Религия как социальное явление
2.1.Понятие и сущность религии. Религия (от лат. religio - благочестие, святость) - это социальный институт, система определенных верований и поведения отдельного индивида, группы, общности, которые определяются верой в существование сверхъестественного. На протяжении большей части человеческой истории она играла решающую роль при конструировании человеком социальной реальности и была наиболее эффективным и распространенным средством легитимации (объяснения и оправдания) и поддержания социального порядка. Как подчеркивал О. Конт, религия воспроизводит в самой себе дифференциацию природы человека: порождая единство, она должна одновременно обращаться к разуму, чувству и действию, т.е. ко всем способностям человека. Вот почему религия всегда непосредственно связана с индивидом, всегда выступает в личной форме. Различаются социальные, гносеологические и психологические корни религии.Понятием «социальные корни» обозначают совокупность общественных отношений, обусловливающих возникновение, функционирование и воспроизводство религии. Это понятие помогает прояснить причины, порождающие ее в обществе. Гносеологические корни религии связаны с формированием религиозных представлений в сознании человека в ходе его познавательной деятельности. Формирование религиозного сознания связано как с особенностями человеческого познания, так и со спецификой человеческой психики, составными элементами которой являются эмоции, настроения, переживания, которые могут быть выделены в качестве психологических корней религии. Структура религии. Структура религиипредставляет собой систему, в которую входят следующие компоненты, рассматриваемые в органическом единстве:религиозное сознание;
религиозная деятельность; религиозные отношения; религиозные организации. Религиозное сознание. Религиозное сознаниевключает в себя два уровня: обыденный, уровень религиозной психологии и теоретический, уровень религиозной идеологии. Религиозная психология - это своеобразный синтез религиозных образов, идей, хаотичных представлений, видений, эмоций, установок, иллюзий, влечений и т.д. Наглядный образ (в отличие от понятия) непосредственно связан с переживаниями. Это обусловливает сильную эмоциональную насыщенность религиозного сознания. Важную роль играют религиозные чувства — комплекс переживаний индивида, связанных с религиозными представлениями, идеями и верой. Благодаря религиозным чувствам религиозные идеи и представления закрепляются, и возникает устойчивый психологический стереотип -замкнутая система взглядов, чувств и действий. Раз возникнув, религиозные чувства становятся объектом потребности: индивид стремится переживать их вновь и вновь. Религиозная идеология - это совокупность религиозных догматов и представлений о мире и человеке, система понятий, принципов, рассуждений, аргументаций и концепций. В ее состав входят: учение о Боге, мире, природе, обществе и человеке, целенаправленно разрабатываемое специалистами - богословие, теология, вероучение и др.; основанная на религиозном мировоззрении трактовка экономики, политики, права, морали, искусства и т.д. -теология труда, теология культуры, политическая теология и др. и наконец религиозная философия, находящаяся на пути от философии к богословию — неотомизм, русская религиозная философия и др. Интегративной чертой религиозного сознания, соединяющей его два уровня, является религиозная вера. Религиозная вера. Не всякая вера есть вера религиозная. Религиозная вера предполагает:
- реальное существование объекта веры (Бог, ангел, душа, чудо, ад, рай и др.); - возможность общения с этими существами и получения от них помощи; - реальность определенных событий (например, воскресение Христово), причастность к ним; - истинность религиозных представлений; религиозные авторитеты (святых, пророков и т.д.). Религиозное сознание проявляется в религиозной деятельности. Религиозная деятельность. Следует различать внерелигиозную и религиозную деятельность верующих индивидов. Внерелигиознаядеятельность осуществляется во внерелигиозных сферах - экономической, политической и т.д. Она может быть религиозно окрашена, но по своему объективному содержанию, предмету и результату - это деятельность внерелигиозная. Религиознаядеятельность существует в двух формах: - внекультоваяосуществляется, во-первых, в духовной сфере(систематизация и интерпретация догматов теологии, сочинение богословских произведений, разработка религиозных идей и т.д.), во-вторых -в практической сфере (участие в пропаганде религиозных взглядов через СМИ, преподавание в богословских учебных заведениях, миссионерство, производство средств религиозного культа и т.д.); - культовая(культ - это форма реализации религиозной веры, система исторически сложившихся священных действий, с помощью которых реализуется вера и поклонение людей сверхъестественном).
