Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Семья как первичный институт социализации личности. Методика работы социального педагога с семьей




 

Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов социализации. Ее функции трансформируются не только под воздействием социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития.

Современная семья переживает сложный этап – переход от традиционной модели к новой. Наряду с традиционными функциями, связанными с рождением и воспитанием ребенка, с решением повседневных проблем, семья призвана быть надежным психологическим «укрытием», помогающим человеку выживать в трудных, быстро изменяющихся условиях современной жизни.

Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных, условия для социализации детей, молодежи и, что важнее всего, объединяет своих членов чувством любви, общности и дает возможность разделять с другими трудности и радости жизни.

За последние годы наблюдается сокращение состава и структуры семьи (рост разводов, рождение детей одинокими матерями и др.).

Сегодня преобладающий тип семьи – это простые нуклеарные семьи, состоящие из супругов с детьми или без них. Значительную долю составляют неполные семьи. В подавляющем числе случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдовцов. В большинстве этих семей один, реже два ребенка. В материальной поддержке государства нуждается большинство семей одиноких матерей. Аналогичные трудности испытывают семьи военнослужащих срочной службы; семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми-инвалидами; семьи с родителями-инвалидами; семьи, взявшие детей под опеку (попечительство); многодетные семьи; семьи с малолетними детьми (в возрасте до трех лет). В особом положении находятся студенческие семьи с детьми. В большинстве случаев они являются иждивенцами родителей. К семьям, нуждающимся в особой поддержке государства, относятся семьи беженцев и вынужденных переселенцев, семьи безработных, имеющие несовершеннолетних детей. Особый разряд семей составляют девиантные семьи. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др.

Социальная педагогика, социальная работа ориентированы не только на решение семейных проблем, но и на укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала семьи для выполнения его многочисленных общественно значимых функций, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.

Основные функции социального педагога в работе с семьей:

диагностическая (изучение особенностей семей и степени влияния микросреды);

прогностическая (моделирование воспитывающей ситуации с учетом диагностики семьи);

организационно-коммуникативная (психолого-педагогическое просвещение родителей, организация общения);

правозащитная (поддержка семей в защите прав, свобод, социальных гарантий);

предупредительно-профилактическая (профилактика девиантного поведения);

социально-бытовая (оказание нуждающимся семьям материальной помощи);

социально-психологическая (осуществление неотложной психологической помощи);

организаторская (обеспечение культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности, технического и художественного творчества для семей).

__________

Задачи: ♦ раскрыть сущность, функции современной семьи; ♦ выявить проблемы семьи в современных социально-экономических условиях; ♦ определить типы и особенности современной семьи; ♦ определить механизмы влияния семьи на социализацию и развитие личности ребенка; ♦ определить цель, задачи, функции, содержание, формы и методы работы социального педагога с семьей; ♦ закрепить умения и технологические приемы работы социального педагога с разными типами семей.

План занятия

1. Сущность, функции, проблемы современной семьи.

2. Основные типы семей, их характеристика и влияние на социализацию личности ребенка.

3. Цель, задачи, содержание, функции, методы и формы работы социального педагога с семьей.

4. Технология социально-психолого-педагогической диагностики семьи и ее влияния на социализацию личности.

5. Методика индивидуальной и групповой работы с семьей.

6. Технология контактного взаимодействия социального педагога с семьей, в том числе неблагополучной.

7. Технология оказания социально-педагогической поддержки и реабилитации семьям группы риска.

Практические задания

Задание первое

1. Изучите и проанализируйте психолого-педагогическую литературу по теме, актуализируйте знания о проблемах, особенностях современной семьи.

2. Работая в микрогруппах, раскройте следующие вопросы: проблемы современной семьи - 1-я микрогруппа; особенности современной семьи, ее функции – 2-я микрогруппа; цель, задачи, содержание семейного воспитания – 3-я микрогруппа.

Задание второе

Организуйте дискуссию «Семья в современном мире».

Примерные темы для обсуждения:

«Кризис семьи: есть ли он и в чем проявляется?»

«Все начинается с семьи... Что именно?»

«Что значит – "богатая семья", "бедная семья"?»

«Вы согласны с тем, что "дом, заставленный добром, – еще не дом"?»

«Особенности российской семьи».

«Особенности современной студенческой семьи».

Задание третье

1. Работая в микрогруппах, раскройте смысл, назначение, содержание следующих функций современной семьи:

демографическая, репродуктивная (продолжение рода);

первичного социального контроля и социально-психологической поддержки;

воспитательная (обеспечение формирования личности ребенка и его социализации, подготовка к семейной жизни);

хозяйственно-экономическая (организация быта и ведение хозяйства);

духовно-нравственного общения;

компенсаторная, психологическая (поддержание физических и духовных сил, создание условий для полноценного развития каждого члена семьи);

эмоциональная;

коммуникативная (организация внутрисемейного и внесемейного общения);

сексуально-эротическая (создание гармоничных интимных отношений супругов);

рекреативная (организации досуга).

2. Проанализируйте, насколько эффективно реализуются семьей присущие ей функции. Назовите причины, препятствующие осуществлению этих функций в современных социальных условиях.

Задание четвертое

1. Разработайте «Социальный паспорт семьи» (см. материалы к теме). Заполните его, опираясь на наблюдения, проведенные исследования.

2. Опираясь на изученные материалы, проанализируйте ситуацию в собственной семье, изучаемой семье или семье своих знакомых. Сделайте выводы.

Задание пятое

1. Проанализируйте функции родителей и детей на каждом из этапов развития семьи.

2. Работая в микрогруппах, выявите проблемы семьи и наметьте возможные формы оказания ей помощи на каждом из этапов. Приведите примеры.

3. Разработайте для социального педагога программу по оказанию помощи семье в решении ее проблем. Представьте программу и «защитите» ее.

Задание шестое

1. Используя собственные наблюдения, определите тип семьи по различным основаниям классификации.

I. По структуре

 

Полные семьи: Неполные семьи:

с 1 ребенком; муж и жена;

с 2 (однополыми); одинокая мама;

с 2 (разнополыми); родители разведены;

с 3 и более детьми; воспитывает один отец;

многодетная (с 4 детьми и более); воспитывает опекун.

со старшими членами

семьи (с бабушкой, дедушкой и др.); дети сводные; дети неродные, усыновленные.

П. По материальной обеспеченности

 

Семьи:

с очень высоким материальным достатком;

с высоким материальным достатком;

со средним материальным достатком (обеспеченная);

с низким материальным достатком (малообеспеченная); нуждающиеся (за чертой бедности).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...