Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: влияние абиотических и биотических факторов среды на деятельность живых организмов в биоценозе.




ТЕМА: ВЛИЯНИЕ АБИОТИЧЕСКИХ И БИОТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ СРЕДЫ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ В БИОЦЕНОЗЕ.

 

Основные вопросы темы:

           

1. Понятие о среде обитания и экологических факторах.

2. Основные представления об адаптации организмов.

3. Экологические факторы косной природы (абиотические). Природные и антропогенные: физические (климатические, космические, почвенные, орографические); химические (компоненты воды, воздуха, почвы, кислотность, примеси и др. ).

4. Экологические факторы живой природы (биотические, биогенные). Природные и антропогенные: зоогенные, фитогенные, микробогенные.

5. Классификация организмов по их отношению к факторам среды.

6. Закон действия экологического фактора: закон оптимума: основной общеэкологический закон – лимитирующих факторов. Закон экологической толерантности; закон относительной заменяемости, но абсолютной незаменимости.

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

 

Работа 1. Биотические факторы: «Действие фитонцидов на жизнедеятельность инфузорий».

Материал и оборудование:

микроскоп, секундомер, чашки Петри, предметные стекла с лункой, пипетки, химические стаканчики на 100 мл. или бюксы, ступка с пестиком; зубчик чеснока, свежие листья растений (хвойные, пеларгония, сочные чешуи лука, лимон), приготовленная вытяжка из сухих листьев полыни, культура инфузорий.

Выполнение работы:

1. Подготовка фитонцидактивной массы. Возьмите мелко нарезанные свежие листья нескольких растений: лук, пеларгонии, зубчик чеснока, дольки лимона. Разотрите их по очереди в ступке. Сразу же поместите получившуюся фитонцидактивную массу на отдельные предметные стекла (не допуская выветривания вещества) и поставьте в чашки Петри.

2. Поместите на предметное стекло с лункой культуру инфузорий и положите это стекло в чашку Петри рядом с другим предметным стеклом, в лунке которого уже находится несколько капель вытяжки или размолотая масса исследуемого растения. Через равные промежутки времени наблюдайте в микроскоп культуру, отметьте время прекращения движения простейших.

3. Отметьте разнообразные реакции на различные виды растений и опишите их: растворение клеток, образование пузырей, сморщивание, прекращение движения и др.  

Все данные оформите в таблицу. Сделайте вывод.

Таблица 1.

Вид растения Вид инфузорий

Время прекращения движения простейших (в мин. )

Реакции инфузорий на фитонцидное действие растений.
     

Пеларгония

Мелкие                  
Крупные                  

Чеснок

Мелкие                  
Крупные                  

Лук

Мелкие                  
Крупные                  

Лимон

Мелкие                  
Крупные                  
                     

Сравните фитонцидную активность различных растений.

Вывод: _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Работа 4. Действие на организм человека климатических факторов.

 

Основные климатические факторы

Пределы действия фактора на организм человека

Примеры приспособленности человека к различным значениям фактора, объяснить, как меняется жизнедеятельность организма за этими пределами, и где это может быть

к максимальным к минимальным
Температура Колебания температуры на Земле- - 800 + 600 Допустимые изменения температуры у человека – +41 - +20 До 410С Расширение кожных и подкожных сосудов, повышение теплоотдачи. Темная кожа и темные курчавые волосы тропики До 200С Снижение метаболизма, повышение затрат витамина С. Увеличение расмеров тела и веса, плоская форма лица. Арктика, субарктика.
Атмосферное давление N - 756 мм/р. ст. уменьшение на 20 мм/р. ст., а увеличение на 300 мм/р. ст.   1056 мм/р. ст. водолазы на больших глубинах. 736 мм/р. ст. гипоксия при подъеме в горы. Непродолжительное действие стимулирует иммунитет, что используется в барокамерах.
Парциальное давление кислорода в воздухе N – 125 мм/р. ст. уменьшение до 80 мм/р. ст. увеличение  не компенсируется 125 мм/р. ст. выше наступает кислородный отек клеток, гибель организма 35 мм/р. ст. адаптация к снижению парциального давления сформировалась в процессе эволюции повышается содержание гемоглобина, который быстрее связывается с углекислым газом. Увеличивается емкость легких
Длина волны ультрафиолетового излучения 0, 29 мкм и менее не проходят через озоновый слой Лучи с длиной волны 0, 4 мкм проходят через озоновый слой и в умеренных дозах благотворно влияют на живые организмы 0, 29 мкм снижение активности щитовидной железы. При длительном воздействии губительно для живого.

