Развитие представлений о качестве жизни в трудах зарубежных исследователей.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Оглавление Введение.................................................................................................................. 4 I. Исследование представлений о качестве жизни................................................. 6 1.1.Развитие представлений о качестве жизни в трудах зарубежных исследователей................................................................................................................................. 6 1.2.Некоторые сферы качества жизни................................................................ 18 II.Методика определения качества жизни............................................................ 24 Заключение............................................................................................................ 27 Библиографический список.................................................................................. 29 Приложение.......................................................................................................... 31
Введение Под качеством жизни в современных концепциях качества за рубежом понимают комплексную характеристику социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе. Концепция качества жизни - это современное продолжение интеллектуальных поисков, начатых Тейяром де Шарденом и В.И. Вернадским, которые ввели в научный обиход понятие "ноосфера", ставшее ныне одним из терминов словаря по социально-экономической статистике: "Ноосфера - сфера разумно организованного взаимодействия общества и природы. Биосфера превращается в ноосферу при целенаправленной деятельности человечества путем реализации мер по рациональному природопользованию". В концепцию качества жизни, принятую в постиндустриальных обществах, включены ограничения на удовлетворение потребностей людей, обеспечивающие гармоничное развитие ноосферы. К этим ограничениям относятся:
Охрана окружающей среды; Забота о безопасности производств и продукции; Поддержание ресурсного потенциала страны. В то же время центральными задачами в концепции качества жизни провозглашаются: - обеспечение физического и морального здоровья общества; - расширение употребления населением экологически чистых продуктов питания; - гармонизация условия труда и т.д. В литературе понятия "качество жизни" и "уровень жизни" нередко переплетаются и подменяют друг друга, что не вполне корректно. При этом уровень жизни определяется как показатель, характеризующий количество и качество товаров и услуг, потребляемых в стране. Говоря о качестве жизни, нередко легко переходят к таким количественных характеристикам уровня жизни, как потребительская корзина. Данное понятие в современном словаре рыночных терминов означает набор товаров-представителей в заданных количествах с фиксируемыми ценами. Определяя уровень жизни, к потребительской корзине добавляют показатели смертности населения, общеобразовательный уровень и т.п., решая фактически частные проблемы качества жизни, и не давая четкого определения самому понятию. Процессы управления качеством жизни сопрягаются с выживаемостью человечества, а сам термин определяет как систему духовных, материальных, социокультурных, экологических и демографических качеств (компонентов жизни). Категория качества жизни впервые была введена в научный оборот в 60-х годах нынешнего столетия в связи с попытками моделирования зарубежными исследователями траекторий промышленного развития. Разработка категории качества жизни так или иначе нашла свое отражение в ряде публикаций 80-х годов за рубежом. В 90-е годы проблему защиты прав потребителей и интересов общества все чаще рассматривают с позиций качества жизни, причем включают в это понятие обеспечение рабочими местами, доход, гарантирующий определенный уровень благосостояния, определенное качество медицинского обслуживания, основных социальных услуг. Кроме того, качество жизни предполагает возможность для всех членов общества участвовать в принятии жизненно важных решений и использование возможностей, предоставляемых социальными, экономическими и политическими свободами.
Цель данной работы – анализ представлений о качестве жизни. Глава I. Исследование представлений о качестве жизни Развитие представлений о качестве жизни в трудах зарубежных исследователей. Возникновение исследований качества жизни в американской социологии относится к началу 1960-х годов, когда стало проявляться понятное отечественному читателю общественное беспокойство по поводу эффективности федеральных социальных программ. Обнаружилось, что исследователи, работавшие над проблемой в разных дисциплинах, подходят к качеству жизни по-разному, что обусловлено различиями предметов их дисциплин. Психологи и социальные психологи сосредоточивали внимание на аффективных и когнитивных структурных компонентах качества жизни - эмоциональных ответах и когнитивных ценностных суждениях. Социологи и экономисты фокусировали внимание на инвайронментальных индикаторах: уровни преступности, доходов, качество продуктов, доступность учреждений здравоохранения, степень (не)решенности социальных проблем, уровень образования, плотность населения и т.д. Поэтому в виде самостоятельных предметов изучения социологи выделили субъективные и объективные компоненты качества жизни, - "воспринимаемая сторона качества жизни" как общая оценка личного существования, его счастья и степени удовлетворенности жизнью, и восприятие качества жизни крупными социальными единицами (семья, локальное сообщество). При этом в теоретико-методологических исследованиях правомерно указывалось, что субъективные индикаторы качества жизни дополняют объективные. Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, они могут отражать различия того, как разные люди "взвешивают" внешние социальные переменные. Во-вторых, глобальные ответы могут и не быть простой линейной суммой реакций низшего порядка; в третьих, индивиды могут по-разному реагировать на одни и те же внешние обстоятельства в зависимости от их ценностей, ожиданий и желаний.
