Ладыгина-Котс Надежда Николаевна
ЛАДЫГИНА-КОТС НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА (1889-1963), отечественный психолог. Разрабатывала проблемы зоопсихологии и сравнительной психологии на материале исследования интеллектуальных процессов у высших антропоидов (шимпанзе) и у человека на ранних стадиях его онтогенеза, пришла к выводу о том, что, несмотря на высокий уровень развития многих психических свойств животного, между психикой шимпанзе и психикой ребенка существуют коренные качественные различия ("Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях", 1935). Исследования конструктивной и орудийной деятельности шимпанзе позволили Л.-К. выделить ряд факторов, отличающих "предтрудовую" деятельность антропоидов от трудовой деятельности человека ("Койструктивная и орудийная деятельность высших обезьян", 1959). Идеи Л.-К. сыграли важную роль в изучении человеческой психики. Ламарк Жан Батист ЛАМАРК - (Lamarck) Жан Батист (1744-1829) - французский естествоиспытатель, предшественник Ч. Дарвина. Создал учение об эволюции живой природы (ламаркизм). Основоположник зоопсихологии. Ввел (1802) термин "биология" (одновременно с немецким ученым Г. Р. Тревиранусом, G. R. Treviranus). Автор первой научной сводки по флоре Франции (т. 1-3, 1778). ЛЕОНТЬЕВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ЛЕОНТЬЕВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (1903-1979), выдающийся отечественный психолог. Разрабатывая в 20-х г.г. совместно с Л.С.Выготским и А.РЛурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание и память) как процесс "вращивания", интериори-зации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы ("Развитие памяти", 1931). Опираясь на идеи культурно-исторической теории", выдвинул и детально разработал общепсихологическую концепцию деятельности, являющуюся одним из влиятельных теоретических направлений в отечественной и мировой психологии. Содержание этой концепции связано с проведенным Л. анализом развития психики в фило- и онтогенезе, раскрывающим механизм происхождения сознания и его роли в регуляции деятельности человека ("Проблемы развития психики", 1959). На основе предложенной Л. схемы структуры деятельности (деятельность-действие-операция-психофизиологические функции), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив-цель-условие), изучался широкий круг психических явлений (восприятие, мышление, память, внимание и др.), среди которых особое внимание уделялось анализу сознания (выделение значения, смысла и "чувственной ткани" в качестве главных его компонентов) и личности (трактовка его базовой структуры как иерархии мотивационно-смысловых образований). Концепция деятельности Л. стимулировала рост многочисленных исследований в различных отраслях психологии (общей, детской, педагогической, медицинской, социальной и др.), в свою очередь обогащавших ее новыми данными. Дальнейшее развитие этой концепции, согласно Л., ориентировано на создание целостной системы психологии как "науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности в процессах деятельности" ("Деятельность. Сознание. Личность", 1975).
Леруа ЛЕРУА - (Le Roy) Эдуар (1870-1954) - французский ученый и философ, последователь А. Бергсона, представитель католического модернизма. Занимался математикой, палеонтологией и антропологией. Лоренц Конрад ЛОРЕНЦ Конрад (1903-1988)- австрийский естествоиспытатель, один из основоположников современной этологии. Изучал поведение животных и человека, исследовал проблемы эволюции, структуры факторов и механизмов поведения животных ("Кольцо царя Соломона", 1970; "Человек находит друга", 1971).
Лурия Александр Романович
Лурия Александр Романович (16.07.1902 - 14.08.1977).
В 1967 г. за цикл работ в области нейропсихологии, включая книгу "Лобные доли и регуляция психических процессов. М., 1966. Л. был удостоен Ломоносовской премии 1-й степени.
