Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ухтомский Алексей Алексеевич 1 глава




УХТОМСКИЙ Алексей Алексеевич (1875-1942) - русский и советский физиолог. Развивая идеи И. М. Сеченова о биологическом и системном характере нервно-психических актов, выдвинул учение о доминанте как главном принципе работы нервных центров и организации поведения. Это учение противопоставлялось воззрению на мозг как на комплекс рефлекторных дуг Согласно У., каждый наблюдаемый двигательный эффект определяется характером динамического взаимодействия корковых и подкорковых центров, актуальными потребностями организма, историей организма как биологической системы. Мозг следует рассматривать как орган "предупредительного восприятия. предвкушения и проектирования среды". Для доминанты характерна инертность, т. е. склонность поддерживаться и повторяться, кoгдa внешняя среда изменилась и раздражители, некогда вызывавшие эту доминанту, более не действуют на центральную нервную систему. Инертность нарушает нормальную peгуляцию поведен и я, когда становится источником навязчивых образов и галлюцинаций, но она же выступает в качестве организующего начала интеллектуальной активности. Следы прежней жизнедеятельности могут сосуществовать одновременно в виде множества потенциальных доминант. При недостаточной согласованности между собой они могут привести к конфликту реакцией. В этом случае доминанта играет роль организатора и подкрепителя патологического процесса. У. была выдвинута концепция "оперативного покоя", понимаемого не как бездеятельность организма, а как состояние, при к-ром он удерживает неподвижность с целью детального распознавания среды и адекватной реакции на нее. С его т. зр.,- это акт, направленный не на удаление внешних раздражителей, а нацеленный на активное соприкосновение организма со средой. Исходя из этого, У. развивал положение о единстве рецепции и действия, согласно к-рому эволюция высших рецепторов (зрения, слуха) обусловлена потребностью организма ориентироваться в изменчивой среде. Механизмом доминанты У. объяснял широкий спектр психических актов - внимание (его направленность на определенные объекты, сосредоточенность на них и избирательность) предметный характер мышления (вычленение из множества раздражителей среды отдельных комплексов, каждый из к-рых воспринимается организмом как определенный реальный объект в его отличии от других). Это "разделение среды на предметы" У. трактовал как процесс, состоящий из трех стадий: укрепление наличной доминанты; выделение только тех раздражителей, к-рые являются для организма биологически интересными; установление адекватной связи между доминантой (как внутренним состоянием) и комплексом внешних раздражителей. У. считал, что наиболее детально, отчетливо и прочно закрепляется в нервных центрах то, что переживается эмоционально (радость, гнев и др.). В физиологическом плане этому соответствует повышенная мобильность неравных элементов, обусловленная деятельностью вегетативной и эндокринной систем, выступающая предпосылкой более прочного запечатления внешних воздействий и их адекватного воспроизведения. Эти выводы У., явившиеся обобщением большого экспериментально-физиологического материала, широко используются в современной психологии, медицине и педагогике.

Фабр Жан Анри

ФАБР - (Fabre) Жан Анри (1823-1915) - французский энтомолог. Учебники и классические научно-популярные труды по биологии насекомых, в т. ч. "Энтомологические воспоминания" (т. 1-10, 1879-1907).

