Res divini iuris (вещи божественного права) и res humani iuris. Виды вещей божественного права.
Различают 3 категории: а)Res sacrae (священные предметы). Это вещи, предназначенные для почитания верховных богов: храмы, алтари, статуи богов, культовые принадлежности. Посредством публичной церемонии (посвящение — consecratio, dedicatio) и с согласия римского народа они выходят из частного распоряжения и рассматриваются принадлежащими компании, коей поручен культ, который она согласилась осуществлять, а в некоторых случаях (как со статуями) признаются как бы собственностью того бога, которому они посвящены. Посредством обратной публичной церемонии (профанация — exconsecratio, profanatio) эти вещи снова поступают в частное распоряжение. б)Res religiosae (предметы поклонения). Это гробницы, посвященные богам подземного мира (лары, маны, пенаты) и потому находящиеся как бы в их собственности. Поскольку они удовлетворяют требованиям частного культа (privata religio), для того чтобы они вышли из оборота, публичной церемонии и санкции народа, auctoritas populi, не требуется. Так что само частное лицо и осуществляет вывод такого предмета из оборота посредством фактического погребения покойника. Именно начиная с этого момента, но не раньше, гробница, прежде подлежавшая обороту, делается res religiosa. Если гробница не может быть объектом прав, это нисколько не затрагивает того факта, что в связи с ней могут существовать некоторые юридические отношения, непосредственно связанные с ее функцией. Так, существует ius sepulchri (право гробницы), которое охватывает право хоронить покойника и справлять на этом месте заупокойные ритуалы, а также может возникнуть право прохода через чужой Участок для того, чтобы подойти к гробнице (iter ad sepulchrum). Ius sepulchri защищается посредством actio sepulchri violati (иск в связи с нарушением права гробницы).
Гробницы подразделяются на наследственные, hereditaria, для которых ius sepulchri переходит от наследника к наследнику без всякого Учета семейных связей, и семейные, familiaria, в отношении которых ius sepulchri, напротив, переходит от предка к потомку, исключая отсюда постороннего наследника. в) Res sanctae (посвященные предметы). В перечислении этих вещей, даваемом Гаем, в качестве res sanctae фигурируют городские стены и ворота. Категория эта остается несколько непроясненной. Гай говорит, что такие предметы «некоторым образом относятся к божественному праву» (quodammodo divini iuris). И действительно, такие res находятся в собственности государства и частные лица не могут делать их объектом своих притязаний (таких, как прислонить к ним или опереть на них строительную конструкцию или укрыться в них разрешения). Суеверное уважение, окружавшее их в связи с религиозным посвящением, настолько велико, что смертной казнью кара тот (sacer), кто причиняет им ущерб или проявляет к ним презрен. Res mancipi (вещи манципируемые) и nec mancipi (неманципируемые) Под иным углом зрения римляне разделяли вещи, образующие имущественный объект, на res mancipi и res nес mancipi, в зависимости от того, требовался или нет для их приобретения специальный акт манципации, mancipatio. Из числа res corporales, как определяет Гай, res mancipi являлись земельные участки и недвижимость в городах, расположенных в Италии, рабы, тягловый и вьючный скот (быки, мулы, лошади, ослы); среди res incorporales — сельские сервитута, разумеется, наиболее древние (право прохода и проведения воды), но, возможно, также и все прочие. Надо полагать, составление списка res mancipi corporales было завершено в куда более древние времена: как отмечает сам Гай, хотя во времена императоров слоны и верблюды также использовались в качестве тяглового и вьючного скота (римляне узнали их не ранее III в. до н. э.), они не входили в число животных mancipi, поскольку еще не были известны, когда осуществлялась классификация.
Нетрудно поэтому понять, что с развитием товарного хозяйства это различие в значительной степени утратило смысл. Так что нам холится наблюдать, с одной стороны, попытки юриспруденции ограничить его применимость посредством интерпретации (таким 6ыло положение школы прокулианцев, в соответствии с которым тягловой и вьючный скот следовало рассматривать в качестве mancipi не с момента рождения, как продолжали утверждать сабинианцы, а с момента приручения либо — если животное не поддавалось укрощению того возраста, когда такое приучение обычно происходит). С другой стороны, посредством наделения приобретателя процессуальной защитой (преторская собственность) преторский эдикт в определенных обстоятельствах признает вещно-правовой эффект за простой передачей (traditio) res mancipi. В праве последнего императорского времени различие между mancipi и res nес mancipi было в большей степени обломком предыдущих исторических эпох, чем живым и действенным институтом. Наконец, оно полностью исчезает из юстиниановского права, которое упразднило его в явной форме. Вещи делимые и неделимые. В данном случае право отталкивается не от естественно-природных показателей. Несомненно, что все вещи способны физически делиться на все более мелкие части вплоть до атома (в соответствии с убеждениями древних, ныне преодоленными). Однако очевидно и то, что с социально-экономической точки зрения не все вещи делимы, поскольку для многих из них разделение равнозначно уничтожению (раб, картина и т. д.). Так что с юридической точки зрения делимы все те вещи, части которых, возникающие в результате их деления, продолжают исполнять ту же самую социально-экономическую функцию, что и целое (например, продукты питания, земельные участки). Данное подразделение оказывается важным в различных областях права, но прежде всего в отношении общей собственности (communio pro indiviso) и обязательств с множеством субъектов. 6.8. Вещи потребляемые и непотребляемые. Это подразделение исходит не из естественно-природных свойств (поскольку, как это очевидно, все вещи в природе более или менее ускоренно потребляются), а из социально-экономических критериев. В самом деле, существуют вещи, которые «primo usu consumuntur» (потребляются с началом их использования) или же, как еще говорили римляне, «in abusu (разрушении) consistunt», т. е. использование которых состоит именно в том, чтобы их уничтожать. Таковы, например, все съестные припасы, вино, масло и т. д., и в качестве таковых же рассматриваются и деньги, но не в том смысле, что имеет место уничтожение отдельных металлических платежных знаков, а в плане экономическом, исходя из которого использовать деньги значит их истратить, т. е. с точки зрения субъекта, пользующегося деньгами, уничтожить их стоимость. Однако имеются и иные вещи, которые, хотя и постепенно, более или менее замедленно, ухудшают свои свойства но не разрушаются с началом использования, а потому называются «непотребляемыми» (например, машины).
Описанное подразделение имеет значение в первую очередь для прав (узуфрукт) или договоров (ссуда), объектом которых является вещь, подлежащая возврату после использования, и потому она обязательно должна быть непотребляемой. В качестве критерия используется скорость уничтожения вещей при ее использовании по назначению.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|