Литература: Лысенко Трофим Денисович Лысенко Трофим Денисович (1898-1976) - российский агроном, академик АН Украины (1934), АН СССР (1939), академик (1935) и президент (1938-56 и 1961-62) ВАСХНИЛ, Герой Социалистического Труда (1945); создатель псевдонаучного "мичуринского учения" в биологии. Отрицая классическую генетику (т. н. менделизм-морганизм) как "идеалистическую" и буржуазную, утверждал возможность наследования приобретенных признаков, "перерождения" одного вида в другой и т. п. Многочисленные практические рекомендации Лысенко для сельского хозяйства (сверхскоростное выведение новых сортов и др.) были несостоятельными и нанесли большой экономический ущерб. С 30-х гг. по 1964 (особенно после сессии ВАСХНИЛ 1948) деятельность Лысенко поддерживалась И. В. Сталиным и затем Н. С. Хрущевым, а его "марксистское" учение и практические рекомендации, как направленные на революционную переделку природы и сулившие быстрое решение продовольственных проблем, внедрялись административно. В результате монополизма Лысенко и его сторонников (т.н. лысенковщина) были разгромлены научные школы в генетике, ошельмованы честные ученые, деградировало биологическое и сельскохозяйственное образование, затормозилось развитие биологии и сельского хозяйства. Государственная премия СССР (1941, 1943, 1949). Макдугалл Вильям МАКДУГАЛЛ Вильям (1871- 1938) - англо-американский психолог. Автор "гормической" концепции, согласно к-рой инстинктивное стремление к цели изначально заложено в природе живого. Исходя из своей теории, М. объяснял социальное поведение людей, отстаивал на ее основании превосходство "нордической расы". Он выступал с критикой бихевиоризма и фрейдизма, обвиняя их в отрицании души как самостоятельной сущности; пытался доказать в противовес научной генетике, что приобретенные признаки передаются по наследству. Выдвинул ряд психофизиологических гипотез, в частности о торможении как "дренаже", вызывающем отток нервной энергии. Мичурин Иван Владимирович Мичурин Иван Владимирович (1855-1935) - российский биолог и селекционер, автор многих сортов плодово-ягодных культур, почетный член АН СССР (1935), академик ВАСХНИЛ (1935). Разработал методы селекции плодово-ягодных растений, главным образом метод отдаленной гибридизации (подбор родительских пар, преодоление нескрещиваемости и др.). Моуэт Фарли МОУЭТ - (Mowat) Фарли (р. 1921) - канадский натуралист, писатель. Пишет на английском языке. В книгах "Люди Оленьего края" (1952), "Отчаявшийся народ" (1959) - тревога за судьбу канадских эскимосов. Проблемам экологии посвящены книги "Не кричи, волки!" (1963) и "Трагедии моря" (1984), в которой звучит предостережение о губительных последствиях хищнической деятельности человека, рассматриваемой в нравственном аспекте. Книга "Сибирь. Мое открытие Сибири" (1970). Орбели Леон Абгарович ОРБЕЛИ Леон Абгарович (1882-1958) - российский и армянский физиолог, один из создателей эволюционной физиологии, академик (1935) и вице-президент (1942-46) АН СССР, академик АН Армении (1943), АМН (1944), Герой Социалистического Труда (1945), генерал-полковник медицинской службы (1944). Брат И. А. Орбели. Труды по физиологии вегетативной нервной системы, боли, анализаторов, подкорковых центров. Развил новое направление- эволюционную физиологию. Ряд работ по подводной и авиационной физиологии. Государственная премия СССР (1941). ПАВЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ ПАВЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ (1849-1936), великий русский ученый-физиолог. Учение П. о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало идеи И.М.Сеченова. Руководящим для П. являлось представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволюционно-биологический (адаптивный) смысл. Центральную роль в саморегуляции выполняет нервная система (принцип нервизма). Начав с изучения кровообращения и пищеварения, П. перешел к исследованию поведения целостного организма в единстве внешних и внутренних проявлений, во взаимоотношениях с окружающей средой. Органом, реализующим эти взаимоотношения, служат центры больших полушарий головного мозга - высшего интегратора всех процессов жизнедеятельности, включая психические; тем самым отвергался дуализм духовного и телесного. В качестве основного акта поведения выступил условный рефлекс (термин введен П.), благодаря которому организм приспосабливается к изменчивым условиям существования, приобретая новые формы поведения, отличные от прирожденных рефлексов. П. и его ученики всесторонне исследовали динамику образования и изменения условных рефлексов (процессы иррадиации и др.), открыв детерминанты многих нервно-психологических проявлений (в частности, неврозов как результата "ошибки" процессов возбуждения и торможения). Наряду с условными рефлексами на раздражители, подкрепляемые безусловными, П. выделил другие категории рефлексов (ориентировочный, рефлекс свободы, рефлекс цели), объясняющие биологическое своеобразие жизнедеятельности. П. преобразовал традиционное учение об