Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Религия как социальное явление.




Лекция 18. СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

 

Возникновение и развитие социологии религии. Социология религии – одно из направлений социологии, изучающее различные религиозные феномены. Религия, представляя собой сложное явление, интегрирована в различные сферы жизнедеятельности человека. Социология религии имеет дело с религией как с социальным, а не психологическим феноменом. Она стремится выявить мотивацию человеческих действий, понять те процессы, которые происходят в обществе под воздействием различных верований. Предметом социологии религии является доступное наблюдению поведение человека с точки зрения последствий приверженности к тому или иному вероисповеданию. Исходя из эмпирических данных, социолог пытается проникнуть в сущность социальных явлений, понять их природу.

Социология религии возникла в конце XIX - начале XX в. Ее основоположниками считаются Э.Дюркгейм и М.Вебер. Дюркгейм заложил традицию изучения религии как «кол­лективного представления», воплощающего систему веро­ваний и действий, санкционированных обществом. Глав­ное ее назначение - интеграция и сплочение общества, установление связи между индивидом и социумом. Основная идея Э.Дюркгейма состоит в том, что на основе изучения примитивных форм рели­гии можно создать теорию высших религий. В работе «Элементарные формы религиозной жизни» он анализирует тотеизм. Первопричина тотеизма - признание священного. Священным оказывается сила, заимствованная у самого коллектива, превосходящая всех индивидов.

В итоге реальность была поделена на две основные группы: обыденные («продан­ные») вещи, в отношении которых руководствуются экономическими соображениями, и священные вещи (растения, животные, индивиды, их изображения, причастные к клану). Последние становятся объектом ритуальной деятельнос­ти, почитания. Таким образом, сущность религии состоит в разделении мира на священные и мирские феномены, а не в вере в традиционного бога. Дюркгейм считает, что люди никогда не обожествляли ничего другого, кроме собственного общества. Общество поклоняется в каждую эпоху тем богам, в которых они нуждаются. Религиозные интересы являются лишь символической формой общественных и моральных интересов.

М.Вебер исследовал мировые религии и их влияние на развитие экономики, политических систем, семьи. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер исследует влияние христианства на экономическое развитие и социальную жизнь Запада. К религии он относил деятельность, в которой вырабатывается глав­ная мысль, на основе которой социальная группа или сообщество индивидов организует свою жизнь. Такой мыслью Вебер считал учение Ж.Кальвина (реформатор христианства) о предоп­ределении. Именно оно сыграло решающую роль в возникновении «духа капитализма». Смысл кальвинистс­кой концепции в следующем: мы своими действиями бессильны изменить предначертанье Божье, поэтому человек, которого он предопределил к спасению или ги­бели, должен трудиться на приумножение славы Божьей и на создание царства Божьего на этой Земле.

Зарождающееся новое общество остро нуждалось в мощ­ных моральных стимулах, таких, как трудолюбие, деловая чест­ность, рациональность, самоограничение, отказ от роскоши, что могла дать только религия. М.Ве­бер рассматривал религию как определенный мотив социального действия, исследовал ее роль в процессе круп­ных общественных преобразований. Он пы­тался выявить роль протестантской «хозяйственной этики» в генезисе западноевропейского капитализма, связь хозяйственной жизни общества и интересов различ­ных социальных групп с религиозным сознанием. Работы М.Вебера оказали существенное влияние на становление и развитие социологии религии.

Религия как социальный институт. Структура религии. Религия предстает как устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей и норм, регули­рующих повседневную жизнедеятельность людей. Ее важнейшими структурными элементами выступают: 1) вера как изначальный элемент всякой религии (религиозное чувство, настроение, эмоции), вера является важнейшим свойством человеческого сознания; 2) учение ( специально разработанная для данной религии совокупность принципов, идей, понятий); 3) религиозная деятельность (обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники, культы); 4) сообщества (общины, церкви, конфессии).

