Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сочинение (Финальная часть) по тексту Ф. Искандера «Душа и ум»




Статья Ф. Искандера вызвала во мне довольно противоречивые чувства. На самом деле, трудно не согласиться с тем, что «…самые потрясающие образы людей с прекрасной душой обязательно связаны с тем, что они умственно неполноценны».

Но, с другой стороны, автор эссе как бы противопоставляет понятия «ум» и «душа», и напрашивается вывод: умный, развитый человек не способен любить и творить добро.

По мнению Искандера, человечество можно разделить на «убогих» и «зверей», третьего не дано. Судьба первых при этом – творить добро в течение довольно недолгой жизни, т. к. «они обречены погибнуть». Вторым же ничего не остаётся делать, кроме как порой одумываться, признавать верность жизненной позиции «убогих» и возвращаться обратно в скорлупу самозащиты.

Невольно вспомнилось стихотворение «Отрывок» Н. Гумилёва:

 

Христос сказал: убогие блаженны,

Завиден рок слепцов, калек и нищих,

Я их возьму в надзвёздные селенья,

Я сделаю их рыцарями неба

И назову славнейшими из славных…

Пусть! Я приму! Но как же те, другие,

Чьей мыслью мы теперь живём и дышим,

Чьи имена звучат нам, как призывы?

Искупят чем они своё величье,

Как им заплатит воля равновесья?

Иль Беатриче стала проституткой,

Глухонемым – великий Вольфганг Гёте

И Байрон – площадным шутом… о ужас!

 

И правда, ужас… Мировая литература знает массу героев, сочетающих в себе душевную широту и мудрость. Это герои народных и литературных сказок, и персонажи средних веков и более позднего времени.

Так неужели же для того, чтобы выполнить «главное предназначение человека в этом мире — творить добро», необходимо быть неполноценным? Тогда многим из образованных людей с «нормальным развитым умом» уже не дано его реализовать.

 

 

– Интересная позиция? Пожалуйста, оцените этот финал работы, следуя тем знаниям, которые вы уже получили о композиции сочинения, об изложении собственного мнения.

 

– Обратимся к следующему тексту.

 

(1) Люди всегда благодарны тем, кто нашел в себе мужество и силы совершить великое. (2) Человеческая память хранит имена героев и их свершения.

(3) Николай Пржевальский променял великосветский Петербург, награды и банкеты на тишину пустынь, дым костров, голод и жажду. (4) В его честь Академией наук была выбита специальная медаль…

(5) Молодой кандидат медицинских наук Анатолий Шаткин привил себе вирус трахомы, чтобы другие люди никогда не болели этой опасной болезнью. (6) И это тоже настоящий подвиг!

(7) Но ведь не все могут быть путешественниками и работать с вирусами трахомы. (8) Ведь кто-то должен водить такси, печь хлеб, стоять у станка или считать деньги в сберегательном банке.

(9) А как же подвиг?

(10) И все же мне кажется, что место подвигу есть в любой обстановке и при любых занятиях. (11) Вспомните жизнь Александра Селькирка (прообраз знаменитого Робинзона Крузо на необитаемом острове с его победами над самим собой, над страхом, над малодушием, над ленью, над желанием закрыть глаза и ждать смерти. (12) Положение, в котором оказался этот человек, тоже необычное, но ведь бороться с собой, со своей ограниченностью, со своими пороками, с опустошённостью и равнодушием можно и нужно и не только на необитаемом острове.

(13) Попробуйте победить себя, и вам станет понятно, что такое подвиг.

(14) Человек в основе своей всегда устремлен к хорошему. (15) Надо только вовремя уметь поддержать или подправить того, кто стал уходить от этого стремления. (16) Мы живем в большом общежитии, и надо уметь любить людей, которые тебя окружают, отдавать им богатства ума и сердца, и они отплатят тебе тем же.

(17) Жизнь пестра и разнообразна. (18) На одном ее полюсе – горение и мужество, на другом – тунеядство и трусость. (19) На одном – высокий порыв, жажда знаний, на другом – равнодушие, пошлость. Перед каждым вступающим в жизнь встают эти полюса, и к какому полюсу человек пойдет, зависит от него самого.

 

(Н. Дубинин)

 

 

– Предлагаю вам варианты финалов сочинений по этому тексту. Как вы думаете, о чём писали авторы этих заключительных частей во вступлении? Напишите свои вступительные части к понравившимся заключениям.

 

 

Варианты финалов сочинений-рассуждений по тексту Н. Дубинина

 

Вариант 1.

 

Рассуждения о подвиге Н. Дубинина завершаются яркими метафорами о двух абсолютно контрастных полюсах жизни. На мой взгляд, эта позиция противоречива: в каждом из нас есть «горение и мужество» и «равнодушие, пошлость, мещанство». Всё дело в том, что человек должен быть «в основе своей всегда устремлён к хорошему». Но преодоление своих отрицательных качеств я бы не стал называть подвигом. Поступком – да, согласен, но нет ничего героического в элементарной работе над собой.

 

Вариант 2.

 

А вы на земле проживёте,

Как черви слепые живут:

Ни сказок о вас не расскажут,

Ни песен о вас не споют, –

 

это слова М. Горького о тех, чья позиция – «моя хата с краю…». Очень не хотелось бы, чтобы, прожив жизнь, однажды вдруг понять, что это сказано обо мне.

Вариант 3.

 

На мой взгляд, чтобы совершить героический поступок, вовсе не обязательно попасть в экстремальную ситуацию. Ведь, по М. Горькому, «в жизни всегда есть место подвигам». И Н. Дубинин прав: пусть даже это будет победа над собственными пороками, слабостями – большое всегда начинается с малого. Это только на первый взгляд кажется, что легко преодолеть самого себя. Отнюдь… Только тогда каждый из нас сможет помочь другим людям, если сначала победит в себе лень, равнодушие, трусость. И пусть о тебе с благодарностью вспоминают не все люди, а только два – три человека – это уже стоит того, чтобы идти к тому полюсу, на котором «высокий порыв, жажда знаний», «горение и мужество».

 

Вариант 4.

 

Не могу согласиться с автором в том, что подвигом можно считать борьбу «с собой, со своей ограниченностью, со своими пороками, с опустошённостью и равнодушием». Если мы простое усилие воли будем возводить в ранг подвига, то тем самым просто обесценим это понятие. Нет, подвиг – это именно героический, самоотверженный поступок во славу Родины, науки, человека. Только в таком случае «имена героев и их свершения» храним и мы в своей памяти, и наши потомки.

 

Вариант 5.

 

Моя подруга заканчивает школу с отличными оценками почти по все предметам. «И что же тут героического?» – спросите вы. Думаю, что всё станет ясно, если я скажу, что аттестат за основное неполное образование она получила с тройками. Так, как работала Оля в последние два школьных года, вряд ли под силу большинству из нас. По-моему, это действительно подвиг – суметь доказать всем окружающим, что ты способен изменить превратное мнение о себе, заслужить уважение и благодарность. И статья Н. Дубинина, думаю, заставит задуматься над своей жизнью разочаровавшихся и опустошённых, не верящих в возможность чего-либо героического в наши дни…

 

 

– Что нашло отражение в этих вариантах заключительных частей сочинений? О чём, как вы считаете, писали авторы работ в основной части?

Прочитайте сочинение. Что, на ваш взгляд, удалось автору работы? Какие фрагменты сочинения требуют редактирования? Что, по-вашему, нужно изменить? Соотносится ли финал со вступительной частью?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...