Субъективные подходы к качеству жизни сосредоточились на рассмотрении ценностных установок и переживаний, в то время как объективные подходы – на таких компонентах как пища, жилье, образование. В первом случае элементами структуры качества жизни являются самочувствие, удовлетворенность жизнью, счастье (или комбинация этих элементов). Во втором - качество жизни определяется как "качество социальной и физической (как искусственной, так и естественной) окружающей среды, в которой люди пытаются реализовать свои нужды и потребности". А. Кемпбелл фокусирует внимание на "внутреннем самочувствии" американцев. Р. Инглхарт и Дж. Рабье отмечают, что удовлетворенность жизнью в целом (глобальная сторона восприятия качества жизни) аддитивна, отражая сумму степеней удовлетворенности индивидов разными областями жизни. При этом исследователи отмечают, что ощущение счастья, удовлетворенность и самочувствие неизоморфны, хотя и могут перекрываться. Люди существуют как члены семей, организаций и локальных сообществ и могут оценивать их. Поэтому многие исследователи рассматривают оценки качества жизни в разнообразных контекстах (локальных сообществ, этнических групп, региональных групп, наций и т.д.)[1]. Несмотря на то, что у непредвзятого исследователя могут возникать сомнения в возможности измерения субъективных компонентов качества жизни, проведенные исследования раскрывают высокие степени достоверности и надежности этих измерений. Самоотчеты о долгосрочном самочувствии коррелируют с внешними оценками, например, мнениями окружающих, выявленными в интервью. Исследования последних 20 лет раскрыли связь с качеством жизни личностного статуса и ценностей индивидов. В общем случае статусные индикаторы, имеющие отношение к качеству жизни, состоят в следующем. Индикаторы качества жизни:
1.Доход положительно связан с субъективными и с объективными замерами качества жизни. Правда, доход объясняет только часть изменений в субъективной компоненте качества жизни. С другой стороны, степень удовлетворенности доходом и стандартами жизни сильно коррелирует с субъективной компонентой качества жизни. 2.Занятость. В целом, она дает небольшой вклад. Исполнители и профессионалы дают самые высокие оценки субъективных компонент качества жизни. "Белые воротнички" счастливее людей в "синих воротничках", но люди из престижных категорий, подобных профессионалам-производственникам, менеджерам, собственникам, существенно не различаются в оценке субъективных компонентов. 3.Образование прямо не связано с качеством жизни. 4.Возраст. Молодые люди меньше удовлетворены жизнью, чем люди в возрасте, вне зависимости от места проживания. Уровни удовлетворенности всеми аспектами жизни, кроме здоровья, растут вместе с возрастом. Оценки качества жизни пожилыми людьми зависят от состояния жилья и от здоровья. 5.Гендер. Мужчины и женщины в процессе самооценки субъективных компонент качества жизни: несчастий, недостатка признания, чувств незащищенности, недостатка уверенности, неопределенности и стрессов, – используют одни и те же шесть базовых категорий оценки. 6.Брачный статус связан с общей оценкой счастья. Кросс-национальные данные показывают, что находящиеся в браке индивиды относятся к наиболее удовлетворенными жизнью группам населения, разведенные – к наименее довольным. При этом женщины в меньшей степени удовлетворены в браке, чем мужчины. Образование понижает степени удовлетворенности брачной жизнью. 7.Этничность. Американцы азиатского происхождения более довольны жизнью, чем другие этнические группы, а черные и чиканос (испаноязычные американцы) чуть меньше ею довольны, чем в среднем по США. При этом существует связь между расовыми признаками и доходами. Так, черные американцы с доходами менее 30 000 долларов в год гораздо менее довольны жизнью, чем белые с теми же доходами. При повышении дохода сверх 30 000 разница исчезает. 8.Национальность. Международные исследования показывают много общего в оценке степеней удовлетворенности жизнью в разных странах. 9.Место проживания (город-село). Горожане в среднем менее довольны жизнью, чем жители села. 10.Здоровье важно для пожилых и для тех, у кого с ним проблемы. 11.Внешность. Люди, оцениваемые как привлекательные, оценивают свою жизнь и самочувствие выше, но менее довольны жизнью. Согласно современным американским исследованиям, соответствие объективной окружающей среды и субъективного опыта сложно. "Если мы попытаемся объяснить мироощущение людей на основе объективных обстоятельств, мы оставим непонятой большую часть того, что нам необходимо объяснить". Более того, общая оценка людьми своего существования является суммой оценок частных сфер: семейная жизнь, дружеские отношения, уровень жизни (в частности, дом и машина), город или другое место жительства, нация, домовладение (имеющее физический и физиологический смыслы), образование, здоровье и т.д.