Фабри Курт Эрнестович

Фабри Курт Эрнестович (1923 - 1990) -зоопсихолог, этолог, окончил биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова (1946), специализировался в области зоологии позвоночных, антропологии и психологии, ученик Н.Н. Ладыгиной-Котс, кандидат биологических наук (1967), доктор психологических наук (с 1976), профессор (с 1984 г.).
В 50-е годы (трудное время для зоопсихологии, которую считали "лженаукой") Ф. работал в Уголке Дурова, в библиотеке иностранной литературы, на радио. В 1964-1966 гг. исследовал поведение животных в качестве младшего научного сотрудника Института биофизики в Пущино-на-Оке, руководитель группы в НИИ Дошкольного воспитания АПН СССР по проблеме "Дошкольник и животные" (1966-1971). Преподавал зоопсихологию на факультете психологии МГУ с 1966 г., штатный преподаватель (с 1971 г.), профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ (1983-1990).
Области научных интересов: этология, зоопсихология, сравнительная психология. Основная тематика его работ - онтогенез поведения и психики животных, эволюция психики, психическая деятельность приматов, этологические и биопсихологические предпосылки антропогенеза. Ф. выполнены оригинальные исследования импритинга у птиц, существенно дополнившие классические представления о природе этого феномена. Ф. разрабатывал прикладные аспекты зоопсихологии, его работа положена в основу нового курса для студентов Калининградского технического института рыбной промышленности и хозяйства. Ф. удалось выявить сходные (по форме, но не по содержанию) признаки в развитии игры в онтогенезе человека и высших животных.
Основные научные труды: "Основы зоопсихологии" (1976; 1993), "Введение в общую и прикладную ихтиопсихологию" (1988), "Игры животных и игры детей (сравнительно-психологические аспекты)" // Вопросы психологии, 1982).

Формозов Александр Николаевич

Формозов Александр Николаевич (1899-1973) - российский эколог, зоогеограф, художник-анималист, доктор биологических наук, профессор (с 1935). Основные исследования по изучению роли снежного покрова в эволюции, распространению и экологии млекопитающих и птиц, по динамике численности промысловых животных. Работы по охотоведению и охране природы. Научные и научно-популярные труды (в т.ч. "Спутник следопыта", 5 изд., М., 1974) Формозов иллюстрировал собственными рисунками, в которых научная точность сочеталась с окрашенным в лирические тона воссозданием самоценности живой природы.

Хайнд Джон Рассел

Хайнд (Hind) Джон Рассел (1823-95) - английский астроном, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1878). Открыл 10 новых астероидов, 2 кометы, переменную туманность в Тельце. Одним из первых наблюдал в 1851 во время полного солнечного затмения протуберанцы.

Хантер

ХАНТЕР - (Гунтер) (Hunter) - английские врачи и анатомы, братья:..1) Уильям (1718-83), труд по анатомии и физиологии матки в различные периоды беременности (опубликован в 1774), предложил операцию при аневризме аорты...2) Джон (1728-93), один из основоположников экспериментальной патологии и анатомо-физиологического направления в хирургии, основатель научной школы; описал твердый шанкр (1786), различие между врожденной и приобретенной грыжами.

Циглер

ЦИГЛЕР - (Ziegler) Карл (1898-1973) - немецкий химик-органик (ФРГ). Труды по металлоорганическому синтезу, получению бутадиена, высших?-олефинов, высших спиртов и др. Открыл (1953) смешанный титан-алюминиевый катализатор ("катализатор Циглера"), на котором был получен полиэтилен с регулярной структурой. Нобелевская премия (1963, совместно с Дж. Наттой).

Циглер

ЦИГЛЕР - (Ziegler) Карл (1898-1973) - немецкий химик-органик (ФРГ). Труды по металлоорганическому синтезу, получению бутадиена, высших?-олефинов, высших спиртов и др. Открыл (1953) смешанный титан-алюминиевый катализатор ("катализатор Циглера"), на котором был получен полиэтилен с регулярной структурой. Нобелевская премия (1963, совместно с Дж. Наттой).

ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА

ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА - (Johannes Scotus Eriugena) - Эригена (Erigena) (ок. 810 - ок. 877), философ, ирландец по происхождению; с нач. 840-х гг. во Франции при дворе Карла Лысого. Ориентировался на греческий средневековый неоплатонизм (перевел на латинский язык "Ареопагитики"). В главном сочинении "О разделении природы", проникнутом сильными пантеистическими тенденциями, выделял природу "творящую и не сотворенную" (бог), "сотворенную и творящую" (божественные идеи), "сотворенную и не творящую" (единичные вещи), "не сотворенную и не творящую" (бог как конечная цель мирового процесса). Идеи Иоанна Скота Эриугена были осуждены в 13 в. как еретические.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

