Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Радаков Василий Николаевич




Радаков Василий Николаевич - Радаков (Василий Николаевич) - доктор медицины и орнитолог, родился в 1836 г.; окончил курс в Московском университете. Принимал деятельное участие в устройстве московского зоологического сада, политехнической выставки и Политехнического музея в Москве. Во время турецкой кампании 1876 - 1878 годов состоял корпусным врачом и производил орнитологические и антропологические изыскания на театре войны. Состоит военно-медицинским инспектором Приамурского округа (в Хабаровске). Главнейшие работы Радакова посвящены орнитологии Европейской России и Балканского полуострова.

Рогинский Симон Залманович

Рогинский Симон Залманович (1900-70) - российский физикохимик, член-корреспондент АН СССР (1939). Труды по катализу, кинетике гетерогенных реакций, химии изотопов и их применению. Государственная премия СССР (1941, 1949).

Рулье Карл

Рулье Карл - Рулье (Карл) - русский зоолог и доктор медицины (1814 - 58). Родители его французского происхождения. Кончил курс в Московской медико-хирургической академии. Состоял адъюнктом при академии, а потом профессором зоологии в Московском университете. Был первым директором комитета акклиматизации животных и растений и издавал при Обществе испытателей природы первый естественно-исторический популярный журнал в России "Вестник естественных наук", в котором поместил ряд талантливых статей. Р. был даровитым представителем биологического направления в геологии и одним из сторонников трансформизма в России. Будучи многосторонним ученым, он оставил исследования по зоологии, палеонтологии и геологии. После него осталось несколько учеников, занимавших кафедры в Московском университете. Главнейшие работы Р.: "Aegoceros Pallasii, ein neuer russischer Zweihufer" ("Bull. de la Soc. de Mos.", 1841), "Les principales variations de Terebratula acuta, dans l'Oolithe de Moscou" (ib., 1844), несколько статей по геологии и палеонтологии окрестностей Москвы (ib., 1846 - 48 и 49) и другие. Биография Р. составлена его учеником А. Богдановым (в "Известиях Московского Общества Любителей Естествознания").

Северцов Алексей Николаевич

Северцов Алексей Николаевич - Северцов (Алексей Николаевич) - сын Н.А. Северцова, профессор зоологии Юрьевского университета. Родился в Москве в 1866 г. По окончании курса гимназии поступил на физико-математический факультет Московского университета, где занимался под руководством профессора Мензбира. С 1893 по 1898 г. состоял приват-доцентом Московского университета. В 1895 г. защитил магистерскую, а в 1898 г. докторскую диссертацию. За границей занимался под руководством Купфера и Флемминга. С 1898 г. Северцов состоит профессором Юрьевского университета. Главнейшие работы его касаются метамерии головы позвоночных животных, а именно: "Ueber einige Eigenthumlichkeiten in der Entwickelung des Schadels von Relobates furcus" ("Bull. de la Soc. des Naturalistes de Moscou", 1891); "Zur Frage uber die Segmentirung des Kopfmesoderms bei Pelobates fuscus" (ib., 1892); "Развитие затылочной области низших позвоночных в связи с вопросом о метамерии головы" ("Ученые Записки Императорского Московского университета", 1895); "Beitrage zur Entwickelungsgeschichte des Werbelthierschadels" ("Anat. Anzeig.", 1897); "Die Metamerie des Kopfes von Torpedo" (ib., 1898). В. М. Ш.

СЕЧЕНОВ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ

СЕЧЕНОВ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ (1829 - 1905), великий русский физиолог и психолог. Разработал естественнонаучную теорию психической регуляции поведения ("Рефлексы головного мозга", 1863). Опираясь на свои открытия в области физиологии нервной системы (прежде всего на открытие "центрального торможения" - тормозного влияния нервных центров), выдвинул положение о том, что все акты сознательной и бессознательной психической жизни по своей структуре рефлекторны. При этом рефлекс трактовался им не как механический ответ нервного центра на внешний стимул, а как согласование движения с выполняющим сигнальную роль чувствованием. В работах С. предвосхищалось понятие об обратной связи как непременном регуляторе поведения, утверждался принцип саморегуляции и системы организации нервно-психической деятельности. С. обосновал новый подход к функциям органов чувств, согласно которому работа рецептора составляет лишь сигнальную половину целостного механизма (анализатора); другую половину образует работа мышц. Сигналы мышечного чувства служат источником информации о пространственно-временных свойствах среды, являются основой элементарных форм мышления, из которых в процессе онтогенеза возникают высшие формы познавательной активности (включая математическое и философское знание) ("Элементы мысли", 1878). Возникая во внешней деятельности, умственные операции благодаря механизму торможения преобразуются во внутрипсихические. Этот тип объяснения С. распространил на становление личности (человеческого Я). Ребенок, вырастая, интерио-резирует образы людей, которые регулировали своими командами его действия в первую пору жизни. В соответствии с этими образами он строит представление о самом себе, как особом внутреннем центре активности. Подвергнув критике интроспекционизм, С. выдвинул программу построения новой психологии, опирающейся на объективный метод и принцип развития психики в реальных жизненных встречах организма со средой. Идеи С. стали основополагающими для многих направлений русской психологии.

