Религия как предмет социологического анализа
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Религия является объектом исследования целого комплекса общественных наук, получившего название «религиоведение». Как относительно самостоятельная отрасль знания религиоведение складывалось начиная с XIX в., хотя соответствующие знания накапливались в течение веков. В настоящее время религиоведение включает ряд разделов, основными среди которых являются философия религии, социология религии, психология религии, феноменология религии, история религии. В целом религиоведение изучает закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее строение и различные компоненты, ее многообразные феномены (как они представали в истории общества), взаимосвязь и взаимодействие религии и других областей культуры. Что касается социологии религии, то, как научная дисциплина, свои первые шаги она сделала в середине XIX в. Как и другие отраслевые социологические дисциплины, социология религии изучает свой объект на двух уровнях - теоретическом и эмпи-рииическом. На теоретическомуровне предметом исследования являются религия как целостная социальная подсистема, ее природа, место и роль в обществе, социальные функции, внутренняя структура и взаимосвязь составляющих ее элементов, происходящие в ней процессы и изменения. На эмпирическомуровне предметом анализа являются религиозное сознание и поведение людей, больших и малых групп, общественное мнение о религии и церкви, деятельность религиозных институтов, организаций и движений, конфессионально ориентированных политических партий, отношение к религии различных групп населения, воздействие религии на поведение людей в различных сферах общественной жизни. Таким образом, социология религии - специальная социологическая теория, изучающая генезис, социальные функции, место и роль религии в обществе, ее структуру.
Социологический подход к религии сформировался в огромной степени под влиянием идей трех классиков социологии - К. Маркса, Э. Дюркгейма и М. Вебера, которые, каждый по-своему, определили важнейшие отличительные черты религии. В некоторой степени их взгляды дополняют друг друга. 1.1 Теория Карла Маркса Карл Маркс рассматривал религию как социальный феномен: религия включена в систему общественных отношений, порождается ими (в первую очередь - экономическими, которые выступают как «базис», определяющий целую совокупность производственных, «надстроечных» образований, таких как политика, право, искусство, мораль, философия и религия). Такое понимание означало также рассмотрение религии как важного социального фактора, выполняющего вполне реальные функции в жизни общества и удовлетворяющего определенные интересы и потребности. Этот фактор, внешним и принудительным образом воздействующий на людей, подобен любому другому социальному институту. Тем самым Маркс способствовал развитию функционального подхода к религии. С точки зрения Маркса, религия - разновидность «отчужденного сознания» («опиум народа»), она может питать социальный конформизм, внушая иллюзии, и тем самым поддерживать социальный порядок и социальную интеграцию в обществе в условиях его глубокого социального раскола (поскольку обещает, что награда за все тяготы земной жизни будет получена в загробном мире). Вместе с тем, с точки зрения Маркса, религия в ее традиционных формах должна исчезнуть: если религия - выражение экономического отчуждения, то с преодолением его (ликвидацией частной собственности на средства производства) устраняются условия, необходимые для существования религии, она исторически изживает себя, «умирает естественной смертью».
1.2. Теория Эмиля Дюркгейма. Книга Эмиля Дюркгейма «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии» (1912) оказала, видимо, самое значительное влияние на становление социологии религии. Цель Дюркгейма - разработка общей теории религии на основе изучения примитивных ее форм. С его точки зрения, изучая тотемизм — самую примитивную форму религии, можно раскрыть сущность религии вообще: «архаичную религию мы выбрали объектом исследования, т.к., по нашему мнению, она больше, чем другая, способна проявить религиозную природу человека». Дюркгейм дает определение религии, противопоставляя сакральное (от лат. sacer—священное) и мирское(профанное, обыденное). С его точки зрения, сущность религии не в вере в Бога (есть религии, даже высшие, без божества), а в разделении мира на эти две половины. Понятие «священного» вовсе не означает обязательно что-то высшее по отношению к «профанному»: разница между тем и другим не в иерархии, а в том, что между этими двумя мирами существует непереходимая граница. Правда, переход этой границы возможен, но лишь ценой коренного изменения собственного существа — таковы церемонии инициации, монашество, религиозный аскетизм, религиозное самоубийство и т.д. Область священного — не только религиозные представления, но и обряды, материальные предметы, слова и люди (все это резко отделено от области «мирского»). В религии объектом поклонения является в действительности само общество: «Бог клана есть не что иное, как сам клан». Поэтому общество одновременно и автор, и предмет религиозного культа. Дюркгейм настойчиво подчеркивал то обстоятельство, что религии никогда не представляли собой только набор верований: наряду с верованиями в священное, религия предполагает обряды, или практику, вытекающую из верований. По его словам, «обряды - это способы действия, возникающие только в группах и призванные возбуждать или восстанавливать определенные ментальные состояния этих групп». Основная функция обряда - поддержание у индивидов чувства принадлежности к группе. Совершение ритуального действия — это акт, в котором социальная группа каждый раз утверждает себя, благодаря обряду возникает феномен группового возбуждения, в результате которого рождаются религии. Дюркгейм разработал теорию обрядов, выявил их разные типы и общие функции. Основными типами обрядов являются следующие:
