Анализ ликвидности баланса
Задача анализа ликвидности баланса возникает в связи с необходимостью давать оценку кредитоспособности организации, т.е. ее способности своевременно и в полной мере рассчитываться по своим обязательствам. Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств организации ее активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. От ликвидности баланса следует отличать ликвидность активов, которая определяется как величина, обратная времени необходимому для превращения их в денежные средства. Чем меньше время, которое потребуется, чтобы данный вид активов превратился в деньги, тем выше их ликвидность. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков. Расшифровка показателей для оценки и анализа ликвидности баланса приведены в таблице 11.
Таблица 11 Ликвидность баланса: оценка и анализ
Условия ликвидности баланса Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются условия
А1 > П1, А2 > П2, A3 > ПЗ, А4 < П4 Таблица 12
Анализ ликвидности баланса
Итак, проведя анализ ликвидности баланса мы получили следующие данные: А1 < П1, А2 < П2, A3 > ПЗ, А4 > П4 Данные таблицы 12 свидетельствуют о том, что в отчетном периоде предприятие не обладало абсолютной ликвидностью. Наиболее ликвидные активы значительно меньше суммы кредиторской задолженности, платежный недостаток составил на начало года 206768 тыс. руб., и на конец года 482241 тыс. руб. Это говорит о том, что на конец года срочные обязательства предприятия не покрывались наиболее ликвидными активами. На конец года выявлено превышение краткосрочных пассивов над суммой быстрореализуемых активов, т.е. платежный недостаток составил 136162 тыс. руб. Это говорит о том, что краткосрочные пассивы не могут быть погашены средствами в расчетах на конец отчетного года. Медленно реализуемые активы не превышали долгосрочные пассивы, как на начало, так и на конец года, соответственно, на 617086 тыс. руб. и 518294 тыс. руб. Однако платежный излишек по причине его низкой ликвидности не может быть направлен на покрытие краткосрочных обязательств. Выполнение данного неравенства говорит о том, что предприятие имеет перспективную ликвидность. Превышение постоянных пассивов над труднореализуемыми активами на 744273 тыс. руб. на начало года, и конец года на 864373 тыс. руб. свидетельствует о том, что предприятие обладает собственными оборотными средствами.
Более детальным является анализ платежеспособности при помощи финансовых коэффициентов.
Таблица 13 Показатели ликвидности
Коэффициент восстановления платежеспособности К в.п.=,
где: К в.п. – коэффициент восстановления платежеспособности, К т.л.1 и К т.л.0 – соответственно фактическое значение коэффициента ликвидности в конце и начале отчетного периода, Кт.л.норм – нормативное значение коэффициента текущей ликвидности, Т н.- период восстановления платежеспособности, по нормативу он принят в размере 6 месяцев, Т к.- отчетный период, месяцев.
Коэффициент утраты платежеспособности К у.п.=,
где: К у.п. – коэффициент утраты платежеспособности, Т н.- период восстановления платежеспособности, по нормативу он принят в размере 3 месяцев.
Если К у.п.> 1, то предприятие имеет реальную возможность сохранить свою платежеспособность в течение трех месяцев, и наоборот.Для характеристики финансовой ситуации на предприятии существует четыре типа финансовой устойчивости. При определении типа финансовой устойчивости рассчитывается трехфакторный показатель, который имеет следующий вид:
М=±Ес,±Ет,±Ее.
Поскольку положительным фактором финансовой устойчивости является наличие источников формирования запасов, а отрицательным фактором - величина запасов, то основными способами выхода из неустойчивого и кризисного финансовых состояний будут: пополнение источников формирования запасов и оптимизация их структуры, а также обоснованное снижение уровня запасов.
Таблица 14 Анализ финансовой устойчивости
Четыре типа финансовой устойчивости, при использовании метода абсолютных показателей: 1. Абсолютная устойчивость финансового состояния. Фс ³О; Фт ³О; Фо ³0; т.е. S= {1,1,1}; 2. Нормальная устойчивость финансового состояния. Фс< 0; Фт³0; Фо³0; т.е. S={0,1,1}; 3. Неустойчивое финансовое состояние: Фс<0; Фт<0;Фо³0;т.е. S={0,0,1}; 4. Кризисное финансовое состояние: Фс<0; Фт<0; Фо<0; т.е. S={0,0,0}. 1) абсолютная финансовая устойчивость (трехфакторный показатель типа финансовой устойчивости имеет следующий вид: М=1,1,1). Такой тип финансовой устойчивости характеризуется тем, что все запасы предприятия покрываются собственными оборотными средствами, т.е. организация не зависит от внешних кредиторов. Такая ситуация встречается крайне редко. Более того, она вряд ли может рассматриваться как идеальная, поскольку означает, что руководство компании не умеет, не желает, или не имеет возможности использовать внешние источники средств для основной деятельности.