Значение социального окружения существенно. Но его не следует преувеличивать. А. Кемпбелл, П. Конверс и В. Роджерс обнаружили весьма слабые связи между переменными социального окружения и параметрами удовлетворенности жизнью, а Ф. Эндрьюс и С. Витни показали, что объединенные воздействия возраста, гендера, дохода, образования и занятости ответственны только за часть изменения общей степени удовлетворенности жизнью. Доказано, что персональные ценности, цели и перспективы, имеющие отношение к качеству жизни, включают: персональные нужды, внутренние состояния, материальные и пост-материальные ценности, религиозные факторы, характеризующие членство в том или ином религиозном сообществе. Психологические подходы показали, что источник качества жизни – удовлетворенность личных потребностей. Таким образом основные подходы к исследованию качества жизни состоят в следующем. (1). Теории идеалов. Согласно им, качество жизни включает реализацию определенных идеалов. Скажем, идеалом может быть самореализация личности в духе А. Маслоу. Пример такой теории рассмотрен ниже. (2). Персонально-утилитарные теории концентрируются на ощущениях счастья, удовольствиях и исполнении желаний. Многие экономисты этот подход называют "велферизмом", социальные философы - "утилитаризмом" или даже гедонизмом. Этот подход часто критикуется исследователями из "третьего мира", не без основания ссылающимися на собственный опыт, когда люди часто умудряются приспосабливаться к нечеловеческим условиям. (3). Теории изобилия концентрируются на произведенных товарах, реальных доходах и др. Так, многие экономисты стремятся оценить качество жизни в терминах уровня жизни. Большие усилия проделаны для разработки методов оценки получаемого дохода. Но подобный подход справедливо подвергается критике как неспособный объяснить изменения в стилях жизни. Скажем, хиппи могут считаться счастливыми, жизнерадостными людьми, не испытывающими желания обзаводиться собственностью. Они могут быть гораздо счастливее людей, обремененных трудовой этикой и накопивших большие богатства. (4). Теории базовых потребностей. Согласно Эрику Алларду, качество жизни достигается за счет удовлетворения трех систем базовых потребностей: "иметь", "любить" и "быть". "Потребительские" потребности определяются как относящиеся к материальным условиям, необходимым для выживания и избежания нищеты. Сюда относятся экономические ресурсы (минимальный доход на душу населения), условия проживания, занятость, условия труда, здоровье, образование. "Любовь" относится к потребностям общаться с другими людьми и образовывать социальные идентичности. Сюда относятся контакты в локальном сообществе, дружеские отношения, социализация в группах и организациях и отношения с коллегами. Потребности в бытии – интеграция в обществе и жизнь в гармонии с природой, политической активности, досуге и т.д[2]. Таким образом, понятие "качество жизни" сложный, амбивалентный, многоуровневый конструкт, предмет разных подходов. Этим обусловлен теоретический синтез. Несмотря на то, что в литературе предпринимались также попытки, наиболее интересен и плодотворен, с нашей точки зрения, подход М. Сирги, Г. Самли и А. Мидоу.Наиболее привлекательная сторона этой научно-исследовательской программы исследования качества жизни – ее деятельностный подход. Он служит социально-философской основой, способной обеспечить необходимый для синтеза уровень абстракции. Анализ качества жизни с точки зрения деятельностного подхода включает четыре измерения. Первое рассматривает качество жизни с точки зрения взаимного соответствия целей и способов их достижения, т.