• негативные (это в сущности запреты - нельзя соприкасаться со священными вещами, нельзя есть мясо тотема и другие, получившие развитие в религиозном аскетизме); • позитивны е (связаны с приобщением верующих к священному миру -обряды посвящения, съедания тела тотема, жертвоприношения и др.); • мемориальные (воспроизведение эпизодов из жизни мифического предка или группы как напоминание о связи с прошлым и будущим; • искупительные (вводят в сознание индивидов элементы страха, печали, озабоченности, «очищая» таким образом человека от его грехов). Среди основных функций, свойственных обрядам разного типа, Дюркгейм называет: • дисциплинарную, или подготовительную (ритуальная церемония подготавливает индивида к социальной жизни; культовая практика помогает тренироваться в самоотречении, терпении, послушании, без которых не может быть ни религии, ни общества); • цементирующую (совершая ритуалы, группа периодически заново утверждает себя; обряд восстанавливает социальное единство при неизбежной прерывности социальной жизни); • воспроизводящую (обряд способствует поддержанию традиций, обновлению веры, передаче и укреплению ценностей); • эйфорическую (состоит в создании условий для социальной эйфории, т.е. радостного чувства социального благополучия; эта функция особенно важна, когда группа переживает состояние социального неблагополучия). Все функции служат поддержанию и укреплению социальной солидарности членов социальных групп. По мере развития общественного прогресса, считает Дюркгейм, влияние религии ослабевает: обряды и ритуалы занимают все меньшую часть человеческой жизни, традиционная религия находится на грани исчезновения («старые боги умерли»). Вместе с тем он заявлял, что в определенном смысле можно говорить о сохранении религии в измененной форме. Даже общества современного типа испытывают потребность в ритуалах, которые бы подтверждали их ценности и обеспечивали бы прочность их положения. Следовательно, возможно появление новых обрядов и ритуалов, которые, как следует ожидать, заменят устаревшие и отжившие.
Если темой Дюркгейма была связь между религией и стабильностью общества, то темой Макса Вебера - религия и социальное изменение. 1.3 Теория Макса Вебера. Вебер предпринял масштабное исследование мировых религий (т.е. тех, которые имели и имеют наибольшее число последователей, оказывали и оказывают наибольшее влияние на ход мировой истории). Вебер провел подробные исследования индуизма, буддизма, даосизма и раннего иудаизма. В «Протестантской этике и духе капитализма», впервые опубликованной в 1904-1905 гг., и других книгах он подробно останавливается на том влиянии, которое оказало христианство на историю Запада. Веберу удалось органически связать конкретно-эмпирический и абстрактно-теоретический уровни социологического исследования. Немецкий социолог, опираясь на эмпирический материал, сформулировал представление о том, что великие религиозные традиции оказали существенное влияние на различие путей развития Запада и Востока: иудаизм, католицизм и протестантизм больше способствовали рационализации социальной жизни, чем индуизм, буддизм и конфуцианство. Вебер стремился, таким образом, обнаружить связанные с религией корни Новой истории, современной культуры Запада. Вебер выдвинул гипотезу о том, что определенное толкование христианства (протестантизм) создало такие мотивации, которые способствовали формированию капиталистического строя: существует четко выраженная адекватность духа капитализма и духа протестантизма (капиталистический дух - трудиться ради получения прибыли и не расходовать ее; протестантский дух - остерегаться благ мира сего и следовать аскетическому поведению). В работе «Протестантская этика и дух капитализма» немецкий социолог дает статистический анализ с целью подтвердить тот факт, что в тех регионах Германии, где совместно проживают различные религиозные группы, протестанты обладали непропорционально большим процентом богатства и занимали экономически наиболее выгодные позиции (отметим, что сегодня до 90% американских предпринимателей -протестанты).Вебера интересовало, почему только в рамках западной цивилизации возник такой феномен, как капитализм, который, развиваясь, получил в дальнейшем универсальное значение. В связи с этим он обратился к анализу предпосылок, необходимых и достаточных условий для развития капитализма на Востоке. В традиционном Китае и Индии, указывал Вебер, наблюдались периоды заметного оживления торговли, производства и градостроительства, но они не привели к радикальным социальным изменениям, которые были свойственны растущему промышленному капитализму на Западе. Религия являлась основным препятствием к изменениям такого рода. Примером является индуизм, который ученый называл «потусторонней религией». Основные ценности индуизма заключаются в освобождении от власти материального мира; религиозные чувства и мотивации, порождаемые индуизмом, не направлены на завоевание власти над материальным миром и его преобразование. Усилия конфуцианства также направлены на то, чтобы предотвратить экономическое развитие в его западном понимании; подчеркивается важность достижения гармонии с миром, а не активное вмешательство в него.
Христианство Вебер характеризует как «религию спасения», подразумевая веру в возможность спасения тех, кто придерживается христианства и соблюдает его заповеди. Крайне важным для христианства является понятие о греховности и его преодолении через милость господню. Эти представления вызывают в среде верующих напряженность и эмоциональную динамику, которая совершенно отсутствует в восточных религиях. Религии спасения имеют революционный аспект. В отличие от восточных религий, которые воспитывают у верующих пассивное, созерцательное отношение к существующему порядку вещей, христианство стимулирует непрестанную борьбу с греховностью. Это, в свою очередь, поощряет борьбу с существующим порядком вещей. Появляются религиозные вожди (подобные Иисусу), которые истолковывают установившиеся догматы таким образом, что бросают вызов сложившейся структуре власти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|