Внешнеэкономическая деятельность в 2007 году в сравнении с 2006 годом
Содержание
Введение 1. Тенденции экономической деятельности РФ 1.1 Внутриэкономическая деятельность РФ в 2007 году в сравнении с 2006 годом 1.2 Внешнеэкономическая деятельность РФ в 2007 году в сравнении с 2006 годом Инновационная политика РФ 1.4 Приоритетные направления в области развития торговой политики РФ 1.5 Перспективы развития экономического роста в стране 1.6 Результаты инновационной политики Заключение Список использованных источников и литература Приложения Введение Актуальность данной темы определяется тем, что уровень прогнозирования процессов развития в периоде 2005–2007 г. обуславливает эффективность планирования и управления экономикой и другими сферами в будущем. В работе отражены основные результаты деятельности в РФ в 2005–2007 гг. Проанализировано изменение производственных показателей, раскрыты тенденции изменения экономического роста. Объектом рассмотрения в данной работе служили экономические процессы, происходившие в РФ в изучаемый период. Предмет исследования курсовой работы: внутриэкономическая деятельность, внешнеэкономическая деятельность, инновационная политика государства, экономический рост. Цель курсовой работы – анализ итогов экономического развития и определение перспектив дальнейшего развития Российской Федерации. Задачи: 1. Проанализировать статистические данные о внутриэкономической, внешнеэкономической деятельности; 2. Проследить тенденции развития экономического роста; 3. Определить сущность федеральных программ; 4. Изучить цели и задачи инновационной политики государства; Методы исследования: 1. Анализ показателей деятельности государства в экономике;
2. Сравнение полученных данных по годам; 3. Обработка результатов; 4. Представление полученных данных. Тенденции экономической деятельности РФ
Особенностью экономической ситуации в первом квартале 2007 г. является тенденция к ускорению темпов экономического роста. В январе-феврале 2007 г. темп роста ВВП, по оценке Минэкономразвития России, составил 8,4% к соответствующему периоду прошлого года против 5,1% в январе-феврале 2006 года. С исключением сезонного и календарного факторов среднемесячный темп роста ВВП стабилизировался на уровне 0,7 процента. Экономический рост в начале 2007 г. обусловлен высоким инвестиционным спросом, развитием строительства и обрабатывающих производств, а также повышением потребительского спроса при замедлении темпов роста экспорта. За три месяца 2007 года инфляция составила 3,4% против 5% за январь-март 2006 года. Базовая инфляция снизилась в 1,6 раза - до 1,7% против 2,8% годом ранее, что связано с растущим предложением товаров (в том числе за счет импорта) и усилением конкуренции по мере развития торговли, снижением инфляционных ожиданий на фоне высоких темпов роста в реальном секторе и повышением спроса на деньги. В 2007 году снижается вклад в инфляцию роста регулируемых тарифов на услуги ЖКХ, предельный рост которых установлен Правительством Российской Федерации ниже (15%), чем год назад (20%) при более высоких темпах роста цен и тарифов на продукцию естественных монополий, чем годом ранее. [9]
Внутриэкономическая деятельность в 2007 году в сравнении с 2006 годом
В феврале 2007 г. сохранились высокие темпы как у добывающих, так и обрабатывающих производств. Прирост добычи полезных ископаемых относительно января-февраля 2006 г. составил 4,3%. В январе-феврале 2007 г. прирост выпуска продукции обрабатывающих производств к аналогичному периоду прошлого года составил 15,7% (в январе и феврале 2006 г. соответственно 4,1% и -0,1 процента).
В январе-феврале 2007 г. продолжилась тенденция смещения структуры промышленного роста в сторону увеличения доли обрабатывающих отраслей. В январе-феврале 2007 г. реальные располагаемые доходы увеличились на 12,7% относительно января-февраля 2006 г., а реальной заработной платы – на 17,5 процента. Сохраняется наметившаяся в сентябре 2006 г. тенденция ускорения роста инвестиций. Прирост инвестиций в основной капитал в январе-феврале 2007 г. относительно января-февраля 2006 г. составил 21,2% (в январе-феврале 2006 г. 2,7 процента). В 2006 году в структуре инвестиций наметились позитивные сдвиги, продолжившиеся в начале 2007 года. Опережающими темпами развивались жилищное строительство, обусловленное началом реализации национального проекта «Комфортное и доступное жилье гражданам России», и инвестиции в обрабатывающие отрасли промышленности. Аграрный сектор в целом сохранил позитивную динамику роста 2006 года. Продолжает динамично развиваться мясомолочный сектор, что обусловлено устойчивым ростом потребительского спроса и растущим объемом поступления сырья на переработку, связанным с реализацией национального проекта «Развитие АПК». Рост производства основных видов продукции животноводства обеспечен во всех категориях хозяйств, в том числе и в хозяйствах населения. В условиях значительного притока валюты в Россию (приток только частного капитала за I квартал 2007 г. оценивается в 12 млрд. долл.США), продолжился рост золотовалютных резервов: в январе-марте текущего года их прирост составил, по оценке, около 35 млрд. долл.США (23,641 млрд. долл. США за январь-март годом ранее), а номинальный объем резервов приблизился к отметке в 340 млрд. долл.США. По состоянию на 1 апреля 2007 г. совокупный объем Стабилизационного фонда Российской Федерации составил 2812,2 млрд. рублей.
