Активные методы профконсультаций и профориентационные игры
Профконсультирование учащихся пока остается одним из популярных методов профориентации, однако в последние годы многие исследователи проявляют внимание к активным методам, способствующим интенсивному развитию личности и мышления учащихся. Причем отмечается различная психолого-педагогическая эффективность активных методов и индивидуального консультирования [112]. Для того чтобы получить необходимую информацию о каждом ученике, еще до начала занятий по активному профориен-тированию с помощью психодиагностических методик нужно выявить у школьников особенности развития самооценки, профессиональную направленность, узнать о личных профессиональных планах. Было замечено, что, приходя на консультацию, учащийся ожидает от психолога готового ответа на вопрос о предпочтительном для него выборе профессии. И хотя в начале консультации зачитывалась специальная инструкция, предусматривающая равноправный диалог во время беседы, это практически не меняло общей ситуации. Ученик соглашался с тем, что он по-взрослому ответственный за свой выбор человек, что эту сложную проблему он должен решать самостоятельно. Тем не менее с первых моментов беседы превращался в пассивного слушателя и консультанту приходилось предпринимать специальные усилия для его активизации. Ученик включается в систему взаимоотношений типа «учитель — ученик», в которой он выступает преимущественно как объект педагогических воздействий взрослого, т.е. попадает в привычную пассивную позицию, где цели ставятся только взрослыми. В большинстве случаев школьники не подготовлены к решению проблемных жизненных ситуаций. Вопросы о жизненных целях, выборе профессии, необходимости найти свое призвание, заняться самосовершенствованием и т.п. вызывают у подростков серьезные затруднения.
Кроме того, ситуация консультирования в какой-то степени травмирует многих ребят. В ходе консультации они чувствуют себя в центре внимания, волнуются, ждут от психолога оценки, хорошо или плохо они ответили на вопросы. В таких случаях можно применять методику, названную «приемом человечка». На листе бумаги психолог рисует фигурку человечка и говорит: «Это ученик, его зовут Саша. Мы сейчас будем обсуждать вопросы, связанные с его выбором профессии. Тебе придется только немного рассказать о нем». Этот простой прием дает возможность преодолеть описанный выше организационный недостаток консультационной ситуации, создает условия, способствующие активизации рефлексивного отношения школьника к самому себе и к ситуации выбора профессии. Есть специальная программа активизирующих профориен-тационных занятий Н.В.Самоукиной [116]. Первый цикл занятий по теме «Условия выбора профессии» включает систему практических проблемных заданий, стимулирующих у школьников анализ ситуации профессионального самоопределения. Второй цикл — «Типичные ошибки при выборе профессии» — содержит задания, при обсуждении которых выделяются затруднения учащихся в процессе выбора профессии. Третий цикл — «Как выбирать профессию» — посвящен разбору конкретных ситуаций, возникающих в период профессионального становления. ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ИГРА Условно игры, используемые в профориентации, можно разделить на 4 группы (типа). Первый тип: игры-«заигрывания», которые в строгом смысле не являются профориентационными и используются психологом для налаживания контакта с учащимися. Примером могут служить игровые ситуации в тренинге общения и даже в психотерапии.
Второй тип: игры, моделирующие профессиональную деятельность. Цель их — знакомство учащихся с конкретными профессиями. Такие игры больше соответствуют ситуации, когда профессия (или группа профессий) уже выбрана и необходимо либо уточнить, либо перепроверить свой выбор. При работе в классе данные игры позволяют моделировать в основном про- фессии типа «человек — человек» (различные ситуации общения, взаимоотношения работников друг с другом или с клиентами). Третий тип: моделирование самого процесса выбора профессии. ИГРА «АССОЦИАЦИЯ» [102] Цель: выявить истинное отношение школьников к разным профессиям и по возможности подкорректировать это соотношение. Условия игры. Количество участвующих — весь класс (учащиеся VII — VIII классов, а также учащиеся более старших классов). Время на первое проигрывание — 15 минут, последующие проигрывания по 5—7 минут. Для игры необходима классная доска. Процедура (этапы) игры. Игра начинается без явно выраженного подготовительного этапа (вхождение в игру осуществляется на первом-втором этапах). 1. Объявляется название игры и выбираются 3 главных игро 2. Объясняются условия игры (инструкция): «Сейчас 3 чело человек. Опыт показывает, что не все учащиеся сразу понимают эти вопросы, поэтому целесообразно потренироваться на одном примере. Можно взять для разбора профессию «врач-терапевт» и показать, что цвет этой профессии скорее всего белый, запах — что-то связано со спиртом (лекарство слишком наводящий ответ), мебель — стеклянный шкаф или кушетка... 3. Далее ведущий дает инструкцию отгадывающим: «Каждый из вас может задать по 2 таких вопроса. Сейчас вы выйдете в коридор и в течение 2—3 минут продумайте свои вопросы. Когда будете задавать вопросы, конкретно указывайте, кому именно вы их задаете. После этого каждый из вас будет иметь по одной попытке отгадать профессию».
