Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Эксклюзивные однопартийные системы в современном мире




Коммунистическая партия Китая (КПК) — ведущая и правящая политическая партия Китайской Народной Республики и самая большая политическая партия в мире. Основана в 1921 году и пришла к власти после поражения Китайской Национальной Народной партии (Гоминьдан) в Гражданской войне в Китае.

Конечная цель партии — осуществление коммунистического общественного строя. Коммунистическая партия Китая руководствуется в своей деятельности марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна, теорией Дэн Сяопина и «теорией трех представительств» Цзян Цзэминя.

Коммунистическая партия Китая имеет официальные (избранные путём внутрипартийных выборов) и неофициальные (назначенные вышестоящими партийными организациями) организации на всех ступенях китайского правительства и в различных областях общества.

Коммунистическая партия Кубы — кубинская левая политическая партия, формально основанная 3 октября 1965 года. Правящая партия на Кубе.

Была основана в Гаване в августе 1925 года как Коммунистическая партия Кубы (исп. Partido Comunista Cubano). Основателями партии были Карлос Балиньо, Хулио Антонио Мелья и Хосе Мигель Перес Перес. В 1926 КПК была объявлена вне закона и вплоть до сентября 1938 действовала в подполье.

Выйдя из подполья, в условиях нарастания демократического движения в стране, КПК приняла в 1939 участие в выборах в Учредительное собрание, получив 6 депутатских мест. Депутаты-коммунисты сыграли видную роль в подготовке и принятии прогрессивной конституции 1940. В том же году, в результате объединения КПК и Революционного союза, получила название Революционно-коммунистический союз; генеральным секретарём стал Блас Рока, а председателем — Хуан Маринельо. Лидер коммунистов Карлос Рафаэль Родригес вошёл в правительство Батисты. В январе 1944 партия была переименована в Народно-социалистическую партию Кубы (НСПК).

После государственного переворота 1952 и установления Фульхенсио Батистой диктаторского режима НСПК выступила против него и в ноябре 1953 деятельность партии была запрещена. В 1958 НСПК выступила в поддержку повстанцев Фиделя Кастро.

В 1961 НСПК объединилась с «Движением 26 июля» и с «Революционным директоратом 13 марта», образовав Объединённые революционные организации (исп. Organizaciones Revolucionarias Integradas), которые в 1962—1963 были преобразованы в Единую партию социалистической революции Кубы (исп. Partido Unido de la Revolución Socialista de Cuba). В октябре 1965 последняя была переименована в Коммунистическую партию Кубы.

В том же 1965 году партия организовала свой Центральный Комитет в завершение процесса объединения всех революционеров. В 1975 году прошёл I Съезд КПК, последующие проходили в 1980, 1986, 1991, 1997 и 2011 годах.



На протяжении последних 40 лет КПК демонстрирует высокий уровень единства, первый и последний в её истории внутрипартийный диспут, т. н. дело о микрофракции, имел место в 1968 году.

Коммунистическая партия Вьетнама — правящая и единственная легальная партия Вьетнама, стоящая на коммунистической марксистско-ленинской идеологии и поддерживаемая Вьетнамским Отечественным фронтом, в состав которого она входит. Во вьетнамском обществе также известна как «вьетн. Đảng» (Партия) или «вьетн. Đảng ta» (наша Партия).

КПВ была основана Хо Ши Мином и другими эмигрантами в Китае на конференции в Гонконге в феврале 1930 года под названием Вьетнамская коммунистическая партия (вьетн. Việt Nam Đảng Cộng Sản) Партия возникла в результате объединения Индокитайской коммунистической партии (вьетн. Đông Dương Đảng Cộng Sản) и Коммунистической партии Аннама (вьетн. An Nam Đảng Cộng Sản), а также некоторых членов Индокитайской коммунистической лиги (вьетн. Đông Dương Cộng Sản Liên Đoàn).

