Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Религия как социальное явление




2.1.Понятие и сущность религии.

Религия (от лат. religio - благочес­тие, святость) - это социальный институт, система определенных веро­ваний и поведения отдельного индивида, группы, общности, которые определяются верой в существование сверхъестественного. На протя­жении большей части человеческой истории она играла решающую роль при конструировании человеком социальной реальности и была наибо­лее эффективным и распространенным средством легитимации (объяс­нения и оправдания) и поддержания социального порядка. Как подчер­кивал О. Конт, религия воспроизводит в самой себе дифференциацию природы человека: порождая единство, она должна одновременно об­ращаться к разуму, чувству и действию, т.е. ко всем способностям чело­века. Вот почему религия всегда непосредственно связана с индивидом, всегда выступает в личной форме. Различаются социальные, гносеоло­гические и психологические корни религии.Понятием «социальные корни» обозначают совокупность общественных отношений, обуслов­ливающих возникновение, функционирование и воспроизводство рели­гии. Это понятие помогает прояснить причины, порождающие ее в об­ществе. Гносеологические корни религии связаны с формированием религиозных представлений в сознании человека в ходе его познава­тельной деятельности. Формирование религиозного сознания связано как с особенностями человеческого познания, так и со спецификой че­ловеческой психики, составными элементами которой являются эмоции, настроения, переживания, которые могут быть выделены в качестве пси­хологических корней религии.

Структура религии.

Структура религиипредставляет собой систему, в которую входят следующие компоненты, рассматриваемые в органическом единстве:религиозное сознание;

религиозная деятельность; религиозные отношения; религиозные организации.

Религиозное сознание.

Религиозное сознаниевключает в себя два уровня: обыденный, уровень религиозной психологии и теоретический, уровень религиоз­ной идеологии. Религиозная психология - это своеобразный синтез ре­лигиозных образов, идей, хаотичных представлений, видений, эмоций, установок, иллюзий, влечений и т.д. Наглядный образ (в отличие от по­нятия) непосредственно связан с переживаниями. Это обусловливает сильную эмоциональную насыщенность религиозного сознания. Важ­ную роль играют религиозные чувства — комплекс переживаний инди­вида, связанных с религиозными представлениями, идеями и верой. Благодаря религиозным чувствам религиозные идеи и представления закрепляются, и возникает устойчивый психологический стереотип -замкнутая система взглядов, чувств и действий. Раз возникнув, религи­озные чувства становятся объектом потребности: индивид стремится переживать их вновь и вновь.

Религиозная идеология - это совокупность религиозных догматов и представлений о мире и человеке, система понятий, принципов, рас­суждений, аргументаций и концепций. В ее состав входят: учение о Боге, мире, природе, обществе и человеке, целенаправленно разрабаты­ваемое специалистами - богословие, теология, вероучение и др.; ос­нованная на религиозном мировоззрении трактовка экономики, поли­тики, права, морали, искусства и т.д. -теология труда, теология культуры, политическая теология и др. и наконец религиозная философия, находящаяся на пути от философии к богословию — неотомизм, русская религиозная философия и др.

Интегративной чертой религиозного сознания, соединяющей его два уровня, является религиозная вера.

Религиозная вера.

Не всякая вера есть вера религиоз­ная. Религиозная вера предполагает:

- реальное существование объекта веры (Бог, ангел, душа, чудо, ад, рай и др.);

- возможность общения с этими существами и получения от них помо­щи;

- реальность определенных событий (например, воскресение Христо­во),

причастность к ним;

- истинность религиозных представлений; религиозные авторитеты (святых,

пророков и т.д.).

Религиозное сознание проявляется в религиозной деятельности.

Религиозная деятельность.

Следует различать внерелигиозную и религиозную деятельность веру­ющих индивидов. Внерелигиознаядеятельность осуществляется во внерелигиозных сферах - экономической, политической и т.д. Она может быть религиозно окрашена, но по своему объективному содержанию, предмету и результату - это деятельность внерелигиозная. Религиознаядеятельность существует в двух формах:

- внекультоваяосуществляется, во-первых, в духовной сфере(систематизация и интерпретация догматов теологии, сочинение богословских произведений, разработка религиозных идей и т.д.), во-вторых -в практической сфере (участие в пропаганде религиозных взглядов через СМИ, преподавание в богословских учебных заведениях, миссионерство, производство средств религиозного культа и т.д.);

- культовая(культ - это форма реализации религиозной веры, систе­ма исторически сложившихся священных действий, с помощью ко­торых реализуется вера и поклонение людей сверхъестественном).

