Цель и задачи вступления и заключения к сочинению
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
– Чтобы вам было понятнее, с чего начать и чем закончить своё сочинение, давайте опять-таки обратимся к очередному тексту и на его примере сделаем работу.
(1) Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить все живое на Земле и превратить ее в мертвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди и не только не считающие себя диверсантами, но мнящие себя друзьями природы. (2) Говорят, что мы сбрасываем в Мировой океан ежегодно 10 000 000 тонн нефти. (3) Говорят, Рейн несет в своих водах каждые сутки столько же ядовитых химических веществ, сколько могут перевезти 1000 железнодорожных составов. (4) Говорят, одна только средней мощности электростанция, работающая на мазуте, выбрасывает в сутки в окружающий воздух 500 тонн серы, в виде серного ангидрида, который, соединяясь с любой водой, тотчас дает серную кислоту. (5) Цифры, если их собрать, потрясающи; картина, если ее нарисовать, ужасна. (6) Остановиться уже нельзя. (7) Но я сейчас думаю не о точке остановки, а о точке начала, о той пружине, которая дала первый толчок и подвигнула человека на этот пагубный путь. (8) Лев, нападая на стадо антилоп, убивает только одну. (9) Сытый лев пропускает мимо себя стадо антилоп, не пошевелив ухом. (10) Ястреб не будет заниматься бесцельным истреблением птиц, например, перепелят. (11) Он схватит одного и улетит, чтобы насытиться, утолить голод, утолить потребность в пище, запрограммированную в нем от века. (12) Насе-комоядная птица по своей прожорливости могла бы съесть сразу всех, ну, каких-нибудь там личинок, однако ее возможности ограничены самой природой. (13) Но вот я разглядываю картинки в книге Дорста «До того, как умрет природа». (14) Люди расстреливают стадо бизонов с поезда. (15) Тысячи туш остаются лежать и гнить в степи, потому что людям нужны были только шкуры. (16) Врезавшись в одуревшее стадо бизонов на летящем поезде, люди стреляют, пока есть патроны либо пока есть бизоны.
(17) Лежбище котиков. (18) Люди ходят между беззащитными зверями и палками избивают их. (19) Избиение продолжается до тех пор, пока есть силы или есть котики. (20) Как можно больше убить, как можно больше схватить. (21) Истреблена морская корова, истреблена птица гага, истреблены – фактически – зубры, если не считать нескольких штук в Беловежской пуще. (22) Под угрозой истребления киты, слоны, страусы, крокодилы, носороги, многие виды животных и птиц. (23) Бей, пока есть патроны, бей, пока видишь, бей, пока шевелится, бей, если можешь убить и... положить в карман гладкий холодный кружочек золота. (24) Да, как ни печально это сознавать, но первым толчком, подвигнувшим человека на путь так называемого технического прогресса, была неутолимая, ненасытная жадность. (25) Можно оскорбиться и обидеться в этом месте, но перешагните уязвленное самолюбие, посмотрите внимательно на действия человека в разные эпохи и в разных условиях, проанализируйте его действия от охотника за жемчугом до Александра Македонского, от золотоискателя на Аляске до Наполеона, от собирателя грибов до собирателя миллионов, и вы увидите, что именно жадность была основным двигателем человеческой истории. (26) Кто-то убил последний экземпляр морской коровы, последний экземпляр гаги. (27) Кто-то убьёт последний экземпляр кита и лебедя. (28) Мало ли что другие экземпляры. (29) Но ведь именно от этого назад тянулись назад и вперёд цепочки поколений. (30) А теперь осталась только одна цепочка – назад. (31) Нитки поколений перерезаны ненасытной жадностью человека. (По В. Солоухину)
– Итак, с чего начать сочинение? Смотрите, сколько вариантов вступлений может быть к нему по предложенному тексту.
Варианты вступлений Вступление может быть написано в форме: 1. Лирического размышления. 2. Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме) текста. 3. Рассуждения о заглавии, которое вы бы дали тексту. (Не забудьте: в заглавии может звучать тема текста; оно может указывать на основную идею текста или отражать главный конфликт. 4. Диалога с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста. 5. Ряда назывных предложений, создающих картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста.
6. Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки, но выбранное высказывание должно либо содержать основную мысль текста, либо служить способом выхода на его проблематику. Будьте осторожны, если начинаете сочинение с цитаты! Только тогда используйте её, когда помните дословно, а иначе любое искажение есть не что иное, как фактическая ошибка. 7. Может начинаться с ключевого слова текста (именительного темы). 8. Иллюстрации каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы текста. 9. Описательного утверждения.
Варианты вступлений
– Посмотрите, какой вариант вступления вам проще всего написать. Выбрали? Тогда и выбирайте ещё и вариант заключения.
Варианты заключений Заключение может быть написано в форме: 1. Обзора всех положений, которые вы осмыслили в основной части, особенно если тема или проблема требовали разнообразного материала или цепочки доказательств. 2. Этически корректного возражения автору исходного текста. 3. Спора с воображаемыми критиками позиции автора. 4. Цитаты, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблематику текста. 5. Яркого примера, обобщающего ваши суждения. 6. Иллюстрации, облегчающей понимание высказанного(-ых) положения (-ий). 7. Вывода-впечатления. 8. Яркого сравнения, подводящего итог рассуждениям. 9. Развёрнутого рассуждения об идее текста, которая сформулирована в одном или нескольких предложениях.
Варианты заключений
– Хотите проверить, насколько хорошо вы запомнили варианты создания вступления и заключения? Тогда напишите их по предложенным образцам к следующему тексту:
(1)Говорят, что у всякой наглости есть предел. (2)Это очень хорошая поговорка, даже мудрая. (3)Но, к сожалению, не жизненная. (4)Практикой не подтверждается. (5)Любой россиянин знает, что у наглости предела нет. (6)Вот недавний конкретный пример. (7)Не где-нибудь в дремучем захолустье, а прямо в столице нашей родины, средь бела дня, в пяти шагах от выхода из метро два молодых здоровых боевика избили Героя России. (8)Швырнули на землю, вываляли в грязи и даже пытались запихнуть в стоящую поблизости машину. (9)Герой России, человек далеко не молодой и не слишком здоровый, еле спасся. (10)А из людей, стоявших вокруг, на помощь ему не пришел никто. (11)Правда, у этих равнодушных граждан есть маленькое оправдание: дело в том, что боевики были одеты в милицейскую форму, да еще с сержантскими погонами. (12)Мало того, они и были сержантами милиции. (13)Чеченцы, что ли? (14)Да нет, светловолосые и светлоглазые, абсолютно наши люди. (15)Просто боевые ребята, всегда готовые врезать, кому надо и не надо, чтобы каждый знал свое место. (16)Герой России пожаловался милицейскому начальству. (17)Оно вникло в происшествие и ответило, что боевые ребята, даже если малость погорячились, по существу правы, потерпевший сам виноват: зачем сопротивлялся, когда били и волокли в машину? (18)В конце концов, они власть, а он кто? (19)С учетом, что Герой России, преследовать по закону его не стали, но впредь пусть учтет. (20)Надо сказать, потерпевший, действительно, был виноват, и даже дважды. (21)Нет, не в том, что упирался, когда волокли, тут его понять можно: уж если на людях бьют, то что сделают в закрытой машине, не предскажет никто. (22)Виноват он был в том, что, во-первых, по имени Магомет, а, во вторых, по фамилии Толбоев. (23)То есть, ярко выраженное лицо кавказской национальности. (24)И боевые ребята просто хотели проверить. (25)А иным методам проверки их, судя по всему, не обучили. (26)За что же наказывать – они же старались! (27)Наверное, тем бы все и кончилось – но абсолютно рядовое происшествие раздули журналисты. (28)Дали информацию в газеты, сделали коротенький сюжет на телевидении. (29)И более высокое начальство решило проявить вежливость: перед Героем России, испытателем самолетов и космических аппаратов, извинился сам лично глава московской милиции. (30)Словом, инцидент