е. методов и результатов деятельности. Второе анализирует различия между долговременными и краткосрочными результатами. Третье измерение рассматривает социальный потенциал качества жизни и его реализацию. Четвертое измерение различает 4 уровня анализа – индивидуальный, групповой, социетальный и мировой. Модель качества жизни при этом подходе определяется из иерархической теории потребностей, сформулированной А. Маслоу. Согласно этой модели, в развитых обществах имеются люди, в основном занятые удовлетворением потребностей низшего порядка (биологических и относящихся к безопасности). Качество жизни определяется в терминах уровня иерархий потребностей большинства членов данного общества. Чем больше удовлетворение потребностей большинства его членов, тем выше качество его жизни. Общественные институты предназначены для удовлетворения человеческих потребностей и, соответственно, относятся к качеству жизни общества. Социетальные институты, обслуживающие потребности людей, включают в себя "производственные", обслуживающие, менеджериально-политические и адаптивные учреждения. По рассматриваемой модели, прогрессивные изменения качества жизни сопровождаются иерархическими изменениями этих социетальных учреждений. С точки зрения деятельностного подхода, цели качества жизни могут быть определены как удовлетворение человеческих потребностей в локальном сообществе или в обществе в целом. Исследования, относящиеся к социально-психологическому подходу, указывают на то, что эффективное социально-эмоциональное функционирование является движением в направлении удовлетворения потребностей высшего порядка, т.е. самореализации. Самореализация же, согласно А. Маслоу, является состоянием наиболее полного раскрытия индивидом своего личностного потенциала. Это состояние может быть достигнуто только после удовлетворения потребностей низшего порядка – биологических потребностей и потребностей в обеспечении безопасности. Подавляющее большинство специалистов-психологов утверждает, что человеческие потребности организованы в определенную иерархическую структуру; удовлетворение потребностей низшего уровня обеспечивает возможность удовлетворения потребностей более высокого порядка. Иерархия потребностей включает следующие, в порядке перехода от низших к высшим. Сначала – биологические потребности – вода, еда, кислород и т.д., потребности в безопасности – физической и психологической, социальные потребности – признание, дружба, потребности достижительные - успех, признание и потребности в самореализации. При этом, чем выше уровень потребности, тем в меньшем количестве ресурсов она нуждается. Одними из первых в выработке методик измерения были исследования Портера, анкета которого содержала следующие блоки вопросов. (1) Потребности выживания: (а) потребности в обеспечении безопасности; (б) размер заработка. (2) Социальные потребности: (а) потребности в общении; (б) потребности в членстве в определенной группе (3) Эго-потребности: (а) потребности в уважении; (б) потребности в независимости, автономии. (4) Потребности в самореализации. Типичная область измерений состоит в следующем: Чувство моей личной безопасности: (а) Состояние на данный момент времени. Мин. 1 2 3 4 5 6 7 макс. (б) Сколько должно быть. Мин. 1 2 3 4 5 6 7 макс. Рейтинг первого из двух вопросов раскрывает меру имеющихся ресурсов; рейтинг второго вопроса отражает значение уровня потребности. Интервалы от 1 до 7 используются для замеров потребностей в безопасности и для замеров размеров оплаты. Потребности в межличностных отношениях и дружбе замеряются при помощи двучленных интервалов, потребности в самоуважении и самореализации – трехчленных, а потребность в автономии (независимости) – четырехчленных. Удовлетворенность потребностей выводится в качестве абсолютной разницы между "есть" и "должно быть"[3]. Несмотря на эффективность методики Портера, область ее применимости оказалась достаточно узкой, поскольку она была выработана для оценки качества труда в организациях. Поэтому дальнейшее совершенствование методик измерения качества жизни пошло в направлении расширения области применимости для включения качества жизни в целом. Вопросы стали охватывать следующие позиции. 1. Чувство безопасности. 2. Чувство получения и оказания помощи другим людям. 3. Чувство дружбы. 4. Чувство "узнавания". 5. Чувство гордости за свои достижения, степень довольства собой. 