 

Таблица 1

Культ как социальный феномен

 

Аспект рассмотрения Характеристика
Предмет культовой деятельности Материальные вещи, животные, растения, горы, реки, солнце, луна, существа - духи, единый всемогущий Бог.
Субъект культовой деятельности Верующий индивид или религиозная группа. Мотив участия: религиозная вера, чувства, потребности, стремления, чаяния, атакже нерелигиозные потребности в общении, эстетическом на­слаждении.
Содержание культовой деятельности Во время отправления культа в сознании участников актуали­зируются религиозные образы, представления, идеи, догматы. Культ — это своеобразная «драматизация религиозных представ­лений».
Способы культовой деятельности а) элементарные культовые акты - крестное знамение, покло­ны, коленопреклонение, падение ниц; б) сложные культовые акты - жертвоприношения, обряды, проповеди, молитвы, богослужения, праздники.
Средства культа Культовое здание, религиозное искусство, культовые пред­меты.
Результат культовой деятельности • удовлетворение религиозных потребностей • общение верующих друг с другом; • сплочение религиозной группы; • психотерапевтический эффект (переход от состояний тоски и скорби к внутреннему успокоению): • получение эстетического наслаждения (от убранства храма, музыки).

 

Религиозные отношения.

Религиозные отношенияскладываются в процессе религиозной деятельности в соответствии с религиозным сознанием. Их носителями могут быть, например, индивиды, группы, семья, этнос, сословие, класс, профессиональная группа, институты, организации. Имеются различ­ные способы фиксации и опосредования религиозных отношений. В качестве посредников могут выступать:

- предметы неживой и живой природы - храм, икона, крест, распятие, ступа, «черный камень», корова, крокодил, голубь (в этом случае ре­лигиозные отношения принимают предметную, вещную форму);

- индивид или группа лиц - служитель культа, глава религиозной орга­низации, функционер общины, обладатель «дара» (в этом случае мож­но говорить о персонифицированном способе фиксации взаимных связей верующих);

- образы Бога, духов, душ, Богоматери, Христа, Будды, Мухаммеда святых и т.д. (И сказал Иисус: «...где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» - Мф. 18:20);

- язык - отдельные слова и целые предложения, содержащие наставления о том, с кем и как надо общаться; этот способ фиксации отношений называется языковым (предметы, вещи, персоны, образы, слова обладают символическими свойствами, являются знаками, которые выражают религиозные значения и смыслы, «прочитываются» всту­пающими в связь индивидами).

В зависимости от вида религиозной деятельности религиозные от­ношения подразделяются на внекультовые и культовые отношения. Вли­яние и распространенность религиозных отношений в системе обще­ственных отношений находится в непосредственной связи с тем, какое место занимает религия в обществе, каково ее влияние на обществен­ную жизнь. Религиозные отношения могут иметь разный характер: со­лидарности, терпимости, нейтралитета, конкуренции и конфликта, а также борьбы с сильной тенденцией религиозного фанатизма. Однако даже при «мирном сосуществовании», как правило, имеется представ­ление о превосходстве данного объединения, конфессии, направления, религии.

Религиозные организации.

