Результаты инновационной политики
Для того чтобы наиболее наглядно охарактеризовать процессы разработки и координации инновационной политики, ее мониторинга и оценки с целью корректировки и повышения эффективности реализуемых мероприятий, приведем результаты сравнительного анализа реальной отечественной практики управления в этой сфере и идеальных «образцов», основанных на обобщении опыта наиболее успешных стран мира (табл. 2). Приведенные в таблице результаты экспертной оценки показывают, что по каждому признаку, характеризующему процесс разработки и реализации инновационной политики, в России имеются большие резервы для совершенствования. Наиболее «проблемной» областью являются культура, навыки проведения оценок, их прозрачность и доступность. Эксперты ставят этой характеристике инновационной политики неудовлетворительные оценки. По другим направлениям ситуация заметно оптимистичнее. Баллы, которые выбирают российские эксперты, в целом соответствуют среднеевропейскому уровню: специалисты большинства европейских стран оценивают многие направления национальной инновационной политики именно на этом уровне — т.е. на «троечку», что отражает сложность и относительную новизну инновационной политики как инструмента государственного регулирования, проблемы ее реализации и коррекции по результатам оценки. [5] Важным компонентом осуществляемой инновационной политики и ее инструментов является сопоставление с лучшими зарубежными образцами (бенчмаркинг). Этот компонент инновационной политики был активно использован Кореей, Ирландией, Китаем, Сингапуром и другими новыми индустриальными странами. Изучение и адаптация иностранного опыта в России в целом активно расширяются. Однако до сих пор они не стали стандартной процедурой, интегрированной в процесс принятия решений соответствующих министерств и ведомств. Приведенная в табл. 3 оценка направлений, возможностей, подходов к использованию зарубежного опыта показывает, что большая часть каналов получения знаний из «глобальной копилки инновационного опыта» российским правительством освоена (в среднем на уровне «удовлетворительно»). Для повышения эффективности инновационной политики важно, чтобы изучение и адаптация лучшей зарубежной практики проходили не эпизодически, а на постоянной основе. Необходимо также более широко привлекать ведущих зарубежных экспертов, поддерживать программы стажировки российских специалистов, корректировать политику в соответствии с результатами международного бенчмаркинга. [12]
Сравнение перечней видов регулирования и реальных мер отечественной инновационной политики (табл. 4) создает впечатление, что их используемый набор является полным и всеобъемлющим. Структурно он покрывает все направления выработанных мировой практикой рекомендаций в этой области. Однако более тщательный анализ содержания каждой из предложенных или реализуемых мер показывает, что большинство из них включает слишком большой компонент государственной поддержки в форме субсидий или государственного заказа. В последние годы в России уделяется большое внимание разработке новых форм и методов государственного регулирования, включая финансирование науки и инноваций через венчуры, систему государственных корпораций и др. По всем этим направлениям, безусловно, наблюдается пусть небольшой, но прогресс. Однако сохраняется целый ряд существенных проблем инновационного развития, которые пока не входят (или почти не входят) в зону государственного внимания и регулирования. К ним относятся:
- сокращение административных, налоговых и транзакционных издержек для инновационно-активных предприятий; - увеличение разнообразия, качества и доступности специальных услуг с целью увеличения эффективности инновационной деятельности; - софинансирование сертификации инновационной продукции и процесса перехода на международные стандарты качества; - содействие в подготовке квалифицированных кадров; - гарантии того, что в будущем наличие квалифицированной силы в регионе/отрасли/стране будет соответствовать потребностям инновационных предприятий; - повышение уровня профессиональных навыков для инновационных производств и содействие распространению новых технологий. [7] Заключение
Преодолена наметившаяся тенденция замедления темпов роста промышленного производства. С точки зрения благоприятных условий доступа российских товаров на внешние рынки по-прежнему актуальной остается проблема признания безусловного рыночного статуса российской экономики такими торговыми партнерами, как Аргентина, Мексика и Австралия. К положительным событиям в этой сфере следует отнести юридическое закрепление факта признания Республикой Перу рыночного статуса российской экономики (19.02.2007). Заметно вырос товарооборот России со странами Ближнего и Среднего Востока и Африки. Крупнейшим торговым партнером России в регионе остается Турция. Российские компании добились успехов в расширении своего присутствия в странах региона, освоении новых рынков. Торгово-экономические отношения России со странами дальнего зарубежья и ближнего зарубежья заметно активизировались и отмечены рядом важных событий. Подписан целый ряд межправительственных документов. Договоренности, достигнутые в ходе визитов, значительно расширили масштабы и перспективы двустороннего сотрудничества России с указанными странами. Потенциал экономического роста во многом определяется качеством и развитостью рыночных институтов, а также возможностью повышения данного качества. Стимулирование предпринимательской активности к эффективному инвестированию является ключевым условием нормального функционирования экономики. При этом эффективная система корпоративного законодательства рассматривается как одно из ключевых условий повышения конкурентоспособности российских предприятий, обеспечения защиты прав собственности и контрактных прав и повышения инвестиционной привлекательности российских компаний.
Ключевые (позитивные и негативные) тенденции в процессе формирования и реализации государственной инновационной политики России. К позитивным сдвигам, относится следующее: - инновационная политика стала приоритетной для растущего числа правительственных ведомств; - все элементы инновационной системы постепенно интегрируются в единую стратегию развития; - предпринимаются попытки добиться более рационального сочетания прямой бюджетной поддержки со стимулирующими мерами; - расширяется использование среднесрочных статистических показателей и индикаторов при разработке целей и задач инновационной политики; - повышается приоритетность комплексного прогнозирования как инструмента определения перспективных задач, тенденций и мер инновационной политики. К недостаткам процесса формирования политики следует отнести: - большое число направлений и приоритетных задач инновационной политики, которые не сопровождаются конкретными мерами (особенно при разработке отраслевых стратегий); слабую проработку отдельных мероприятий; - небольшой удельный вес таких мер общего характера, как налоговое регулирование, конкурентная и антимонопольная политика; - инновационная политика пока не имеет системного характера, она не объединяет мероприятия в области науки и технологий, образования, промышленности, а также региональные инициативы; - инновационная политика зачастую базируется на большом числе концептуальных документов, подготовленных практически одновременно и нередко дублирующих друг друга, что свидетельствует о низком качественном уровне их разработки; - использование результатов мониторинга, анализа и оценки отдельных мероприятий политики для коррекции стратегии и тактики инновационного развития страны выполняется эпизодически, бессистемно и должно быть поставлено на принципиально новый уровень. В качестве утешающего завершения можно с уверенностью сказать, что основное достижение отечественной экономики в период 2005-2007 это - высокие темпы экономического роста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|