6. Чувство репутации, престижа. 7. Чувство независимости в мыслях и поступках. 8. Чувство уверенности в правильности образа жизни. 9. Чувство роста и индивидуального развития. 10. Чувство самореализации. 11. Чувство наличия значительных достижений. Для замеров 1-11 использовалась шкала с интервалами от 1 до 7. 1 пункт служил для измерения безопасности, 2-4 – социальных потребностей, 5-7 – потребностей в самоуважении, 9-11 – самореализации. Общая степень удовлетворенности жизнью получается путем нахождения средней величины по 11 пунктам. В процессе конкретных исследований найдены значительные корреляции между удовлетворенностью жизнью и доходом, брачным статусом, и отрицательные связи между удовлетворенностью жизнью и количеством времени, проводимым перед телевизором, и материальными ценностями, включавшими три фактора – радость от обладания вещами, жадность и зависть. Представленный обзор показывает пестроту подходов и методик измерения качества жизни и возможности синтетических программ, способных представить общую теоретическую и эмпирическую картины этого конструкта. Дальнейшие разработки проблемы проводятся в США одновременно в обоих направлениях; оказывая влияние друг на друга[4]. Суммируя сказанное, понятие качества жизни включает в себя три основных составляющих: во-первых, уровень жизни, определяемый соотношением денежных доходов населения и прожиточного минимума, удельным весом бедных и богатых, покупательной способностью средних слоев, обеспеченностью жильем, объектами хозяйственно-бытового назначения и коммунальными услугами, личным имуществом граждан и т.д., во-вторых, образ жизни, в структуру которого включаются характеристики занятости населения и безработицы, образования и культуры, социальной безопасности, системы охраны окружающей среды, правонарушений и преступности, обеспечения населения объектами культуры, искусства, просвещения, спорта, а также доступности и степень их использования, в третьих, здоровье и продолжительность жизни, измеряемого показателями рождаемости, смертности, естественного прироста населения и прочих демографических процессов, индикаторами состояния здоровья и заболеваемости, развития сферы здравоохранения, обеспеченностью объектами здравоохранения, характеристиками экологической безопасности. Иными словами, в основе качества жизни населения лежат: наличие у людей хорошей работы и достойной зарплаты, возможность пользоваться гарантированными качественными услугами здравоохранения и социального обеспечения, существование нормальных условий для рождения и воспитания детей, хорошее (нормальное) жилье, общественная безопасность, политическая стабильность, образовательные, культурные и досуговые возможности, качество окружающей среды и т.д.[5] В июне 1992 года в Рио-де-Жанейро проходила Конференция ООН по окружающей среде и развитию, где делегации многих стран возглавляли главы государств. Важнейшим итогом этой конференции стало признание того, что развивающиеся страны не должны повторять пути стран развитых. Если развивающиеся страны, в которых живет более трех четвертей населения земного шара, используют те же модель развития, человечество придет к неминуемому краху. Генеральный секретарь Конференции ООН Морис Стронг констатировал "Процессы экономического роста, которые порождают беспрецедентный уровень благополучия и мощи богатого меньшинства, ведут одновременно к рискам и дисбалансам, в одинаковой мере угрожающим и богатым, и бедным. Такие модели развития и соответствующие им характер производства и потребления не являются устойчивыми для богатых и не могут быть повторены бедными. Следование по этому пути может привести нашу цивилизацию к краху". Премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брундтланд подчеркнула: "История человечества достигла водораздела, за которым изменение политики становится неизбежны. Более миллиарда человек, не имеющих сегодня возможности удовлетворять свои основные потребности, наши собственные дети и внуки и сама планета Земля требуют революции."[6] Итоги Конференции ООН являются первым документально оформленным сигналом для человечества о том, что существует императив выживаемости, который требует отказа от прежних моделей развития мировой цивилизации и перехода на модель управляемой социоприродной эволюции. Такая постановка проблемы заставляет обратиться к категории качества жизни, впервые введенной в научный оборот Джоном Гэлбертом и Форрестером в 60-х годах в связи с попытками моделирования траекторий промышленной динамики. А.