Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Методы количественной оценки ПТ





Производительность труда (ПТ), ее сущность

ПТ является наиболее важным показателем, характеризующим эффективность общественного производства. 1) количество времени на изготовление единицы продукции; 2) количество продукции в единицу времени (выработка). на практике для измерения эффективности труда используются показатели, отражающие количество продукции в единицу времени. Производительность общественного труда отражает затраты живого и овеществленного труда, определяется делением национального дохода на численность работников, занятых во всех отраслях материального производства., а производительность локальная и индивидуальная – только затраты живого труда на единицу продукции, определяется делением количества продукции, созданной в отрасли, на предприятии и др. структурах на численность работников, участвовавших в создании этой продукции. при росте ПТ изменяется соотношение между живым и овеществленным трудом, а именно доля первого увеличивается, а второго – уменьшается, но таким образом, что суммарные затраты труда, заключающиеся в единице продукции, снижаются, самая высокая ПТ в Норвегии, высокий уровень ПТ в странах: Франции, Бельгии, Голландии, США.

Методы количественной оценки ПТ

Существуют следующие основные методы измерения ПТ:

– натуральный;– условно-натуральный;– стоимостной;– трудовой.

При натуральном методе ПТ определяется делением произведенной продукции в натуральных единицах на численность работников. ограниченное применение, так как редкое предприятие выпускает однородную продукцию.При условно-натуральном методе ПТ определяется делением количества условных учетных единиц продукции на численность работников. Как правило, один вид продукции приравнивается к другому по относительной трудоемкости. При стоимостном методе ПТ определяется делением объема продукции в стоимостном выражении на численность работников. наиболее универсальным. при трудовом методе предполагает использование показателя трудоемкости в качестве измерителя продукции. Объем продукции определяется в трудовом измерении в нормо-часах путем умножения объема продукции в натуральном выражении на норму времени на изготовление единицы продукции. на отдельных рабочих местах, в бригадах, на участках, в ценах. не имеет широкого распространения.



 

Измерение ПТ на транспорте преимущественно используется за исключением за исключением морского транспорта, условно-натуральным методом. При этом коэффициенты приведения тонно-километров по пассажирообороту разные. Так, на железнодорожном транспорте этот коэффициент составляет 2, на автомобильном транспорте – 6, а на воздушном транспорте – 12.

На железнодорожном транспорте ПТ измеряется для работников сети, ЖД: ПТжд=(тарифные ткм +2*пассажирооборот)/ среднесписочная численность работников, занятых на перевозках= приведенные ткм / среднесписочная численность работников.

Для работников отделений ЖД ПТ измеряется:

ПТотд=(эксплуатационные ткм +2*пассажирооборот)/ среднесписочная численность работников, занятых на перевозках= приведенные ткм / среднесписочная численность работников.

условно-натуральный метод измерения ПТ на ЖДТ не дает объективной оценки эффективности живого труда на ЖДах. он не учитывает ряд операций, связанных с перевозками, в результате ПТ выше у ЖД с преимущественным транзитным характером работы и ниже– со значительным удельным весом местной работы.

 

Производительность труда в структурных подразделениях определяется делением величины показателя, характеризующего основной вид его работы на среднесписочную величину численности работников. для сортировочной станции таким показателем является число отправленных и принятых вагонов, для грузовой – число погруженных и выгруженных тонн груза, для пассажирской – число отправленных пассажиров. В локомотивных депо ПТ рассчитывается по эксплуатационной деятельности, по ремонтной деятельности и в целом по депо. Производительность труда работников вагонного депо рассчитывается делением количества приведенных вагонов, проследовавших через пункты технического осмотра, на списочную численность работников эксплуатационного контингента. Производительность труда работников пассажирских вагонных депо измеряется в вагоно-километрах на всем пути следования, приходящихся на 1 работника эксплуатационного контингента. Производительность труда в дистанциях сигнализации и связи определяется как отношение объема работ, выраженного через трудоемкость технического обслуживания различных устройств автоматики, сигнализации и связи в технических единицах, к численности работников, занятых на эксплуатации.

Факторы, влияющие на ПТ На ПТ влияет множество факторов.

