Гибридные избирательные системы (единого непередаваемого голоса и смешанная несвязанная)
Система выборов по партийным спискам с дополнительными одномандатными округами Эта система выборов объединяет две системы — пропорционального представительства и одномандатных округов. Такая «гибридная» система имеет определенные преимущества в странах с большим населением, так как позволяет соблюдать баланс между местными или общенациональными интересами. Эта «смешанная система» также используются в странах где население неоднородно и живет в разнообразных географических, социальных, культурных и экономических условиях. Эта система используется в Боливии, Германии, Лесото, Мексике, Новой Зеландии и Великобритании и при выборах в парламент Шотландии и законодательную ассамблею Уэльса. До 2007 года эта система применялась и в Российской Федерации. В Японии используется смешанная избирательная система. Другими словами, вся палата представителей и большая часть палаты советников формируются по так называемой системе " единого непередаваемого голоса ", обязывающей политические партии быть очень внимательными к численности выдвигаемых в округах кандидатов. В отличие от стран Западной Европы в Японии запрещены некоторые виды агитации и агитационных материалов (в частности, запрещен обход домов избирателей и агитация на дому, агитация против других кандидатов), кандидат может использовать телевидение в ходе предвыборной борьбы только в течении 3 минут. Типичным является использование в предвыборной борьбе (длится обычно один месяц) агитационных автобусов, оборудованных звукоусиливающей аппаратурой; ежедневные 8-часовые поездки, 5-6 выступлений в различных городах с крыши автобуса, пресс-конференции, тысячи рукопожатий с избирателями.
• смешанная несвязанная система выборов, при которой распределение мандатов по мажоритарной системе никак не зависит от результатов выборов по пропорциональной системе (приведенные выше примеры - это как раз примеры смешанной несвязанной избирательной системы)
12. Смешанная связанная избирательная система Смешаннаяизбирательная система - это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть - на партийной основе по пропорциональному принципу представительства. • смешанная связанная избирательная система, при которой распределение мест по мажоритарной системе зависит от результатов выборов по пропорциональной системе. В этом случае кандидаты в мажоритарных округах выдвигаются политическими партиями, участвующими в выборах по пропорциональной системе. Мандаты, полученные партиями в мажоритарных округах, распределяются в зависимости от результатов выборов по пропорциональной системе. Так, в Германии на выборах в Бундестаг, основным голосованием является голосование за земельные списки партий. Однако, немецкие избиратели голосуют и за кандидатов по мажоритарным округам. Политическая партия, набравшая голосов больше предусмотренного законом количества, получает право на представительство своих кандидатов, победивших в мажоритарных округах («переходные мандаты»).
Тем самым, одновременно с обнародованием решения о роспуске Верховного Совета РФ была воссоздана Госдума после более чем семидесятилетнего перерыва. С этого момента эволюция избирательной системы перестала быть стихийной и стала развиваться в нормативных рамках.
Первого октября 1993 года в положение о выборах депутатов Госдумы были внесены изменения. Модифицированная схема формирования нижней палаты российского парламента и стала краеугольным камнем зарождавшейся избирательной системы. Именно там были заложены нормы, согласно которым в нижней палате парламента население представляют 450 депутатов. Также было установлено, что по мажоритарному и пропорциональному принципам избираются одинаковое количество депутатов. Сейчас мы все уже привыкли к тому обстоятельству, что для попадания в Думу партии нужно преодолеть пятипроцентный барьер, однако десять лет назад эта норма была революционной. Она сплотила избирателей вокруг наиболее крупных и сильных политических образований и не позволила превратить Госдуму в сборище сотни мелких и амбициозных партий. Также было решено первый раз избрать Думу не на четыре, а только на два года.
Осенью 1993 года в течение нескольких месяцев были заложены принципы не только избирательного законодательства, но и всего государственного строя РФ. В частности, 11 октября была утверждена схема формирования Совета Федерации. Верхняя палата российского парламента стала всенародно избираемой. А на практике впервые в истории России применялась многомандатная мажоритарная система, когда избиратели голосуют сразу за двух кандидатов. Еще через несколько дней, 15 октября 1993 года, было издано положение о всенародном голосовании (референдуме), а также о проведении референдума по проекту Конституции РФ.
