Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация религиозных систем.




Мировые религии и их основные направления. Самой ранней религией по времени появления является буддизм (VI до н.э.). По некоторым данным, в настоящее времяя насчитывается около 700 млн. ее последователей. Большинство исследователей считают Будду реальным лицом. Ядро учения буддизма составляют четыре истины (открытые Буддой): 1) жизнь есть страдание духа; 2) существует причина страдания (несчастными делают нас наши желания, так как цель желаний и потребностей не имеет конца); 3) прекращение страданий происходит через полное унич­тожение желаний, достижение просветленного состояния; 4) для прекращения страданий и приближения к великой истине необходимо знать правильный путь. Идя намеченным путем, человек все больше освобождает­ся, достигает совершенства. В конце этого пути наступает нир­вана (смерть), полная свобода и состояние озарения.

Христианство как новая вера рождалась и утверждалась в гонениях и муках. Она отстаивала себя в борьбе, а ее носители утверждали свою истину стойкостью духа, словом и личным примером. Иудейские священники и римские власти считали новую веру опасной, поэтому первые христиане становились мучениками по примеру и образу Христа. Основу христианской нравственности составляют десять библейских заповедей: не почитай иных Богов; не сотвори себе кумира, не поклоняйся и не служи ку­мирам; не произноси имени Бога всуе; почитай субботу и посвящай ее Богу; почитай отца и мать свою; не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не произноси ложного свидетельства на ближнего; не желай того, что принадлежит ближнему. Христианство в ходе своего исторического развития раскололось на три большие ветви. Последовате­лей христианства в настоящее время насчитывается около 1,4 млрд. человек; из них около 800 млн. - католиков, около 400 млн. - протестантов и около 200 млн. - православных.

Другой мировой религией является ислам (от ар. - покорность). Она возникла в VII в н.э. на Аравийском полуострове и считается самой молодой из них. В наше время последователей Ислама насчитывается около 1 млрд. человек. Общины этой религии есть более чем в ста странах мира, двадцати восьми странах ислам является государственной религией. Ислам представляет собой сложный мир неповторимой культуры, философии, мироощущения. В основе всего лежит вера в Аллаха. Мухаммад - пророк и посланник Аллаха. Небесный голос в течение долгих лет сообщал ему откровения. Мухаммад стихами излагал их людям. Постепенно из этих стихов и сложился Коран. Каждый мусульманин имеет религиозные обязанности. Их пять: 1) исповедовать веру в Аллаха (любое лицемерие является непростительным грехом); 2) в течение дня необходимо совершать намаз, все ритуалы строго регламентированы; 3) соблюдать пост, который длится целый месяц (рамадан); 4) платить налоги и творить милостыню для спасения собственной души; 5) раз в жизни совершить паломничество в Мекку (хадж).

Обычно у религиозных объединений существует организационная структура: органы управления, объединительный центр (например, римский папа, патриархия и т.п.), монашество со своей специфической организацией; иерархия (соподчинение) духовенства. Существуют религиозные учебные заведения, научные организации, хозяйственные подразделения и т.п. За время существования в мусульманской религии, других мировых религиях, происходили расколы. Мировые религии отличаются в религиозных идеях и интересах, в религи­озной мотивации поведения человека, по-разному регламентируют его жизнь. Как показывает история, религия - явле­ние развивающееся, подверженное переменам на разных его исторических этапах. Социоло­гический анализ религии должен учитывать место и роль религии в конкретном обществе и историческом кон­тексте.

Типология религиозных систем. Существует достаточно много классификаций религий. Идея последовательной смены религий предложена Гегелем: 1) религия природы (Древний Восток); 2) религия духовной индивидуализации (иудеи, греки, римляне); 3) абсолютная религия (христианство). Самая простая квалификация религий: 1) примитивные верования; 2) национально-государственные религии (индуизм, синтоизм); 3) мировые религии (вышедшие за пределы государств и имеющие большое число последователей во всем мире - буддизм, христианство, ислам).

Р.Белла предложил эволюционную классификацию религи­озных систем из пяти основных этапов: примитивный, архаический, исторический, раннесовременный и современный. Примитивная религия (1-й этап) характерна для первобытного общества. Этой религии свойствен­но мифологическое нерасчлененное сознание, в котором есте­ственное еще не отделилось от сакрального. Религиозно-симво­лическая система на этом уровне характеризуется как «мир ми­фов». Архаическая религия (2-й этап) включает в себя религии Бронзового века. Характерной чертой этого этапа религиозности является возникновение подлинного культа с комплексом богов, жрецов, богослужений и жертвоприношений.

Исторические религии (3-й этап) включает иудаизм, христианство и ислам. Этот этап характеризуется чет­ким противопоставлением мирской и священной сфер. Практи­чески во всех исторических религиях происходит обесценивание реального мира, провозглашается совершенно отличная сфера деятельности. С их точки зрения человек уже не определяется принадлежностью к какому-то племени или клану, его определяют как существо, способное спастись. Идеалом религиозной жизни становится уход от мирской суеты, критерием благочестивости человека становится степень его приближения к идеа­лу монашеской жизни. Для этого этапа характерна высокая степень дифференциации религиозной организации от других форм социальной и политической организации. Наивысшую степень независимости достигла христианская церковь.

Раннесовременная религия (4-й этап) свое за­конченное развитие получила в протестантской Реформации. Если в исторических религиях в качестве главной сферы религиозного действия был потусторонний мир, то раннесовременная религия представляет собой сдвиг в сторону мирской деятельности. Главным средством прославления господа, особенно для кальвинистов, становится деятельность, а не созерцание мира. Раннесовременная религия сумела направить дисциплину и энергию религиозной мотивации на преобразования светского мира, что позволило при соблюдении мирской аскезы, добиться предельной эффективности в хозяйственной сфере.

Современный (5-й этап) характеризуется религиозным плюрализмом. Переход от раннесовременной религии к современной, по мнению Р.Белла, происходит в большинстве наиболее развитых стран Запада. Это обусловлено общим уровнем материального благосостояния, образования. Эмоциональная и умственная энергия человека направляется не на разрешение насущных экономических проблем, что характерно для развивающихся стран, а на вечные проблемы поиска смысла жизни. Процесс секуляризации (обмирщения), считает Р.Белла, влечет изменение структуры и роли религии. Он предлагает сконцентрировать внимание социологии религии на решении двух проблем. Первая - это сдвиг религии исторической к раннесовременной, от потусторонних к посюсторонним религиозным интересам. Эта проблема остро стоит перед развивающимися странами. Вторая проблема - сдвиг от раннесовременной к современной религии. Этот процесс характерен для наиболее развитых стран Запада.

Неоднозначное отношение к процессу секуляризации в западной и отечественной социологии связано с пониманием религии. Мир религии сложен, противоречив и разнообразен. Многообразие религий имеет под собой свою основу: люди живут в разных условиях, по-разному воспринимают окружающее, их сообщества достигли разных уровней развитая. Сами религии не одинаковы в своих требованиях к человеку в области морали и правилах поведения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...