вполне можно считать исчерпанным. (31)Но меня гложет вот какое сомнение. (32)А если бы потерпевшим вдруг оказался не знаменитый человек? (33)Тогда что? (34)Стала бы эта история событием? (35)Подхватили бы ее журналисты? (36)Извинялись бы перед пострадавшим от рук милицейских боевиков? (37)Не знаю. (38)Честно скажу – не знаю. (39)Подозреваю даже, что не подавляющая, но достаточно значительная часть граждан даже одобрила бы их превентивные действия. (40)Почему? (41)А потому! (42)Потому что – «понаехали тут всякие»! (43)Куда ни ткнешься, везде они. (44)Чего едут? (45)Что им тут, медом намазано? (46)Нам самим тесно, а тут еще они! (47)Все эти тексты я не придумал – я их слышал не раз, не два и не двадцать два. (48)Ну не можем, никак мы не можем примириться с тем, что Россия – великая держава, а Москва – мировая столица. (49)Не можем примириться, что у всех ста восьмидесяти крупных и малых этносов, населяющих нашу огромную державу, права и на Россию, и на ее столицу не гостевые, а хозяйские. (50)Любой квадрат нашей общей земли принадлежит любому россиянину. (51)Где хочет, там и живет. (52)Его страна! (53)И это для нас не беда, а большая удача. (54)Ведь как повезло Москве, что сюда понаехали Арам Хачатурян, Святослав Рихтер, Вахтанг Чабукиани, Махмуд Эсембаев, Таир Салахов и Давид Ойстрах! (55)Насколько бедней была бы сегодняшняя столица без Николая Цискаридзе, Михаила Жванецкого или Армена Джигарханяна! (56)Если разобраться, вся Россия состоит из понаехавших. (57)Москвичи понаехали на Байкал, а сибиряки – на Волгу. (58)Русские на Кавказ, а кавказцы в Воронеж и Астрахань. (59)На Дальний Восток, вообще, понаехали все, кому не лень, потому что ленивым там делать нечего. (60)Причем, «охота к перемене мест» – очень давняя российская традиция. (61)Тысячу лет назад в нынешнее Нечерноземье с Севера понаехали варяги, с Юга – греки, с Запада – поляки и немцы, с Востока – татары. (62)Но и сами русские не зевали: Ермак понаехал в Зауралье, Хабаров – на Амур, Крашенинников – на Камчатку, а Пржевальский – вообще, в пустыню Гоби. (63)И поди теперь разбери, кто где коренной, а кто понаехавший. (64)Так что единственный реальный выход из создавшейся мешанины – признать, что все мы равноправные россияне, понаехавшие из России в Россию. (65)И чем глубже мы это поймем, тем быстрей и бескровней оформится и затвердеет монолитная российская нация, которую никому не удастся раздробить на куски или разодрать на лохмотья. (По Л. Жуховицкому)
– Завершая разговор о роли вступления и заключения в экзаменационном сочинении, ещё раз вспомним, каковы задачи вступления и заключения и приёмы их написания.
Задачи вступления: – вступить в контакт с читателем; – ввести читателя в тему; – подготовить к восприятию текста.
Приёмы: – сообщение о теме; – сообщение об авторе; – цитата (в том числе цитата из исходного текста); – афоризм; – риторический вопрос; – вопросно-ответное единство; – именительный темы; – риторическое восклицание; – сообщение о прочтении текста; – аналогия; – парадокс.
Объём: 3 – 7 предложений.
Задачи заключения: – завершить контакт с читателем; – подвести итог; – побудить читателя к дальнейшему осмыслению проблемы. Приёмы: – нравственный вывод; – резюмирование; – цитата; – афоризм; – призыв; – вопросно-ответное единство; – возвращение к началу; – риторическое восклицание; – сообщение об итоге анализа текста; – пословица; – пожелание на будущее.
Объём: 3 – 5 предложений.
Использованная литература:
Егораева Г. Т. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). Изд. 7-ое, прераб и доп. М, «Экзамен», 2008, с. 52 – 82. Егораева Г. Т. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). М, «Экзамен», 2006, с. 67 – 83, 112 – 131. Симакова Е. С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Сочинение. М., «Астрель», 2009, с. 32 – 35, 46 – 50.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|