Приоритетные направления в области развития торговой политики РФ
Главным направлением работы в 2007 году в области торговой политики явилось обеспечение с помощью экономических мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности стабильности и предсказуемости режима экспорта и импорта, поддержки конкурентоспособности российских товаров и допуска их на внешние рынки, эффективного уровня защиты внутреннего рынка и отечественных производителей, присоединение России к ВТО и расширение сотрудничества с другими международными организациями. В части поддержки экспорта товаров и услуг усилия были направлены на реализацию системы мер государственной поддержки отечественных экспортеров в целях повышения экспортного потенциала и роста доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме российского экспорта. Одним из действенных механизмов поддержки экспорта является финансовая поддержка, реализуемая в настоящий момент в форме предоставления государственных гарантий и возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым российскими экспортерами. По итогам 2007 года принято решение о возмещении 75 российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам на общую сумму 3014 млн. руб. Все большее значение для эффективной поддержки экспорта и продвижения продукции и услуг на внешние рынки приобретает выставочно-ярмарочная деятельность.[11] Федеральные целевые программы: Среди наиболее крупных ФЦП со значительной компонентой разработки новых технологий и программ ИиР укажем на следующие. ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» (ФЦНТП).
Основной целью программы является развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации в целях реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники. Общий объем выделенных финансовых ресурсов на ее реализацию в 2007—2012 ГГ. приближается к 195 млрд. руб. Из них 133.8 млрд. руб., или почти 68%, составляют средства федерального бюджета; на внебюджетные источники приходится около 61 млрд. руб. Почти 90% бюджета программы предполагается израсходовать на НИОКР. «Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы». Основной целью программы является исследование и использование космического пространства для развития народного хозяйства, науки и техники, обеспечения безопасности страны и выполнения ее международных обязательств в области космоса. Бюджет Программы — 486.8 млрд. руб. Финансирование на первом этапе в период 2007—2010 гг. составляет более 197 млрд. руб. в реальных ценах. Из государственного бюджета предполагается выделить 109 млрд. руб. (более 55% бюджета программы); из внебюджетных источников — примерно 88 млрд. руб. На НИОКР за весь период ее реализации будет истрачено почти 160 млрд. руб. (или 80% бюджета программы). Приоритетными направлениями космической деятельности, способствующими достижению обозначенных целей, являются: - мониторинг окружающей среды и околоземного пространства, контроль чрезвычайных ситуаций и экологических бедствий, исследование природных ресурсов Земли; - обеспечение спутниковой связи и вещания на всей территории России (доведение до населения социально ориентированного блока радиотелевизионных программ, обеспечение президентской, правительственной и специальной связи, потребностей органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, обеспечение обороны, безопасности страны и охраны правопорядка);
- обеспечение органов власти всех уровней, органов местного самоуправления геофизической, в том числе гидрометеорологической информацией; - реализация космических проектов в интересах расширения знаний о Земле, Солнечной системе и Вселенной, проведение фундаментальных научных исследований в области астрофизики, планетологии, физики Солнца и солнечно-земных связей; - обеспечение равноправного участия России в международных космических программах и проектах с целью гарантированного доступа к конечным результатам реализации этих программ (проектов); - осуществление орбитальных пилотируемых полетов в интересах развития экономики, науки, решения прикладных задач; - отработка технологий производства в космосе новых материалов и высокочистых веществ. За последние 10 лет численный состав российской орбитальной группировки сократился в 1.5 раза, в то время как состав орбитальных группировок зарубежных стран увеличился более чем в 2 раза и сохраняет тенденцию к росту в связи с постоянно возрастающей востребованностью мировым сообществом космических средств и услуг. Одновременно в связи с повышением требований потребителей к объему и качеству услуг связи и вещания необходимо не просто наращивание орбитальных группировок систем спутниковой связи и вещания государственного назначения, а их обновление на основе перспективных долгоресурсных космических аппаратов и современных телекоммуникационных технологий. Отметим, что орбитальные средства дистанционного зондирования Земли в России практически отсутствуют, что ограничивает возможности решения