1) Повышение технического уровня производства– внедрение новой техники; – внедрение новых технологий; – модернизация технических средств; –автоматизация технологических процессов

2) Улучшение управления:– планирования;– организации производства, труда;– стимулирования труда – улучшение условий труда;

3) Изменение объема и структурыпродукции: – относительное уменьшение численности в связи с ростом объема продукции;

– изменение трудоемкости в связи с изменением отдельных видов продукции; – изменение отдельных видов сообщений

4) природно-климатические условия влияют на план, профиль пути, температуру наружного воздуха, техническую оснащенность железной дороги, но измерить объективно эти факторы довольно трудно.

 

Оценка факторов, влияющих на ПТ 1. Повышение технического уровня производства ПТ=дельта фондовооруженность* дельта фондоотдача. Можно определить через трудоемкость: ПТ= (сокращение трудоемкости в связи с внедрением новой техники*100%)/( трудоемкость до внедрения новой техники - сокращение трудоемкости в связи с внедрением новой техники) 2) Улучшение организации производства, труда ПТ= высвобожденный персонал в связи с совершенствованием организации производства, труда * 100/ общая численность персонала по эксплуатационной деятельности - высвобожденный персонал 3) Изменение объема и структуры продукции ПТ=(изменение объема перевозок * удельный вес условно-постоянной численности персонала * 100)/((1+ удельный вес зависящего от объема перевозок численности персонала)* объем перевозок ДО) 4). Природно-климатические факторы сложно.

 

Резервы повышения производительности ЖДТ наиболее значительны именно в работе инфраструктуры: это снижение времени простоев под технологическими операциями (сейчас оно занимает до 80% времени), повышение скоростей движения, снижение численности персонала, занятого непосредственно на перевозках, и так далее.

 

Организация труда на железнодорожном транспорте и ее особенности Система мер, обеспечивающая благоприятные условия труда и рациональное использование рабочего времени.

Она включает:– разделение труда (функциональное, технологическое, квалификационное);– кооперацию труда;– нормирование труда;– организацию рабочих мест;– повышение квалификации персонала;– организацию оплаты труда;– обеспечение техники безопасности;– регулирование режима труда и отдыха;– санитарно-гигиенические меры;– эстетику труда. Организация труда отражает особенности производственного процесса на ЖДТ:непрерывность перевозочного процесса; территориальная разобщенность; большое разнообразие в численности персонала на структурных подразделениях; часть персонала имеет разъездной характер работы; деятельность многих работников протекает под открытым небом; повышенные требования к выполнению документов.

Формы организации труда: – бригадная; – по графикам; – единая смена (на крупных станциях – оперативное руководство).

 

Структура трудовых ресурсов (ТР) Трудовые ресурсы делятся на 4 категории:– рабочие (65%);– руководители (4%);– специалисты (25,6%); – технические исполнители (5,4%). Структура ТР по видам деятельности: Основная -75%, Промышленность-4,7, Строительство-2,5, Образование и здравоохранение-9,6, Торговля-1,9, Прочие-6,3 Структура ТР по хозяйствам: Локомотивное-21,7, Вагонное-19,2, Пути-15,6, Движения14,5, Грузовой и коммерческой работы, СЦБ, Электрификации

 

Нормирование труда Исходной величиной для нормирования труда является норма времени. Норма выработки – величина, обратная от нормы времени. Для технического нормирования рабочее время делится на:– продуктивное;– непродуктивноеПродуктивное время в свою очередь распадается на:– подготовительно-заключительное; – основное; – вспомогательное. Сумма основного и вспомогательного образуют оперативное, которое делится на машинное и ручное. К непродуктивному времени относятся:– технические перерывы; –случайной и лишней работы.

Техническое нормирование осуществляется при помощи: – аналитико-исследовательского способа;– аналитико-расчетного способа. Первый способ (аналитико-исследовательский) основывается на изучении процесса труда, который осуществляется путем наблюдения (фотографии) рабочего дня и хронометража. Фотография изучает все продуктивное и непродуктивное время. При хронометраже наблюдение устанавливается только за оперативным временем. При аналитико-расчетном способе норма времени определяется по нормативам. Для большинства работников режим труда и отдыха остался без изменения. установлена месячная норма рабочего времени, в основу которой положен 7-часовой рабочий день при шестидневной рабочей неделе = 165 ч.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.