О прохождении производственной практики по
Стр 1 из 3Следующая ⇒ МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования «Самарский государственный социально-педагогический университет» Факультет математики, физики и информатики
Кафедра информатики, прикладной математики и методики их преподавания
ОТЧЕТ о прохождении производственной практики по получению профессиональных умений
Самара 2017 Для составления психологической характеристики мною был выбран ученик 9 «Б» класса общеобразовательной школы №149 Руслан (15 лет). Мальчик всегда опрятно одет (предпочитает рубашки и джинсы), на тыльной стороне ладоней множественные ссадины (по утверждению тестируемого, из-за занятий кикбоксингом). Физическое состояние в норме, с признаками акселерации (высокая мышечная масса, обхват плеч, растительность на лице), юноша занимается кикбоксингом и баскетболом, имеет плотное телосложение. Является неоднократным призером районных соревнований по кикбоксингу. Руслан воспитывается в полной семье. Отец занимается предпринимательством, мать- домохозяйка. Культурный уровень семьи ниже среднего. Семейная библиотека содержит десяток книг, основными жанрами которых являются романы современных российских писателей. Читать юноша не любит, так как его не привлекают сюжеты классической литературы. Однако мальчик поделился со мной своими положительными впечатлениями о романе Стивена Кинга «Оно». Судя по всему, этот роман привлек юношу своим жанром- ужасы. По утверждению Руслана, родители лишь изредка читают книги. Родители мальчика редко посещает выставки, концерты и другие культурные мероприятия. Однако у семьи Руслана есть традиция ежемесячно ходить в кинотеатр.
В семье юноши преобладает авторитарный стиль воспитания. Отец семейства явно занимает позицию лидера и «самодержца» семьи. Мальчик беспрекословно слушается отца, однако иногда случаются конфликты на почве недопонимания. Руслан стремится быть похожим на папу, что выражается в его стремлении к финансовой независимости. Вопрос дисциплины в семье стоит однозначно: нарушил правила- получай наказание. В качестве наказания выступают лишение карманных денег, запрет на видеоигры, ограничение выхода в интернет и установление «комендантского часа». Юноша признался, что в последнее время штрафные санкции применяются все чаще. Руслан осознает, что виновником является он сам, так как не может переступить свое Эго и пойти на компромисс в отношении с родителями. Тем не менее, семейные отношения иногда портятся из-за максимализма мальчика и излишней строгости родителей. Во время анализа активности Руслана на уроках, было выявлено несколько закономерностей. Сосредоточенность на занятии обуславливается соседом по парте. Если мальчик садится с одноклассником с неоднозначной репутацией нарушителя порядка, то ситуация доходит вплоть до срыва урока. Однако, если юноша садится с одноклассницей, то ведет себя абсолютно спокойно, познавательная активность возрастает. Второй закономерностью является зависимость концентрации внимания Руслана от направленности дисциплины. На предметах гуманитарного цикла юноша постоянно ворочается, пользуется смартфоном и всячески увиливает от домашнего задания. С другой стороны, на предметах естественнонаучного цикла юноша сосредоточивается на занятии и замечания со стороны учителя сходят на нет. Также сосредоточенность и внимание зависят от настроения мальчика.
В рамках проведения психологического анализа Руслану было предложено пройти ряд тестов, на что он дал свое согласие. По результатам корректурной пробы Бурдона (см. приложение 1) был выяснен коэффициент устойчивости внимания. Коэффициент А=0.88 говорит об устойчивости внимании, близкой к высокому значению. Обработка результатов выявила нацеленность испытуемого на результат, а не на скорость выполнения задания. При изучении типа памяти испытуемого (см. приложение 2) было проведено тестирование, в ходе которого выяснилось, что слова, показанные Руслану на листе, запомнились лучше, чем остальные (80%). Таким образом можно сделать вывод, что у юноши преобладает зрительный тип памяти. Менее развиты слуховой и моторно-слуховой типы памяти (60%). Тест на выявление особенностей мыслительных операций (см. приложение 3) выявил критически низкий уровень развития анализа, синтеза и обобщения. Однако результаты данного тестирования не могут быть в полной мере объективными, так как испытуемый был в плохом расположении духа из-за проигрыша на соревнованиях по кикбоксингу. Руслан уверял, что сможет пройти задание, однако при обработке теста были выявлены многочисленные пропуски. На выполнение теста юноше потребовалось довольно много времени. Судя по заполненным полям, воображение мальчика развито плохо. При проведении беседы Руслану было сложно формулировать мысли, ответы на вопросы были в форме коротких предложений. В качестве рекомендации Руслану было предложено больше читать. На основе интересов мальчика, мною были подобраны книги для домашнего чтения (Михаил Булгаков «Собачье сердце», Алексей Толстой «Аэлита», Александр Беляев «Голова профессора Доуэля» и «Продавец воздуха», Джордж Оруэлл «1984», Герберт Уэллс «Война миров», Рей Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»). При исследовании скорости мыслительных процессов (см. приложение 4) испытуемый составил 38 из 50 слов, что соответствует скорости мыслительных процессов выше среднего. Выполнение теста заняло 9 минут.