органах чувств в учение об анализаторах как целостных "приборах", производящих высший анализ и синтез раздражителей. Благодаря принципу сигнальности предвосхищается течение будущих событий и поведение организуется соответственно возможным благоприятным или неблагоприятным для организма ситуациям. Выводы П. о закономерностях образования условных рефлексов и сигнальной модификации поведения стали одним из истоков кибернетики. Определяя качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, П. выдвинул учение о двух сигнальных системах. Первые (сенсорные) сигналы взаимодействуют со вторыми (речевыми). Благодаря слову как "сигналу сигналов" мозг отражает реальность в обобщенной форме, вследствие чего радикально изменяется характер регуляции поведения. П. разработал также учение о типах высшей нервной деятельности, о "динамическом стереотипе" как устойчивом комплексе реакций на раздражители и др. Создал международную научную школу. Работы П. произвели коренные преобразования в физиологии, медицине и психологии, утвердив детерминистский и объективный подходы к исследованию поведения животных существ. П. - лауреат Нобелевской премии (1904). Плотин ПЛОТИН - (ок. 204/205-269/270) - греческий философ, основатель неоплатонизма. С 244/45 жил в Риме. 54 сочинения Плотина изданы его учеником Порфирием, разделившим их по 9 сочинений, отсюда название "Эннеады" ("Девятерицы"). В системе Плотина из неистощимой полноты Единого, отождествляемого с Благом, в процессе его эманации проистекают три главные субстанции бытия: ум - нус, содержащий идеи (промежуточная ступень между Единым и умом - "число"); мировая душа, заключающая в себе все индивидуальные души; телесный мир - космос; материя - неопределенный бескачественный субстрат изменений, пассивная "восприемница" вечных идей - форм (эйдосов). Путь человеческой души - восхождение от чувственного мира к слиянию с Единым в экстазе. Плотин сыграл большую роль в развитии античной диалектики. Плотин ПЛОТИН - (ок. 204/205-269/270) - греческий философ, основатель неоплатонизма. С 244/45 жил в Риме. 54 сочинения Плотина изданы его учеником Порфирием, разделившим их по 9 сочинений, отсюда название "Эннеады" ("Девятерицы"). В системе Плотина из неистощимой полноты Единого, отождествляемого с Благом, в процессе его эманации проистекают три главные субстанции бытия: ум - нус, содержащий идеи (промежуточная ступень между Единым и умом - "число"); мировая душа, заключающая в себе все индивидуальные души; телесный мир - космос; материя - неопределенный бескачественный субстрат изменений, пассивная "восприемница" вечных идей - форм (эйдосов). Путь человеческой души - восхождение от чувственного мира к слиянию с Единым в экстазе. Плотин сыграл большую роль в развитии античной диалектики. ПИАЖЕ ЖАН ПИАЖЕ ЖАН (1896- 1980), швейцарский психолог. Выдвинул концепцию стадиального развития психики. В первых работах ("Речь и мышление ребенка", 1923) детально проанализировал качественную специфику детского мышления. Используя метод клинической беседы, выдвинул, опираясь на суждения ребенка, положение о том, что главной отличительной характеристикой его познавательной деятельности является эгоцентризм, в силу которого он смешивает субъективное и объективное, переносит свои внутренние побуждения на реальные связи вещей. В мышлении ребенка обнаруживаются и такие необходимые особенности, как магия (словам и жестам придается сила воздействия на внешние предметы), анимизм (эти предметы наделяются сознанием и волей), артифицилизм (явления окружающего мира считаются изготовленными людьми для своих целей). Эти свойства мышления отражаются в эгоцентрической речи ребенка, выражающей "логику чувств" и не выполняющую коммуникативной функции. Эгоцентризм преодолевается благодаря социализации. В дальнейшем П. пересмотрел этот взгляд, разработав особую логическую систему, позволяющую описать развитие психики ребенка как трансформацию совершаемых им действий (операций). Из системы реальных внешних действий (сенсомоторный интеллект), которые координируются в целостные системы и превращаются в действия внутренние, возникает логико-математический строй человеческого познания. Для этого действия должны приобрести особые признаки и превратиться в операции. Сенсомоторная и дооперационная стадии сменяются операционной. Взаимозависимость операций, их обратимость (для каждой операции имеется противоположная либо обратная ей операция) создают устойчивые и вместе с тем подвижные целостные структуры. От стадии конкретных операций (которую П. датировал младшим школьным возрастом) мышление переходит на стадию формально-логических операций, завершающуюся к 15 годам ("Психология интеллекта", 1946). Принципы операционной концепции интеллекта П. считал ключевыми для понимания эволюции мышления в различные исторические эпохи и для различных областей знания, исходя из этого положения, особое направление исследований, названное им генетической эпистемологией.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|