Социально-педагогическая деятельность социального педагога в работе с семьей
Социальный педагог проводит социальную диагностику и на ее основе составляет программу помощи семье, которая включает воспитание детей, организацию ухода за ними, оформление опекунства, усыновления, защиту детей, заботу о детях с отклонениями в умственном и физическом развитии, организацию досуга, повышение образовательного и культурного уровня родителей, возрождение народных традиций, укрепление духовных связей между членами семьи, пропаганду здорового образа жизни. Социальные педагоги предпринимают необходимые меры в случаях жестокого обращения с детьми в семьях, работают с семьями группы «социального риска», приходят им на помощь в кризисных ситуациях (распад семьи, развод, создание новой семьи, появление нежелательного ребенка, насилие в семье, бедность, безработица, неспособность родителей к воспитанию, отклонения в поведении детей и т.д.). Формы работы социального педагога с семьей разнообразны. Выбор их зависит от структуры семьи, ее нужд, потребностей, существующих проблем, сложившихся взаимосвязей внутри семьи и в ее окружении. Поэтому необходимо проанализировать, как распределяются в семье роли («глава», «снабженец», «родитель», «воспитатель»), как она адаптируется к изменяющимся условиям. При выявлении семей, нуждающихся в помощи, следует учитывать: доход на одного человека с учетом прожиточного минимума; число детей и иждивенцев; наличие или отсутствие одного или обоих родителей; здоровье членов семьи; способность к труду взрослых членов семьи; наличие жилья, сбережений, земельных участков; социальное положение, статус членов семьи в обществе. Социальный педагог работает совместно с различными социальными службами, организациями, учреждениями:
со службой социальной помощи населению ведет работу по выявлению семей группы риска и оказанию им содействия и поддержки, участвует в организации семейных консультаций, службы знакомств, семейного просвещения и самообразования и т.д; со службой социально-бытовой помощи обеспечивает услуги престарелым, одиноким, инвалидам; со службой семейного досуга организует семейный туризм, семейные экскурсии, работу центров семейного досуга, семейных клубов, клубов молодых многодетных семей; со службой социальной профилактики отклоняющегося поведения осуществляет работу по предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицидов, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних. Алгоритм изучения семьи
Важно изучить: - состав семьи, структуру (полная, неполная, с одним ребенком, многодетная, разведены и т.д.); - жилищно-бытовые условия; - материальную обеспеченность; - воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный); - характер взаимоотношений в семье: а) между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и др.); б) между другими членами семьи и ребенком (слепое обожание, заботливость, доверие, дружба, равноправие, отчужденность, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность); в) позицию ребенка в семье (педагогически оправданная; «кумир семьи»; объект постоянных ссор взрослых, каждый из которых стремится привлечь его на свою сторону; предоставлен самому себе, никто им не интересуется; запуган авторитарным отношением, неуверен в себе, избегает общения с родителями; на положении «Золушки»); г) отношение ребенка к родителям. Выделяют четыре установки ребенка по отношению к родителям и самому себе:
«Я нужен и любим и люблю вас тоже»; «Я нужен и любим, а вы существуете ради меня»; «Я не нужен и не любим, но я от всей души желаю приблизиться к вам»; «Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое». Первые две позиции являются оптимальными для развития ребенка. Они обеспечиваются демократическим отношением к нему, т. е. признанием такого же права на существование его вкусов, мыслей, чувств, как у взрослого. К сожалению, чаще встречается менее благоприятная установка, что создает проблемы в развитии личности. Можно выделить следующие типы отношений ребенка к родителям: дорожит семейными отношениями; родители авторитетны; относится безразлично; относится пренебрежительно; остро переживает семейную драму; тяготеет к одному из членов семьи. Рекомендуется выделить те проблемы в семье, которые оказывают негативное воздействие на ребенка, могут приводить его в состояние скрытых и явных конфликтов (отклонения в поведении членов семьи: алкоголизм, наркомания и т.д., низкий достаток, слабый воспитательный потенциал, конфликтные взаимоотношения и т.