Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Секуляризация и будущее религии




Вплоть до XIXв. во всех существовавших обществах религия слу­жила фундаментом формирования мировоззрения, лежащего в основе той или иной культуры. Уже в эпоху Просвещения начался процесс се­куляризации (от позднелат. saecularis - мирской, светский), противопос­тавив религии самостоятельный и независимый от нее человеческий ра­зум. Сегодня во многих странах утвердилось секулярное общество: в понятиях светского государства, светского общества выражается тот факт, что отношения между людьми в обществе перестали быть религи­озно обусловленными. Вместе с тем в обществе имеют место две противоположные тен­денции:

• секуляризация - процесс, в результате которого все большие секто­ра общества, культуры, различные социальные группы и отдельный индивид освобождаются от религиозного санкционирования и влия­ния;

• сакрализация(от лат. sacra - священный) - процесс придания влас­ти, ценностям, территории и т.д. особого смысла, связанного со свя­щенным (например, освящение той или иной территории при помо­щи специальных ритуалов).

Современное общество тяготеет к выработке своего мировоззрения, независимого от религиозных символов и мифов, опирающегося на на­уку, обретающего опору в широком распространении и повышении уров­ня образования.

3.1. Причины секуляризации.

В социологии религии существуют значительные различия в пони­мании причин и последствий секуляризации. По мнению В.И. Гараджи, выделяются три группы концепций:

1. Секуляризация как утрата священного и угроза социальному по­рядку исогласию (П. Бергер). С точки зрения американского социолога Питера Бергера, религия выполняла важную функцию в обществе - она создавала «священный космос». Религия окружала аурой святости ус­тои жизни и наделяла их безусловным смыслом. Общность религиоз­ных верований была тем «клеем», который связывал общество воедино. Секуляризация ведет к представлению о том, что ничего святого нет, абсолютные ценности становятся относительными, и это ведет к кризи­су - утрате смысла, аномии, дезориентации человека. Таким образом, секуляризация враждебна религии и вместе с разрушением религии ста­вит под угрозу стабильность общества.

2. Секуляризация как вытеснение религии наукой, рациональным мышлением,светской этикой. Эта точка зрения, согласно которой рели­гия ослабевает и будет ослабевать по мере развития науки и роста обра­зованности общества, является сегодня господствующей. Уже М. Вебер говорил о «разволшебствлении» мира, в результате чего утрачивается вера в чудо, мистику, магию. Американский исследователь О'Ди отме­чает в этой связи два обстоятельства:

• происходит «десакрализация» восприятия человеком окружающего мира, поэтому область сверхъестественного существенно сокраща­ется;

• имеет место рационализация мышления, человек обретает веру в ра­зум, логику, науку.

В результате в мире не остается места для тайн священного. О'Ди в отличие от Бергера позитивно оценивает последствия этого процесса для общества: наука и светская этика достаточно эффективно помогают решать стоящие перед современным миром проблемы, делая излишни­ми апелляцию к Богу и религиозной вере.

3. Секуляризация как эволюция религии и ее видоизменение в ходе социальныхперемен. При этом изменение религии не обязательно ве­дет к уменьшению ее значения. Согласно Т. Парсонсу, религия в каче­стве социального института оказывает меньше прямого влияния на го­сударство, экономику, образование и т.д. Однако современный человек живет в социальной системе, впитавшей в себя религиозные идеи, и поэтому находится под опосредованным влиянием религии. Упадок цер­ковной религиозности сопровождается усилением «невидимой религии» (человек направляет свои действия, зачастую не отдавая себе отчета в этом, под воздействием христианской этики).Вместе с тем влияние ре­лигии уменьшается в каждом из трех аспектов секуляризации (Э. Гидденс):

Первый аспект связан с тем, сколько людей принадлежит к церкви или какой-либо другой организации, насколько часто они посещают церковную службу и другие ритуалы; за исключением США, секуля­ризация в таком понимании весьма характерна для промышленно-развитых стран;

Второй аспект имеет отношение к тому, в какой степени церкви и дру­гим религиозным организациям удалось сохранить их общественное влияние, богатство и престиж; в XX веке религиозные организации постепенно утратили большую часть общественного и политическо­го влияния, которым некогда обладали (вспомним Средние века), и эта тенденция наблюдается повсеместно;

Наконец, третий аспект секуляризации имеет отношение к веровани­ям и ценностям, что обозначается термином «религиозность»; не вы­зывает сомнений, что в настоящее время люди придерживаются ре­лигиозных верований гораздо в меньшей степени, чем раньше, особенно если понимать под термином «религия» весь круг сверхъестественных явлений, в которые многие когда-то верили; большин­ство из нас просто не воспринимает окружающую среду населенной божественными существами или духами.

Секуляризации современного общества способствуют многие фак­торы. Как отмечает Н. Смелзер, среди них можно назвать:

1. Развитие науки. Человек утратил желание принимать на веру идеи, которые нельзя доказать или наглядно подтвердить.

2. Развитие государства. Современное государство отделено от церкви. Большинство государств (светских) заняты удовлетворением материальных потребностей граждан, а не заботой об их духовном здо­ровье.

3. Развитие капитализма. Капитализм подрывает влияние церкви, ориентируя людей на накопительство и стремление к материально обес­печенной жизни. Под влиянием капитализма даже великие «церковные праздники» (такие как Рождество и Пасха) превратились просто в «дни отдыха» с чрезмерным потреблением мирских благ — в эти дни люди покупают дорогие подарки, новую одежду и т.п.

4. Компромиссы по спорным вопросам религии. Например, в католи­ческой церкви наблюдаются определенные компромиссы - она офици­ально отказалась от традиционной римско-католической литургии (месса читается на языке слушателей), Библия давно уже выпускается в пере­ воде на многие языки.

5. Утрата общности. Например, в США граждане постоянно пере­езжают из одного штата или города в другой, и поэтому им трудно со­хранить длительные связи с одной религиозной общиной.

6. Другие институты. Не только Рождество или Пасха были ком­мерциализированы, но и многие светские праздники и дела заменили церковные мероприятия для верующих.

Заключение

Оценивая место и роль религии в современном мире, нельзя забы­вать о том, что мировые религии во многом способствовали формиро­ванию внутреннего духовного мира современного человека, и сегодня они в состоянии ответить на те фундаментальные вопросы человече­ского бытия (о смысле и цели жизни например), по поводу которых наука и рационализм хранят молчание. И сегодня на основе религии оказывается возможным «совершенствование внутреннего строя души» (С.Л. Франк), «духовное самосозидание» (С.Н. Булгаков), «самоисправление» (П.А. Флоренский). Речь идет о том, что каждый человек рано или поздно встает перед проблемой обуздания «демонов души» (К.Г. Юнг), преодоления «темного начала хаоса» (B.C. Соловьев). В этом плане религия дает верующему особое видение мира: она не только опи­сывает мир, каким он является, но и показывает, каким он должен быть. Только религия дает человеку веру в то, что истина и справедливость в конце концов восторжествуют, страдание не случайно и жизнь имеет смысл. При этом именно в религии происходит сакрализация ценнос­тей, которые становятся неколебимыми и безусловными.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...