Тема 7. Семья как первичный институт социализации личности. Методика работы социального педагога с семьей
Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов социализации. Ее функции трансформируются не только под воздействием социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Современная семья переживает сложный этап – переход от традиционной модели к новой. Наряду с традиционными функциями, связанными с рождением и воспитанием ребенка, с решением повседневных проблем, семья призвана быть надежным психологическим «укрытием», помогающим человеку выживать в трудных, быстро изменяющихся условиях современной жизни. Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных, условия для социализации детей, молодежи и, что важнее всего, объединяет своих членов чувством любви, общности и дает возможность разделять с другими трудности и радости жизни. За последние годы наблюдается сокращение состава и структуры семьи (рост разводов, рождение детей одинокими матерями и др.). Сегодня преобладающий тип семьи – это простые нуклеарные семьи, состоящие из супругов с детьми или без них. Значительную долю составляют неполные семьи. В подавляющем числе случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдовцов. В большинстве этих семей один, реже два ребенка. В материальной поддержке государства нуждается большинство семей одиноких матерей. Аналогичные трудности испытывают семьи военнослужащих срочной службы; семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми-инвалидами; семьи с родителями-инвалидами; семьи, взявшие детей под опеку (попечительство); многодетные семьи; семьи с малолетними детьми (в возрасте до трех лет). В особом положении находятся студенческие семьи с детьми. В большинстве случаев они являются иждивенцами родителей. К семьям, нуждающимся в особой поддержке государства, относятся семьи беженцев и вынужденных переселенцев, семьи безработных, имеющие несовершеннолетних детей. Особый разряд семей составляют девиантные семьи. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др.
Социальная педагогика, социальная работа ориентированы не только на решение семейных проблем, но и на укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала семьи для выполнения его многочисленных общественно значимых функций, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России. Основные функции социального педагога в работе с семьей: диагностическая (изучение особенностей семей и степени влияния микросреды); прогностическая (моделирование воспитывающей ситуации с учетом диагностики семьи); организационно-коммуникативная (психолого-педагогическое просвещение родителей, организация общения); правозащитная (поддержка семей в защите прав, свобод, социальных гарантий); предупредительно-профилактическая (профилактика девиантного поведения); социально-бытовая (оказание нуждающимся семьям материальной помощи); социально-психологическая (осуществление неотложной психологической помощи); организаторская (обеспечение культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности, технического и художественного творчества для семей). __________ Задачи: ♦ раскрыть сущность, функции современной семьи; ♦ выявить проблемы семьи в современных социально-экономических условиях; ♦ определить типы и особенности современной семьи; ♦ определить механизмы влияния семьи на социализацию и развитие личности ребенка; ♦ определить цель, задачи, функции, содержание, формы и методы работы социального педагога с семьей; ♦ закрепить умения и технологические приемы работы социального педагога с разными типами семей.
План занятия 1. Сущность, функции, проблемы современной семьи. 2. Основные типы семей, их характеристика и влияние на социализацию личности ребенка. 3. Цель, задачи, содержание, функции, методы и формы работы социального педагога с семьей. 4. Технология социально-психолого-педагогической диагностики семьи и ее влияния на социализацию личности. 5. Методика индивидуальной и групповой работы с семьей. 6. Технология контактного взаимодействия социального педагога с семьей, в том числе неблагополучной. 7. Технология оказания социально-педагогической поддержки и реабилитации семьям группы риска. Практические задания Задание первое 1. Изучите и проанализируйте психолого-педагогическую литературу по теме, актуализируйте знания о проблемах, особенностях современной семьи. 2. Работая в микрогруппах, раскройте следующие вопросы: проблемы современной семьи - 1-я микрогруппа; особенности современной семьи, ее функции – 2-я микрогруппа; цель, задачи, содержание семейного воспитания – 3-я микрогруппа. Задание второе Организуйте дискуссию «Семья в современном мире». Примерные темы для обсуждения: «Кризис семьи: есть ли он и в чем проявляется?» «Все начинается с семьи... Что именно?» «Что значит – "богатая семья", "бедная семья"?» «Вы согласны с тем, что "дом, заставленный добром, – еще не дом"?» «Особенности российской семьи». «Особенности современной студенческой семьи». Задание третье 1. Работая в микрогруппах, раскройте смысл, назначение, содержание следующих функций современной семьи: демографическая, репродуктивная (продолжение рода); первичного социального контроля и социально-психологической поддержки; воспитательная (обеспечение формирования личности ребенка и его социализации, подготовка к семейной жизни); хозяйственно-экономическая (организация быта и ведение хозяйства); духовно-нравственного общения; компенсаторная, психологическая (поддержание физических и духовных сил, создание условий для полноценного развития каждого члена семьи);
эмоциональная; коммуникативная (организация внутрисемейного и внесемейного общения); сексуально-эротическая (создание гармоничных интимных отношений супругов); рекреативная (организации досуга). 2. Проанализируйте, насколько эффективно реализуются семьей присущие ей функции. Назовите причины, препятствующие осуществлению этих функций в современных социальных условиях. Задание четвертое 1. Разработайте «Социальный паспорт семьи» (см. материалы к теме). Заполните его, опираясь на наблюдения, проведенные исследования. 2. Опираясь на изученные материалы, проанализируйте ситуацию в собственной семье, изучаемой семье или семье своих знакомых. Сделайте выводы. Задание пятое 1. Проанализируйте функции родителей и детей на каждом из этапов развития семьи. 2. Работая в микрогруппах, выявите проблемы семьи и наметьте возможные формы оказания ей помощи на каждом из этапов. Приведите примеры. 3. Разработайте для социального педагога программу по оказанию помощи семье в решении ее проблем. Представьте программу и «защитите» ее. Задание шестое 1. Используя собственные наблюдения, определите тип семьи по различным основаниям классификации. I. По структуре
Полные семьи: Неполные семьи: с 1 ребенком; муж и жена; с 2 (однополыми); одинокая мама; с 2 (разнополыми); родители разведены; с 3 и более детьми; воспитывает один отец; многодетная (с 4 детьми и более); воспитывает опекун. со старшими членами семьи (с бабушкой, дедушкой и др.); дети сводные; дети неродные, усыновленные. П. По материальной обеспеченности
Семьи: с очень высоким материальным достатком; с высоким материальным достатком; со средним материальным достатком (обеспеченная); с низким материальным достатком (малообеспеченная); нуждающиеся (за чертой бедности).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|