Таблица 1 Культ как социальный феномен
Религиозные отношения. Религиозные отношенияскладываются в процессе религиозной деятельности в соответствии с религиозным сознанием. Их носителями могут быть, например, индивиды, группы, семья, этнос, сословие, класс, профессиональная группа, институты, организации. Имеются различные способы фиксации и опосредования религиозных отношений. В качестве посредников могут выступать: - предметы неживой и живой природы - храм, икона, крест, распятие, ступа, «черный камень», корова, крокодил, голубь (в этом случае религиозные отношения принимают предметную, вещную форму); - индивид или группа лиц - служитель культа, глава религиозной организации, функционер общины, обладатель «дара» (в этом случае можно говорить о персонифицированном способе фиксации взаимных связей верующих); - образы Бога, духов, душ, Богоматери, Христа, Будды, Мухаммеда святых и т.д. (И сказал Иисус: «...где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» - Мф. 18:20); - язык - отдельные слова и целые предложения, содержащие наставления о том, с кем и как надо общаться; этот способ фиксации отношений называется языковым (предметы, вещи, персоны, образы, слова обладают символическими свойствами, являются знаками, которые выражают религиозные значения и смыслы, «прочитываются» вступающими в связь индивидами). В зависимости от вида религиозной деятельности религиозные отношения подразделяются на внекультовые и культовые отношения. Влияние и распространенность религиозных отношений в системе общественных отношений находится в непосредственной связи с тем, какое место занимает религия в обществе, каково ее влияние на общественную жизнь. Религиозные отношения могут иметь разный характер: солидарности, терпимости, нейтралитета, конкуренции и конфликта, а также борьбы с сильной тенденцией религиозного фанатизма. Однако даже при «мирном сосуществовании», как правило, имеется представление о превосходстве данного объединения, конфессии, направления, религии.
Религиозные организации. Религиозные идеи всегда имеют своего носителя, и этим носителем является определенная социальная общность. На протяжении длительного периода, охватывающего примитивную и архаическую религии, социальным носителем религии была не специфическая религиозная группа, но общество в целом. Исторически ранние религиозные общности — это общности «витального» типа (такие как семья, род, племя, народ, государство). Сами эти общности обладают сакральным характером. А на более поздних стадиях, в обществах Древнего Востока, например, государственное и религиозное устройство совпадали. Религиозная принадлежность определяется здесь не принадлежностью к какой-либо системе веры или специфической религиозной группе, но принадлежностью к данному социальному целому. Такие религии называют «народными религиями», подразумевая, что их социальным носителем, «телом» является народ (для их обозначения используется также термин «диффузная религия», которое ввел М. Йин-гер, говоря о религиях родового общества). Самые первые религиозные организации создаются в таких обществах с диффузной религией прежде всего у малых девиантных групп, которые стремятся к изоляции от «большого общества» посредством создания особого религиозного общества, собственной религиозной организации. Например, на первых порах христианская община — это харизматическая группа (термин М. Вебера), включавшая в себя Учителя и его учеников, которых отличало от всех остальных («непосвященных» и «заблудших»), не знающих истины и идущих путем гибели, знание этой истины и путей спасения (Христос говорит: «Я есть истина и путь»). Исторические религии впервые создают специфически-религиозные общины - отдельные, обособившиеся от естественных социальных сообществ (семьи, племени, народа, государства). Тем самым эти естественные социальные сообщества перестают быть религиозными, утрачивают сакральный характер, становятся «профанными» (мирскими, светскими). Индивид, поскольку он является членом такого сообщества, оказывается пребывающим «вне священного», в изоляции от него. Поэтому исторические религии оказываются обремененными новой функцией - миссионерской, стремлением вовлечь в религиозную общину как можно больше людей («спасти», «поставить на путь истинный»). Община становится массовой, но за счет людей, которые, в отличие от учеников пророка, лишены непосредственного религиозного опыта, переживания божьего «дара», благодати. Вот почему особая организация берет на себя миссию распределения благодати - возникает учреждение (например церковь) с особой организационной структурой, иерархией. Харизматическая благодать, которая в первоначальной общине была достоянием каждого (Учителя и его учеников), теперь становится доступной через систему «таинств», выполняемых священником.