2) нормальная финансовая устойчивость (показатель типа финансовой устойчивости имеет следующий вид: М=0,1,1). В этой ситуации предприятие использует для покрытия запасов помимо собственных оборотных средств также и долгосрочные привлеченные средства. Такой тип финансирования запасов является «нормальным» с точки зрения финансового менеджмента. Нормальная финансовая устойчивость является наиболее желательной для предприятия. 3) неустойчивое финансовое положение (показатель типа финансовой устойчивости имеет следующий вид: М=0,0,1), характеризуемое нарушением платежеспособности, при котором сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств, сокращения дебиторской задолженности, ускорения оборачиваемости запасов. Финансовая неустойчивость считается нормальной (допустимой), если величина привлекаемых для формирования запасов краткосрочных кредитов и заемных средств не превышает суммарной стоимости сырья, материалов и готовой продукции. 4) кризисное финансовое состояние (показатель типа финансовой устойчивости имеет следующий вид: М=0,0,0), при котором предприятие находится на грани банкротства, т.к. денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность не покрывают даже его кредиторской задолженности и просроченных ссуд. По результатам проведенного анализа, выполняется следующее условие:
Фс<0; Фт<0;Фо;т.е. S={,,1}.
Это говорит о том, что предприятие находится в неустойчивом финансовом состоянии, данное состояние характеризуется нарушением платежеспособности, при котором сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств, сокращения дебиторской задолженности, ускорения оборачиваемости запасов. Финансовая неустойчивость считается нормальной (допустимой), если величина привлекаемых для формирования запасов краткосрочных кредитов и заемных средств не превышает суммарной стоимости сырья, материалов и готовой продукции. В нашем случае, данное требование полностью выполняется, так как общая величина основных источников формирования запасов и затрат на начало и коне года составила – 420354 тыс. руб. и 525286 тыс. руб. соответственно, что в свою очередь почти в 7 раз превышает суммарную стоимость привлекаемых для формирования запасов краткосрочных кредитов и заемных средств.
Теперь можно сделать несколько выводов по приведенным выше расчетам; величина основных средств в общей сумме активов и их доля в общей сумме источников невелика по этому поводу предприятию следует принять срочные меры по наращиванию собственных средств. Основными направлениями поиска резервов роста объема производства продукции являются: 1. создание дополнительных рабочих мест; 2. внедрение мероприятий научно-технического прогресса; 3. повышение производительности труда за счет его интенсификации (совмещение профессий, научная организация труда, повышение квалификации, распространение передового опыта и т. п.); 4. улучшение использования рабочего времени: сокращение целодневных и внутрисменных потерь, непроизводительных затрат. Полнота подсчета резервов зависит от определения решающей группы ресурсов, по которой надо изыскать резервы в первую очередь. Для этого изучается структура затрат на производство, по которой можно установить, является ли производство материалоемким, энергоемким, фондоемким (по применению основных фондов) или трудоемким. Это не означает, что можно пренебречь поиском резервов по другим группам ресурсов и влияющим на них факторам, но этот поиск должен проводиться с целью укомплектования резервов, выявленных по решающей группе ресурсов. Ухудшение показателей в работе предприятия связано с необоснованным ростом затрат предприятия на изготовление продукции. Резервы роста объема производства и реализации продукции - количественно измеримые возможности их увеличения за счет улучшения использования ресурсов предприятия. Основными направлениями поиска резервов роста объема производства продукции являются: 1. создание дополнительных рабочих мест; 2. внедрение мероприятий научно-технического прогресса; 3. повышение производительности труда за счет его интенсификации (совмещение профессий, научная организация труда, повышение квалификации, распространение передового опыта и т. п.); 4. улучшение использования рабочего времени: сокращение целодневных и внутрисменных потерь, непроизводительных затрат. Полнота подсчета резервов зависит от определения решающей группы ресурсов, по которой надо изыскать резервы в первую очередь. Для этого изучается структура затрат на производство, по которой можно установить, является ли производство материалоемким, энергоемким, фондоемким (по применению основных фондов) или трудоемким. Это не означает, что можно пренебречь поиском резервов по другим группам ресурсов и влияющим на них факторам, но этот поиск должен проводиться с целью укомплектования резервов, выявленных по решающей группе ресурсов. Заключение
