Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ доступности обеспечения населения лекарственными препаратами на федеральном фармацевтическом рынке




Введение

 

Современная ситуация лекарственного обеспечения населения Российской Федерации остается одной из самых острых социальных проблем, затрагивающая государственные интересы здоровье нации, воспроизводство здоровой рабочей силы, увеличение продолжительности жизни населения и т.д.

В условиях, когда более 70% лекарственных средств, приобретаемых в Российской Федерации, являются медикаментами импортного производства, а отечественные препараты преимущественно производятся из импортных субстанций, возникает высокая зависимость доступности медикаментов для населения Российской Федерации от тенденций развития мирового фармацевтического рынка и колебаний курса валют

Уровень среднедушевых затрат на приобретение лекарственных средств в Российской Федерации составляет около 82 долл. США, что значительно ниже аналогичных показателей развитых стран (в странах Евросоюза этот показатель составляет $220, в США - $300, Японии - $400) При этом происходит снижение численности населения Российской Федерации и растет заболеваемость, что говорит о недостаточной эффективности системы здравоохранения и ее неотъемлемой части - системы лекарственного обеспечения

Целью курсовой работы является обоснование практических рекомендаций по обеспечению населения лекарственными препаратами. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

дан анализ доступности обеспечения населения лекарственными препаратами на федеральном фармацевтическом рынке;

проведен анализ ситуации по обслуживанию населения в системе обеспечения лекарственными препаратами в аптечной сети «Аптекарь»;

обозначены предложения по совершенствованию работы по обеспечению населения лекарственными препаратами.


Анализ доступности обеспечения населения лекарственными препаратами на федеральном фармацевтическом рынке

лекарственный фармацевтический обслуживание население

С 2007 по 2010 гг. объем российского фармацевтического сектора увеличился в 2 раза, по прогнозам к 2020 г. он может вырасти еще в 5 раз. Уже к концу 2010 г. стало ясно, что из-за девальвации рубля увеличение цен на лекарства станет значительным, в связи этим можно допустить, что произойдет еще больший рост затрат на лекарства, но при этом потенциально и существенно ухудшится доступность лекарств для населения. Естественный рост по отдельным позициям, особенно по дорогостоящим препаратам, крайне значительный: за 2-3 года в 25 раз выросла доступность факторов свертывания крови, а за 10 лет - в 60 раз! Однако столь мощный рост не соответствует росту доступности лекарственных средств для населения.

Разбор обстановки с лекарствами проводится неизменно разными группами экспертов, государственными структурами. В связи с этим Формулярный комитет при Президиуме Российской академии медицинских наук определил себе задачу не количественного, а качественного анализа системы обеспечения лекарствами населения в стране.

Главным приоритетом деятельности Формулярного комитета РАМН в последнее десятилетие была Резолюция «О вопросах в области лекарственного обеспечения населения страны». В рамках работы по оптимизации системы лекарственного обеспечения Комитет осуществил экспертизу лекарств для включения их в «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств».

Созданию подобного документа в области лекарственного обеспечения способствует постоянная аналитическая и научная деятельность, изучение зарубежного опыта, консультации со специалистами, представляющими различные медицинские школы и области знаний.

Сегодня государственная аптечная сеть с избытком насыщена лекарственными средствами. Для граждан доступно приобретение любых лекарственных препаратов, многие препараты доступны и бедным слоям населения в связи с наличием большого количества дешевых дженериков.

По государственному реестру зарегистрировано около 7000 наименований отечественных лекарственных средств, зарубежных - около 5500. Понемногу долю рынка медикаментов начинают занимать отечественные препараты. Однако этому препятствует отсутствие у российских фармпроизводителей широкой сети медицинских представителей и навыков в практическом маркетинге. Кроме этого, аптекам значительно выгоднее сбывать более дорогие импортные препараты, именно поэтому при консультировании покупателей чаще всего предлагаются импортные средства.

Финансово доступны лекарственные средства в амбулаторных условиях (когда происходит возмещение затрат на лекарства из средств различных бюджетов) не более чем для 10% жителей - «федеральная льгота» или дополнительное лекарственное обеспечение (не более 2 млн человек), программа «7 нозологий» (40 тыс. человек), «региональная льгота» (7-8 млн человек). Проведенный статистический опрос по России показал, что стоимость сооплаты пациентами-льготниками половины стоимости лекарств - всего 50 руб., т.е. среднестатистический больной готов платить за лекарство по рецепту всего 50 руб. в месяц.