Существенными элементами религии выступают религиозные группы и организации. Религиозной группой называется социальная общность, которая складывается в процессе отправления об­щих религиозных обрядов. Совокупность таких групп образует религиозную организацию, для которой харак­терна иерархичность социальных статусов, занимаемых ее членами. Среди религиозных организаций различают три ос­новных типа: церковь, секта, деноминация. Церковь - это религиозная организация, в основе которой лежит единый символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих. В церкви имеет место деление на священство и мирян.

Секта возникает как оппозиция по отношению к господствующей церкви или религиозному направлению. Это организация меньшинства, первоначально основанная на авторитете какого-либо харизматического лидера. Характерными особенностями религиозного сектантства являются: 1) претензии на исключительность вероучения, куль­та, организации; 2) самоизоляция, замкнутость внутри религиозных общин; 3) отказ от многих сторон общественной жизни; 4) формирование у членов секты психологии избран­ности и непримиримого отношения к инакомыслящим; 5) соблюдение строгой дисциплины и выполнения всех предписаний секты; 6) руководители религиозных сект категорич­ны в своих претензиях на роль «небесных избранни­ков» (учитель, гуру, мессия, живой бог и т.п.).

Деноминация - это религиозная организация со­временного типа, которая возникла вследствие распро­странения идей религиозного плюрализма. Деноминация отличается веротерпимостью, отсутствием жесткой дисциплины и давления догматики, деления на священство и мирян. Она представляет собой промежуточное звено между церковью и сектой: иногда деноминация форми­руется на основе сект и может со временем превратиться в церковь. Наи­большее развитие деноминации получили в США, где их сейчас насчитывается уже более 200. К протестантским деноминациям относятся: евангельские хри­стиане, баптисты, христиане веры евангельской, адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы, лютеране и др.

В функционировании института религии важное значение имеют духовно-нравственные феномены (религиозное сознание, религиозная психология, морально-этические правила) и религиозная деятельность. Религиозное сознание - это совокупность верований (вероисповеданий), которые устанавливают связь между человеческой натурой, окружающей природой и сверхъестественными силами. Религиозное сознание функционирует на идеологическом и социально-психо­логическом уровнях. Идеологический уровень включает в себя совокупность теолого-философских теорий (догматы, утверждения о мире, природе, обществе и человеке). Носителями этого сознания являют­ся социально подготовленные люди: богословы, священники. Психологический уровень (уровень обыденного соз­нания) представляет собой своеобразный синтез религи­озных образов, разрозненных идей, представлений, экстатических видений, эмоций и т.д.

Религиозная психология - направлен­ность психических процессов (познавательных, эмоцио­нальных, волевых) верующих людей на сверхъестественные объекты - Бога, духа и т.п. Религиозная деятельность - это реальное поведение верующих, в котором реализуется религиозное сознание. Она существует в культовой и внекультовой формах. Культ - это система действий, с помощью которых люди пытаются повлиять на сверхъестественные силы, являю­щиеся предметом их веры. Форма культа: религиозные обряды, жертвоприношения, проповедь, молитва, богослу­жение, религиозные праздники. Внекультовая деятельность охватывает сферу производства и истолкования религи­озных идей и догматов, сочинение богословских произведений, миссионерскую деятельность, преподавание религиозных дисциплин, религи­озную пропаганду, управленческую деятельность и т.д.

Свод морально-этических правил - это представле­ния о праведном образе жизни. Большинство религий предписывают верующим систему заповедей или норм, регулирующих поведение людей: заповеди Мои­сея в Ветхом Завете, заповеди Христа в Новом Завете, шариат в исламе.

Социология религии уделяет большое внимание вы­яснению ее социальных функций. Американский этнограф, создатель социальной антропологии Б.Малиновский свя­зывал существование религиозной веры с потребностью людей в обретении смысла жизни, с их тревогой о своей судьбе. 3.Фрейд считал, что глав­ная функция религии связана с чувством психологи­ческой защищенности от жизненных невзгод. Согласно Дюркгейму, религия укрепляет структуру общества, вырабатывает общие ценности и нормы, интегрируя и объединяя общество. Итак, можно назвать следующие важные функции религии: регулятивная, мировоззренческая, компенсаторная, интегрирующая (объединяет своих приверженцев на основе общих религиозных ценностей, ритуа­лов, норм поведения).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...