Тест Липпмана выявил значение уровня логического мышления между средним и низким. Выполнение задания заняло 4 минуты 20 секунд, что соответствует среднему уровню логического мышления. Однако испытуемый допустил 2 ошибки и пропустил 2 ряда, что характерно для низкого уровня логического мышления. При наблюдении за решением логических задач на уроках информатики Руслан довольно быстро находил правильный ответ. Следует отметить, что юноша лучше решает логические задачи практического характера (например, составление программы подсчета гласных в предложении средствами языка программирования Pascal. Диагностика учебной мотивации (см. приложение 6) выявила мотивыдостижения успеха, избегания неудач и учебно-познавательные (содержание учения) мотивы. Помимо этого, у испытуемого слабо выражены коммуникативные мотивы. Руслан является троечником. Он слабо мотивирован к учению и не проявляет должного интереса к учебным дисциплинам. Юноша считает, что для того, чтобы добиться успеха, образование в школе не важно, так как оно не дает практических знаний. Руслан нацелен на поступление в машиностроительный колледж, так как считает, что там он получит знания, которые сможет применить на практике в дальнейшей жизни. Мальчик не стремится получить хорошие баллы на ОГЭ. По его словам, у него есть родственники в колледже, которые смогут помочь при поступлении. В будущем юноша видит себя индивидуальным предпринимателем и считает, что хорошие оценки не помогут ему в самоопределении в этой сфере деятельности. Руслан не хочет тратить время на качественное выполнение домашнего задания и учебу в целом, однако свое свободное время проводит в видеоиграх и прогулках с друзьями. Интерес юноши вызывают лишь тренировки по кикбоксингу и баскетболу. Тем не менее, успех юноши обусловлен генетическими свойствами и задатками, определяющую высокую физическую силу. Исходя из этого можно сделать вывод, что волевая сфера испытуемого, направленная на достижение целей, находится на низком уровне.
Тест Айзенка (см. приложение 7) показал, что Руслан жестко требователен к окружающим, упрям, горд, очень энергичен, настроение чаще боевитое, неудачи скрывает, любит быть на виду, в основном хладнокровен. Результаты теста в основном совпали с результатами наблюдения. Исходя из этого, учителям рекомендуется строить взаимоотношения на основе уважения, высокой требовательности. Можно посмеяться над недостатками, если подросток заносчив. В классе Руслан держится в стороне от компании одноклассников, так как считает их чересчур инфантильными. Социометрический статус юноши- принятый. Мальчик занимает партнерскую позицию в общении, однако если интересы собеседника в корне не совпадают с его интересами, Руслан переходит к доминантной позиции. Конфликты с учителями возникают довольно часто, их причиной зачастую является упрямство юноши. Руслан утверждает, что не вступает в конфронтацию, если всецело не уверен в своей правоте, поэтому видит в оппонентах зачинщиков ссоры. Разрешением конфликта юноша видит свою победу в споре. Тем не менее, мальчик признает, что ему иногда необходимо идти на уступки. Учащийся не привязан к мнению коллектива, не считается с ним. Руслан не любит участвовать в общественной жизни класса и школы. Юноша утверждает, что может помочь в организации того или иного мероприятия лишь если его попросят это сделать. Руслан инертно относится к проведению праздников, организации субботников и участию в олимпиадах. Руслан проявляет интерес к информатике. Интерес к математике, физике и химии отсутствует. Руслан также отметил, что ему не нравятся уроки иностранного языка, так как учитель направлен на хорошо успевающих учеников, а отстающим не уделяет должного внимания. Юноше нравятся задания, направленные на практическое решение той или иной проблемы. В качестве рекомендации учителям можно выделить использование методов проблемного обучения и эвристической беседы. Руслан любит заниматься спортом (кикбоксинг, баскетбол). В завершении хочется отметить, что Руслан требует отдельного внимания на занятиях. Также для юноши полезны личные беседы, в ходе которых он открывает свой внутренний мир и рассказывает о своих проблемах и делится своими мыслями. В начале общения Руслан неохотно шел на контакт, однако через некоторое время, когда понимает, что собеседник интересуется его жизнью и сопереживает ему, открывается для общения и без лукавства рассказывает о своих проблемах и мыслях. Рекомендации для работы представлены в следующей таблице:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|