Внешнеэкономическая деятельность в 2007 году в сравнении с 2006 годом В 2007 году внешнеэкономический комплекс оставался динамичным сектором национального хозяйства, стимулирующим рост российской экономики и обеспечивающим решение важных социально-экономических задач. Внешнеторговый оборот России в 2007 году (по методологии платежного баланса), по оценке Минэкономразвития России, составил 579,3 млрд. долларов США и увеличился на 23,6% (в 2006 году – на 26,9 процента), том числе со странами дальнего зарубежья – 493,9 млрд. долларов США (рост на 25,3%, со странами СНГ – 85,4 млрд. долларов США (рост 25,7 процента). В общем объеме товарооборота на долю экспорта приходилось 61,1%, импорта – 38,9 процента.
Главным фактором увеличения объемов экспорта в 2007 году стала благоприятная мировая конъюнктура. Рост цен на нефть возобновившийся во второй половине января 2007 г., продолжался до конца года. В связи с возросшими на мировом рынке нефтяными ценами Правительство Российской Федерации установило с 1 декабря 2007 г. рекордную ставку экспортной пошлины на сырую нефть на уровне 275,4 доллара за тонну. Средняя контрактная цена российского природного газа, экспортированного в страны Западной Европы в 2007 году увеличилась на 6,1% к уровню 2006 года. Средние мировые цены на алюминий, медь и никель на Лондонской бирже металлов в 2007 году по сравнению с 2006 годом выросли соответственно на 2,7%, 5,9%, и 53,5 процента. В условиях нового подъема мировых цен на энергоресурсы в октябре-ноябре 2007 г., рост экспорта оказался несколько выше ожидаемого, а рост импорта существенно превосходит средние темпы прошлого года, и находится в диапазоне 35-47 процентов. Экспорт (по стоимости) продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) в январе-ноябре 2007 г. увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2006 года более чем в 1,9 раза, чему способствовал рост цен и физических объемов на пшеницу и меслин на 78,2% и 59,1% соответственно. Доля экспорта пшеницы и меслина составляет почти 60% всей стоимости экспорта этой группы товаров. По сравнению с январем-ноябрем 2006 г. в январе-ноябре 2007 г. экспорт (по стоимости) металлов и изделий из них вырос на 20,4 процента. Рост экспорта произошел в связи с увеличением цен на черные и цветные металлы, и ростом физического объема алюминия на 11,9% и меди – на 2,6 процента. Увеличился в стоимостном выражении на 23,3% экспорт продукции химической промышленности и каучука, что связано с ростом цен минеральных удобрений, аммиака и каучука синтетического соответственно на 29,2%, 14,5% и 11,3 процента.
Экспорт (по стоимости) древесины и целлюлозно-бумажных изделий увеличился на 28,2% за счет роста цен основных товаров этой группы – обработанных и необработанных лесоматериалов, составляющих 67,4% всей стоимости этой группы товаров. Экспорт машин, оборудования и транспортных средств (по стоимости) превысил показатель января-ноября 2006 г. на 11,7%, том числе грузовых машин – на 42 процента. Доля продукции машиностроения в общем объеме экспорта составила 3,2 процента. В товарной структуре импорта России из стран дальнего зарубежья продолжает преобладать ввоз машин, оборудования и транспортных средств. Импорт в стоимостном выражении увеличился в 1,6 раза, чему способствовало увеличение физических объемов и рост цен. Ввоз легковых автомобилей в натуральном выражении вырос на 55,2%, грузовых – почти в 2,2 раза. Увеличился (по стоимости) ввоз продукции химической промышленности и каучука, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного, несмотря на уменьшение доли этих товаров в товарной структуре импорта. Стоимостной объем импорта основных продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) в январе-ноябре 2007 г. увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2006 года на 30,9% за счет роста средних контрактных цен и физических объемов поставок. В странах дальнего зарубежья было закуплено больше (в натуральном выражении) мяса свежемороженого на 8,9%, рыбы свежей и мороженной – на 26,3%, кофе – на 22,3%, молока и сливок – в 1,7 раза, сахара-сырца – на 38,9%, ячменя – в 1,8 раза, алкогольных и безалкогольных напитков (по стоимости) – в 1,8 раза. В то же время сократились закупки сливочного масла на 28,5%, пшеницы и меслина – почти в 22,7 раза, кукурузы – на 32,8%, подсолнечного масла – на 50,2%, белого сахара – на 5,9 процента. Стоимостной объем импорта продукции химической промышленности и каучука вырос на 28,4% при увеличении средних контрактных цен и физических объемов. Их доля в общем объеме импорта уменьшилась на 2,3 процентных пункта. Стоимостной объем текстиля, текстильных изделий и обуви увеличился в 1,7 раза, а их доля в общем объеме импорта - на 0,5 процентных пункта. Ввоз товаров этой группы вырос в результате увеличения закупок одежды, кожаной обуви и хлопчатобумажных тканей. Физический объём импорта стальных труб увеличился на 3,7% за январь-ноябрь 2007 года. Этот товар утратил роль «локомотива» в группе металлов и изделий из них – прирост их стоимости составил только 23,6% против 43,5% по группе.