Референдум и выборы в Государственную думу прошли в один день - 12 декабря 1993 года. В выборах тогда приняли участие всего 13 объединений, 8 из них преодолели-таки пятипроцентную планку. Однако только три из них остались на большой политической сцене после переизбрания Думы в 1995 году - это КПРФ, ЛДПР и «Яблоко». Стоит отметить, что при всех своих отличиях у них было одно принципиальное сходство - их принадлежность к так называемой системной оппозиции. В отличие от выборов 1993 года, следующие за ними были юридически регламентированы не постановлениями, а новым законом о выборах депутатов Государственной думы.
Стоит отметить, что каждые думские выборы в России - 1993, 1995, 1999 годов регламентировались новыми законодательными актами. Вот и в этот раз нам предстоит делать свой выбор по новому, еще никогда не применявшемуся на практике закону. Однако и к нему мы не успеем привыкнуть, так как там есть положения, как, например, о повышении заградительного пункта до 7 %, которые должны вступить в силу только во время выборов 2007 года.
Представляется, что за свою относительно недолгую историю российская избирательная система претерпела колоссальные изменения. Менялись не только законы, по которым избирали Госдуму, но и порядок формирования верхней палаты парламента. Несколько раз изменялись юридические основы избрания главного лица в государстве - президента, не говоря уже о переменах в региональном законодательстве о выборах. Такое положение вещей объясняется не столько непостоянством наших законодателей, которые никак не могут выработать единый механизм демократической смены власти, сколько трансформацией всей политико-государственной системы России.
Функции партии, которые наиболее ярко демонстрируют ее место в политической системе, выражают необходимость решения двух групп задач: внутренних и внешних. К внутренним функциям можно отнести: - Организацию структуры партии и налаживание необходимых отношений между первичными организациями, а также между ними и вышестоящими партийными инстанциями. - Функцию политического рекрутирования, т.е. пополнения рядов партии за счет новых членов. - Решение финансовых проблем (контроль за положением партийной кассы). - Подготовку из числа членов партии политических лидеров и лиц, обладающих знаниями государственного руководства для других структур политической системы, в том числе и для выдвижения кандидатов в представительные органы власти. Социальные функции – одни из важнейших, так как партии являются ведущей частью системы социального представительства. Социальные интересы обретают форму политических целей, задач, решая которые, партии осуществляют связь различных социальных слоев, групп, как между собой, так и с государством и другими политическими институтами, способствуя при этом интеграции (или дезинтеграции) этих слоев и групп в существующую политическую систему. Таким образом, социальные функции включают в себя: - Работу партии с массами с целью расширения своих сторонников - будущих избирателей; - Разъяснение массам политической и социально – экономической ситуации, в которой живет общество, предложение платформы действий.
- Социально – политическое просвещение и сплочение граждан на основе общности интересов; - Политическое воспитание (социализацию) граждан. Работу с молодежью с целью вовлечения ее в активную политическую деятельность, для обеспечения стабильности и преемственности в развитии общества. Идеологические функции - связаны с разработкой партийной идеологии, программных документов, а также с осуществлением партийной пропаганды. Современные крупные партии имеют свои научные центры, осуществляют социологические исследования, проводят эксперименты, определяют перспективы развития. Политические функции - в первую очередь связаны с: - Борьбой партии за политическую власть в обществе и ее осуществление на основе своих программных установок; - Организацией различных форм участия в политической деятельности; - Организацией оппозиции государственным органам, давлением на них, если их политика не отражает интересов тех слоев, которые представляет партия. - Налаживание контактов с другими политическими организациями и движениями как внутри страны, так и на международной арене. При подготовке к выборам партии осуществляют и электоральные функции (организация избирательной кампании), а после выборов они, как правило, реализуют парламентские функции через деятельность своих депутатов, объединенных в парламентские группы и фракции. Управленческие функции – осуществляются после победы на выборах, когда партии участвуют в формировании правительства или берут на себя ответственность по управлению государством, которая выражается в ответственности за деятельность лиц, выдвинутых ею. Поэтому партия должна контролировать деятельность своих лидеров независимо от надзора политических институтов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|