д.). Знание «проблемного поля» в семье позволит педагогу в дальнейшем лучше понять причины тех или иных поступков ребенка, объективно оценить его состояние, вовремя оказать коррекционную помощь и поддержку. Социальный паспорт семьи В карту вносятся следующие данные: 1. Адрес (населенный пункт, улица, дом, телефон)____________________________________________ 2. Ф. И. О. мужа, дата рождения___________________________________________________________ 3. Ф. И. О. жены, дата рождения___________________________________________________________ 4. Имена детей, даты рождения____________________________________________________________ 5. Возрастные категории детей:____________________________________________________________ до 6 лет___________________________________________________________________________ от 6 до 16 лет______________________________________________________________________ от 16 до 18 лет_____________________________________________________________________ 6. Категории семей: полная семья ______________________________________________________________________ неполная семья:____________________________________________________________________ а) воспитывает одна мать_________________________________________________________________ б) воспитывает один отец________________________________________________________________ в) воспитывает одна бабушка, дедушка или кто-то один из родственников_______________________________________________________________________
г) воспитывает мать-одиночка____________________________________________________________ 7. Число детей в семье: 1 ребенок__________________________________________________________________________ 2 ребенка __________________________________________________________________________ многодетные: а) 3 ребенка________________________________________________________________________ б) 4 ребенка________________________________________________________________________ и т.д. 8. Семья с опекаемым ребенком (если есть опекаемые дети, то их Ф. И. О. и даты рождения) _______________________________________________________________________________________ 9. Семьи беженцев с детьми_______________________________________________________________ 10. Подростки до 18 лет, которые не работают и не учатся _____________________________________ II. Образование: высшее ___________________________________________________________________________ среднее специальное________________________________________________________________ среднее ___________________________________________________________________________ 9 классов и меньше_________________________________________________________________ 12. Специальность: гуманитарная ______________________________________________________________________ техническая________________________________________________________________________ медицинская_______________________________________________________________________ педагогическая_____________________________________________________________________ экономическая_____________________________________________________________________ торговля, снабжение________________________________________________________________ сельская __________________________________________________________________________ строительная ______________________________________________________________________ мастера различных профилей_________________________________________________________ 13. Место работы и должность мужа________________________________________________________ Место работы и должность жены _______________________________________________________ 14. Трудовой стаж мужа__________________________________________________________________ Трудовой стаж жены _________________________________________________________________ 15. Доход семьи (нуждается или нет) _______________________________________________________ 16. Наличие приусадебного участка________________________________________________________ 17. Наличие подсобного хозяйства _________________________________________________________ 18. Наличие жилья (нуждается или нет)_____________________________________________________ 19. Жилищные условия: ветхое жилье (не пригодное для проживания) ___________________________________________ требуется капитальный ремонт________________________________________________________ требуется частичный ремонт или переоборудование______________________________________
требуется расширение жилплощади____________________________________________________ 20. Состояние здоровья членов семьи: взрослые инвалиды _________________________________________________________________ дети-инвалиды_____________________________________________________________________ хронические заболевания ____________________________________________________________ 21. Награды, почетные звания, льготы______________________________________________________ 22. Состоит на учете в Центре или нет______________________________________________________ 23. Основные проблемы семьи_____________________________________________________________ Общие сведения (фамилия семьи, число членов семьи): Социальный паспорт семьи группы риска