Для всех религий характерно наличие общин верующих, но способы организации таких общин весьма разнообразны. Существуют четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секта, деноминация (или вероучение) и культ. Различие между церквями и сектами впервые было проведено М. Вебером и его коллегой, историком религии Эрнстом Трёльчем. Церковь - религиозная организация, в основе которой лежит единый символ веры, определяющий религиозную этику и религиозную деятельность. Церковь представляет собой общепризнанную и прочно укоренившуюся в обществе религиозную организацию значительных размеров. Она характеризуется рядом признаков: утверждает себя как сакральное установление сверхъестественного происхождения, как мистическое «тело Христово», ведает священными институциями - «таинствами», с которыми внутренне связаны духовные дары, которые могут быть переданы верующим, а священники в ней являются функционерами церкви, церковь всегда есть церковь священников (хотя на разных этапах церковной истории были попытки преодолеть идею распределяющих благодать священнослужителей, но преодолена она так и не была, даже в протестантизме, провозгласившем идею «всеобщего священства»). Церковь всегда претендует на непогрешимость в качестве авторитета в вопросах вероучения и выступает как форма власти, господства, она всегда есть институт принуждения (преследования еретиков, инквизиция - насильственные средства, с помощью которых церковь стремилась обеспечить свою власть не только над телом, но и над душой своих чад). Секта — религиозная группа, возникающая как оппозиция к той или другой церкви. Обычно секты образуются в тех случаях, когда небольшая группа представителей церкви, неудовлетворенная традиционными ритуалами, отделяется и создает новую религию. Секты сравнительно малы; обычно они стремятся найти свой «истинный путь» и следовать ему. В работе «Хозяйство и общество» М. Вебер разработал социологическое понимание церкви и секты, сопоставляя их по трем признакам (вернее — по трем группам признаков): 1) отношение к «миру»; 2) критерий членства; 3) организационная структура. 1) Отношение к «миру». В отличие от церкви (которая не противопоставляет себя «миру», принимает его культуру и соглашается с его порядком) секта тяготеет к неприятию, осуждению «мира», мирских порядков, ей свойственна тенденция к изоляционизму и замыканию в пределах своей общины. Члены секты считают господствующую церковь продажной. 2) Критерий членства. В церкви отсутствует постоянное и строго контролируемое членство. Критерии членства в церкви таковы, что практически каждый может быть и оставаться членом церкви. Крещение в детском возрасте — логическое следствие такой позиции. Членство в секте предполагает добровольное, сознательно принимаемое решение. Отсюда - крещение взрослых: членами секты становятся не по рождению, а по своей воле; в секту принимают в зависимости от соответствия определенным критериям, необходимым для вступления. Обычно необходимым считается «обращение» (как свидетельство того, что вступающий преобразуется из «падшего», «поврежденного» состояния). Нарушение моральных принципов группы или отступление от учения наказывается исключением. Считается, что спасение достигается лишь совершенствованием, моральной чистотой, а поскольку это требует преодоления мирских соблазнов (алкоголь, курение и т.п.), для секты характерен аскетизм, самоограничение, суровость нравов. 3)Организационная структура. Церкви свойственна бюрократическая организация. Руководство в церкви принадлежит специально подготовленному профессиональному духовенству. Большинство сект почти или совсем не имеют профессиональных священнослужителей и подчеркивают равенство всех своих членов, в них отсутствует деление на священства и мирян. Секта тяготеет к руководителю харизматического типа (церковь - административного). Деноминация — третья форма религиозной организации, признающая возможность духовного возрождения для всякого верующего. Отличается терпимостью, отсутствием жесткой дисциплины и давления догматики. С точки зрения Р. Нибура, деноминация представляет собой промежуточное звено между сектой и церковью: секта, деноминация, церковь - основные этапы в процессе развития религиозной организации. Например, Мартин Лютер восстал против католицизма, изложив 95 тезисов своего нового вероучения на дверях местной церкви в 1517 г. В настоящее время лютеранство - официальная религия во многих Скандинавских странах и одна из многих протестантских деноминаций в Америке. Подобная эволюция происходит под влиянием нескольких факторов: • с течением времени в любой группе складываются определенные ритуалы и правила; • секта должна создать систему сохранения своей духовной сущности, своих целей и задач, чтобы обеспечить последовательную смену лидеров; это также способствует формированию более четких норм и ритуалов; • по мере увеличения секты она должна финансировать свою деятельность за счет пожертвований членов, благотворительных базаров и т.