Лекарственное обеспечение в стране почти всецело зависит от импорта - по оценкам экспертов количество отечественных производителей составляет чуть более 20%. Ситуация усиливается сравнительной дешевизной отечественных оригинальных лекарств, тогда как отечественные дженерики по цене не существенно отличаются от западных - обычно на 10-12%.

В программе «Дополнительное лекарственное обеспечение» за предыдущие годы почти 90% государственных денег уходили на счета западных фирм, ситуация в 2010 г. и до настоящего времени - неизвестна. Объем экспорта российских лекарств минимальный менее 7 млн. долларов в год, причем потребителями в основном являются страны СНГ. Бытует мнение, что внушительная часть отечественных препаратов очень низкого качества и неспособна конкурировать с ввозными аналогами (хотя проводимые исследования не выявляют таких различий по аналогам), вместе с тем отечественной промышленностью производится существенный ассортимент «оригинальных», но устаревших препаратов, не имеющих доказательств своей эффективности при применении.

Обстановка в российской фармацевтической промышленности на нынешний день остается весьма сложной, что заставляет заявлять об угрозе национальной безопасности страны касательно значительной зависимости от импорта лекарственных средств, в том числе - жизненно необходимых.

Разнообразными аналитическими и экспертными организациями (в частности, RMBC, ЦМИ «Фармэксперт», DSM) проводится анализ рынка лекарственных средств, ранжируются наиболее успешно продаваемых лекарственных средств (целевая аудитория - в основном фармацевтические компании). Однако отдельно для пациентов исследование рынка жизненно необходимых лекарственных средств и их доступности не проводился. Вместе с тем эта группа лекарственных средств довольно значительна и составляет в настоящее время более 600 международных непатентованных наименований.

По данным за 2010 г., рейтинг лекарственных средств по торговым названиям (Топ 10) по объемам продаж на российском розничном рынке выглядит следующим образом: 1 арбидол; 2 - эссенциале форте; 3 линекс; 4 - ярина; 5 - терафлю; 6 - гексорал; 7 - ксимелин; 8 - мезим форте; 9 - ксеникал; 10 - терпинкод. Определяющими факторами при реализации ЛС являются «традиционная приверженность» (эссенциале, терпинкод) и «активное продвижение» (арбидол, линекс, ксеникал и др.). По-прежнему массово присутствуют препараты с недоказанной клинической эффективностью, которые благодаря рекламной поддержке «оттягивают» финансовые средства граждан (арбидол, предуктал - 12-е место в рейтинге продаж, магне В6 - 14-е место в рейтинге продаж). Например, по сравнению, с 2007 г. рейтинг «покинула» настойка боярышника, но появились препараты с более высоким ценовым уровнем: гептрал, амоксиклав, виферон супп. В целом, в связи с малым количеством дженериков по этим позициям, это говорит о повышении продаж дорогих препаратов в секторе нельготных категорий граждан. Вызывает опасение присутствие в рейтинге рецептурных препаратов (например, пероральных контрацептивов, которые должны отпускаться по рецепту врача, но по прежнему реализуются в нарушении правил рецептурного отпуска).

Данные по 10 наиболее продаваемым лекарственных средств (объемы коммерческих продаж в российских аптеках за 1 квартал 2010 г.) представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Топ 10 лекарственных средств по объемам коммерческих продаж в аптеках за I кв. 2010 г.

I кв. 2010 Позиция в I кв. 2009 Бренд Объем за I кв. 2010, млн. долл. Объем за I кв. 2009, млн. долл. Прирост за год, % Доля в I кв. 2010 г., %
1 1 Арбидол 34,5 18,6 85 2,2
2 2 Терафлю 16,5 12,0 38 1,0
3 7 Линекс 14,9 8,9 67 0,9
4 3 Актовегин 13,9 10,3 35 0,9
5 6 Эссенциале 13,8 9,5 46 0,9
6 4 Витрум 13,0 10,3 27 0,8
7 34 Оциллококцинум 13,0 4,9 164 0,8
8 5 Виагра 12,8 9,7 32 0,8
9 11 Колдрекс 12,2 8,1 50 0,8
10 14 Пенталгин 11,4 7,1 62 0,7

 

Заметим, что ни один из 10 препаратов не имеет отношения к категории жизненно необходимых, почти все они, согласно оценкам Формулярного комитета РАМН, в частности арбидол, актовегин, витрум, эссенциале не имеют доказательств эффективности их применения.

