Проблемно-ситуационные задачи. Тема: введение в общую экологию. Практическая Работа. Работа 1. Изучение смены видового состава в модельном сообществе.
ПРОБЛЕМНО-СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Оставить только в преподавательской тетради и вписать ответы
1. Почему сильная жара труднее переносится человеком во влажных и болотистых местах, чем в сухих? (169) В болотистой местности относительная влажность воздуха велика, поэтому вследствие слабого испарения пота уменьшается теплоотдача и организм человека перегревается. 2. очему медицинские грелки наполняют горячей водой, а не горячим воздухом или веществом? (173) Удельная теплоемкость воды значительно выше, чем воздуза и многих других веществ, поэтому водяная грелка охлаждается дольше. 3. Почему у альпинистов, пребывающих даже короткое время в высокогорных районах, сильно и быстро загорают лица? (171) Воздух, находящийся в нижних слоях атмосферы, обладает большой плотностью и, кроме того сильно запылен, поэтому он задерживает большую часть ультрафиолетового облучения, вызывающего загар на коже человека. На большой же высоте воздух сильно разрежен и гораздо чище. А чем ниже плотность воздуха. Тем меньше поглощение и тем больше ультрафиолетового излучения проникает через него. 4. Можно ли недостаток одного витамина компенсировать другими. Например, человеку недостает витамина А. Можно ли его заменить витамином В1, С, Д или комплексом других витаминов? (179) Недостающий витамин никаким другим витамином или комплексом заменить нельзя. Если в организме нет витамина А, необходимо потреблять продукты, в которых витамин А есть или продукты, из которых он может синтезироваться в организме, например морковь, в которой есть каротин. 5. Почему в умеренных зонах амебиаз имеет выраженную сезонность. Повышение заболеваемости приходится на конец лета и начало осени, с чем это связано? (186)
Этот сезон совпадает с периодом массового созревания овощей и фруктов, а также массовым размножение мух. 6. Суточная потребность в воде для взрослого человека равна 40 г на 1 кг массы тела. Вычислите свою (примерную) суточную потребность в воде. Объясните, почему человек не может несколько суток прожить без воды? (190)
7. Потребность кислорода в спокойном состоянии составляет у человека 2, 5 л в 1 минуту. Вычислите суточную потребность в кислороде человека в спокойном состоянии. (191)
8. Если посмотреть на схему кровообращения человека, нетрудно заметить, что вены и артерии расположены всегда рядом. Какое это имеет значение? (183) Кровь артериальных сосудов нагревает кровь, текущую в расположенных рядом венах (принцип противотока).
ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ЭКОЛОГИЮ. ЭКОСИСТЕМЫ. БИОГЕОЦЕНОЗЫ. Основные вопросы темы: 1. Общая характеристика экологической системы, ее структура. (А. Тенсли). 2. Учение о биогеоценозах. (В. Н. Сукачев). 3. Популяции, основные характеристики: возрастная, половая, пространственная, этологическая. Динамика популяций, рождаемость и смертность. Гомеостаз. 4. Сообщества. Понятие о биоценозе, его структура. Биотоп. Связи организмов в биоценозе: трофические, топические, форические, фабрические. Экониша. 5. Цепи питания, пищевые сети и трофические уровни. Расход энергии в цепях питания. 6. Биологическая продуктивность. Первичная и вторичная продукция. Экологические пирамиды Ч. Элтона.
Практическая работа Работа 1. Изучение смены видового состава в модельном сообществе. Материал и оборудование: Растворы делать более концентрированные Сенной настой с организмами через 2, 5, 10 дней развития. Выполнение работы: 1. Приготовление сенного настоя. Сенной настой приготавливают кипячением в течение 10 – 15 минут лугового сена в воде, а затем жидкость охлаждают, наливают в колбы или химические стаканчики и выдерживают при обычной температуре на свету 2-3 дня, до образования на поверхности настоя бактериальной пленки.
2. Приготовление экспериментальных моделей сообщества. В каждый стакан с сенным настоем добавляют по 1 – 2 мл. воды из естественного стоячего водоема (пруда, канавы) или аквариума с обитающими в нем организмами. (несколько стаканов с разными сроками пребывания: 2, 5, 10 суток). Можно взять воду из разных водоемов: озеро, река, аквариум. 3. Анализ видового состава проводится на смешанной пробе из каждого стакана. Для этого берется несколько капель (5 или 7) из разных частей стаканчика: под поверхностной пленкой, у стенок и дна стакана, у скоплений растительных остатков, из толщи воды. Взятые пробы смешивают в одном стакане и рассматривают под микроскопом, помещая на предметное стекло с лункой каплю из смешанной пробы. 4. Определение видового состава проводится с помощью рисунков массовых видов. Так как количественная оценка видового состава с помощью обычного оборудования затруднена, то оценить обилие каждого вида можно в условных баллах, приняв за «5» баллов качественную оценку «очень много», за «4» балла – «много», за «3» балла – «среднее», за «2» балла – «мало», «1» балл – «очень мало», «0» - отсутствуют. 5. Обработка результатов и выводы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|