Общие сведения (фамилии членов семьи, число членов семьи): _________________________________________________________________________________________ Ф. И. О. отца____________________________________________________________________________ Адрес _________________________________________________________________________________ Год рождения___________________________________________________________________________ Образование ___________________________________________________________________________ Место работы, специальность_____________________________________________________________ Состояние здоровья, прочие сведения_______________________________________________________ Ф.И.О. матери__________________________________________________________________________ Адрес _________________________________________________________________________________ Год рождения___________________________________________________________________________ Образование ___________________________________________________________________________ Место работы, специальность_____________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Состояние здоровья, прочие сведения_______________________________________________________ Дети (сведения заполняются на каждого ребенка) ____________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Ф. И. О.________________________________________________________________________________ Дата рождения__________________________________________________________________________ Место учебы____________________________________________________________________________ Состояние здоровья______________________________________________________________________ Характеристика условий в семье: бытовые____________________________________________________________________________ материальные_______________________________________________________________________ жилищные__________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ санитарные_________________________________________________________________________ Где состоит на учете_____________________________________________________________________ По чьей инициативе______________________________________________________________________
К какому фактору группы риска относится. Социально-демографический фактор: многодетная семья; неполная семья; с приемными, опекаемыми детьми; с недееспособными родителями; с низким социально-экономическим укладом жизни (малообеспеченные). Социально-педагогический фактор: родители не справляются с социальной ситуацией;
конфликтные семьи; семьи, где дети самовольно уходят из дома. Социально-криминогенный фактор: семьи, где имеется угроза жизни детей, деградация родителей
Экономический прогноз __________________________________________________________________ Прожиточный минимум ______________________________________________________________ Реальный доход ________________________________________________________________________ Доход на 1-го человека _______________________________________________________________ Рекомендации: необходимо встать на учет в ___________________________________________________________ нуждаются в срочной экономической помощи ____________________________________________ Другое: ____________________________________________________________________________ Потребность в реабилитации: решение социального консилиума от _________________________________г. по социальной помощи Специалист по социальной работе__________________________________________________________ (подпись) Семья как фактор воспитания
Механизм влияния семьи на формирование личности представлен в табл.3:
Таблица 3
На I уровне анализа семьи как фактора воспитания следует выделить социальное положение родителей, демографический состав семьи и характер семейных отношений. Анализ теоретических источников и педагогической практики показывает, что существенными параметрами этих трех факторов являются: 1. Социальное положение родителей: а) профессиональное положение – рабочие, служащие, работники сферы обслуживания, интеллигенция, коммерсанты, домохозяйки, различные варианты профессионального положения отца и матери; б) социально-политическое положение – активная социальная позиция, нейтральная, пассивная, антиобщественная направленность родителей. 2. Демографический состав семьи: а) состав взрослых членов семьи – мать и отец; одна мать; один отец; мать, отец и другие взрослые; отчим в семье; неродная мать; опекуны; б) состав детей – один ребенок, двое детей, многодетная семья, сводные дети, приемные дети, родные и неродные дети. 3. Характер семейных отношений: а) взаимоотношения родителей – демократические отношения на основе любви и взаимоуважения, авторитарная позиция отца, авторитарная позиция матери, аморфные (беспринципные) отношения родителей, неприязненные взаимоотношения между родителями; б) родители и дети – демократические отношения, авторитарные, либеральные, широкие (или ограниченные) взаимоотношения; в) дети между собой – неприязненные взаимоотношения, «братские» взаимоотношения; г) внесемейные связи – круг общения семьи, предметы и культура общения; связь с социальным окружением ребенка; связь со школой, с внешкольными воспитательными учреждениями; корректировка семьей влияния ближайшего бытового окружения. Следствием действия перечисленной группы факторов являются выделенные нами факторы II уровня: материальный, образовательный и культурный уровень семьи. Основными параметрами этих факторов являются: A. Материальный уровень семьи: а) материальное обеспечение семьи - уровень обеспеченности (высокий, низкий, средний); наличие необходимых предметов домашнего обихода (наличие необходимого, недостаток его, излишки); б) материальные потребности семьи - в пределах нормы, завышенные, заниженные; в) характер удовлетворения материальных потребностей и распределения материальных благ - преимущественное расходование средств на