Список брендов лекарственных средств по ценовому объему аптечных продаж в России по итогам 1 квартала 2010 г. возглавил арбидол (2,2%), на втором месте - терафлю (1,0%), на третьем линекс (0,9%). Концентрирует на себе интерес препарат оциллококцинум (противогриппозный гомеопатический препарат) - за 1 год он поднялся в рейтинге с 34-го на 7-е место, объем его реализации увеличился более чем в 2,5 раза. Заметим, что более чем на 50% рейтинг состоит из симптоматических лекарственных средств сезонного спроса. Снижение места виагры в топ-рейтинге относиться за счет появления конкурентов с более доступной ценой.

Сохраняется направленность последних лет: структура потребления изменяется в пользу дорогостоящих лекарственных средств, что нашло отражение в изменении средней стоимости упаковки: в 2010 г. она выросла в аптеках за 1 квартал на 7% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. и составила 55,3 руб. В долларовом выражении цена выросла на 16% до $2,28. При этом индекс цен на лекарственные средства за 3 месяца по отношению к декабрю 2009 г. составил 2,19%, что более чем в 2 раза ниже, чем индекс потребительских цен на товары и услуги.

Высокие темпы увеличения наличия импортеров на российском рынке, в первую очередь, определены значительным ростом спроса на лекарственные средства, входящие в список препаратов по дополнительному льготному обеспечению. Показателен рост продаж некоторых дорогостоящих и ранее малодоступных больным лекарственных средств, вошедших в начале в программу дополнительного льготного обеспечения, а далее, частично - в финансирование лекарств для 7 нозологий: гливек продали на 148% больше, чем в 2007-м. Существенно возросли продажи мабтеры на 250%, эпрекса на 477%, и октаната на 965%.

В разные годы существовало и существует много отдельных «программ» и «подпрограмм», в которых как на федеральном, так и на уровне субъектов, наличествуют позиции лекарственного обеспечения - это программы по вакцинации, обеспечение лекарствами больных с ВИЧ-инфекцией и туберкулезом, сахарным диабетом, раковыми заболеваниями и др. Однако все эти программы существуют самостоятельно друг от друга, не согласовываются, имеют разные организационные формы (например: существует государственная онкологическая программа, где все стремления и финансы сосредоточены на диагностике, а финансирование лекарственной составляющей не обсуждается).

В 2007 г. в стране начала осуществляться «программа дополнительного лекарственного обеспечения» (с 2010 г. - программа обеспечения необходимыми лекарственными средствами ОНЛС), обращенная на снабжение лекарствами льготных категорий граждан. Участниками программы дополнительного лекарственного обеспечения в РФ стали 14,3 млн. чел. - 10% населения страны, доля граждан «выбранных» из совокупного числа «льготников» (прочие 78 млн. человек продолжали получать лекарства в рамках «региональной льготы»). По большому счету, на момент начала программы дополнительного лекарственного обеспечения определились только с одним - это идея монетизации льгот граждан, обладающих правом на социальную поддержку со стороны государства. Все прочее решалось «с колес»: складывалась нормативная база, строился регистр льготников, разрабатывались механизмы поставки лекарств, их перечень и др.

В первый год внедрения программы фармкомпании, государственные структуры и льготные категории граждан изучали механизмы взаимодействия в рамках проекта, налаживали финансовые взаимоотношения. На республиканских или областных уровнях по реализации ФЗ в части «дополнительного льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан» распоряжениями Правительства создавались Координационные Советы по вопросам взаимодействия участников программы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан. В рамках работы Советов утверждались планы работ, составлялись Соглашения между отделениями ПФ РФ и Правительством (республики, округа, области), Территориальным ФОМС, Уполномоченными фармацевтическими организациями и Министерством здравоохранения РФ, которые разграничивали полномочия участников, определяли права и обязанности.

На первом этапе реализации программы (2007 г.) отмечался невысокий уровень потребления лекарственных средств. Планировалось, что лекарственные средства будут оплачиваться после реализации, причем оплата будет поступать на счета фирм-дистрибьюторов через фонды ОМС. Рассрочка или кредитования фирмами-производителями предоставлялся изначально на 6 мес., но затем увеличился в связи с кризисом неплатежей. На сегодняшний день государство еще не полностью расплатилось с производителями, переложив на них «вину» за ошибки в отпуске лекарственных средств - ошибочно выписанные рецепты.

