Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современная религиозная ситуация. Проблемы секуляризации.




Религиозная ситуация в России. На огромных геополитических пространствах постсоветского общества отмечается бурный рост религиозности. Провозгласив себя независимым государством, Россия гарантировала всем своим гражданам свободу совести и вероисповеданий. Это создало основу для плюрализации духовной жизни, мировоззрений и установок индивидов и социальных общностей (семейных, территориальных, этнонациональных и др.). Резко усилилась активность ре­лигиозных организаций, возросло их влияние. К идеям высшего су­да, истины, добра, искоренения зла, бездуховности об­ращается значительная часть граждан. Эти процессы, происходящие на фоне снижения жизненного уровня населения, нарастания настроений неуверенности, тревожности, побуждают многих людей искать свою «нишу».

Современная религиозная ситуация характеризуется, во-первых, тем, что высвободившиеся из-под влияния админи­стративно-командной системы все без исключения религи­озные конфессии приступили к восстановлению и широкому использованию прав на подлинное и истинное следование свободе совести. Во-вторых, среди населения резко возрос интерес к ре­лигиозным верованиям, хотя этот интерес для многих про­диктован скорее влиянием моды, чем проникновением в сущность религиозного учения. В-третьих, интерес к пробуждающемуся религиозному сознанию идет с возрождением народных обычаев, традиций, празднований и ритуалов. В-четвертых, развитие современного религиозного созна­ния сопровождается оживлением мистических верований, оккультизма, граничащих с шарлатанст­вом.

В такой социально-психологической среде возрастает уровень доверия к церкви, к религиозным орга­низациям, происходит процесс переориентации населения с атеисти­ческого мировоззрения на религиозное или эклектическое (соединяющее элементы веры и безверия). Чаще всего данный процесс связан не с глубоким осознанием сущности религиозных учений, а с принятием внешних форм религиозной атрибутики (ношение крестиков, приобретение религиозных книг, икон, посе­щение богослужений, венчание и т.д.). Религиозная вера воспринимается многими как реабилитационное средство воздействия на людей в условиях социально-экономического кризиса и нестабильности.

Среди причин роста религиозности есть временные, связанные с особенностями переходного со­стояния общества, и глубинные, обусловливающие устойчивое воспроизводство религиозности. К их числу можно отнести: эффект психологического отталкивания от «обязательных убеждений»; моду на религию; потребность в психологической защите; процесс легитимизации религии и церкви. Чаще всего социальной средой, побуждающей чело­века обратиться к религии, выступают семья, социальное окружение, духовные наставники, священники. Для большинства лю­дей основной источник религиозных взглядов и верова­ний - литература, Библия. Часто религиозная идентификация оказывается результатом светской культуры, следствием духовных поисков.

Как отмечают американские исследователи, в 60-е годы во многих развитых стра­нах у верующих наметился разрыв между личной верой в Бога и культовым поведением как выражением этой веры. В конце 80-х годов в США считали себя верующими людьми 94 % взрослого населения, а церковь посещали лишь 40 % американцев. В России этот разрыв еще больше: в начале 90-х годов в Бога верили 40 % россиян, при этом регулярно посещали богослужения не более 8 %.

Первым направлением социодинамики ре­лигиозного сознания в современной России является возрождение интереса к христианству, рост числа приверженцев различных христианских кон­фессий при слабой институализации их религиозного по­ведения. Другое направление связано с развитием неопреде­ленных типов «квазирелиги­озного» сознания. Его носители - люди, частично отождествляющие себя с верующими, частично - с атеистами, проявляющие повышенный интерес к спиритизму и современной паранаучной (астрология, НЛО, парапсихо­логия и т.д.) и парарелигиозной (ворожба, порча, гадания и пр.) мифологии.

В распространении такого типа сознания главную роль играют две причины. Первая из них заключается в потреб­ности верить «хоть во что-нибудь», усиленная патерналистскими ожиданиями. Вторая причина - в распространении «квазирелигиозности», в которой проявляется процесс секуляризации и дедогматизации сознания. Следующая тенденция - широкое распространение нетрадиционных религиозных верований.

В настоящее время можно зафиксировать четыре основных религиозных направления: 1) неохристианство (евангельские учения и культы - Новоапостольская церковь, Христиане веры апостольской, «Богородичный центр», мормоны и др.); 2) новый ориентализм (от лат. - восточ­ный, нетрадиционные культы восточного происхо­ждения - кришнаиты, дзен-будцисты, бахаи и др.); 3) нетрадиционные оккультные (околонаучные) сек­ты, теософические обще­ства, признающие существование скрытых сил в человеке и космосе, их познание доступно только для избранных (астрология, сайентология Р.Хаббарда); 4) сатанизм (дьяволомания) - нетрадиционные ок­культные секты, которые поклоняются сатане (дьяволу).