По оценке ИМЭМО РАН, производительность труда в российской экономике составляет 27% от уровня США и 42 % от уровня Германии и Японии. Несколько лучше ситуация в промышленности: 43% по сравнению с США и 67% с Германией. Однако в целом это означает, что по эффективности наша экономика находится примерно на уровне западноевропейских стран в 1960-е годы и Южной Кореи — в начале 1990-х годов. Парадоксально, но на этом общем, усредненном фоне эффективность даже самых экономически успешных отечественных компаний характеризуется еще более низкими показателями. Так, например, объем продаж в расчете на одного занятого по ОАО «Газпром» в 2004 г. был в 6.6 раза ниже, чем в NordyskHydro (Норвегия) [Ведомости, 2004]. В черной металлургии усредненная производительность на трех ведущих российских комбинатах (Магнитогорский, Череповецкий, Новолипецкий) близка к средней по заводам ЕС, но в 4.2 раза ниже, чем на мини-заводах Японии и в 3.8 раза ниже, чем на ведущих предприятиях некоторых развивающихся стран. Низкие показатели производительности российских предприятий и компаний объясняются разными причинами. Главные из них — это технологическая отсталость, устаревшее оборудование и низкая квалификация кадров. Сегодня специалистам (и не только им) абсолютно ясно, что решить эту проблему можно только путем кардинальной модернизации техники и технологий, кадровой, управляющей и инфраструктурной базы. А если учесть степень износа и возраст основных фондов в российской экономике, то становится очевидной и первоочередная мера — увеличение объемов и темпов роста капитальных вложений, т.е. нормы накопления. При этом для улучшения ситуации с производительностью, норма накопления в основных секторах экономики должна не просто увеличиться, а резко возрасти. В 2006 г. валовая норма накопления в России составила всего 18% ВВП (50-е место в мире). В это же время в КНР она равнялась 43.3%, в Индии — 37.1% и даже в США — 19.6%. [1]
Инновационная политика РФ В широком понимании инновационная политика включает в себя научную и технологическую политику. Реализация сбалансированного комплекса мер - определение главного вопроса государственного регулирования инновационного развития в зависимости от стоящих перед страной социально-экономических задач, являются ключевыми условиями его эффективности. В свете современных вызовов инновационного развития России центр тяжести в комплексе государственного регулирования смещается в сторону технологической (или промышленной) политики. Взаимосвязь научной, технологической и инновационной политики: - Научная политика Цель: производство научных знаний Инструменты: конкурсные гранты, госинституты, налоговые льготы фирмам, защита ИС - Технологическая политика: Цель: развитие отраслевых технологических направлений Инструменты: госзакупки, субсидии, кооперация, стандарты, прогнозирование, кадры - Инновационная политика: Цель: повышение уровня и результатов инновационной активности Инструменты: конкурентная политика, корпоративное законодательство, региональные и отраслевые кластеры, защита потребителей, экологическое регулирование, Форсайт Современные цели и задачи инновационной политики (в широком смысле и с учетом трех перечисленных выше составляющих) в России закреплены в ряде принятых в 2002—2006 гг. концептуальных и программных документов (ежегодные Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, концепции, национальные и отраслевые стратегии, программы и планы). В 2007—2008 гг. для реализации этих программ и стратегий было принято несколько специальных законов и подзаконных актов. Систематизация основных документов инновационной политики приведена в табл. 1. [14] Правительственная программа инновационного развития России была официально представлена еще в августе 2005 г. Она разрабатывалась совместно министерствами образования и науки (Минобрнауки России), экономического развития и торговли (Минэкономразвития России), промышленности и энергетики (Минпромэнерго России), финансов (Минфин России). Первые три министерства стали наиболее активными участниками процесса формирования и реализации национальной инновационной политики, причем ведущая роль на тот момент принадлежала Минобрнауки России. Именно это ведомство в последние 10 лет отвечало за большинство государственных инновационных программ, подготовку законодательных инициатив в отношении инновационной сферы и реструктуризации научно-технологического комплекса. [2]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|