Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Тема кризиса современной культуры в работе И.А. Ильина «Путь к очевидности»




Реферат по философии

Тема: Кризис современной культуры

 

 

Санкт-Петербург

г.


Содержание

 

Введение

Глава 1. Тема кризиса современной культуры в работе И.А. Ильина «Путь к очевидности»

Глава 2. Тема кризиса современной культуры в работе Е.Н. Трубецкого «Умозрение в красках»

Глава 3. Тема кризиса современной культуры в произведении Н.А. Бердяева «Человек и машина»

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Во время подготовки к нашим семинарским занятиям по философии я очень заинтересовалась темой упадка культуры 20-го столетия, так как она показалась мне чрезвычайно актуальной. Читая работы таких известных русских философов, как И.А. Ильина, Е.Н. Трубецкого и Н.А. Бердяева, я заметила, что многие проблемы, поставленные этими мыслителями в их философских трудах, стоят перед нашем обществом и сейчас, несмотря на то, что произведения данных философов почти все были написаны в начале 20-го столетия. Именно поэтому, размышляя над тем, как бы поточнее сформулировать тему реферата в начале работы, я посчитала уместным назвать его именно «кризис современной культуры», а не «упадок культуры 20-го столетия», так как в первом случае подчеркивается злободневность и значительность проблемы.

Я не согласна с мнением тех людей, которые считают, что классическая литература всегда современна. Безусловно, есть множество книг, принадлежащих к разряду классической литературы, которые представляют интерес и на данный момент, но многие из них с течением времени утратили свое главное значение в связи с изменением каких-то человеческих ценностей, идеалов и человеческой жизни в целом. Такие книги теряют свою главную суть и уже не так понятны современным читателям. Так же и с философией, какие-то мысли, описанные в философских трудах на данный момент, представляют собой исключительно историческую ценность (что, по сути, тоже не маловажно), а какие-то, находят отзыв в наших сердцах и по сей день.

Работы, вышеперечисленных философов, на основе которых написан этот реферат, принадлежат к тому разряду философских произведений, которые трогают читателя за живое и не оставляют его равнодушным, ведь между ними и сегодняшней повседневной реальностью можно провести множество параллелей и установить большое количество соответствий. И в 20-м веке и в наше время мы можем обнаружить одну и ту же глобальную проблему, стоящую пред человечеством, проблему духовной деградации человека, которая требовала и, к сожалению, до сих пор требует немедленного разрешения. Но, увы, решить её не так-то просто. Во время написания реферата, я пыталась проникнуться значимостью поставленного вопроса, почерпнуть что-то из трудов признанных русских философов и ответить для себя на следующие вопросы. В чем состоит главная проблема деградации личности в наши дни? Чем она вызвана? Что должен сделать человек, чтобы направить себя на истинный праведный путь?


Глава 1. Тема кризиса современной культуры в работе И.А. Ильина «Путь к очевидности»

 

В данном реферате я рассмотрела три произведения разных русских философов, в каждом из которых, так или иначе затронута тема кризиса современной культуры. Итак, обратимся сначала к произведению И.А. Ильина «Путь к очевидности». Но прежде скажем несколько слов о нем самом.

Иван Александрович являлся русским философом, а также писателем и публицистом, он был сторонником белого движения и всю свою жизнь критиковал коммунистическую власть в России.

В произведении «Путь к очевидности» И.А Ильин излагает свои философские и этические взгляды, обосновывает свое понимание традиционных духовных ценностей, размышляет о проблемах русской философии и предназначении человека в мире.

В первой главе книги, которая называется «Бессердечная культура», автор выдвигает на первый план проблему деградации современной ему культуры и общества. Философ начинает свои размышления с того, что рассматривает различные сферы человеческой деятельности, такие как: техника, хозяйство, деловой оборот, наука, политика, современное искусство, религия. Он выделяет необходимые качества характера, которые нужны человеку, чтобы преуспеть в той или иной области в зависимости от того на чем она строится. Размышляя о различных областях человеческой культуры, И.А. Ильин приходит к выводу, что нигде ни в политике, ни в искусстве, ни даже в религии нет места для самого важного и основополагающего человеческого чувства, чувства любви. Так, например, в деловом обороте господствует «инстинкт самосохранения», в науке «ненависть и любовь только плодят научные ошибки», в современном же искусстве сентиментальность отжила свой век, а в религии каждый должен «подчинить себя церковной дисциплине и погасить свои субъективные симпатии», ведь «свободное кипение чувств… подрывает и разрушает религию». И вот получается, что любовь к ближнему является чем-то вроде пережитка былых, уже давно позабытых времен, что это чувство на сегодняшний день уже потеряло свою актуальность, оно не нужно и потому должно быть подавлено. Какое же влияние оказывает такое положение дел на современное общество? И.А. Ильин утверждает, что из-за недостатка любви в нынешней западноевропейской культуре заложена повседневная жестокость, поэтому многочисленные кровавые революции и ужасающие гражданские и международные войны не случайны, они являются лишь «спазмами» нашей западноевропейской культуры, которая сложена из «камня и льда».