И. Субетто определяет качество жизни как систему качеств духовных, материальных, социокультурных, экологических и демографических компонентов жизни. В этой системе выявляется уровень реализации родовых сил человека, творческий смысл его жизни. Причем в соответствии с учением о трех родах качества - предметно-вещественном, функциональном и системно-социальном раскрываются и индивидуальное, и общественно качества жизни, разнообразие потребностей человека, потенциал его всестороннего, гармонического, творческого развития. Три рода качества жизни - это как бы несколько ее "срезов": предметно-вещественных, который позволяет рассмотреть биолого-физические и материальные аспекты качества жизни, функциональных, - с его помощью можно оценить жизнь в точки зрения потребностей и способностей человека во взаимодействии с социально-экономическими, культурными и экологическими "пространствами", системно-социальный - раскрывает качество самих "пространств"[7]. Категория качества становится символом прогресса и выживаемости цивилизации. При этом происходит преодоление традиционных представлений о качестве товара, качестве труда, качестве работы и качестве продукции, широко используемых в системах управления качеством. Появляются понятия качества человека, качества жизни, качества общественного интеллекта, качества управления, качества систем "человек-техника", качества информации. ООН ежегодно проводить исследования с целью ранжирования стран мира по индексу "качества жизни" (глобальный уровень управления качеством). В качестве главных индикаторов используются: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования и покупательная способность населения. Американская некоммерческая организация "Комитет по демографическому кризису" проводит исследования качества жизни в 10 крупнейших городах мира по 10 показателям: стоимость питания, жилищные условия, качество жилья, связь, образование, здравоохранение, тишина, уличное движение, чистота воздуха, общественная безопасность. По данным на 1990 год самыми лучшими для жизни по всем показателям оказались Мельбурн, Монреаль, Сиэтл-Такома, набравшие в суме 86 баллов и более. Достаточно высокие оценки получили Москва (64 балла), Санкт-Петербург (62), Киев (74 балла.). Наихудшим было качество жизни в столиц Нигерии Лагосе (19 баллов). Конечно, это были только первые и пока еще достаточно робкие шаги, в общей тенденции становления будущей глобальной системы мониторинга качества жизни[8]. Качество жизни как система включает в себя качество человека, качество образования, качество культуры, качество среды обитания (экологии), качество социальной, экономической и политической организации общества. Здоровье - синтетический индикатор качества. При этом в соответствии с представлением Всемирной организации здравоохранения категория здоровья включает в себя категории физического, психического, духовного и социального здоровья. Кроме здоровья, интегральными индикаторами выступают: уровень качества среды, качество образования и его доступность для населения, качество населения - система демографических показателей, качество культуры культурологические измерители качества жизни (индикаторы доступности для населения - детей, молодежи, зрелого населения, стариков - театра, музыки, кино, живописи, библиотек и др.; особым индикатором качества культуры личности и качества интеллекта выступает разнообразие "речевого языка" и динамичность чтения). Управление качеством жизни, таким образом, включает в себя управление развитием качества личности на основе процессов социализации, в первую очередь в рамках семьи и образования, управление качеством среды жизни, управление качеством образования, управление качеством развития населения, управление качеством здоровья населения и др. Речь идет о "мягком" управлении, опирающемся на методологическую базу всего комплекса системных наук, учения о цикличности развития, экологии, науки об образовании, педагогики, человековедения, квалитологии и квалиметрии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|