материальные нужды (еду, одежду, предметы быта, украшения); преимущественное расходование средств на образовательные и культурные нужды; бесплановое, беспринципное расходование средств; г) отношение детей к материальным ценностям – адекватное, потребительское, безразличное. Б. Образовательный уровень: а) родители равного образованного уровня - высшее образование, среднее, среднее специальное, низкий образовательный уровень; б) родители с различным образовательным уровнем – незначительный приоритет отца, незначительный приоритет матери, большое различие в образовательных уровнях отца и матери. B. Культурный уровень семьи: а) степень освоения культуры членами семьи – высокая (проповедуется специальное культурное развитие), хобби, нет потребности; б) руководство культурным развитием детей – активное участие родителей, попустительство стихийности в развитии детей, отрицательное воздействие на культурное развитие. III уровнем анализа семьи как фактора воспитания следует считать интегральный уровень, на котором семья непосредственно влияет на ход воспитательного процесса: а) семья как воспитательная среда – наличие условий для физического и духовного развития детей; семья как организатор жизни и деятельности детей; семья как руководитель развития личности ребенка (умственного, нравственного, эстетического, трудового); б) участие семьи в формировании мировоззрения детей – влияние самой семьи, использование внесемейных факторов воздействия (школы, внешкольных учреждений, библиотек, культурно-просветительских учреждений, средств массовой коммуникации, других людей); в) семья как организатор разнообразных видов деятельности детей – учебной, трудовой, общественно-полезной, досуга (деятельности общения, игровой, художественно-творческой, физкультурной); г) семья как благоприятный эмоциональный микроклимат развития личности; д) педагогическая культура семьи – осознанное использование педагогической науки и передовой практики в воспитании детей; интуитивное создание правильного педагогического стиля в семье; непоследовательные позиции родителей в воспитании детей; неумение родителей организовать воспитательное воздействие семьи (неумение видеть цель и задачи воспитания, определить содержание воспитательных воздействий, ошибки в выборе средств, методов, приемов, организационных форм); антипедагогическое воздействие семьи (неосознанное и сознательное); е) педагогический стиль руководства детьми в семье – авторитарный, демократический, либеральный, смешение стилей руководства; ж) отношение детей к педагогическим воздействиям семьи – позитивное восприятие, нейтральное, негативное, критическое восприятие детьми отрицательных воздействий семьи. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. - М., 1994. - С. 45-46. Взаимоотношения в семье Анкета
Предлагаемая анкета поможет определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты и наметить пути их устранения. 1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье: 1) очень хорошими; 2) хорошими; 3) не очень хорошими; 4) плохими; 5) не очень плохими. 2. Считаете ли вы свою семью дружным семейным коллективом? 1) Да; 2) не совсем; 3) нет. 3. Какие семейнные традиции способствуют укреплению вашей семьи?________ _________________________________________________________________________________________ (перечислите эти традиции)
4. Как часто ваша семья собирается вместе? 1) ежедневно; 2) по выходным дням; 3) редко. 5. Что делает ваша семья, собравшись вместе? 1) решаете сообща жизненные проблемы; 2) занимаетесь семейно-бытовым трудом; 3) работаете на приусадебном участке; 4) вместе проводите досуг, смотрите телепередачи; 5) обсуждаете вопросы учебы детей; 6) делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах; 7) каждый занимается своим делом; 8) допишите... 6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты? 1) да; 2) часто; 3) иногда; 4) редко; 5) не бывают. 7. Чем обусловлены ссоры, конфликты? 1) непониманием членами семьи друг друга; 2) нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.); 3) отказом участвовать в семейных делах, заботах; 4) разногласиями в вопросах воспитания детей; 5) злоупотреблением алкоголем; 6) другими обстоятельствами (укажите какими). 8. Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в вашей семье? 1) примирение; 2) обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения; 3) прекращение конфликтов на некоторое время; 4) обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям); 5) конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер. 9. Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми? 1) да; 2) нет; 3) иногда. 10. Как реагируют дети на семейные конфликты? 1) переживают, плачут; 2) становятся на сторону одного из родителей; 3) пытаются помирить; 4) уходят из дома; 5) замыкаются в себе; 6) относятся безразлично; 7) становятся озлобленными, неуправляемыми; 8) пытаются найти поддержку в других людях. 11. Что вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в вашей семье? Итоговое занятие
Проведите дискуссию по проблеме «Факторы социализации в семье. Особенности современной семьи» (в форме «Круглого стола», «Пресс-конференции»).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|