д. Все эти факторы способствуют превращению некоторых сект в деноминации, где складывается бюрократический порядок (деноминациям присуща четкая организация как по горизонтали, так и по вертикали) и более широкие связи с обществом. Вместе с тем судьба сект неодинакова: одни распадаются, другие, вписавшись в общество, расширив свои ряды и развив бюрократическую структуру, превращаются в деноминацию, третьи (например квакеры) достаточно эффективно используют средства самосохранения и остаются сектой. Культ. Упадок традиционных религий, вызванный процессом секуляризации, способствует успеху и усилению влияния новых религиозных движений. Термин «культ» ввел в социологию религии Г. Беккер для обозначения таких религиозных групп, которые существуют исключительно благодаря энтузиазму своих приверженцев, не опираясь при этом на организацию. В настоящее время это термин используется для обозначения достаточно различных образований: • малая религиозная группа без бюрократической структуры, часто возглавляемая харизматическим лидером и использующая эзотерические и оккультные идеи (такое образование можно рассматривать как начальную стадию образования харизматической секты); • совокупность людей, объединенных общим взглядом на какой-то аспект действительности (люди, увлеченные парапсихологией, верящие в жизнь после смерти, в возможность общения с духом умершего); • начальная фаза развития новой религии, отличительный признак которой - требование полного разрыва с существующими религиозными традициями (в этом их отличие от сект, которые всегда ориентируются на возвращение к «истинным истокам» веры и сознают себя как хранители «древней веры» в ее чистоте). Культам часто присущ мистический или экстатический опыт, а не апелляция к письменным источникам. Культы призывают к радикальным изменениям индивида, общества или того и другого одновременно. К ним принадлежат люди, которые отвергают ценности окружающего их мира. Главное внимание в культах придается индивидуальному опыту, что приводит к объединению людей со схожим образом мыслей. Они не формально присоединяются к культу, но скорее придерживаются одних и тех же теорий или предписываемой манеры поведения. Примерами современных культов могут служить группы, объединяющие верящих в спиритизм, астрологию, трансцендентальную медитацию, НЛО и т.д. В России кризисная ситуация и обострение разнообразных проблем породили обилие культов, наиболее знаменитым из которых стало движение «Белого братства» во главе с «Марией Дэви Христос». Зачастую культы прославляют лживого «мессию», обманывающего слишком доверчивых или несчастных людей. В последние годы в России родители приверженцев культа (обычно подростков, молодых людей) бьют тревогу, обращаются в средства массовой информации с просьбой помочь им, покончить с влиянием культа на их детей. Культ способен к институционализации: если он не умирает, то превращается в институционализированную религию. Американский социолог О'Ди отмечает противоречие, внутренне присущее религиозной институционализации: институционализация религии необходима для обеспечения ее стабильности и передачи последующим поколениям, но она приводит к утрате «творческой силы» и интенсивности религиозных переживаний. Церковь и культ - противоположны с этой точки зрения: на одном полюсе строго фиксированные ритуалы, на другом - эмоциональное, спонтанное выражение веры.
Формы религии. В этой связи следует различать институциональные (традиционные) и внеинституциональные(нетрадиционные) формы религии.К институциональной религии, или религиозному институту, относят церковь, установившуюся секту, деноминацию. Внеинституциональная религия- это, во-первых, различные культы и неустановившиеся секты (неустойчивые, аморфные, со слабой организацией, а иногда при полном ее отсутствии), а во-вторых, «субъективная», «невидимая» религия индивида, зависящая от его предпочтений, установок и свободного выбора, проявляющаяся в непосредственной связи с потусторонним миром, истинность которой устанавливается самим верующим в религиозном опыте. Функции религии. Религия выполняет в обществе ряд определенных социальных функций (табл. 2). Таблица 2 Классификация основных функций религии
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|