  1. Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
  2. Абстрактное мышление - мышление, оперирующее сложными отвлеченными понятиями и умозаключениями, позволяющее мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния предмета, явления. Такое вычлененное и самостоятельное свойство является абстракцией обобщения и образования понятий. Выделение содержательных, обладающих относительной самостоятельностью, абстракцией соответствует теоретическому мышлению, способному к созданию рационалистических схем, тогда как формальные абстракции вычленяют свойства предмета, не существующие сами по себе и независимо от него, и соответствуют эмпирическому уровню.
  3. Абстракция - (от лат. abstractio - отвлечение), одна из основных операций мышления, состоящая в том, что субъект, вычленяя какие-либо признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Результатом этого процесса является построение умственного продукта (понятия, модели, теории, классификации и др.), который также обозначается термином "Абстракция". Вычленение из целостного предмета его отдельных свойств. Абстракция служит базой для процессов обобщения и образования понятий. Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют формальная и содержательная абстракции. Мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
  4. Агонистическое поведение - сложный комплекс поведенческих реакций, который образуют нападение, угроза, подчинение и бегство.
  5. Агрегация - скопления животных, которые формируются под действием какого-либо физического фактора среды, например, пищи, воды или определенной температуры. Примером агрегаций могут служить стайки головастиков на прогретых солнцем мелководьях или скопления животных разных видов у водоемов во время засухи.
  6. Агрессия - (от лат. aggredi - нападать), индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого животного или группы.
  7. Адаптивная эволюция поведения - см. Адаптация.
  8. Адаптивное поведение - см. Адаптация.
  9. Адаптивные модификации - см. Адаптация.
  10. Адаптивный - см. Адаптация.
  11. Адаптация - (от лат. adapto - приспособляю), приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы А. направлены на сохранение гомеостаза. А. - одно из центральных понятий биологии, широко применяется как теоретическое понятие в тех психологических концепциях, которые подобно гештальтпсихологии и теории интеллектуального развития, разработанной швейцарским психологом Ж. Пиаже, трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания. Изменения, сопровождающие А., затрагивают все уровни организма: от молекулярного до психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности А. к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида.
  12. Адекватный - тождественный, вполне соответствующий, точно совпадающий, правильный. Адекватные понятия.
  13. Адреналин - гормон мозгового слоя надпочечников животных и человека. Поступая в кровь, повышает потребление кислорода и артериальное давление, содержание сахара в крови, стимулирует обмен веществ и т.д. При эмоциональных переживаниях, усиленной мышечной работе содержание адреналина в крови повышается.
  14. Аксон - (от греч. axon - ось), (нейрит - осевой цилиндр), отросток нервной клетки (нейрона), проводящий нервные импульсы от тела клетки к иннервируемым органам или другим нервным клеткам. Пучки аксонов образуют нервы.
  15. Актиния - морское животное, относящееся к типу кишечнополостных.
  16. Активно-оборонительная реакция - агрессия, направленная на особей своего или других видов. Например, у собак она заключается в облаивании раздражителя, вызывающего агрессию, нападении на него с укусами различной силы. Степеней проявления активно-оборонительной реакции может быть достаточно много.
  17. Акустическая коммуникация - передача информации при помощи звуков.
  18. Акцептор - см. Акцептор результатов действия.
  19. Акцептор результатов действия - (от лат. acceptor - принимающий), психологический механизм предвидения и оценки результатов действия в функциональных системах. Термин введен П.К. Анохиным в 1955 г. В информационном аспекте Акцептор результатов действия представляет собой "информационный эквивалент результата", извлекаемый из памяти в процессе принятия решения, обусловливающий организацию двигательной активности организма в поведенческом акте и осуществляющий сличение результата с его "опережающим отражением". В случае их совпадения осуществленная функциональная схема распадается, организм может переходить к другому целенаправленному поведению; в случае частичного несовпадения вводятся поправки в программу действия; в случае полного несовпадения развивается ориентировочно-исследовательское поведение.