Что же представляет из себя современный человек - дитя этой «бессердечной культуры»? Над этим важным вопросом автор рассуждает во второй главе книги под названием «Обреченный путь».

В начале второй главы автор говорит о том, что современный человек есть не кто иной, как обыкновенный заурядный обыватель, «самодовольный, холодный и черствый» счастливец, которого интересует исключительно материальный мир вещей и наслаждений. Счастливец этот ест, пьет, предается земным удовольствиям, беспокоится о своём достатке и комфорте. Его абсолютно не волнуют вопросы нравственности и морали. А обилие денег¸ накопление имущества превышают по важности проблемы духовности. Для достижения успеха он пользуется рассудком, не давая волю добрым чувствам, потому что боится показаться смешным, ведь положительные чувства, с его точки зрения, есть не что иное, как признак слабости в человеке. Причем его совершенно невозможно убедить в обратном. В нем присутствует «ложное понимание человеческого достоинства», он считает, что единственный смысл человеческого существования заключается в том, «как можно больше нажить и как можно меньше утрудить себя». Самое страшное заключается в том, что такое нравственное разложение становится проблемой не только лишь одного поколения. Оно становится наследственным, ведь мы воспитываем своих детей, передавая им свой собственный опыт, свое собственное представление о ценностях. А те, в свою очередь, передают их последующему поколению.

Обращаясь к проблеме взаимоотношений между людьми в современном обществе еще в предыдущей главе, И.А. Ильин цитирует изречение известного английского философа Гоббса, которое отражает сформулированный им социологический закон «человек человеку - волк» «homo homini lupus est».Автор книги уточняет, что по отношению к обществу двадцатого столетия скорее применима немножко видоизмененная формулировка этого закона: «Человек человеку-прохожий». Данная формулировка лучше отражает положение вещей, а именно то, что люди не хотят обременять себя проблемами окружающих, они не сочувствуют, не сопереживают друг другу, их волнуют только то, что имеет непосредственное отношение к ним самим. Но все это, как показывает И.А. Ильин, происходит только в лучшем случае, в худшем же, в условиях конкуренции и борьбы становится применимым старый закон Гоббса.

Совершенно очевидно, что с точки зрения И.А. Ильина, современная культура - есть больная культура, которая саморазрушительна и обречена на верную гибель. Какой же выход философ видит из положения? Кокой он видит культуру истинную и каким видит он её творца? Именно об этом размышляет автор в третьей главе своего произведения под названием «О чувстве ответственности».

В начале главы И.А. Ильин заявляет, что у каждого человека на земле есть призвание к духовному самосовершенствованию и что именно оно отличает нас, людей, от всех остальных живых существ, населяющих нашу планету. Желание откликнуться на призыв к духовному росту и есть, как полагает философ, то, что «открывает возможность творить настоящую культуру на Земле».

Также творцу истинной культуры необходимы чувства «предстояния», «призванности» и «ответственности». То, чему человек предстоит, как поясняет И.А. Ильин, является ни кто иной, как сам Господь Бог. И Богом также определяется человеческое призвание. Чувство ответственности же мыслитель подразделяет на две разные категории: «предварительную» и «последующую». Автор объясняет, что предварительная ответственность есть то же, что и «живое чувство предстояния и призванности». Понятие предварительной ответственности показывает, что человек еще до совершения какого-либо поступка должен задуматься о возможных последствиях, которые этот поступок повлечет за собой. Последующая же ответственность - это именно та разновидность ответственности, которую человек берет на себя уже после совершения поступка.

Итак, мы разобрались с тремя ключевыми понятиями, выдвинутыми автором данной книги, теперь осталось разобраться, что же вкладывает мыслитель в слово «духовность». Духовность, в представлении философа, никак не связана с сознанием. Для него это - глубокое убеждение, это- вера в то, что в пределах человеческой души есть что-то хорошее, то, перед чем следует преклонить колени. Это - главный ориентир, который помогает человеку на его жизненном пути, его главный идеал. Без идеала же, которому человек преклоняется, с точки зрения И.А. Ильина, невозможно по-настоящему, созидать что-либо. В данном случае, процесс творения превращается в простое баловство. В этом-то автор произведения и видит проблему современного изобразительного искусства, а именно различных модернестических течений. В его представлении современные художники (такие, как, например, знаменитый Пикассо) пишут свои картины, для того, что бы только поэкспериментировать с цветом и формой, чтобы поразить публику своим необычным взглядом на мир. При этом они не преследуют никакой высшей духовной цели, что, несомненно, является самым важным в процессе творения. И, наконец, И.А. Ильин дает определение того, что для него является «сущей» культурой. Это умение «преклониться перед Богом, чтить самого себя, видеть и ценить духовность во всех людях и желать творческого раскрытия и осуществления духовной жизни на Земле».


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...