Приобретенный «позитивный» опыт государство трактовало как возможность сокращения бюджета дополнительного лекарственного обеспечения почти вдвое. В рамках предоставления льготным категориям граждан в 2008 г. было отпущено лекарственных средств на 2,84 млрд. долл. США (цены поставки); из них только 1,3 млрд. составили собственные средства программы. Решение проблемы финансирования застопорилось и в начале 2009 г. настал лекарственный кризис. «Жертвами» кризиса стали и чиновники от системы здравоохранения и представители фармбизнеса. В ответ на отказ государства оплачивать льготные рецепты фармпроизводители и дистрибьюторы вынужденно сократили объемы поставок лекарственных средств, вследствие чего, некоторые категории граждан стали получать прописанное лечение с немалым (порой многомесячным опозданием). Кризис данной ситуации был преодолен в декабре 2009 г. после погашения государством основной задолженности перед дистрибьюторами.

Абсолютной заслугой этого масштабного финансового проекта явилось значительное увеличение доступности, для отдельной категории населения страны, ранее недоступных лекарственных средств. Впервые были установлены фиксированные цены на лекарственные средства (вошедшие в Перечень, действующий в рамках программы), впервые лекарственные средства не закупались, а оплачивались после получения их пациентом.

Однако вместе с положительными моментами данного проекта, обнажились и недостатки - провалы в поставках лекарственных средств, задолженность государства перед дистрибьюторами и производителями, отсутствие действенного контроля за выпиской рецептов, рост «бумажной» работы врачей, наличие в Перечне неэффективных препаратов (30-40%), на которые затрачиваются существенные финансовые средства. По оценкам экспертов Общества фармакоэкономических исследований, в 2008 г. до 20% расходов программы дополнительного лечебного обеспечения пришлось на оплату препаратов, не имеющих доказательств эффективности.

Лидеры потребления лекарств - смесь из жизненно важных и второстепенных препаратов. В рамках программы дополнительного лечебного обеспечения (в денежном выражении) «соседствуют» такие препараты как гливек, иммунат, октанат - дорогие, но жизненно необходимые лекарственные средства, так и предуктал (триметазидин), церебролизин, не имеющие убедительных доказательств эффективности. При этом затраты, например на гливек и предуктал, были сопоставимы: на каждый истратили по 2-3% бюджета.

 

Таблица 2. Лидеры продаж ДЛО в I квартале 2009 и 2010 гг.

Москва

Россия

2007 2008 2007 2008
Аримидекс Гемофил М Предуктал Велкейд
Лантус Рекормон Хумулин НПХ Гливек
Кардикет Аримидекс Кардикет Эпрекс
Энап Предуктал Беротек Мабтера
Арифон Гливек Церебролизин Предуктал
Моноприл Лантус Эналаприл Церебролизин
Фликсотид НовоСэвен Моноприл Октанат
Капотен Иммунат Беродуал Н Рекормон
Эналаприл Арифон Мезим форте Гемоктин СДТ
Хумулин НПХ Моноприл Протафан HM пенфилл Бетасерк

 

Анализ данных, приведенных в таблице 2, показывает, что за время исполнения программы произошла смена лидеров. В первом квартале 2009 г. в основном выписывали дешевые массовые лекарственные средства (на них приходился основной объем затраченных средств), то в первом квартале 2010 г. значительная часть денег была направлена на дорогие лекарственные средства для лечения сравнительно редких заболеваний. При этом затраты на дешевые лекарственные средства не изменились, их продолжали выписывать в прежних объемах.

Данная ситуация объясняется двумя факторами. Во-первых, усредненный норматив затрат на лекарственное обеспечение установлен с учетом того, что доля обладающих правом на дополнительное лекарственное обеспечение граждан не воспользуется своей льготой, и средства разделятся согласно принципу «здоровый платит за больного». Однако категория лиц с меньшей потребностью в лекарственных средствах в 2008 г. вышла из программы. И, как следствие, программа лишилась «страхового» характера обеспечения лекарственными средствами.

Во-вторых, наличествующий перечень лекарственных средств достаточно объемный, и дает врачу большую независимость в выборе назначений. В перечень входили различные лекарственные средства: дешевые и дорогие, для лечения распространенных и редких болезней.

Будущность программы дополнительного лечебного обеспечения в России довольно неопределенная. С 2010 г. данная программа начала работать в виде двух подпрограмм - обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) (бюджет на 2010 г. - 27 млрд. руб.) и закупки дорогостоящих препаратов для лечения 7 особо дорогостоящих нозологий (бюджет - 33 млрд. руб. в год на 2010 и 2011 гг.). Централизованные закупки сохранились только по 17 дорогостоящим медикаментам; закупки по ОНЛС осуществляют регионы, куда через систему ОМС перечислены средства из расчета 417 руб. на одного льготника в месяц.

Таким образом, все полномочия по дополнительному лечебному обеспечению 1 января 2008 г. переданы органам исполнительной власти субъектов РФ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...