Работа 2. Характеристика основных экологических факторов.

Заполните схему:

 

 

 


Работа 5. Влияние некоторых антропогенных факторов на биосферу.

 

Результаты деятельности человека Возможные изменения в биоценозе Примеры Меры предосторожности нежелательных последствий.
1. Изменение круговорота вещества (промышленные отходы). Отходы являются источником загрязнения атмосферного воздуха, подземных и поверхностных вод, почв, растительности. На территории бывшего СССР в 80-х гг. ежегодно накапливалось 12-15 млрд. т. твердых отходов, около 160 млрд т жидких и свыше 100 млн т газообразных отходов. В настоящее время утилизируется и обезвреживается только одна пятая часть всех отходов. Остальные промышленные отходы либо сконцентрированы в отвалах, либо вывозятся на несанкционированные свалки. 1. Разработка систем переработки отходов производства во вторичные ресурсы. 2. Разработка различных типов бессточных технологических систем и водооборотных циклов. 3. Создание новых видов продукции с учетом повторного ее использования. 4. Создание новых производственных процессов, позволяющих исключить технологические стадии, на которых происходит образование отходов.
2. Повышенный фон радиации (ядерные взрывы) Изменения (мутации) генетического аппарта живых организмов, развитие злокачественных новообразований, лучевой болезни. Самая крупная в истории техногенная катастрофа произошла 26 апреля 1986 на Чернобыльской АЭС. Тоцк, Челябинск (авария на оборонном предприятии создания атомного оружия 1957). Безопасный проект подземной АЭС, работающей в автоматическом режиме, на глубине 100м. Реактор должен использовать низкообогащенное ядерное топливо, которое никогда не должно извлекаться.
3. Распашка почв Нарушается способность почвы к саморегуляции и снижается ее плодородие, что приводит к дегумификации – потере гумуса – почва начинает деградировать, т. е. ухудшать свои свойства. Нарушается естественный, эволюционно сложившийся состав биогеоценоза. Усиливается ветровая эрозия почв, приводящая к пыльным бурям. В наибольшей степени деградируют почвы агросистем, причина неустойчивого состояния которых в их упрощенном фитоценозе, не обеспечивающем оптимальную саморегуляцию. Март-апрель 1960 пыльная буря охватила часть Северного Кавказа, Нижнего Дона и Южную Украину. На огромной территории был снесен плодородный слой почвы толщиной до 10 см, повреждены озимые, засыпаны оросительные каналы. Правильное применение агротехнических мер, которые могут снизить эрозионные процессы.
4. Опустынивание. Необратимые измене почвы и растительности, снижение биологической продуктивности, засоление грунтовых вод, что может привести к полному разрушению биосферного потенциала и превращению территории в пустыню. Подрывается способность экосистем восстанавливаться. В последние пять лет площадь подвижных песков Калмыкии увеличилась более чем на 50 тыс. га (здесь опустыниванию подвержены около 97% площади Черных земель). Самое опасное положение в Африке (Сенега, Нигерия, Буркина Фасо, Мали) – общая площадь 400 км. Уменьшение воздействий человека на природные экосистемы: прекращение интенсивного выпаса скота, массового выжигания прошлогодней травы, интенсивной распашки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...