  20. Алоцентрическая стратегия - стратегия поиска животным приманки в лабиринте, при которой животное полагается на свое мысленное представление о пространственной структуре данной среды.
  21. Альбатрос - крупная морская птица, относящаяся к отряду буревестников.
  22. Амадина - мелкая птица из семейства ткачиковых (отряд воробьиные).
  23. Амфибии - (от греч. amphibia - ведущий двойной образ жизни), (земноводные) класс наземных позвоночных, обычно сохраняющих в онтогенезе стадию водной личинки; более или менее тесная связь с водной средой характерна для большинства видов амфибий и во взрослом состоянии.
  24. Анализатор - специфический нервный аппарат, при помощи которого животное анализирует информацию, полученную при помощи органов чувств. Каждый орган чувств воспринимает изменения окружающей среды при помощи находящихся в них рецепторов. Рецепторы, находящиеся в органах чувств, специализированы, что позволяет им наиболее оптимально реагировать на воздействия окружающей среды. Имеются два основных типа органов чувств или рецепторов: дистантные и контактные. Биологические преобразователи - рецепторные клетки в органах чувств преобразуют энергию внешней среды в электрохимическую. Раздражение рецепторной клетки приводит к образованию электрического потенциала, который распространяется по нейрону и порождает мощный нервный импульс. Информация, полученная с помощью органов чувств в мозге, подвергается сложной обработке с помощью анализаторов.
    Анализатор, согласно И.П. Павлову представляет собой единую функциональную систему, состоящую из трех отделов: 1) периферического, или рецепторного, 2) проводящего, 3) центрального, или мозгового.
    Периферический отдел анализатора представлен чувствительными нервными окончаниями - рецепторами, воспринимающими определенные раздражения. Проводящий отдел состоит из чувствительных нервных волокон, по которым возбуждение, возникшее в рецепторах, передается в кору головного мозга. Здесь, в центральном отделе, происходит высший тончайший анализ поступившего раздражения, в результате чего возникает ощущение.
  25. Андрогены - мужские половые гормоны позвоночных животных и человека; вырабатываются главным образом семенниками, а также корой надпочечников и яичниками. Стимулируют развитие и функцию мужских половых органов, развитие вторичных половых признаков. По химической природе - стероиды. Основной представитель - тестостерон.
  26. Анимизм - первое философское учение, основанное на вере во всеобщую одухотворенность мира.
  27. Анестезия - (греч. anaisthesia), потеря чувствительности вследствие поражения чувствительных нервов. Искусственная анестезия для обезболивания при хирургических операциях достигается воздействием анестезирующего вещества на головной мозг (общая анестезия - наркоз), на нервные окончания и стволы в месте операции (местная анестезия) или на спинной мозг (спинномозговая анестезия).
  28. Аногенитальная зона - область расположения половых органов и анального отверстия на теле животного.
  29. Анонимное сообщество - сообщество животных, не имеющее социальной структуры, состоящее из особей, персонально не знающих друг друга. Однако, несмотря на это, в этих сообществах особи согласованно реагируют на различные биологически значимые сигналы, например, сигналы опасности.
  30. Анонимное сообщество закрытого типа - в сообществе подобного типа его члены не различают друг друга персонально, но могут выделять особей, не принадлежащих к нему, например, по запаху. Появление чужака в сообществе закрытого типа вызывает резкую агрессию к нему у всех взрослых членов группы.
  31. Анонимное сообщество открытого типа - в данном сообществе его члены не проявляют агрессии к вновь присоединившимся особям своего вида. Таковы, например, стада многих видов копытных или перелетные стаи птиц.
  32. Аносматики - животные, не имеющие органов обоняния.
