Глава 3. Тема кризиса современной культуры в произведении Н.А. Бердяева «Человек и машина»
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 культура кризис технический прогресс Размышления по поводу кризиса современной культуры есть и в работе Н.А. Бердяева «Человек и машина». В ней, в частности, философ уделяет большое внимание проблеме пагубного влияния технического прогресса на современного человека. Н.А Бердяев был известным русским христианским и политическим философом начала 20-го века. Он также являлся последователем экзистенциализма (философского течения, акцентирующего внимания на уникальности иррациональности бытия человека). В произведении «Человек и машина», автор затрагивает ряд очень важных и неоднозначных проблем, касающихся господства техники над человеком в современном мире и его полном духовном порабощении, вырождении. В начале своих рассуждений философ повествует об этапах истории развития человеческой культуры. Он выделяет три стадии в истории человечества: «природно-органическую», «культурную» и «техническую», каждой из которых соответствует свое особенное состояние человеческого духа: «Погруженность духа в природу», «выделение духа из природы, образование особой сферы духовности» и «овладение духом природы, господство над ней». Первую стадию мы можем наблюдать, если обратимся к истории и философии Древний Греции и Рима, где человек покланялся природе, космосу и воспринимал себя ее неотъемлемой частью. Говоря о философских концепциях древнего мира, следует упомянуть такой термин, как «пантеизм», который очень хорошо отражает эту идею. Слово «пантеизм» происходит от древнегреческого: παν (пан) - «всё, всякий» и θεός (теос) - «бог, божество». В пантеизме находит выражение концепция, что «Бог» лучше всего понимается в сближении с Вселенною. Вселенная же воспринимается, как всеобъемлющее единство и святость природы.
С появлением Христианства наступила вторая стадия развития культуры и человек стал уже поклоняться единому Богу, а не силам природы. Главным центральным понятием во время этого этапа является «образ и подобие Божие в Человеке», который превращает его в индивидуальность. Но, несмотря на то, что, с точки зрения философии данной религии, душа каждого из нас напрямую связана с Божественным Создателем, с Высшим Разумом, философия христианства одновременно утверждает и другую, как мне кажется, немного противоречивую этому пониманию идею о том, что люди рождается во грехе. Именно поэтому они всю жизнь призваны замаливать свои грехи, чтобы духовно «очиститься». Таким образом, можно сделать вывод, что христианская религия постоянно побуждает человека к вечному развитию и совершенству. Я считаю, что как раз это стремление к духовному росту и есть то, что с точки зрения, А.Н. Бердяева, «поставило человека на ноги и укрепило его». Третья стадия, стадия господства техники - это непосредственно тот период, который мы переживаем в данный момент. Уже давно исчезли следы влияния пантеизма и неминуемо утухает на глазах и «религиозная вера». На смену всему этому приходит твердая вера в технику, которая, по мнению большинства современников, значительно облегчает человеческое существование на Земле и совершенствует наш мир. А.Н. Бердяев объясняет эту любовь нашего поколения к технике тем, что им показалось, что «чудеса прекратились» и вот техника «производит настоящие чудеса». Другое дело, что с помощью современной техники гораздо легче изобрести оружие для истребления, нежели средство для излечения от смертельных заболеваний. Следует отметить, что здесь автор чем-то перекликается с Е.Н. Трубецким, который также размышлял над проблемой использования человеком орудий убийства.
Иная проблема заключается в том, что техника способна заставить почувствовать человека всемогущим. Она открывает ему тайны мироздания ранее для него скрытые и таким образом, делает его чрезмерно уверенным в собственных силах, позволяет забыть страх перед тайной, который он раньше все время испытывал. Отсюда и возникает угроза, которая повисает над человечеством, угроза террора, гражданских и мировых войн. Еще одна проблема заключается в том, что, хотя техника, с одной стороны, и дает человеку безудержную власть, с другой стороны, она порабощает его, делает его уязвимым и в этом заключается человеческая трагедия. Она заставляет его принять совсем другой не человеческий, а машинный облик, и тем самым становится причиной его исчезновения. В конце своих рассуждений, Н.А Бердяев заявляет, что проблема эта «может быть решена только сознанием, которое поставит человека выше природы и общества…» и «эта истина о человеке, его достоинстве и призвании» заложена, с точки зрения автора, в христианстве. Заключение
Подводя итоги, обратимся к задачам, которые были поставлены во введении, а именно к следующим вопросам: В чем состоит главная проблема деградации личности в наши дни? Чем она вызвана? Что должен сделать человек, чтобы направить себя на истинный праведный путь? Проанализировав, интересующие меня главы трех разных философских работ, я пришла к выводу, что проблема деградации личности современного человека состоит, прежде всего, в потере истинных жизненных идеалов и ориентиров, а также в неправильном расставлении приоритетов. Именно отсутствие всех этих важных компонентов и провоцирует хаос и жестокость, проявляющуюся в разных формах (в форме повседневной жестокости и форме жестокости во время открытой конфронтации). Обратимся ко второму вопросу. Опять же, в ходе анализа выбранных философских произведений выяснилось, что проблема кризиса современной культуры вызвана ослаблением религиозный веры людей, в частности веры в христианство, которое как раз содержит в себе те самые истинные жизненные идеалы, ориентиры и приоритеты. И, наконец, рассматривая последний интересующий нас во\рос, следует сказать, что с точки зрения И.А. Ильина, Е.Н. Трубецкого и Н.А. Бердяева, человек, желающий пойти по праведному пути должен обратиться к христианской религии, к христианским искусству, чтобы тем самым обогатить свой внутренний мир и стать духовно более развитым. Список использованной литературы
1. Бердяев Н.А. Человек и машина // http://krotov.info/library/02_b/berdyaev/1933_384.html 2. Ильин И.А. Путь к очевидности // http://www.paraklit.org/sv.otcy/I.Iljin/I.Iljin-Putj-k-ochevidnosti.htm . Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках // http://az.lib.ru/t/trubeckoj_e_n/text_0030.shtml
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|