Религиозные идеи всегда имеют свое­го носителя, и этим носителем является определенная социальная общ­ность. На протяжении длительного периода, охватывающего примитив­ную и архаическую религии, социальным носителем религии была не специфическая религиозная группа, но общество в целом. Исторически ранние религиозные общности — это общности «витального» типа (та­кие как семья, род, племя, народ, государство). Сами эти общности об­ладают сакральным характером. А на более поздних стадиях, в обще­ствах Древнего Востока, например, государственное и религиозное устройство совпадали. Религиозная принадлежность определяется здесь не принадлежностью к какой-либо системе веры или специфической ре­лигиозной группе, но принадлежностью к данному социальному цело­му. Такие религии называют «народными религиями», подразумевая, что их социальным носителем, «телом» является народ (для их обозначения используется также термин «диффузная религия», которое ввел М. Йин-гер, говоря о религиях родового общества). Самые первые религиозные организации создаются в таких обществах с диффузной религией преж­де всего у малых девиантных групп, которые стремятся к изоляции от «большого общества» посредством создания особого религиозного об­щества, собственной религиозной организации. Например, на первых порах христианская община — это харизматическая группа (термин М. Вебера), включавшая в себя Учителя и его учеников, которых отличало от всех остальных («непосвященных» и «заблудших»), не знающих исти­ны и идущих путем гибели, знание этой истины и путей спасения (Хри­стос говорит: «Я есть истина и путь»). Исторические религии впервые создают специфически-религиозные общины - отдельные, обособивши­еся от естественных социальных сообществ (семьи, племени, народа, государства). Тем самым эти естественные социальные сообщества пе­рестают быть религиозными, утрачивают сакральный характер, стано­вятся «профанными» (мирскими, светскими). Индивид, поскольку он является членом такого сообщества, оказывается пребывающим «вне священного», в изоляции от него. Поэтому исторические религии ока­зываются обремененными новой функцией - миссионерской, стремле­нием вовлечь в религиозную общину как можно больше людей («спас­ти», «поставить на путь истинный»). Община становится массовой, но за счет людей, которые, в отличие от учеников пророка, лишены непос­редственного религиозного опыта, переживания божьего «дара», благо­дати. Вот почему особая организация берет на себя миссию распределе­ния благодати - возникает учреждение (например церковь) с особой организационной структурой, иерархией. Харизматическая благодать, которая в первоначальной общине была достоянием каждого (Учителя и его учеников), теперь становится доступной через систему «таинств», выполняемых священником.

Для всех религий характерно наличие общин верующих, но спосо­бы организации таких общин весьма разнообразны. Существуют четы­ре основных типа религиозных организаций: церковь, секта, деномина­ция (или вероучение) и культ. Различие между церквями и сектами впервые было проведено М. Вебером и его коллегой, историком рели­гии Эрнстом Трёльчем.

Церковь - религиозная организация, в основе которой лежит еди­ный символ веры, определяющий религиозную этику и религиозную деятельность. Церковь представляет собой общепризнанную и прочно укоренившуюся в обществе религиозную организацию значительных размеров. Она характеризуется рядом признаков: утверждает себя как сакральное установление сверхъестественного происхождения, как мистическое «тело Христово», ведает священными институциями - «таинствами», с которыми внут­ренне связаны духовные дары, которые могут быть переданы верую­щим, а священники в ней являются функционерами церкви, церковь всегда есть церковь священников (хотя на разных этапах церковной истории были попытки преодолеть идею распределяющих благодать священнослу­жителей, но преодолена она так и не была, даже в протестантизме, провозгласившем идею «всеобщего священства»). Церковь всегда претендует на непогрешимость в качестве авторитета в вопро­сах вероучения и выступает как форма власти, господства, она всегда есть институт принуждения (преследования еретиков, инквизиция - насильствен­ные средства, с помощью которых церковь стремилась обеспечить свою власть не только над телом, но и над душой своих чад).

Секта — религиозная группа, возникающая как оппозиция к той или другой церкви. Обычно секты образуются в тех случаях, когда неболь­шая группа представителей церкви, неудовлетворенная традиционны­ми ритуалами, отделяется и создает новую религию. Секты сравнитель­но малы; обычно они стремятся найти свой «истинный путь» и следовать ему. В работе «Хозяйство и общество» М. Вебер разработал социологи­ческое понимание церкви и секты, сопоставляя их по трем признакам (вернее — по трем группам признаков): 1) отношение к «миру»; 2) крите­рий членства; 3) организационная структура.

1) Отношение к «миру». В отличие от церкви (которая не противопоставляет себя «миру», принимает его культуру и соглашается с его порядком) секта тяготеет к неприятию, осуждению «мира», мирских порядков, ей свойственна тен­денция к изоляционизму и замыканию в пределах своей общины. Чле­ны секты считают господствующую церковь продажной.

