Некоторые сферы качества жизни
Существует понятие "социального кругооборота качества": качество человека - качество труда - качество производства - качество технологий - качество образования - качество культуры и качество науки - качество управления - качество социальных и экономических систем - качество жизни - качество человека. Управление качеством жизни с позиций категории качества жизни интегрирует все виды "управлений качеством" и может рассматриваться как своеобразное управление "социальным кругооборотом качества". Качество образования Интеллектуальная революция. Происходит интеллектуализация производительных сил. Творчество становится главной функцией управления. По данным профессора Р.Фостера, профессии творческого труда на 1981-1986 гг. имели удельный вес: в США - 73%, Германии - 70%, Великобритании - 73%, Японии - 70%. Появляется креативный инновационный менеджмент как форма управления фирмами, ориентированная на раскрытие творчества, создание инновационного потенциала, разработку стратегий "поведение на рынке" с целевыми установками на "технологические прорывы". Моритани Масанори определяет три фактора успехов японских фирма- исследования, инновации и инвестиции. (три "И"), в которых выражается содержание интеллектно-инновационной революции[9]. Результатом указанных сдвигов явилась дифференциация мировой экономики на два класса: класс "горячих" и класс "холодных" экономик. Класс "горячих экономик" - это класс "быстроходных", интеллетоемких, наукоемких, образовательноемких и информоемких экономик. Их появление - адекватное преобразование экономических механизмов, обеспечивающих ускорение научно-технического прогресса, "быструю" динамику обновления наукоемких и капиталоемких товаров и технологий. В "горячих экономиках" происходит трансформация рыночного механизма, увеличивается роль механизмов планирования, программирования, формирования долгосрочных стратегий в кадровых политиках, маркетинге, инвестиционных политиках, увеличивается централизация банковской системы.
Класс "холодных экономик" - это класс "медленноходных" экономик с низкой восприимчивостью науки и образования, с низким уровнем концентрации капитала. Их технологическим базисом служат традиционные технологии. Мобильность инвестиционного комплекса в таких экономиках остается низкой. Интеллектно-инновационная революция в первую очередь затронула развитие стран с "горячими экономиками". Интеллектуализация рабочей силы, производительных сил общества в развитых странах сопровождает процесс "разогревания экономик". В крупных экономических структурах - корпорациях, компаниях - появляются внутренние системы образования. Постоянное повышение квалификации персонала компаний становится образом их жизни. В среднем, например, работники IBM затрачивают на образование 5% рабочего времени, специалисты этой же фирмы по сбыту на местах - один месяц в год. Внутренняя система образования обошлась IBM в 600 млн. долларов в год. Появление "горячих экономик" определило новый тип конкуренции между государствами мира - конкуренцию по качеству интеллектуальных ресурсов и качеству систем образования. Национальной комиссией США за высшее качество образования был подготовлен доклад "Нация в опасности6 настоятельная необходимость реформы образования", в котором отмечалось резкое возрастание функциональной неграмотности населения (в США каждый третий американец - функционально неграмотный) и ставилась задача резкого повышения массовости и качества образования. Без решения этой задачи США потеряют конкурентоспособность своей экономики к началу XXI века. Кстати, экспорт интеллектуальных ресурсов в США из Европы, России, стран Азии путем избирательной иммиграционной политики - часть стратегий США в рамках конкуренции по качеству общественного интеллекта между странами.
Качество экологии Управление качеством экологии подразумевает управление экологическими рисками. Риск - понятие сложное и неоднозначное. С позиции качества он есть мера появления нежелательного последствия в результате принятия решения. Используя понятие меры, можно сказать, что риск есть мера качества соответствующего решения, проекта, хозяйственного мероприятия, плана, программы и т.п., измеренная в определенной шкале. Одновременно риск есть понятие управленческое. Оно связано с надежностью и в более широком плане - с качеством управления, выступая мерой несоблюдения определенной "нормы управления", потери эффективности, появления нежелательных последствий. Экологический риск - сложная категория, отражающая уровень опасности появления нежелательных экологических последствий в результате внедрения того или иного проекта, принятия и реализации определенного хозяйственного мероприятия. Н.Ф. Раймерс определяет экологический риск как возможность появления неустранимых "экологических запретов": развитие парникового эффекта, разрушение озонового слоя, кислотные осадки, радиоактивное загрязнение, недопустимая концентрация тяжелых металлов[10]. В литературе предлагается понятие Оценки Экологического Риска (ОЭР), под которым понимается система экологических требований, представленных в параметрической и вербальной форме, используемых при оценке экологического риска. Поскольку с самого начала экологический риск рассматривается как синтетический показатель экологического качества, постольку ОЭР является важнейшим направлением экологической квалиметрии. Анализ экологической литературы позволил выделить следующие основные темы экологического базиса ОЭР: 1) Фоновая экологическая норма. Она может быть представлена системой "фоновых показателей", "экологически чистым ландшафтом", "эталонной экосистемой", "фоновой областью" и др.
2) Стандартизованная экологическая норма. Она может быть представлена системой предельно допустимых концентраций, системой предельно допустимых выбросов, системой предельно допустимых сбросов, системой экологических стандартов. 3) Сложившее экологической состояние, описанное в параметрической и вербальной форме, в форме "категории состояния" или экологической категории на территории, где планируется новая хозяйственная деятельность. Важнейшим моментом в оценке экологического риска и в управлении экологическим риском является формализация ситуации, в зависимости от которой осуществляется дифференциация требований к исходным данным, объему проводимых исследований и испытаний. Среди направлений такой формализации предлагается введение экологической категории района. Экологическая категория района является комплексной характеристикой экологического качества района, отражающая классификационную характеристику состояний среды обитания, здоровья человека и населения, природы и естественных экосистем, классификационную характеристику состояний отдельных сред. Ниже приводятся две таблицы, позволяющие классифицировать состояние качества экологии. Таблица 1 Классификация экологического качества природы в природно-экологической шкале
Таблица 2
Классификация экологического качества природы в медико-социальной шкале
Источником экологического риска могут быть предприятие, технологии, компоненты среды, могущие стать источником аварийных воздействий на предприятие, экологическую систему, не предусмотренную проектом. Источники риска по отношению к хозяйственному объекту могут быть внешними и внутренними. Анализ экологического риска включает в себя: - анализ исходных данных, на которых осуществляется построение модели оценки экологического риска; - анализ неопределенности; - анализ достаточности исходных данных; - оценку достаточности нормативной и методической документации, по которой осуществлялась оценка воздействия на окружающую среду; - оценку достоверности анализа нештатных аварийных ситуаций; - оценку достоверности анализа технологических процессов. В результате проведения оценки экологического риска можно определить экологическое качество жизни - часть системы качества жизни, включающую в себя "качество среды обитания".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|