В последнее время в России появилось много книг, статей, посвященных антикризисному управлению. Практически все авторы сходятся во мнении, что антикризисное управление должно занять свою «нишу» в рамках общей теории управления. Однако само же антикризисное управление они трактуют по разному. Наиболее верным является системный подход к этому понятию, когда антикризисное управление трактуется как целый комплекс взаимосвязанных мероприятий от диагностики кризиса до применения особых мероприятий для его избежание и преодоления. Исходя из этого определения деятельность антикризисного управляющего должна базироваться на основе глубокого анализа финансового состояния, деятельности и положения на рынке предприятия. Только после такого анализа антикризисный управляющий должен составить детально проработанный план антикризисного управления. Антикризисное управление - сравнительно новый вид деятельности, востребованный в условиях современной России. В нашей стране класс профессиональных управленцев только формируется, и антикризисное управление, которое по утверждению экспертов является «чистым видом управления», находится на переднем плане этого зарождения. Знать законодательство, ориентироваться в политической и экономической ситуации, эффективно организовывать совместную работу, вести успешные переговоры, проводить содержательные совещания, владеть навыками убеждения, уметь разрешать конфликты и при этом обладать высокой стрессоустойчивостью - это самые необходимые качества профессионала в антикризисном управлении, которые и позволяют ему приобретать успешную репутацию. Все эти качества достигаются только в повседневном опыте, а современные обучающие технологии - тренинги, стратегические игры, специальные упражнения - помогают достичь желаемого. Экономия времени и предупреждение будущих ошибок - это лишь некоторые выгоды от обучения. Антикризисный управляющий не может позволить себе сказать, подобно Сократу, «Я знаю, что я ничего не знаю». Он должен четко представлять собственные возможности, иметь картину собственных знаний и их развивать и дополнять. Что и приводит в результате к достижению новых профессиональных вершин в антикризисном управлении. От каждого антикризисного управляющего в той или иной степени зависит будущее России. И единственное, что может ускорить общий успех - это личный профессионализм. В данной курсовой работе была проведена комплексная оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия с использованием различных комплексных показателей, а также при помощи одного из методов комплексного экономического анализа - факторного анализа. Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. В курсовой работе факторному анализу были подвергнуты несколько показателей финансово-хозяйственной деятельности организации, в результате чего было выявлено влияние отдельных факторов на изменение изучаемого показателя. Для проведения экономического анализа были использованы различные способы и методы: - сравнение, - относительные и средние величины, - балансовые и так далее. В ходе проведения комплексного экономического анализа выявлено, что не все показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия за анализируемый период изменились в положительную сторону, что характеризует данную организацию, как финансово неустойчивую. Пока антикризисные мероприятия управления социально-трудовыми отношениями в период кризиса выступают как совокупность мер по «штопанью дыр», а не многоплановый комплекс взаимоувязанных и взаимообусловленных действия, охватывающих все основные факторы бизнеса (в том числе - человеческий), на серьезные успехи в рыночных преобразованиях рассчитывать трудно. Список использованной литературы
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч. I и II-2001г. 2. Об акционерных обществах. Федеральный Закон. Принят Государственной Думой 24 ноября 2002г. 3. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации. Федеральный Закон. Принят Государственной Думой 15 мая 2002г. 4. О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности. Федеральный Закон. Принят Государственной Думой 07 июля 2002г. 5. Закон «О собственности в РСФСР», принят 24 декабря 2002г., с изменениями и дополнениями от 24 июня 2002г. 6. Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности», принят 25декабря 2002г., с изменениями и дополнениями от 24 июня 2002г. 7. Аванесов Ю.А., Клочко А.Н., Васькин Е.В. Основы управления персоналом в условиях кризиса: Учебник для высших учебных заведений. - М.: ТОО «Люкс-арт», 2008г. 8. Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. с англ. - М.: Экономика, 2009. 9. Антикризисное управление. Под ред. Уткин Г.П. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2008. 10. Акофф.Р. Планирование будущего корпорации. - М.: Прогресс, 2008. 11. Арасланов К.И. Пособие руководителю и менеджеру. - Краснодар, 2008. 12. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? - М.: Финансы и статистика, 2010 13. Бобровников Г.Н. и др. Качество продукции и научно - технический прогресс. - М.: Изд-во стандартов, 2007. 14. Бусленко Н.П. Автоматизация имитационного моделирования сложных систем. - М.: Наука, 2009. 15. Вайсман А. Стратегия маркетинга:10 шагов к успеху; Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха / Пер. с нем. - М.: АО «Интерэксперт», Экономика, 2008. 16. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. - М.: Юрист, 2010. 17. Версан В.Г. Интеграция управления качеством персонала. Новые возможности. - М.: Изд-во стандартов, 2010. 18. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя - практика. Пер. с англ. - М.: Дело, 2010. 19. Гиг Дж. Ван. Прикладная общая теория систем. (В 2 кн.). - М.: МИР, 2010. - 733 с. 20. Грейсон Дж. /мл./, О Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. - М.: Экономика, 2010. 21. Даненбург В., Манкриф., Тейлор В. Основы оптовой торговли: Практ. курс. - СПб.: Нева-Ладога Онега, 2007. 22. Деринг П. Хотите стать коммерсантом?: Справ. пособие: Пер. с нем. М.: Интерэксперт: Экономика, 2010. 23. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики / Пер. с англ. - М.: Дело, 2008. 24. Елисеев В.А. Научные основы управления промышленным предприятием. Донецк, 2010. 25. Заде Л. Понятие состояния в теории систем / Общая теория систем: Пер. с англ. - М.: Мир, 2009 - с. 49-65. 26. Карась Л.Ю. Принятие управленческих решений с учётом риска. «Проблемы теории и практики управления», №3, 2007. 27. Карась Л.Ю. Предпринимательский риск в деятельности менеджера. «Экономика и коммерция», №1, 2010. 28. Карась Л.Ю. Дифференциально - нормативный подход к управлению социально - экономическими системами ГКНТ. - ВНИИСИ, Таллин, 2007. 29. Карась Л.Ю., Тимохов М.С., Черников В.В. Системный анализ в стратегическом менеджменте. - М.: АЭФП, 2008. 30. Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. - М.: Сов. Радио, 2010. 31. Корицкий Э.Б., Лавриков Ю.А., Омаров М.А. Советская управленческая мысль 20-х годов. - М.: Экономика, 2008. 32. Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2007. 33. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров С.Е. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2007. 34. Крие А., Жалле Ж. Внутренняя торговля. Пер. с фр. - М.: Прогресс - Универс, 2007. 35. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. - М.: Русская деловая литература, 2008. 36. Мильнер Б.З., Евенко Л.И., Рапопорт В.С. Системный подход в организации управления. М.: Экономика, 2007. 37. Морган Р.Л. Искусство продавать: как стать профессионалом. - М.: КОНСЭКО, 2010. 38. Основы научного управления социально - экономическими процессами. Учебник. - М.: мысль, 2009. 39. Основы предпринимательской деятельности. (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент.) Под ред. Власовой В.М. - М.: Финансы и статистика, 2010. 40. Планкетт Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений. М.: экономика, 2010. 41. Практическая психология для менеджеров. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2008. 42. Разу М.Л., Якутин Ю.В. организация менеджмента. - М.: АКДИ. Экономика и жизнь, 2010. 43. Русинов Ф.М. и др. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. - М.: ИНФРА - М, 2010. 44. Саймон Г.А., Смитбург Д.У., Томпсон В.А. Менеджмент в организациях. Пер. с англ. - М.: Экономика, 2008. 45. Современный менеджмент: принципы и правила. Под ред. Данилова Данильяна В.И. - Нижний Новгород, НКУП, 2009. 46. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. Пер. с англ. - М.: Контролинг, 2010. 47. Тейлор Ф.У. Менеджмент. Пер. с англ. - М.: 2009. 48. Томпсон А.А. и др. Стратегический менеджмент. - М.: Банки и Биржи, Юнити, 2009. 49. Трейси Д. Менеджмент с точки здравого смысла. Настольная книга: как побороть в себе управленческий психоз и найти простой ключ к успеху. Пер. с англ. - М.: Автор, 2007. 50. Уткин Э.А. Управление фирмой. - М.: «Акалис», 2010. 51. Файоль А. Общее и промышленное управление. Пер. с фр. Научн. ред. и предисл. Кочерина Е.А. - М.: Контролинг, 2009. 52. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление - это наука и искусство. - М.: Республика, 2009. Приложение 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|