СКИННЕР БЕРРЕС ФРЕДЕРИК

СКИННЕР БЕРРЕС ФРЕДЕРИК (р. 1904), американский психолог, представитель современного бихевиоризма. Выступил против необихевиоризма, считая, что психология должна ограничиться описанием внешне наблюдаемых закономерных связей между стимулами, реакциями и подкреплением этих реакций. Выдвинул концепцию "оперантного" (от "операция") научения, согласно которой организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакции. Первоначально С. изучил оперантное поведение на животных, предложив ряд оригинальных методик и приборов ("Поведение организмов", 1938). Исходя из идеи об идентичности механизмов поведения животных и человека, С. распространил свою концепцию на усвоение речи, психотерапию и обучение в школе, став инициатором программированного обучения, в трактовке которого С. сильны элементы механицизма. С. выступил с утопическими проектами переустройства общества на основе оперантного бихевиоризма об управлении человеческим поведением, что вызвало резкую критику этих идей со стороны прогрессивных ученых в разных странах, в том числе в США.

СОКРАТ

СОКРАТ - (ок. 470-399 до н. э.) - древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - т. н. сократического метода (см. Майевтика). Был обвинен в "поклонении новым божествам" и "развращении молодежи" и приговорен к смерти (принял яд цикуты). Излагал свое учение устно; главный источник - сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Цель философии - самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.

Тинберген Николас

Тинберген (Tinbergen) Николас (1907 Гаага, Нидерланды - 1988, Оксфорд, Англия) - нидерландский биолог, зоопсихолог, один из основателей этологии. В 1932 г. защитил докторскую диссертацию в Лейденском университете. С 1947 г. - профессор экспериментальной биологии Лейденского университета, с 1966 г. - профессор зоологии Оксфордского университета. Нобелевская премия по физиологии и медицине за 1973 г. (вместе с К. Лоренцом - и К. Фришем). Совместно с Лоренцом разработал учение об развитии инстинктивного поведения животных в фило - и онтогенезе. Сделал попытку применить этологию к поведению людей. Сочинения. Мир серебристой чайки. М.: Мир, 1974; Поведения животных. М.: Мир, 1985; Социальное поведение животных. М.: Мир, 1993.

ТОЛМЕН ЭДУАРД ЧЕЙС

ТОЛМЕН ЭДУАРД ЧЕЙС (1886-1959), американский психолог, теоретик необихевиоризма. Разработал систему, соединявшую идеи бихевиоризма, гештальтпсихологии и фрейдизма. В противовес "строгому" бихевиоризму Дж.Уотсона доказывал, что поведение как животных, так и человека построено не из единиц типа "стимул-реакция", а из целостных актов, которые включают мотив и цель, различие свойств вещей и их структурных отношений, построение и проверку гипотез и т.д. Все эти внутренние моменты объединялись Т. как образования физические, а не психологические. Исследования Т. внесли много нового в трактовку "классическим" бихевиоризмом процесса обучения. Преодолевая механический взгляд на упражнение и подкрепление, свойственный бихевиоризму, Т. показал, что упражнение предполагает образование познавательных структур, а роль подкрепления может играть не только удовлетворение потребности, но и подтверждение ожидания. Процесс научения происходит и тогда, когда подкрепление отсутствует, например, при исследовании животным ситуации возможного действия ("латентное научение"). Несмотря на известный прогресс по сравнению с предшествующими зарубежными теориями обучения, в концепции Т. можно найти методологические просчеты: закономерности поведения животных и человека отождествлялись, нейромеханизмы игнорировались как "ненаблюдаемое", целенаправленность действия не получила причинного объяснения ("Целенаправленное поведение у животных и человека", 1932).

Сетон-Томпсон Эрнест

СЕТОН-ТОМПСОН - (Seton Thompson) Эрнест (1860-1946) - канадский писатель, художник-анималист. Писал на английском языке. Рассказы (книги "Жизнь диких животных", т. 1-8, 1925-27; "Жизнь тех, на кого охотятся", 1901; "Книга о лесе" 1912). Иллюстрировал свои произведения рисунками на полях.