 

19. Инклюзивные однопартийные системы в современном мире
Инклюзивные правящие партии

В доиндустриальных странах, особенно там, где имеются замет­ные этнические или племенные расхождения, более эффективными представляются инклюзивные авторитарные системы. Такие системы признают автономию социальных, культурных и экономических групп и пытаются не контролировать или переделывать их, а, скорее, ин­корпорировать либо вести с ними переговоры. В наиболее успешных африканских однопартийных системах, например в Кении и Танза­нии, в рамкам децентрализованных партийных организаций допуска­лось объединение вокруг персоналистских, фракционных и строящихся по этническому признаку группировок. По сравнению с другими ана­логичными режимами коммунистический режим в Югославии имел более децентрализованную и корпоративистскую форму, что отража­лось и в вопросах политического курса, и в признании тесных связей партии с ее сторонниками из числа крестьян [19]. Пришедший ему на смену режим в Белграде, как показали последовавшие трагические события, не сумел сохранить эту формулу сотрудничества.

Инклюзивные партийные системы иногда называют авторитар­ным корпоративизмом. Подобно демократическим корпоративистским системам (см. главу 4), некоторые из этих систем поощряют создание крупных организованных групп интересов, которые могут вести торг между собой и с государством. Однако, в отличие от демократических корпоративистских систем, авторитарные системы такого рода не обес­печивают политическими ресурсами непосредственно граждан. Неза­висимый протест и политическая активность вне официальных кана­лов запрещаются. Выдвижение автономных требований допускается только в ограниченном масштабе — либо в рамках партии, либо со стороны связанных с нею групп.

Легитимная агрегация интересов, разрешенная в инклюзивных ав­торитарных системах, может быть весьма значительной и принимать различные формы. Партия обычно старается собрать под своим крылом разнообразные социальные группы и вести переговоры с находящими­ся вне ее социальными группами и институтами. Некоторые из таких инклюзивных партий пытаются осуществить далеко идущие программы социальных изменений. Другие являются по преимуществу ареной агре­гации различных социальных и институциональных интересов. Отдель­ные, образованные инклюзивными партиями правительства даже раз­решают другим партиям выставлять своих кандидатов на выборах, пока те не имеют реальных шансов на победу. Типичная инклюзивная правя­щая партия — Институционно-революционная партия Мексики.

 

Относительная стабильность некоторых инклюзивных авторитар­ных партийных систем не должна затмевать тот факт, что им часто не удается создать устойчивые структуры управления. Во многих странах инклюзивные партии сосуществуют в рамках шатких и непрочных коалиций с вооруженными силами и гражданской бюрократией. В не­которых случаях партия становится относительно малозначимым при­крытием для военного режима или личной тирании [20]. И лишь крайне редко таким партиям удается решать стоящие перед их нацией эко­номические или этнические проблемы.


20. Системы партии гегемоны
Системы партии-гегемона являются фактически однопартийными, хотя создание в них других партий не запрещено законом. Данная система была характерна для стран т. н. «социалистического лагеря» - ГДР, Болгарии и др. Формальное наличие в них партий-сателлитов фактически не ограничивало власти коммунистических партий.

 

При тоталитаризме партия-гегемон запрещает все элементы общественно-политического плюрализма, оппозиционные партии и движения. Инициатива допускается только в пределах созданных "сверху" и "патронируемых" партией общественных организаций. При авторитаризме имеет место ограниченный плюрализм. Правящая власть в определенных пределах допускает инакомыслие и подконтрольную оппозицию.

 

При тоталитаризме ядром политической системы выступает партия-гегемон, которая монополизировала государственную власть, при авторитаризме - само государство (в некоторых случаях правящая элита создает под себя "партию власти").


21. Система доминирующих партий
Системас доминирующей партией — партийная система, в которой только одна партия обладает реальной политической властью, имея квалифицированное большинство в парламенте и формируя правительство собственными силами или (в ряде случаев) в составе правящей коалиции.

Хотя оппозиционные партии и разрешены законодательством, они являются слишком слабыми или неэффективными для удержания власти. В отличие от однопартийных систем, часто бывающих авторитарными, системы с доминирующей партией могут возникнуть и внутри демократической системы. Системы с доминирующей партией часто подвергаются критике, так как коррупция и нечувствительность к общественным требованиям заметно возрастают в условиях отсутствия деятельной оппозиции.

Системы с доминирующей партией (СДП) отличаются от однопартийных систем. СДП может существовать только в государстве, в котором другие политические партии могут существовать, но никогда не получают достаточно голосов на выборах для того, чтобы получить шанс на победу. Однако, во многих СДП оппозиционные партии в той или иной степени являются объектом официального давления или преследования и чаще всего имеют дело с правилами и выборными системами, спроектированными для помещения их в заведомо невыигрышные условия, а также и с подтасовками выборов.