современными методами и в требуемом объеме задач природопользования, гидрометеорологии и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Российские космические аппараты старой конструкции не обладают искомыми характеристиками (по срокам активного существования, качеству целевой аппаратуры, пропускной способности и быстродействию информационных каналов, возможностям автономной обработки информации на борту космических аппаратов). Отстают от вызовов времени состав и качество наземной аппаратуры потребителей. Сложившаяся ситуация может привести к совсем непривычному для нашей страны отставанию от новых лидеров в области космической деятельности и не позволит удовлетворить растущие потребности собственными (российскими) средствами. [15]
ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2015 годы. В качестве основной цели программы определено развитие научно-технического и производственного базиса с целью разработки и производства конкурентоспособной наукоемкой электронной и радиоэлектронной продукции для решения приоритетных задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Объем финансирования по программе в текущих ценах составит 187 млрд. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 110 млрд. руб. (или почти 59% бюджета программы); за счет средств внебюджетных источников — 77 млрд. руб. Из них на НИОКР будет потрачено 66 млрд. руб., на капитальные вложения — 44 млрд. руб. Ожидаемыми конечными результатами реализации программы являются: - увеличение объема продаж российской электронной продукции, унифицированных электронных модулей и радиоэлектронных изделий на внутреннем и внешнем рынках; - значительное сокращение технологического отставания российской радиоэлектронной промышленности от мирового уровня; - обеспечение больших возможностей для развития всех отраслей промышленности и осуществление перехода к экономике знаний; - создание условий для более эффективной реализации национальных проектов, объявленных Президентом Российской Федерации; - создание рыночно ориентированной инфраструктуры радиоэлектроники на базе реструктуризации системы проектирования и производства радиоэлектронных изделий (системоориентированные центры проектирования, дизайн - центры, «кремниевые фабрики», научно-технологический центр по микросистемотехнике, маркетинговые и торговые центры, дилерские сети и т.д.); - расширение экспорта высокотехнологичной отечественной электронной продукции; - активизация инновационной деятельности и ускорение внедрения научных достижений в массовое производство;
- обеспечение обновляемости основных фондов организаций радиоэлектронной отрасли и стимулирование создания современного высокотехнологичного производства; - создание крупных и эффективных интегрированных структур, способных конкурировать с лучшими западными фирмами; - организация производства массовой интеллектуально насыщенной и конкурентоспособной высокотехнологичной радиоэлектронной продукции, реализующей современные телекоммуникационные услуги, включая радио и телевидение, услуги и средства электронных информационных систем; - повышение качества жизни населения, отвечающего стандартам высокоразвитых стран мира по интеллектуализации среды обитания и возможностям использования электроники и информационных систем; - увеличение числа рабочих мест в радиоэлектронной отрасли, снижение оттока талантливой части научно-технических кадров, повышение спроса на квалифицированные научно-технические кадры, обеспечение привлечения молодых специалистов и ученых, а также улучшение возрастной структуры кадров. Запланированное финансирование в рамках данной программы не позволяет решить проблему отставания российской электроники и радиоэлектроники от мировых показателей полностью. Так, в программе заявляется об организации в России производства чипов, основанного на технологии в 45 нм, к 2015 г., однако данные топологические нормы активно используются в промышленности развитых стран уже с 2007 года. Ставить амбициозные цели, содействовать их достижению — т.е. получать положительный синергетический эффект в реализации заявленных целей — должны совместно государство, бизнес-сообщество и научные организации. Необходимо уже сегодня озаботиться поддержкой фундаментальных исследований, ориентированных на создание в перспективе средств производства, а также продукции на основе микроэлектроники; активно стимулировать обучение технических специалистов в лучших научно-исследовательских центрах и институтах мира, гарантируя и обеспечивая при этом условия для применения полученных знаний на родине. Это непростая и крайне дорогостоящая задача. Но без развития собственных разработок и внедрения современных зарубежных знаний в данной области наша страна так и будет покупать устаревшие решения и уже тогда точно не будет на одном уровне с развитыми странами. ФЦП «Национальная технологическая база» на 2007–2011 годы (подпрограмма «Развитие электронной компонентной базы» на 2007–2011 годы).
