Современная религиозная ситуация. Проблемы секуляризации.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Религиозная ситуация в России. На огромных геополитических пространствах постсоветского общества отмечается бурный рост религиозности. Провозгласив себя независимым государством, Россия гарантировала всем своим гражданам свободу совести и вероисповеданий. Это создало основу для плюрализации духовной жизни, мировоззрений и установок индивидов и социальных общностей (семейных, территориальных, этнонациональных и др.). Резко усилилась активность религиозных организаций, возросло их влияние. К идеям высшего суда, истины, добра, искоренения зла, бездуховности обращается значительная часть граждан. Эти процессы, происходящие на фоне снижения жизненного уровня населения, нарастания настроений неуверенности, тревожности, побуждают многих людей искать свою «нишу». Современная религиозная ситуация характеризуется, во-первых, тем, что высвободившиеся из-под влияния административно-командной системы все без исключения религиозные конфессии приступили к восстановлению и широкому использованию прав на подлинное и истинное следование свободе совести. Во-вторых, среди населения резко возрос интерес к религиозным верованиям, хотя этот интерес для многих продиктован скорее влиянием моды, чем проникновением в сущность религиозного учения. В-третьих, интерес к пробуждающемуся религиозному сознанию идет с возрождением народных обычаев, традиций, празднований и ритуалов. В-четвертых, развитие современного религиозного сознания сопровождается оживлением мистических верований, оккультизма, граничащих с шарлатанством. В такой социально-психологической среде возрастает уровень доверия к церкви, к религиозным организациям, происходит процесс переориентации населения с атеистического мировоззрения на религиозное или эклектическое (соединяющее элементы веры и безверия). Чаще всего данный процесс связан не с глубоким осознанием сущности религиозных учений, а с принятием внешних форм религиозной атрибутики (ношение крестиков, приобретение религиозных книг, икон, посещение богослужений, венчание и т.д.). Религиозная вера воспринимается многими как реабилитационное средство воздействия на людей в условиях социально-экономического кризиса и нестабильности.
Среди причин роста религиозности есть временные, связанные с особенностями переходного состояния общества, и глубинные, обусловливающие устойчивое воспроизводство религиозности. К их числу можно отнести: эффект психологического отталкивания от «обязательных убеждений»; моду на религию; потребность в психологической защите; процесс легитимизации религии и церкви. Чаще всего социальной средой, побуждающей человека обратиться к религии, выступают семья, социальное окружение, духовные наставники, священники. Для большинства людей основной источник религиозных взглядов и верований - литература, Библия. Часто религиозная идентификация оказывается результатом светской культуры, следствием духовных поисков. Как отмечают американские исследователи, в 60-е годы во многих развитых странах у верующих наметился разрыв между личной верой в Бога и культовым поведением как выражением этой веры. В конце 80-х годов в США считали себя верующими людьми 94 % взрослого населения, а церковь посещали лишь 40 % американцев. В России этот разрыв еще больше: в начале 90-х годов в Бога верили 40 % россиян, при этом регулярно посещали богослужения не более 8 %. Первым направлением социодинамики религиозного сознания в современной России является возрождение интереса к христианству, рост числа приверженцев различных христианских конфессий при слабой институализации их религиозного поведения. Другое направление связано с развитием неопределенных типов «квазирелигиозного» сознания. Его носители - люди, частично отождествляющие себя с верующими, частично - с атеистами, проявляющие повышенный интерес к спиритизму и современной паранаучной (астрология, НЛО, парапсихология и т.д.) и парарелигиозной (ворожба, порча, гадания и пр.) мифологии.
В распространении такого типа сознания главную роль играют две причины. Первая из них заключается в потребности верить «хоть во что-нибудь», усиленная патерналистскими ожиданиями. Вторая причина - в распространении «квазирелигиозности», в которой проявляется процесс секуляризации и дедогматизации сознания. Следующая тенденция - широкое распространение нетрадиционных религиозных верований. В настоящее время можно зафиксировать четыре основных религиозных направления: 1) неохристианство (евангельские учения и культы - Новоапостольская церковь, Христиане веры апостольской, «Богородичный центр», мормоны и др.); 2) новый ориентализм (от лат. - восточный, нетрадиционные культы восточного происхождения - кришнаиты, дзен-будцисты, бахаи и др.); 3) нетрадиционные оккультные (околонаучные) секты, теософические общества, признающие существование скрытых сил в человеке и космосе, их познание доступно только для избранных (астрология, сайентология Р.Хаббарда); 4) сатанизм (дьяволомания) - нетрадиционные оккультные секты, которые поклоняются сатане (дьяволу). Приведенная типология достаточно условна и не всегда в каждом конкретном случае позволяет однозначно отнести ту или иную неорелигиозную секту к четко определенной группе. В частности, культы «мунитов», «Аум Сенрике», «Белого братства» содержат в себе экзотическую смесь христианства и восточных религий, мистики и оккультных наук. В этих новых вероучениях упор сделан на личный субъективный опыт и мистический подход к осуществлению конечной цели бытия верующего - единению человека и божественного духа. Наиболее активный интерес к нетрадиционным религиям проявляют молодежь в возрасте до 25 лет, главным образом учащиеся, студенты, а также научно-техническая, художественная интеллигенция, т.е. наиболее продвинутые группы общества, которые быстрее и тоньше других улавливают происходящие социальные перемены.
