Исторические предпосылки и особенности формирования отрасли экологического права
Стр 1 из 3Следующая ⇒ План
Введение . Исторические предпосылки и особенности формирования отрасли экологического права . Становление и развитие экологического права как самостоятельной отрасли права . Особенности понимания экологического права в качестве самостоятельной отрасли Заключение Список использованной литературы
Введение
Формирование отрасли экологического права, самостоятельность которой признается в наши дни многими учеными, происходило на всем протяжении исторического пути России. При этом само оформление рассматриваемой нами отрасли в отдельное теоретическое и нормативное образование произошло сравнительно недавно - с момента осознания такого права как собственно экологического и появления соответствующих отдельных нормативных актов, придерживающихся данной концепции. В настоящее время под экологическим правом, как правило, понимается система правовых норм и правовых институтов, образующих комплексную отрасль права, предметом которой являются общественные отношения по охране окружающей природной среды, а также по использованию и охране природных ресурсов и отношения по обеспечению экологической безопасности человека и других объектов. Указанное определение удовлетворяет широкому пониманию рассматриваемого термина в науке. В рамках данной контрольной работы нами были исследованы не только исторические предпосылки формирования и развития экологического права в качестве самостоятельной правовой отрасли, но и проблемы, связанные с этим процессом, а также их различная теоретическая оценка. Сама проблема оформления экологического права в отдельную комплексную отрасль, на наш взгляд, является на сегодняшний день достаточно актуальной, так как этот процесс нельзя считать завершенным, так как он осуществляется в том числе и сейчас. В науке не утихают споры по поводу необходимости принятия отдельного Экологического кодекса, в котором бы были объединены все специализированные нормы рассматриваемой нами отрасли.
Настоящая контрольная работа состоит из введения, основной части, разделенной на три пункта, заключения и списка использованных источников и литературы. Исторические предпосылки и особенности формирования отрасли экологического права Экологическое право как отрасль права сформировалось сравнительно недавно, тогда как природоохранные нормы в том или ином виде существовали в российском законодательстве с давних времен. Такие нормы, как правило, являлись частью отдельных подинститутов права собственности или административного права, но никогда не воспринимались в качестве самостоятельной совокупности норм. В теории выделяют три исторических этапа становления рассматриваемой нами отрасли права: ) дореволюционный этап, включающий в себя экологического право начального периода, Средних веков и времен Российской империи; ) советский этап, длившийся, соответственно с 1917 по 1991 год; ) современный этап, характеризующий развитие действующего экологического законодательства России. В рамках данного пункта контрольной работы нами будут рассмотрены исторические предпосылки становления и развития отрасли экологического права, сформировавшиеся в ходе первых двух этапов развития природоохранного законодательства. Как уже было отмечено нами ранее, природоохранные нормы чаще всего относились к способам правовой защиты института собственности (прежде всего, государственной) на природные ресурсы, а также входили в административное законодательство в качестве санитарных норм. Первые правовые акты, принятые на территории современной России не давали повода утверждать, что в дальнейшем экологическое право может выделиться в отдельную правовую отрасль. Так, в «Русской правде» 1016 года предусматривалась охрана общинной собственности, объектом которой, к примеру, был лес, или собственности князя. В данном документе также устанавливались финансовые санкции за связанные с экологическими отношениями правонарушения: штраф за кражу дров, за уничтожение или повреждение борти. Но при этом, на фоне общей слабой структуризации данного документа, расположение природоохранных норм было достаточно бессистемным.