  33. Антенны насекомых - усики насекомых, выполняющие функции органов тактильной чувствительности и хемокоммуникации.
  34. Антропоид - человекообразная обезьяна.
  35. Антропология - наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека
  36. Антропоморфизм - (от греч. anthropos - человек и morphe - вид, форма), представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих в действительности только человеку. Антропоморфическое толкование поведения животных с точки зрения человеческих мотивов и поступков означает стирание грани между человеком и животным и ведет к игнорированию качественных особенностей человеческой психики.
  37. Аппортировочная реакция - наследственно обусловленная склонность некоторых собак держать во рту какой-либо предмет.
  38. Археоптерикс - древнейшая вымершая птица подкласса ящерохвостых. Археоптерикс жил в юрском периоде. Формой тела, строением конечностей и наличием оперения сходен с современными птицами, возможно, летал, но по многим признакам еще близок к пресмыкающимся.
  39. Ассоциативный - см. Ассоциация.
  40. Ассоциация - (от лат. associatio - соединение), связь между психическими явлениями, при которой актуализация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого. Явление ассоциации описано еще Платоном и Аристотелем, однако термин "ассоциация" был предложен Дж. Локком в ХУП в.
  41. Ассоциативное обучение - тип обучения, при котором в ЦНС формируется временная связь между двумя стимулами, один из которых изначально был для животного безразличен, а другой выполнял роль вознаграждения или наказания.
  42. Астрильды - мелкая птица из семейства ткачиковых (отряд воробьиные).
  43. Аттрактанты - (от лат. attraho - притягиваю к себе), природные или синтетические вещества, привлекающие животных, особенно насекомых. Применяются как приманки для вредителей сельскохозяйственных растений.
  44. Автотрофы - организмы, использующие для построения своего тела углекислый газ в качестве единственного или главного источника углерода.
  45. Аутотрофный (Autotrophic) - см. Автотрофы.
  46. Африканский мандрил - см. Мандрил.
  47. Африканский протоптерус - ныне живущая весьма древняя рыба.
  48. Афферентный - (от лат. afferens - приносящий), несущий к органу или в него (напр., афферентная артерия); передающий импульсы от рабочих органов (желез, мышц) к нервному центру (афферентные, или центростремительные, нервные волокна). Ср. Эфферентный.
  49. Афферентный синтез - (от лат. afferens (afferentis), приносящий), в теории функциональной системы (П.К. Анохин) синтез материала, запечатленного в памяти, мотивации, информации о среде и пускового стимула с целью принятия решения. Память трактуется при этом как совокупность взаимосвязанных функциональных систем различного уровня иерархии, сформированных в процессе эволюции и в индивидуальном жизненном опыте, а мотивация - как конкретизация одной из потребностей организма. При афферентном синтезе благодаря мотивации актуализируются все системы, деятельность которых когда-либо приводила к удовлетворению данной потребности. Информация о среде помогает достигнуть требуемых в данной обстановке результатов. Окончательное решение осуществляется в тот момент, когда какое-либо событие - пусковой стимул - дает перевес одной из систем, уже выбранных под действием мотивации и обстановки. В связи с тем, что иерархическая организация систем в памяти отражает эволюционную и индивидуальную историю приспособительных соотношений организма со средой, существует и соответствующая иерархия А. с. Подобно любому системному процессу А. с. имеет место не в какой-либо отдельной структуре мозга, а представляет собой процесс взаимодействия нейронов самой различной (центральной и периферической, афферентной и эфферентной) морфологической принадлежности в объеме всего мозга и организма.
  50. Безусловно-рефлекторный - см. Безусловный рефлекс.
  51. Безусловный раздражитель - раздражитель, вызывающий у животного безусловно-рефлекторную реакцию, например, слюноотделение при виде пищи.
  52. Безусловный рефлекс - (от лат. reflexus - отражение), наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или изменения внутренней среды организма (по И.П. Павлову).
