Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Формирование фауны Дальнего Востока на примере Сахалинской области и Камчатского края.




Цель занятия: изучить животный мир Сахалинской области и Камчатского края и выявить причины его формирования

Мотивация занятия: Знание основных характеристик Сахалинской области и Камчатского края и выявление причин, которые могли повлиять на формирование фауны.

Задачи занятия:

Образовательные:

Студенты должны:

Иметь представление:

- об основных особенностях Сахалинской области и Камчатского края (географических и климатических условиях);

- об истории происхождения животного мира данных регионов;

- об основных представителях фауны;

- об ООПТ и о редких и исчезающих видах животных;

Понимать (уметь объяснить и интерпретировать):

- причины возникновения фауны;

- различать эндемиков, аллохтонов, космополитов и т.д.

Развивающие:

- развитие умений конспектировать лекцию, заносить данные в табличную форму для дальнейшего анализа;

- развитие умений проводить сравнительный анализ фаун данных регионов;

- развитие умений составлять интеллектуальную карту по полученной информации. Т.е. уметь систематизировать информацию, выделять основные аспекты и визуализировать ее самостоятельно.

Хронологическая карта занятия:

№ п/п Название этапа Содержание деятельности преподавателя и студентов 120 мин
  Организационная часть Приветствие студентов. Название темы и плана лекции на слайде  
  Мотивация занятия, ознакомление с планом занятия Слайд  
  Объяснение преподавателем задания для практической работы в конце лекции Объяснения выполнения интеллект-карты  
       
  Проведение лекции и показ слайдов об основных особенностях Сахалинской области и Камчатского края (географических и климатических условиях); - об истории происхождения животного мира данных регионов; - об основных представителях фауны; - об ООПТ и о редких и исчезающих видах животных; Показывает слайду, рассказывает материал, также задает вопросы студентов, вводя их в беседу  
  Заключение лекции, выводы Вопросы к студентам, могут ли они обозначить выводы по формированию фауны  
  Составление студентами интеллект-карт Помощь при составлении  
  Проверка выполнения работы по составлению интеллект-карт Защита студентами интеллект-карт  
  Контроль знаний по изученному материалу (вопросы для проверки знаний) Вопросы преподавателя для закрепления полученных знаний  
  Обобщение результатов занятия Проставление оценок  

 

План-конспект лекции:

1. Сахалинская область

Физическое положение

Область находится в Азиатско-Тихоокеанском регионе, это одна из самых восточных территорий России и единственная область, полностью расположенная на островах (остров Сахалин и Курильские острова).

История формирования

На Сахалине, как и во всех областях Земли, окружающая нас природа формировалась в течение многих тысячелетий. Значительную роль в этом сыграли ледники. С наступлением ледников похолодало, образовались большие участки безлесной тундры. Древние оледенения оказали существенное влияние на формирование рельефа, особенно береговых очертаний Мирового океана и колебания его уровня (60 тыс. лет назад). Как результат этих процессов образовалась древняя суша — Охотия. К ней относят юго-западное побережье Камчатки, Сахалин, Хоккайдо и частично острова Курильской гряды. Именно тогда по сухопутным «мостам» началось продвижение древних животных: мамонтов, шерстистых носорогов, овцебыков, лошадей, северных оленей.

Животный мир области

Фауна, флора и микобиота острова включают множество редких охраняемых видов животных, растений и грибов. 18 зарегистрированных на Сахалине видов млекопитающих, 97 видов птиц (в том числе 50 гнездящихся), семь видов рыб, 20 видов беспозвоночных, 113 видов сосудистых растений, 13 видов мохообразных, семь видов водорослей, 14 видов грибов и 20 видов лишайников (то есть 136 видов животных, 133 вида растений и 34 вида грибов — всего 303 вида) имеют статус охраняемых, то есть занесены в «Красную книгу Сахалинской области», при этом около трети из них одновременно входят в «Красную книгу Российской Федерации».

Островная изоляция, вытянутость Сахалина и Курильских островов в меридиональном направлении, гористый рельеф, вулканические процессы, а также влияние Тихого океана — все эти факторы определили формирование многообразных условий развития растительного и животного мира на сравнительно небольших по площади островах.
Из промысловых зверей в Сахалинской области обитают: бурый медведь, росомаха, лиса, соболь, заяц, северный олень, белка, бурундук, горностай, выдра. Встречаются изюбрь и кабарга. Многочисленны и лесные птицы: глухарь, рябчик, вальдшнеп, белая куропатка, синица, дятел, кряква, чирок, кайры, бакланы. На Курилах распространены птичьи базары. В последние 20 лет на островах акклиматизированы: пятнистый олень, уссурийский енот, ондатра, баргузинский соболь.