Актуальные проблемы секуляризации. Секуляризация означает «обмирщение»: то, что было достоянием веры и церкви, становится со временем от них независимым, светским. Начиная с XV-XVI вв. проявляется общая тенденция уменьшения влияния религии в обществе и в жизни отдельного человека. Чтобы преодолеть вырастающую «стену отчуждения» между нею и изменившимся миром, религия вынуждена идти на компромисс, приспосабливаться, вносить коррективы в вероучение, социальные и этические доктрины, формы организации, методы деятельности. Для обозначения этих явлений есть два понятия - секуляризация (изменения во взаимоотношениях религии с обществом) и модернизация (изменения в самой религии, продиктованные стремлением повернуть церковь «лицом к миру», идти в ногу со временем). В дальнейшем секуляризация стала трактоваться еще шире - как освобождение мирских дел от религиозного контрол я. Этот процесс носит объективный характер, он наблюдается во всем мире, затрагивает практически все религии и может рассматриваться как одна из закономерностей общественно-исторического развития. Суть этого процесса заключается в переходе от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, связанному с индивидуализацией бытия человека в нем. Требования к верующим, предъявляемые традиционной церковью, не вполне согласуются с новой социальной и технологической реальностью. Поэтому сознанию современного образованного верующего наиболее адекватными оказываются индивидуализированные формы религий, которые предлагаются нетрадиционными вероучениями. В последнее время все большее распространение получают религиозные секты тоталитарного типа («Аум Сенрике», «Белое Братство» и др.), чьи вероучения и культовая деятельность направлены на подавление в человеке индивидуального начала, растворение его сознания в коллективном сознании секты и в конечном итоге - полное подчинение личности верующего руководителям и вождям секты.
Рост численности такого рода организаций можно объяснить тем обстоятельством, что в современном обществе наряду с процессом индивидуализации бытия человека действует тенденция к массовизации социальной жизни, росту взаимозависимости между людьми, которая может превращаться в крайние формы коммунальности, позволяющие пренебречь человеком как индивидуальностью. На развитие этих двух начал влияет множество факторов: национальные традиции, социальная микросреда, условия первичной социализации, влияние религии и т.д. Важна проблема влияния конфессиональной принадлежности верующих на их ценностные ориентации и социальное поведение. Разная конфессиональная принадлежность означает не только различия в вероучении, но и в социально-демографический дифференциации верующих. Так, рост протестантских и неопротестантских общин происходит за счет молодых, образованных мужчин и женщин, которые достаточно успешно адаптировались к новой социально-экономической реальности, одобрительно относятся к проводимым реформам. Напротив, православные - это чаще женщины средних (35-50) лет, с большим трудом преодолевающие материальные трудности, испытывающие страх перед нововведениями Еще одна проблема – взаимоотношения политической элиты и церкви. В настоящее время в сознании политической элиты сложилось убеждение, что религия - это основное благо: что хорошо для Церкви, то хорошо для государства и общества. Политическая элита, как и прежде, продолжает использовать Церковь и религию в своих интересах. Новые явления в современной религиозной ситуации обостряют проблему консолидации общества. В частности, стали реальностью участие церкви в общественных процессах, ее позитивный вклад в отстаивание дела мира. На первый план в социологии религии выходят сегодня три круга вопросов. Один касается отношения к религии, понимания ее роли в истории и современном мире, научное объяснение религиозного феномена, другой - мировоззренческой проблематики, этики, культуры, философского учения о человеке. И, наконец, это широкий спектр нравственно-правовых проблем, центральное место среди которых занимает диалог атеистов и верующих, использование их совместных усилий в деле сохранения и приумножения культурных ценностей.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|