Секуляризация и будущее религии
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Вплоть до XIXв. во всех существовавших обществах религия служила фундаментом формирования мировоззрения, лежащего в основе той или иной культуры. Уже в эпоху Просвещения начался процесс секуляризации (от позднелат. saecularis - мирской, светский), противопоставив религии самостоятельный и независимый от нее человеческий разум. Сегодня во многих странах утвердилось секулярное общество: в понятиях светского государства, светского общества выражается тот факт, что отношения между людьми в обществе перестали быть религиозно обусловленными. Вместе с тем в обществе имеют место две противоположные тенденции: • секуляризация - процесс, в результате которого все большие сектора общества, культуры, различные социальные группы и отдельный индивид освобождаются от религиозного санкционирования и влияния; • сакрализация(от лат. sacra - священный) - процесс придания власти, ценностям, территории и т.д. особого смысла, связанного со священным (например, освящение той или иной территории при помощи специальных ритуалов). Современное общество тяготеет к выработке своего мировоззрения, независимого от религиозных символов и мифов, опирающегося на науку, обретающего опору в широком распространении и повышении уровня образования. 3.1. Причины секуляризации. В социологии религии существуют значительные различия в понимании причин и последствий секуляризации. По мнению В.И. Гараджи, выделяются три группы концепций: 1. Секуляризация как утрата священного и угроза социальному порядку исогласию (П. Бергер). С точки зрения американского социолога Питера Бергера, религия выполняла важную функцию в обществе - она создавала «священный космос». Религия окружала аурой святости устои жизни и наделяла их безусловным смыслом. Общность религиозных верований была тем «клеем», который связывал общество воедино. Секуляризация ведет к представлению о том, что ничего святого нет, абсолютные ценности становятся относительными, и это ведет к кризису - утрате смысла, аномии, дезориентации человека. Таким образом, секуляризация враждебна религии и вместе с разрушением религии ставит под угрозу стабильность общества.
2. Секуляризация как вытеснение религии наукой, рациональным мышлением,светской этикой. Эта точка зрения, согласно которой религия ослабевает и будет ослабевать по мере развития науки и роста образованности общества, является сегодня господствующей. Уже М. Вебер говорил о «разволшебствлении» мира, в результате чего утрачивается вера в чудо, мистику, магию. Американский исследователь О'Ди отмечает в этой связи два обстоятельства: • происходит «десакрализация» восприятия человеком окружающего мира, поэтому область сверхъестественного существенно сокращается; • имеет место рационализация мышления, человек обретает веру в разум, логику, науку. В результате в мире не остается места для тайн священного. О'Ди в отличие от Бергера позитивно оценивает последствия этого процесса для общества: наука и светская этика достаточно эффективно помогают решать стоящие перед современным миром проблемы, делая излишними апелляцию к Богу и религиозной вере. 3. Секуляризация как эволюция религии и ее видоизменение в ходе социальныхперемен. При этом изменение религии не обязательно ведет к уменьшению ее значения. Согласно Т. Парсонсу, религия в качестве социального института оказывает меньше прямого влияния на государство, экономику, образование и т.д. Однако современный человек живет в социальной системе, впитавшей в себя религиозные идеи, и поэтому находится под опосредованным влиянием религии. Упадок церковной религиозности сопровождается усилением «невидимой религии» (человек направляет свои действия, зачастую не отдавая себе отчета в этом, под воздействием христианской этики).Вместе с тем влияние религии уменьшается в каждом из трех аспектов секуляризации (Э. Гидденс):
Первый аспект связан с тем, сколько людей принадлежит к церкви или какой-либо другой организации, насколько часто они посещают церковную службу и другие ритуалы; за исключением США, секуляризация в таком понимании весьма характерна для промышленно-развитых стран; Второй аспект имеет отношение к тому, в какой степени церкви и другим религиозным организациям удалось сохранить их общественное влияние, богатство и престиж; в XX веке религиозные организации постепенно утратили большую часть общественного и политического влияния, которым некогда обладали (вспомним Средние века), и эта тенденция наблюдается повсеместно; Наконец, третий аспект секуляризации имеет отношение к верованиям и ценностям, что обозначается термином «религиозность»; не вызывает сомнений, что в настоящее время люди придерживаются религиозных верований гораздо в меньшей степени, чем раньше, особенно если понимать под термином «религия» весь круг сверхъестественных явлений, в которые многие когда-то верили; большинство из нас просто не воспринимает окружающую среду населенной божественными существами или духами. Секуляризации современного общества способствуют многие факторы. Как отмечает Н. Смелзер, среди них можно назвать: 1. Развитие науки. Человек утратил желание принимать на веру идеи, которые нельзя доказать или наглядно подтвердить. 2. Развитие государства. Современное государство отделено от церкви. Большинство государств (светских) заняты удовлетворением материальных потребностей граждан, а не заботой об их духовном здоровье. 3. Развитие капитализма. Капитализм подрывает влияние церкви, ориентируя людей на накопительство и стремление к материально обеспеченной жизни. Под влиянием капитализма даже великие «церковные праздники» (такие как Рождество и Пасха) превратились просто в «дни отдыха» с чрезмерным потреблением мирских благ — в эти дни люди покупают дорогие подарки, новую одежду и т.п.
4. Компромиссы по спорным вопросам религии. Например, в католической церкви наблюдаются определенные компромиссы - она официально отказалась от традиционной римско-католической литургии (месса читается на языке слушателей), Библия давно уже выпускается в пере воде на многие языки. 5. Утрата общности. Например, в США граждане постоянно переезжают из одного штата или города в другой, и поэтому им трудно сохранить длительные связи с одной религиозной общиной. 6. Другие институты. Не только Рождество или Пасха были коммерциализированы, но и многие светские праздники и дела заменили церковные мероприятия для верующих. Заключение Оценивая место и роль религии в современном мире, нельзя забывать о том, что мировые религии во многом способствовали формированию внутреннего духовного мира современного человека, и сегодня они в состоянии ответить на те фундаментальные вопросы человеческого бытия (о смысле и цели жизни например), по поводу которых наука и рационализм хранят молчание. И сегодня на основе религии оказывается возможным «совершенствование внутреннего строя души» (С.Л. Франк), «духовное самосозидание» (С.Н. Булгаков), «самоисправление» (П.А. Флоренский). Речь идет о том, что каждый человек рано или поздно встает перед проблемой обуздания «демонов души» (К.Г. Юнг), преодоления «темного начала хаоса» (B.C. Соловьев). В этом плане религия дает верующему особое видение мира: она не только описывает мир, каким он является, но и показывает, каким он должен быть. Только религия дает человеку веру в то, что истина и справедливость в конце концов восторжествуют, страдание не случайно и жизнь имеет смысл. При этом именно в религии происходит сакрализация ценностей, которые становятся неколебимыми и безусловными.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|