  53. Безусловно-рефлекторная реакция - см. Безусловный рефлекс. Наблюдать единичный простой безусловный рефлекс возможно только в лабораторных условиях, нанося точечное раздражение на одно единственное нервное окончание и наблюдая ответ одной рефлекторной дуги. В естественных условиях, даже в случае простого укола пальца булавкой всегда бывает задействовано несколько чувствительных нейронов и в отдергивании руки принимает участие целый пучок двигательных нейронов, иннервирующих соответствующие мышцы. Поэтому в процессе изучения поведения животных более корректным вместо термина "безусловный рефлекс" является употребление термина "безусловно - рефлекторная реакция". В проявлении сложной безусловно-рефлекторной реакции участвует целый ряд простых безусловно-рефлекторных актов. Так, например, пищевая реакция новорожденного щенка осуществляется при участии целого ряда более простых актов - сосания, глотательных движений, рефлекторной деятельности слюнных желез и желез желудка. При этом поскольку предыдущий безусловно-рефлекторный акт является стимулом для проявления последующего, говорят о цепном характере безусловных рефлексов.
  54. Беседковые птицы - шалашники, семейство певчих воробьиных, близкое к семейству райских птиц.
  55. Бесхвостые амфибии - лягушки, жабы.
  56. Билатеральный - (Bilateral), (в анатомии) имеющий отношение или воздействующий на обе части тела, ткани или органа человека или на его парные органы (например глаза, молочные железы или яичники).
  57. Бинокулярное зрение - (от лат. bini - два и oculus - глаз, Binocular Vision), способность одновременно четко видеть изображение предмета обоими глазами; в этом случае животное или человек видит одно изображение предмета, на который смотрит. Позволяет четко видеть удаленные предметы, а также создает объемность изображения. Синоним:" Зрение стереоскопическое".
  58. Биоакустика - раздел зоологии, изучающий звуковую сигнализацию животных (биокоммуникацию) в природе, их ориентацию в пространстве с помощью естественных эхолокаторов, а также строение слуховой и голосовой систем.
  59. Биогеоценоз - (от греч. bios - жизнь, ge - Земля и koinós - общий), однородный участок земной поверхности с определенным составом живых (биоценоз) и косных (приземный слой атмосферы, солнечная энергия, почва и др.) компонентов и динамическим взаимодействием между ними (обмен веществом и энергией). Термин предложил В. Н. Сукачев (1940); употребляется как синоним экосистемы.
  60. Биологические формы поведения - по определению Л.В. Крушинского, - это сложное многоактное поведение, отвечающее фазам жизни животного, построенное из отдельных унитарных реакций, связанное с обеспечением основных биологических потребностей. Согласно Л.В. Крушинскому, у животных можно выделить следующие наиболее общие биологические формы поведения: 1) пищевую, 2) оборонительную, 3) половую, 4) родительскую, 5) поведение потомства по отношению к родителям.
  61. Биологическое сигнальное поле - среда, трансформируемая вносимыми жизнедеятельностью животных изменениями, которые имеют информативное значение, как для этих, так и для других особей и служат не только основой пространственной ориентации, но становятся путями направленной передачи информации в пределах популяции и межвидовых связей в пределах биогеоценоза. Таким образом, эта среда становится частью надорганизменных систем популяций и биоценозов, образуя своеобразное сигнальное "биологическое поле" (Наумов, 1973).
  62. Биотелеметрия - измерение на расстоянии показателей, характеризующих состояние биологических объектов (напр., пульса, температуры, кровяного давления у космонавтов, спортсменов); осуществляется средствами телемеханики.
  63. Биоценоз - (от греч. bios - жизнь и koinos - общий), совокупность растений, животных и микроорганизмов, населяющих данный участок суши или водоема и характеризующихся определенными отношениями между собой и приспособленностью к условиям окружающей среды (напр., биоценоз озера, леса).
  64. Биссусовая железа - (от греч. byssos - тонкая пряжа), орган многих двустворчатых моллюсков, вырабатывающий органическое вещество (биссус) в виде очень прочных нитей, при помощи которых животное прикрепляется к субстрату.