Основной целью программы провозглашено обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции. Финансирование программы (с подпрограммой) составляет более 99 млрд. руб. Это одна из немногих программ, которая финансируется из бюджетных и внебюджетных источников примерно в равных пропорциях. На НИОКР предполагается затратить около 36 млрд. руб. (36% бюджета программы), на капитальные вложения – более 13 млрд. руб. (почти 14% бюджета программы). Выполнение данной программы позволит: - создать промышленно-технологическую базу для производства нового поколения конкурентоспособной наукоемкой продукции мирового уровня в области важнейших технических систем (авиационной и морской техники, машиностроительного и энергетического оборудования, информационно-управляющих систем), электронной компонентной базы, специальных материалов и другой высокотехнологичной продукции, что в целом обеспечит технологические аспекты безопасности страны и развитие ее экономики; - сформировать технологические предпосылки для повышения темпов экономического роста за счет увеличения в структуре экономики доли продукции с высоким уровнем добавленной стоимости; - обеспечить сохранение и создание новых рабочих мест в организациях высокотехнологичных отраслей промышленности; - сократить общее технологическое отставание России от передовых стран с сохранением и развитием приоритетного положения отечественных разработок по ряду важных технологических направлений; - расширить возможности для равноправного международного сотрудничества в сфере высоких технологий; - создать эффективные средства защиты населения от опасных быстрораспространяющихся инфекций и биотерроризма, а также сформировать технологические основы развития и совершенствования систем защиты предприятий, населения и территорий России от поражения токсическими веществами в результате возможных террористических актов, техногенных и природных аварий и катастроф. ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации» на 2008-2010 годы. Основной целью программы является создание в Российской Федерации современной инфраструктуры национальной нанотехнологической сети для развития и реализации потенциала отечественной наноиндустрии. Финансирование программы за счет федерального бюджета предусмотрено в размере 27.7 млрд. руб., средств из внебюджетных источников — 2.8 млрд. руб. (в ценах соответствующих лет). Объемы и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании федерального бюджета на соответствующий год. При реализации мероприятий программы уже в ближайшие годы планируется: - создать новое поколение наноматериалов и нанотехнологий для использования в ключевых областях науки и техники, ресурсо- и энергосбережении, промышленном производстве, здравоохранении и производстве продуктов питания, а также для поддержания необходимого уровня обеспечения обороноспособности и безопасности государства; - увеличить долю продукции, произведенной с помощью созданной в рамках Программы инфраструктуры наноиндустрии, до 75% общего объема продукции наноиндустрии, произведенной в Российской Федерации; - обеспечить мировой уровень исследований и разработок, оснащенности научно-исследовательским, метрологическим и технологическим оборудованием организаций, работающих в сфере наноиндустрии, при этом организации — участники программы должны получать до 80 патентов (в том числе международных) в год; - добиться развития и реализации российского потенциала наноиндустрии и активного участия Российской Федерации в международной научно-технической кооперации; - организовать систему учета информации о результатах научных исследований и технологических разработок в сфере наноиндустрии, полученных организациями различных организационно-правовых форм, обеспечить доступ к этой информации; - совершенствовать методическую базу научно-технической и инновационной деятельности в сфере наноиндустрии; - обеспечить развитие уникальных научных установок, сети центров коллективного пользования уникальным научным и экспериментальным оборудованием; - создать и расширить инновационную инфраструктуру, совершенствовать механизмы взаимодействия научных организаций и вузов с промышленными предприятиями в целях продвижения новых нанотехнологий и наноматериалов в производство; - сохранить и развивать кадровый потенциал, в ТОМ числе создать условия для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере наноиндустрии, возвращения в Российскую Федерацию ведущих российских ученых и специалистов в сфере наноиндустрии, работающих за рубежом, и их трудоустройства. При этом доля научных сотрудников, имеющих не менее трех лет опыта проведения исследований, разработки технологий с использованием научного оборудования мирового уровня, в общем числе научных сотрудников организаций национальной нанотехнологической сети составит не менее 70%. [2]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|