2) Критерий членства. В церкви отсутствует постоянное и строго контролируемое член­ство. Критерии членства в церкви таковы, что практически каждый мо­жет быть и оставаться членом церкви. Крещение в детском возрасте — логическое следствие такой позиции. Членство в секте предполагает добровольное, сознательно принимаемое решение. Отсюда - крещение взрослых: членами секты становятся не по рождению, а по своей воле; в секту принимают в зависимости от соответствия определенным кри­териям, необходимым для вступления. Обычно необходимым считается «обращение» (как свидетельство того, что вступающий преобразуется из «падшего», «поврежденного» состояния). Нарушение моральных принципов группы или отступление от учения наказывается исключе­нием. Считается, что спасение достигается лишь совершенствованием, моральной чистотой, а поскольку это требует преодоления мирских со­блазнов (алкоголь, курение и т.п.), для секты характерен аскетизм, само­ограничение, суровость нравов.

3)Организационная структура. Церкви свойственна бюрократическая организация. Руководство в церкви принадлежит специально подготовленному профессионально­му духовенству. Большинство сект почти или совсем не имеют профес­сиональных священнослужителей и подчеркивают равенство всех сво­их членов, в них отсутствует деление на священства и мирян. Секта тяготеет к руководителю харизматического типа (церковь - админист­ративного).

Деноминация — третья форма религиозной организации, признаю­щая возможность духовного возрождения для всякого верующего. От­личается терпимостью, отсутствием жесткой дисциплины и давления догматики. С точки зрения Р. Нибура, деноминация представляет собой промежуточное звено между сектой и церковью: секта, деноминация, церковь - основные этапы в процессе развития религиозной организа­ции. Например, Мартин Лютер восстал против католицизма, изложив 95 тезисов своего нового вероучения на дверях местной церкви в 1517 г. В настоящее время лютеранство - официальная религия во многих Скандинавских странах и одна из многих протестантских деноминаций в Америке. Подобная эволюция происходит под влиянием нескольких факторов:

• с течением времени в любой группе складываются определенные ри­туалы и правила;

• секта должна создать систему сохранения своей духовной сущности, своих целей и задач, чтобы обеспечить последовательную смену ли­деров; это также способствует формированию более четких норм и ритуалов;

• по мере увеличения секты она должна финансировать свою деятель­ность за счет пожертвований членов, благотворительных базаров и т.д.

Все эти факторы способствуют превращению некоторых сект в де­номинации, где складывается бюрократический порядок (деноминаци­ям присуща четкая организация как по горизонтали, так и по вертикали) и более широкие связи с обществом. Вместе с тем судьба сект неодина­кова: одни распадаются, другие, вписавшись в общество, расширив свои ряды и развив бюрократическую структуру, превращаются в деномина­цию, третьи (например квакеры) достаточно эффективно используют средства самосохранения и остаются сектой.

Культ.

Упадок традиционных религий, вызванный процессом секу­ляризации, способствует успеху и усилению влияния новых религиоз­ных движений. Термин «культ» ввел в социологию религии Г. Беккер для обозначения таких религиозных групп, которые существуют исклю­чительно благодаря энтузиазму своих приверженцев, не опираясь при этом на организацию. В настоящее время это термин используется для обозначения достаточно различных образований:

• малая религиозная группа без бюрократической структуры, часто воз­главляемая харизматическим лидером и использующая эзотерические и оккультные идеи (такое образование можно рассматривать как на­чальную стадию образования харизматической секты);

• совокупность людей, объединенных общим взглядом на какой-то ас­пект действительности (люди, увлеченные парапсихологией, верящие в жизнь после смерти, в возможность общения с духом умершего);

• начальная фаза развития новой религии, отличительный признак ко­торой - требование полного разрыва с существующими религиозны­ми традициями (в этом их отличие от сект, которые всегда ориентиру­ются на возвращение к «истинным истокам» веры и сознают себя как хранители «древней веры» в ее чистоте).