Политические системы ряда нынешних и бывших социалистических стран КНР, СРВ, КНДР, ГДР, ЧССР, ПНР, НРБ, формально могут быть отнесены к системам с доминирующей партией, так как в них наряду с правящей коммунистической партией разрешены (были разрешены) и некоторые другие. Однако в этих странах выборы не являются (не являлись) свободными, демократическими и конкурентными, и некоммунистические партии вынуждены (вынуждены были) признавать ведущую роль компартий, так что по существу система близка (была близка) к однопартийной.

СДП зачастую являлись и являются характерным признаком недемократических политических режимов (вплоть до полуавторитарных), однако известны примеры существования СДП при имитационной демократии и даже демократии. Так, примером СДП и имитационной демократии может служить послевоенная Япония, где в течение почти 40 лет при формально демократическом устройстве государства, формально конкурентных выборах и многопартийной системе на выборах всегда побеждала Либерально-демократическая партия Японии, а граждане практически не имели возможности влиять на бюрократизированную и оторванную от них власть. В то же время многодесятилетние примеры демократичной СДП являли Швеция, Италия.

К 2007 г. режим СДП и «суверенной демократии» сложился в постсоветской России. На выборах 2003 года партия «Единая Россия» получила относительное большинство голосов и для получения абсолютного большинства в парламенте приняла в состав своей фракции депутатов, прошедших по одномандатным округам, и перебежчиков из других фракций, но для реализации конституционных решений ей требовалась некоторая поддержка иных партий. После выборов 2007 года, в ходе которых был принят ряд изменений в избирательном праве, увеличивших выборный результат лидирующих партий, а политический курс «Единой России» был возглавлен президентом В.В.Путиным, она стала располагать квалифицированным большинством, достаточным для единоличного принятия любых решений без учёта мнения оппозиции, и, формально не формируя правительство, стала руководящей и направляющей силой российского общества подобно КПСС в СССР.


22. Двухпартийные системы в современном мире

Двухпартийная система — тип партийной системы, при котором только две политические партии («партии власти») имеют реальные шансы выиграть выборы. Обычно это означает, что все или почти все выборные парламентские места занимаются депутатами двух партий, получающих большинство голосов, а также то, что эти партии попеременно формируют правительство в парламентских демократиях или получают президентский пост в президентских. Коалиционные правительства достаточно редки в двухпартийных системах, хотя каждая из двух партий сама по себе может быть и коалицией.

Двухпартийные системы чаще всего появляются в ситуациях, когда выборная система, используемая в голосованиях, заметно уменьшает возможности третьей и меньших партий, например, в ситуациях, когда количество голосов, полученных партией в целом по стране, не прямо пропорционально количеству мест, которые партия получает в парламенте. Такая ситуация, например, бывает при выборах по одномандатным округам.

Двухпартийная система широко распространена в англоязычном мире, например, в Великобритании и США.

В Советском Союзе двухпартийная система критиковалась как «уловка буржуазии с целью отвлечения трудящихся от их коренных интересов». Также двухпартийных (как и реально-многопартийных) систем не было ни в одной социалистической стране.

По конституции США, принятой в 1787 году, определённые полномочия для осуществления государственной власти переданы федеральному правительству США. Государственные полномочия, не определённые для передачи в ведение федерального правительства конституцией, осуществляются штатами США.

В конституции США заложен принцип разделения властей, по которому федеральное правительство состоит из законодательных, исполнительных и судебных органов, действующих независимо друг от друга.

Высший орган законодательной власти — двухпалатный Конгресс США:

§ нижняя палата — Палата представителей;

§ верхняя палата — Сенат.

Высший орган исполнительной власти — президент США. Президент — глава государства, главнокомандующий вооружёнными силами (см. Список президентов США). Существует пост вице-президента.

Высший орган судебной власти — Верховный суд США.

Основные политические партии — республиканская и демократическая. Также существует множество других, более мелких партий.

Внешняя политика США направлена на достижения двух основных целей — на обеспечение безопасности государства и его граждан и на обеспечение благосостояния граждан страны. В условиях современного мира американская внешняя политика тяготеет к гегемонизму, что обусловлено разрушением биполярной (с участием СССР) системы международных отношений.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.