Сухопутные млекопитающие Сахалина - это типичные обитатели сибирской тайги. В тоже время, в силу географической изоляции Сахалинской области здесь нет лося, марала, косули и барсука, хотя они могли бы прекрасно выживать в здешних климатических условиях.

Редкие виды животных

Из редких видов животных в заповеднике встречаются 39 видов, из них 4 вида млекопитающих и 35 видов птиц. Все они внесены в Красную книгу Сахалинской области. В Красную книгу России внесено 24 вида, из них два вида млекопитающих и 22 вида птиц. В Красную книгу Международного Союза охраны природы (МСОП) внесено 8 видов птиц. Кроме того, в заповеднике обитают эндемики Дальнего Востока России – дикуша, белоплечий орлан, дальневосточный кроншнеп и сахалинская кабарга.

Заповедные территории

Особо охраняемые природные территории Сахалинской области занимают общую площадь 844,472 тыс. га, что составляет 9,7 % территории, в том числе федерального значения 141,234 тыс. га. Тем не менее, существуют большие проблемы с охраной многих территорий, в особенности лесов, влажных земель, а также, конкретных мест обитания редких и исчезающих видов.

В настоящее время на территории области существуют: заповедников — 2, заказников федерального значения — 1, природных парков — 1, охотничьих заказников — 12, памятников природы — 51.

Камчатский край

Физическое положение

Камча́тский край — субъект Российской Федерации, входит в состав Дальневосточного федерального округа.

Граничит на северо-западе с Магаданской областью, на севере — с Чукотским автономным округом, на юге через Первый Курильский пролив c Сахалинской областью.

Географическое положение

Камчатский край занимает территорию полуострова Камчатка, прилегающую часть материка, остров Карагинский и Командорские острова. Омывается с востока Беринговым морем Тихого океана(протяженность берега более 2000 км), с запада — Охотским морем (протяженность берега примерно 2000 км).

История происхождения

Камчатка пережила бурную геологическую историю, превращаясь из подводных вулканических гряд в цепи островов, подобных современным Курильским островам, прежде чем сделалась частью Азиатского континента. Ведь подводные вулканы, обрамляющие тихоокеанские берега Азии, должны были подняться над океаническим дном, превратиться в подводные хребты и примкнуть к континенту, достигнув его гипсометрического уровня.

В результате проседаний древнечетвертичных вулканических поясов глыбы земной коры, опустившись на глубину не менее одного километра, создали новые формы рельефа Камчатки, соответствующие ее современному вулкано-тектоническому облику, — горные хребты и плато, разделенные глубокими рифтовыми долинами. Это были обширные впадины протяженностью в сотни километров, обрамленные уступами хребтов и лавовых плато. По ширине они достигали нескольких десятков километров. Когда грохот взрывов и землетрясений стал затихать, над испепеленной страной еще раздавался рев газов, вырывающихся из вулканических жерл, и все было окутано струями раскаленного пара. В результате этой катастрофы вновь в пучины океана погрузились тысячи кубических километров обломков вулканических выбросов, образовавших осадочные слои на дне океана.

Животный мир

Камчатский полуостров на сегодняшний день является домом для 37 разнообразнейших видов животных, среди которых присутствуют 30 аборигенных видов, 4 акклиматизированных и З синантропных вида – это домовая мышь, черная и серая крысы.

Заповедные территории

Более 14,5 % территории Камчатского края относится к особо охраняемой. Существует шесть особо охраняемых природных территорий федерального значения (три государственных заповедника, один заказник федерального значения «Южно-Камчатский», две санаторно-курортные местности — «Курорт Паратунка», «Малкинские минеральные воды»); четыре природных парка регионального значения («Налычево», «Быстринский», «Южно-Камчатский», «Ключевской»); 22 заказника регионального значения; 116 памятников природы; четыре особо охраняемые природные территории (ландшафтный природный парк «Голубые озера», Юго-западный тундровый и Соболевский заказники.

 

Приложения:

 

1. Интеллектуальная карта «Формирование фауны Сахалинской области».

2. Интеллектуальная карта «Формирование фауны Камчатского края».

1.2.4. Вопросы для проверки знаний:

1. Основные сходства и различия фаун Сахалинской области и Камчатского края?

2. Что повлияло на формирование фауны?

3. Перечислить заповедники Сахалинской области.

4. Перечислить заповедники Камчатского края.

5. Перечислить акклиматизированных видов в Камчатском крае.

6. Дать определение понятиям: эндемики и космополиты?

7. Перечислить эндемичные виды Камчатского края.

8. Перечислить эндемичные виды Сахалинской области.

9. Перечислить космополитов в данных регионах.

10. Как сейсмичность влияет на животный мир Камчатского края?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...