Культам часто присущ мистический или экстатический опыт, а не апелляция к письменным источникам. Культы призывают к радикаль­ным изменениям индивида, общества или того и другого одновремен­но. К ним принадлежат люди, которые отвергают ценности окружаю­щего их мира. Главное внимание в культах придается индивидуальному опыту, что приводит к объединению людей со схожим образом мыслей. Они не формально присоединяются к культу, но скорее придерживаются одних и тех же теорий или предписываемой манеры поведения. При­мерами современных культов могут служить группы, объединяющие верящих в спиритизм, астрологию, трансцендентальную медитацию, НЛО и т.д. В России кризисная ситуация и обострение разнообразных проблем породили обилие культов, наиболее знаменитым из которых стало движение «Белого братства» во главе с «Марией Дэви Христос». Зачастую культы прославляют лживого «мессию», обманывающего слишком доверчивых или несчастных людей. В последние годы в Рос­сии родители приверженцев культа (обычно подростков, молодых лю­дей) бьют тревогу, обращаются в средства массовой информации с просьбой помочь им, покончить с влиянием культа на их детей. Культ способен к институционализации: если он не умирает, то пре­вращается в институционализированную религию.

Американский социолог О'Ди отмечает противоречие, внутренне присущее религиозной институционализации: институционализация религии необходима для обеспечения ее стабильности и передачи пос­ледующим поколениям, но она приводит к утрате «творческой силы» и интенсивности религиозных переживаний. Церковь и культ - противо­положны с этой точки зрения: на одном полюсе строго фиксированные ритуалы, на другом - эмоциональное, спонтанное выражение веры.

 

Формы религии.

В этой связи следует различать институциональные (традицион­ные) и внеинституциональные(нетрадиционные) формы религии.К институциональной религии, или религиозному институту, относят церковь, установившуюся секту, деноминацию. Внеинституциональная религия- это, во-первых, различные культы и неустановившиеся секты (неустойчивые, аморфные, со слабой организацией, а иногда при пол­ном ее отсутствии), а во-вторых, «субъективная», «невидимая» религия индивида, зависящая от его предпочтений, установок и свободного вы­бора, проявляющаяся в непосредственной связи с потусторонним ми­ром, истинность которой устанавливается самим верующим в религи­озном опыте.

Функции религии.

Религия выполняет в обществе ряд определен­ных социальных функций (табл. 2).

Таблица 2

Классификация основных функций религии

Социальная функция Общество Личность
Мировоззренческая Религиозное мировоззре­ние задает «предельные» критерии Абсолюта, с точки зрения которых осмыслива­ется мир, общество и чело­век Удовлетворяет потреб­ность личности в опреде­ленном типе миропонима­ния, мировосприятия и ми­роощущения - в религиоз­ной вере
Коммуникативная Развивает личность члена религиозной общины, спо­собствует поддержанию традиций Удовлетворяет потреб­ность в общении с другими верующими и с Богом
Регулятивная С помощью системы норм, ценностей, образцов поведения, традиций осуще­ствляет управление созна­нием и поведением индиви­дов, групп, общин Воспитывает в каждом чувство долга и совесть, включая самооценку совер­шенного и ответственность перед собой и Богом
Компенсаторная Компенсация неудовле­творенности социальных групп своим положением в обществе и обретение наде­жды на лучшую жизнь Удовлетворение потреб­ности в психологической защите, утешении, восста­новлении душевного равно­весия
Интегрирующе-дезинтегрирующая функция Укрепляет социальное единство, сплачивает соци­альные группы (интегри­рующая). Ослабляет социальное единство, если в обществе существуют различные про­тивостоящие друг другу конфессии (дезинтегрирую­щая) Удовлетворяет потреб­ность личности в единении с другими людьми. Удовлетворяет потреб­ность личности в «поиске врага»
Культуротрансли-рующая Способствовала разви­тию письменности, книго­печатания, искусства, со­хранению и развитию цен­ностей религиозной культу­ры, передаче накопленного наследия от поколения к поколению Участие в ритуальной церемонии подготавливает индивида к социальной жиз­ни, способствует формиро­ванию определенных по­требностей, интересов, об­разцов поведения и ценно­стных ориентации

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...