Приведенная типология достаточно условна и не всегда в каждом конкретном случае позволяет однознач­но отнести ту или иную неорелигиозную секту к четко определенной группе. В частности, культы «мунитов», «Аум Сенрике», «Белого братства» содержат в себе экзотическую смесь христианства и восточных религий, мис­тики и оккультных наук. В этих новых вероучениях упор сделан на личный субъективный опыт и мистический подход к осуществле­нию конечной цели бытия верующего - единению чело­века и божественного духа. Наиболее активный интерес к нетрадиционным религиям проявляют молодежь в воз­расте до 25 лет, главным образом учащиеся, студенты, а также научно-техническая, художественная интеллиген­ция, т.е. наиболее продвинутые группы общества, которые быстрее и тоньше других улавливают происходящие со­циальные перемены.

Актуальные проблемы секуляризации. Секуляризация означает «обмирщение»: то, что было достоя­нием веры и церкви, становится со временем от них независимым, светским. Начиная с XV-XVI вв. проявляется общая тенденция уменьшения влияния религии в обществе и в жиз­ни отдельного человека. Чтобы преодолеть вырастающую «стену отчуждения» между нею и изменившимся миром, религия вынуждена идти на компро­мисс, приспосабливаться, вносить кор­рективы в вероучение, социальные и этические доктрины, формы организации, методы деятельности. Для обозначения этих явлений есть два понятия - секуляризация (изменения во взаимоотношениях религии с обществом) и модернизация (из­менения в самой религии, продиктованные стремлением повернуть церковь «лицом к миру», идти в ногу со временем).

В дальнейшем секуляризация стала трактоваться еще шире - как освобождение мирских дел от религиозного контрол я. Этот процесс носит объективный характер, он наблюдается во всем мире, затрагивает практически все религии и может рассмат­риваться как одна из закономерностей общественно-историческо­го развития. Суть этого процесса заключается в переходе от индустриального к постиндустриальному ин­формационному обществу, связанному с индивидуализацией бытия человека в нем. Требования к верующим, предъявляемые традиционной церковью, не вполне согласуются с новой социальной и технологи­ческой реальностью.

Поэтому сознанию современного образованного верующего наиболее адекватными оказываются индивидуализированные формы религий, которые предлагаются нетрадиционными вероучениями. В последнее время все большее распространение получают религиозные секты тоталитарного типа («Аум Сенрике», «Белое Братство» и др.), чьи вероучения и культовая деятельность направлены на по­давление в человеке индивидуального начала, растворение его сознания в коллективном сознании секты и в ко­нечном итоге - полное подчинение личности верующего руководителям и вождям секты.

Рост численности такого рода организаций можно объяснить тем обстоятельством, что в современном обществе наряду с процессом индивидуализации бытия человека действует тенденция к массовизации социальной жизни, росту взаимозависимости между людьми, которая может превращаться в крайние формы коммунальности, позво­ляющие пренебречь человеком как индивидуальностью. На развитие этих двух начал влияет множество факторов: национальные традиции, социальная микросреда, условия первичной социализации, влияние религии и т.д.

Важна проблема влияния конфессиональной принадлежности верующих на их ценностные ориентации и социальное по­ведение. Разная конфессиональная принадлежность означает не только раз­личия в вероучении, но и в социально-де­мографический дифференциации верующих. Так, рост протестантских и неопротестантских общин происходит за счет молодых, образованных мужчин и женщин, которые достаточно успешно адаптировались к новой социально-экономической реальности, одобри­тельно относятся к проводимым реформам. Напротив, православные - это чаще женщины средних (35-50) лет, с большим тру­дом преодолевающие материальные трудности, испытывающие страх перед нововведениями

Еще одна проблема – взаимоотношения политической элиты и церкви. В настоящее время в сознании политической элиты сложилось убеждение, что религия - это основное благо: что хорошо для Церкви, то хорошо для государства и общества. Политическая элита, как и прежде, продолжает использовать Церковь и религию в своих интересах. Новые явления в современной религиозной ситуации обостряют проблему консолидации общества. В частности, стали реальностью участие церкви в общественных процессах, ее пози­тивный вклад в отстаивание дела мира.

На первый план в социологии религии выходят сегодня три круга вопросов. Один касается отношения к религии, понимания ее роли в истории и современном мире, научное объяснение религиозного феномена, другой - мировоззренческой проблематики, этики, культуры, философского учения о человеке. И, наконец, это широкий спектр нравствен­но-правовых проблем, центральное место среди которых занимает диалог атеистов и верующих, использование их совместных усилий в деле сохранения и приумножения культурных ценностей.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...