  65. Бихевиоризм - (от англ. behaviour, biheviour - поведение), направление в американской психологии ХХ в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Направление в психологии, начало которому было положено статьей американского психолога Дж. Уотсона "Психология с точки зрения бихевиориста" (1913). В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). В дальнейшем было показано, что само обусловливание представляет собой достаточно сложный процесс, имеющий психологическое содержание. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. В схеме S - R появились "промежуточные переменные" (образ, цель, потребность). Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Б. Скиннера, разработанная в 30-х гг. XX в., где было модифицировано понятие реакции. В целом бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения.
  66. Борзые - охотничьи собаки, использующиеся для охоты на зверя, догоняющие и ловящие добычу.
  67. Брачный танец - комплекс ритуализированных действий, выполняемый по строго определенному шаблону, предшествующий спариванию.
  68. Важенка - самка северного оленя.
  69. Вариабельный - способный иметь, образовывать варианты.
  70. Вариативность - изменчивость. См. Динамические характеристики психических процессов
  71. Веберов аппарат - система подвижно сочлененных косточек, соединяющих плавательный пузырь с внутренним ухом у некоторых костистых рыб. Участвует в восприятии звука, передает изменения объема плавательного пузыря (при вертикальных перемещениях рыбы) внутреннему уху. Назван по имени Э.Г. Вебера.
  72. Вегетативная нервная система - (от лат. vegeto - возбуждаю, оживляю), часть нервной системы позвоночных животных и человека, регулирующая деятельность внутренних органов и систем - кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, размножения и др., обмен веществ и функциональное состояние (возбудимость, работоспособность и др.) тканей организма. Делится на симпатическую и парасимпатическую нервную систему.
  73. Вербальное мышление - см. Вербальный.
  74. Вербальный - (от лат. verbalis - словесный), термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом. Различают вербальный осмысленный материал (ряды существительных, прилагательных, глаголов, числительных, отрывки текстов, стихотворения и т.д.) и вербальный бессмысленный материал (слоги, бессмысленные слова и т.д.). Вербальному материалу противопоставляется невербальный осмысленный материал (геометрические фигуры, рисунки, фотографии. предметы и т.д.) и невербальный бессмысленный материал (необычные геометрические фигуры, чернильные пятна). В зависимости от используемого материала различают вербальное (словесное) и невербальное (например, жестовое) общение, вербальный (определяемый на основе решения вербальных задач) и невербальный интеллект (характеризуемый решением образных, конструктивных и других невербальных задач).
  75. Вестибулярный аппарат - (от лат. vestibulum - преддверие), орган чувств у позвоночных животных и человека, воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве, а также направление движения. Расположен в полукружных каналах и мешочках внутреннего уха.
  76. Вестибулорецепторы - рецепторы, сигнализирующие о положении тела животного в пространстве.
  77. Вещество испуга - специфическое вещество, выделяющееся в воду в случае повреждения поверхности тела рыбы или ее испуга и вызывающее аналогичную реакцию у других представителей того же вида. Реакция на вещества, выделяемые раненной (или убитой) хищником рыбой, представляет собой несомненную адаптацию на популяционном уровне, когда полезный для популяции эффект избегания хищника достигается ценой гибели одной или нескольких особей.
  78. Вибриссы - (лат. vibrissae), длинные жесткие чувствительные (осязательные) волосы у млекопитающих. Обычно расположены пучками около глаз, на верхних и нижних челюстях (например, усы у кошачьих), иногда на других частях тела (на лапах у многих сумчатых).
  79. Виварий - (лат. vivarium - от vivus - живой), помещение для содержания (иногда и разведения) преимущественно лабораторных животных.
  80. Видовая дистанция - расстояние, на котором животное способно отличить представителя своего вида от других.
  81. Визуальная коммуникация - зрительная коммуникация.
  82. Вистерорецепторы - рецепторы, внутренних органов, воспринимающие раздражения во внутренних органах.
