 0,00002 = 500000 Ом. R3 = кр. т. · R1 = 0,052·500000 = 26000 Ом; С = Ти / R1 = 0,482/500000 = 0,000000964 Ф; R2 = 0 Ом; R4 = 1/[ (1/ R1) + (1/ R3)] = 1/[ (1/500000) + (1/26000)] = 24710 Ом.
Примерная схема регулятора тока с датчиком тока приведена на рисунке 5.5. В качестве датчика тока чаще всего применяется тахогенератор с самовозбуждением. В ходе выполнения курсового проекта необходимо выбрать тахогенератор по максимальной частоте вращения и удельной ЭДС тахогенератора. В качестве датчика тока применяем тахогенератор с самовозбуждением ТД - 101 (Uвоз = 10 В, n = 1000 об/мин) /5/. Коэффициент передачи датчика скорости можно определить:
кдс = 30·γ/π, (3.31)
где g - удельная ЭДС тахогенератора, В:
g = 80/314 = 0,256 В кдс = 30·γ/π = 30·0,256/3,14 = 0,125 В·с.
Определим параметры регулятора скорости: R1с = Uзи. max / I’вх. max = 10/0,00002 = 500000 Ом,
где Uзи. max - максимальное напряжение на выходе задатчика интенсивности (в расчетах можно принять равным 10 В); I’вх. max - максимальный входной ток операционного усилителя регулятора скорости, А. При расчете регулятора тока можно принять в качестве операционного усилителя регулятора скорости такой же операционный усилитель, как и в регуляторе тока. R3с = кр. с. · R1с = 0,442·500000 = 221000 Ом; Сс = Тис / R1с = 0,235/500000 = 0,00000047 Ф; R2с = R1с·кдс / кω = 500000·0,125/0,126 = 496000 Ом; Rис = 1/[ (1/ R1с) + (1/ R2с) + (1/ R3с)] = 1/[ (1/500000) + (1/496000) + (1/221000)] = = 117100 Ом.
Для ограничения выходного сигнала регулятора скорости в схемах регулирования применяется блок ограничения, входящий в цепь обратных связей и состоящий из двух встречно включенных стабилитронов.
Примерная схема регулятора скорости приведена на рисунке 5.6. Для уменьшения величины перерегулирования на вход системы подчиненного регулирования устанавливается задатчик интенсивности, состоящий из операционного усилителя с ограничением выходного сигнала, охваченный активно-емкостной обратной связью. В ходе работы над дипломным проектом вопрос расчета параметров задатчика интенсивности не входит.
Рисунок 5.5 - Электрическая принципиальная схема регулятора тока
Рисунок 5.6 - Схема электрическая принципиальная регулятора скорости
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|