4. Три человека выходят из класса. Класс быстро загадывает 5. Ведущий приглашает трех человек (отгадывающих), кото 6. Когда все вопросы и ответы произнесены (и записаны 7. Отгадывающие называют свои варианты ответов. Эти от Обсуждение игры (проигрывание). Отдельно обсуждается правильность каждого ответа на ассоциативный вопрос. Если класс не согласен с ответом, можно попросить ученика, давшего такой ответ, дать объяснение. Нередко эти объяснения бывают разумными. Например, в одной игре была загадана профессия «милиционер» и на вопрос «Какого цвета профессия?» был дан ответ: «черно-белая». Оказалось, что школьник имел в виду милицейский жезл. При выявлении неудачных ответов классу предлагается тут же придумать ответы, более соответствующие загаданной профессии. Участвовать в этом может и ведущий, корректируя таким образом представления учеников о профессии. У отгадывающих можно спросить также, какие ответы лучше всего помогли им, а какие, наоборот, ввели в заблуждение. После корректировки ответов можно уточнить, кто же выиграл (возможен и ничейный результат).
Диагностические возможности игры. Игра позволяет выявить эмоциональное отношение к разным профессиям, и, поскольку характер этого отношения сильно влияет на выбор профессии, ведущий получает довольно важную информацию о классе в целом и об отдельных учащихся, так как за один урок в отдельной игре могут принять активное участие многие школьники. Типичные трудности. Бывают случаи, когда отгадывающие входят в класс с неподготовленными вопросами или не успевают придумать варианты ответов. Ведущий должен не помогать играющим, а, наоборот, обострять игру: «Если вы не готовы, то ваша команда проигрывает...» В этом случае школьники поймут, что играют с ними серьезно, и это повысит их интерес как к игре, так и к теме занятия. Перспективы использования игры. В перспективе можно разработать специальный перечень ассоциативных вопросов, помогающих отгадывающим лучше подготовиться, а ведущему лучше организовывать игру и обсуждение в ситуации меньшей неопределенности. Можно также использовать в игре не одну, а две (соревнующиеся) группы отгадывающих. Можно загадывать не только профессии, а конкретные места работы, учебные заведения, образ типичных представителей тех или иных профессий (типичных работников). Специфика игры «Ассоциация» — в ориентации на эмоциональные отношения учащихся, развернутая схема анализа профессии предлагается в игре «Угада'5* профессию». ИГРА «УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ» Цель: знакомство школьников с научной схемой анализа профессий. Условия игры. Игра рассчитана на работу с классом (учащиеся VII — VIII, а также более старших классов). Время на первое проигрывание — 10—15 минут, а на последующие — 7—10. В игре активно используется классная доска, желательно иметь таблицу анализа профессий. Процедура (этапы) игры. Подготовительный этап. На предшествующем занятии или сразу перед игрой школьники должны быть ознакомлены с «формулой профессии». Желательно не только рассказать о «формуле», но и проанализировать с ее помощью несколько профессий вместе с классом. 1. Перед классом вывешивается таблица с «формулой про 2. По желанию выбирается группа из трех человек. 3. Дается общая инструкция: «Сейчас 3 человека выйдут из
4. Отгадывающие выходят из класса, а класс быстро загады 5. Ведущий приглашает отгадывающих, которые наблюдают 6. Каждый отгадывающий выбирает по одному человеку из 7. После этого отгадывающие оценивают все три варианта за 8. Класс оценивает, отгадали они профессию или нет, назвав Обсуждение игры (проигрывание). По каждому пункту схемы анализа профессии ведущий вместе с классом определяет по всем трем вариантам, выписанным на доске, правильные и неправильные ответы. При окончательном подведении итогов игры можно определить и ввести следующий критерий (еще до обсуждения): если общее количество неправильных ответов на доске будет больше десяти, то команда загадавших профессию проигрывает. После этого окончательно определяется победитель. Диагностические возможности игры. Игра позволяет выяснить знания учащихся о конкретной профессии, а также определить уровень овладения схемой анализа профессий. Типичные трудности. Опыт показывает, что учащиеся VII— VIII классов легче отгадывают профессии в игре «Ассоциация», чем в данной игре. Кроме того, «Угадай профессию» — более сложная игра по самой организации. Поэтому если проводить много проигрываний, в которых отгадывающие не найдут ответа, то интерес к игре может снизиться. Если игра получается плохо, больше двух проигрываний лучше не делать, В случае, когда загадана сложная профессия и сам ведущий затрудняется ее охарактеризовать по некоторым пунктам схемы анализа, профессию следует либо заменить, либо анализировать по другим пунктам. Перспективы совершенствования игры. Главная линия развития данной игры состоит в поиске более оптимальной (игровой) схемы анализа профессии. Возможны также некоторые процедурные усовершенствования: заполнение времени на обдумывание стимулирующей музыкой и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|