Исходя из специфики природных ресурсов России, особое значение в экологическом законодательстве дореволюционного этапа придавалось именно лесным ресурсам. Но при этом правовая охрана лесов также не воспринималась в качестве отдельной правовой отрасли, а правовые нормы, регулирующие данную область правоотношений, имели достаточно разрозненный характер своего расположения. С XVII века совокупность природоохранных норм пополнилась также нормативными установлениями, связанными с пушным промыслом. Так, в 1681 году был принят царский указ, предусмотревший, «чтобы в ясачных местах лесов не секли и не жгли и оттого бы зверь вдаль не бежал и... ясачному сбору порухи и недоброму не было». Также, начиная с XVII века, предметом природоохранного регулирования стала также добыча объектов животного мира, что в свою очередь явилось мерой по предотвращению их истощения. С этого момента уже можно было утверждать о наличии реальных исторических предпосылок к оформлению экологического (в то время - природоохранного) права в отдельную отрасль, хотя его общее понимание все же осталось на общем уровне, доказательством чему явилось введение в XVII веке в Российской империи ограничения права собственности на природные объекты и право пользования ими в интересах государства, а позже и третьих лиц. Так, Петр I запрещал своими указами уничтожать леса вдоль рек, удобных для лесосплава. Некоторые особо ценные леса и деревья объявлялись заповедными, что исключало возможность их хозяйственного использования.
Здесь можно говорить о том, что экологическое право в рассматриваемый нами период представляло собой не отрасль, а институт (или даже подинститут) в рамках права собственности в публичном контексте. Также, ранее нами уже было отмечено, что некоторые нормы, являющиеся на сегодняшний день частью отрасли экологического права, в то время регулировались санитарным законодательством. К таким нормам относились, прежде всего, требования по охране воздуха, воды и общественных мест от загрязнения. Потребность в таких нормах возникла в России в XVII веке. Санитарные акты принимались практически всеми российскими монархами. Так, в 1775 году был принят указ Екатерины II «Учреждения для управления губерний», в соответствие с которым земский исправник обязан был наблюдать, чтобы везде на местах и дорогах была чистота. Устав благочиния, или полицейский, 1782 года возлагал обязанности «смотрения о чищении, о мощении улиц» на частного пристава. Стоит отметить, что в начале ХХ века экологическое право уже могло бы выделиться в отдельную правовую отрасль, так как назрела необходимость создания специального нормативного акта в области охраны природы. Кроме того, в это же время начал обсуждаться вопрос о создании специального органа по контролю за соблюдением природоохранных правил. Однако на последнем этапе дореволюционного периода так и не было создано ни закона, ни государственного органа в области охраны природы. Говоря о советском этапе развития экологического права, ознаменовавшегося в конечном итоге признанием его в качестве отдельной правовой отрасли, то здесь, прежде всего, стоит отметить, что вплоть до семидесятых годов ХХ века в развитии законодательства в сфере экологического права господствующим был природоресурсный подход. В соответствие с этим подходом регулирование природопользования и охраны природы осуществлялось применительно к отдельным природным ресурсам. В рассматриваемый период, на фоне выделения природоохранных норм из права собственности, произошло их фактическое разделение на несколько отдельных правовых институтов, не воспринимавшихся в качестве единого целого правового образования. При этом понимание проблемы охраны природы от загрязнения продолжало носить санитарный, а не экологический характер. Это в свою очередь означало, что при регулировании охраны атмосферного воздуха и вод учитывались преимущественно интересы охраны здоровья человека, а не всех живых организмов, страдающих от загрязнения.
Рассматриваемый нами исторический период характеризовался также наличием кодифицированного природоресурсного законодательства. Основной массив кодифицированных актов в данной области сложился в период с 1970 по 1982 годы и включал в себя такие акты, как Земельный кодекс РСФСР 1970 года, Водный кодекс РСФСР 1972 года, Кодекс РСФСР о недрах 1976 года, Лесной кодекс РСФСР 1978 года, Закон РСФСР об охране атмосферного воздуха 1982 года, Закон РСФСР об охране и использовании животного мира 1982 года. Все эти акты были приняты в соответствии с Основами земельного, водного, лесного и горного законодательства СССР и союзных республик, законами СССР об охране атмосферного воздуха и об охране и использовании животного мира. В целом, стоит отметить, что, не смотря на то, что в советский исторический период экологическое право также не воспринималось в качестве отдельной правовой отрасли, все же были заложены основы к ее формированию. В качестве таких основ можно выделить: оформление и нормативное закрепление отдельных институтов в рамках экологического права, отделение его от права собственности, а также наличие значительного количества кодифицированных актов, регулировавших природоохранные и природоресурсные отношения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|