  83. Вкусовые луковицы - рецепторы воспринимающие вкус, расположенные в ротовой полости и непосредственно в толще языка. Главной частью органа вкуса являются так называемые вкусовые луковицы (вкусовые почки), которые находятся во вкусовых сосочках языка, а также в мягком небе и глотке. Вкусовые луковицы состоят из специальных клеток, около которых оканчиваются вкусовые (чувствительные) нервные волокна. Специальные железы, расположенные между вкусовыми сосочками, выделяют жидкость, промывающую вкусовые луковицы.
  84. Внешнее торможение - торможение условно-рефлекторной реакции новым очагом, возникшим в коре головного мозга подопытного животного. Этот вид торможения называется внешним, так как новый очаг возбуждения, возникший в коре, является внешним по отношению к дуге выполняемого рефлекса. Раздражители, вызвавшие развитие торможения, могут идти как из внешнего мира, так и от внутренних органов животного. Внешнее торможение относится к врожденному безусловному свойству нервной системы. Оно бывает двух родов: гаснущее, когда действующий во время работы собаки раздражитель постепенно перестает вызывать ориентировочный рефлекс у животного и неугасающее, возникающее при наличии какой-либо физиологической потребности или наличия в организме патологического процесса.
  85. Внутреннее оплодотворение - способ оплодотворения, при котором сперма вносится самцом при помощи специального копулятивного органа непосредственно в половые органы самки.
  86. Внутреннее торможение - торможение, служащее основой тормозных или отрицательных условных рефлексов, которое, наряду с положительными условными рефлексами образуется, в индивидуальной жизни животного. Такое торможение называют активным, или условным. Выделяют три вида условного торможения: угасательное, дифференцировочное и запаздывающее. Угасательное торможение возникает в том случае, если условный раздражитель не сопровождается подкреплением. Он постепенно теряет свое сигнальное значение, и рефлекс на него угасает. Запаздывающее торможение возникает у животного при выработке запаздывающих условных рефлексов (отсроченных реакций). Так, например, у собаки пищевая условно-рефлекторная реакция проявляется только к тому моменту, когда дается соответствующее пищевое подкрепление, хотя условно-рефлекторный раздражитель давался раньше. В тот промежуток времени, когда условно-рефлекторный раздражитель уже воздействовал, а пищевой реакции еще нет, в коре головного мозга собаки развивается запаздывающее торможение. Биологическое значение этого вида торможения состоит в том, что оно предохраняет организм от преждевременной траты энергии.
  87. Внутривидовая агрессия - агрессия, проявляемая по отношению к представителям своего вида.
  88. Внутриполовой отбор - конкуренция между самцами за право обладания самкой.
  89. Внутриутробный период - см. Эмбриональный период.
  90. Водный лабиринт Мориса - весьма популярный тест для исследования способности животных к формированию пространственных представлений, предложенный в начале 80-х гг. ХХ столетия шотландским исследователем Р. Морисом.
  91. Вожак - как правило, главное на иерархической лестнице в данной группе животное. Функции вожака весьма разнообразны. Он следит за порядком в группе, направляет ее движение при перемещениях, выступает инициатором конфликтов с соседними группами или, наоборот, способствует их гашению. Вожак пользуется и определенными привилегиями при кормежке, выборе места отдыха и т.д. Одна из самых главных задач вожака - охрана территории, занятой группой, от посягательств чужаков. Существование вожаков, подчинение и следование за ними остальных членов группы - это важные приспособления, позволяющие увеличить выживание всей группы.
  92. Возбуждение - 1) психическое состояние, характеризующееся усилением и ускорением различных проявлений психической деятельности - мышления, речи, моторики. Возбуждение может возникнуть как эмоциональная реакция на к.-л. событие, известие, поступки других людей и т.п. Как правило, в этих случаях оно быстро проходит. Но В. может также быть следствием заболевания, нарушения психического здоровья ребёнка. Поэтому ребёнок, часто испытывающий В., нуждается в психологической и медицинской помощи; 2) свойство живых организмов, активный ответ возбудимой ткани на раздражение. Для нервной системы В. - основная функция. Клетки, образующие нервную систему, обладают с
    Поделиться:





    Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...