ТОРНДАЙК ЭДУАРД ЛИ

ТОРНДАЙК ЭДУАРД ЛИ (1874-1949), американский психолог и педагог. Первая работа Т. "Ум животных" (1898) явилась важной вехой на пути внедрения объективного метода в исследование процесса изучения. Помещая в "проблемные" ящики - экспериментальные устройства различной степени сложности - подопытных животных (кошек, собак, низших обезьян), Т. фиксировал характер их двигательных реакций, направленных на то, чтобы выйти из ящика и получить подкрепление рефлекса. Ход опытов и его результаты изображались графически в виде кривых, на которых отмечались повторные пробы и затраченное время. Характер кривой (названной им "кривой научения") дал Т. основание утверждать, что животное действует методом "проб, ошибок и случайного успеха". Весь процесс научения трактовался как простое установление связи между ситуациями и движениями. Т. внес существенный вклад в разработку проблемы навыков, сформулировал ряд законов научения ("закон упражнения", "закон эффекта", "закон готовности" и др.), носящих по его мнению, универсальный характер. Он отрицал качественное различие между навыками животных и человека. С механистиче-ски-биологизаторских позиций Т. разрабатывал проблемы поведенческой психологии. Ему принадлежит серия работ по психологии обучения арифметике, алгебре, языку, чтению. Для количественного определения уровня психического развития он разработал систему ментиметрических приемов (тестов). Впоследствии Т. внес ряд коррективов в модель научения, признал, в частности, значение сенсорного контроля для образования навыков. Вместе с тем, оставаясь верным принципу биологической предопределенности человеческого поведения, Т. защищал реакционные взгляды на умственное развитие человека. Исследования Т. дают основание утверждать, что он подготовил возникновение бихевиоризма.

УОТСОН ДЖОН БРОДЕС

УОТСОН ДЖОН БРОДЕС (1878-1958), американский психолог, основоположник бихевиоризма. Выступая против взглядов на психологию как науку о непосредственно переживаемых субъективных явлениях, предложил программу построения новой психологии, предметом которой считал поведение, а не сознание. Предпосылкой этого подхода явилось ложное положение о том, что сознание не может быть изучено объективно, т.к. оно якобы открыто только для "внутреннего зрения" (интроспекции). Из теории поведения исключались не только факты сознания, но и нейрофизио-логические процессы, поскольку они составляют предмет другой науки - нейрофизиологии головного мозга. "Старые" понятия об образах, мыслях, идеях, чувствах У. предложил заменить понятиями о мышечных и секреторных реакциях. Эмоции отождествлялись им с реакциями внутренних органов, мышление человека - с работой голосовых мышц. Обучение, согласно У., происходит путем "обусловливания": мышечная реакция в результате повторных сочетаний связывается с определенным стимулом, который в дальнейшем начинает ее вызывать. У. использовал учение И.П.Павлова об условных рефлексах, однако истолковал его чрезвычайно односторонне, игнорируя роль процессов и механизмов высшей нервной деятельности в регуляции поведения ("Обучение животных", 1903). По У. законы приобретения опыта у животных и человека одни и те же, а сам опыт - биологическое приспособление, лишенное смысла и содержания. Работы У. сыграли важную роль в борьбе против идеалистической интроинспектийной психологии. Они стимулировали разработку объективных методов изучения психики, в том числе детской. Однако ошибочность исходных методологических посылок - отрицание сознания как особой формы регуляции поведения, сведение поведения к внешним приспособительным актам, отождествление принципов жизнедеятельности человека и животных, игнорирование нейромеханизмов и др. - существенно ограничила позитивную ценность учения У. и обусловила быстрый распад бихевиоризма.

УОТСОН ДЖОН БРОДЕС

УОТСОН ДЖОН БРОДЕС (1878-1958), американский психолог, основоположник бихевиоризма. Выступая против взглядов на психологию как науку о непосредственно переживаемых субъективных явлениях, предложил программу построения новой психологии, предметом которой считал поведение, а не сознание. Предпосылкой этого подхода явилось ложное положение о том, что сознание не может быть изучено объективно, т.к. оно якобы открыто только для "внутреннего зрения" (интроспекции). Из теории поведения исключались не только факты сознания, но и нейрофизио-логические процессы, поскольку они составляют предмет другой науки - нейрофизиологии головного мозга. "Старые" понятия об образах, мыслях, идеях, чувствах У. предложил заменить понятиями о мышечных и секреторных реакциях. Эмоции отождествлялись им с реакциями внутренних органов, мышление человека - с работой голосовых мышц. Обучение, согласно У., происходит путем "обусловливания": мышечная реакция в результате повторных сочетаний связывается с определенным стимулом, который в дальнейшем начинает ее вызывать. У. использовал учение И.П.Павлова об условных рефлексах, однако истолковал его чрезвычайно односторонне, игнорируя роль процессов и механизмов высшей нервной деятельности в регуляции поведения ("Обучение животных", 1903). По У. законы приобретения опыта у животных и человека одни и те же, а сам опыт - биологическое приспособление, лишенное смысла и содержания. Работы У. сыграли важную роль в борьбе против идеалистической интроинспектийной психологии. Они стимулировали разработку объективных методов изучения психики, в том числе детской. Однако ошибочность исходных методологических посылок - отрицание сознания как особой формы регуляции поведения, сведение поведения к внешним приспособительным актам, отождествление принципов жизнедеятельности человека и животных, игнорирование нейромеханизмов и др. - существенно ограничила позитивную ценность учения У. и обусловила быстрый распад бихевиоризма.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...