Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разработка предложений по совершенствованию работы по обеспечению населения лекарственными препаратами




Приведем общие принципы предлагаемой модели лекарственного обеспечения, интегрированного в систему обязательного медицинского страхования:

. Лекарственная помощь, независимо от того, где она оказывается, в амбулаторных условиях или в стационаре, рассматривается как составляющая лечебного процесса, при этом:

. Лекарственное обеспечение стационарной помощи по-прежнему входит в систему обязательного медицинского страхования и финансируется в рамках тарифа на медицинскую помощь.

. Лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях переводится из разряда государственной социальной поддержки в разряд оказания медицинской помощи в рамках ОМС и рассматривается как часть лечебного процесса.

. При необходимости получения ЛС по рецепту врача отпуск производится в рамках утвержденного перечня по расчетной референтной цене.

. Перечень ЛС создается на основании принципов фармакоэкономики и доказательной медицины.

. На препараты перечня рассчитываются референтные цены.

. Определяются противозатратные механизмы:

дифференцированная система сооплаты;

включение органа управления здравоохранением (ОУЗ) в систему взаиморасчетов с аптеками;

контроль над выпиской, отпуском ЛС.

. Система лекарственного обеспечения может быть выстроена как рисковая составляющая в нерисковой модели ОМС.

. Система финансирования:

Смешанная:

Источники финансирования:

) бюджеты различных уровней;

) средства ОМС;

) личные средства граждан;

) взносы работодателей.

Система сооплаты:

. Выписанные ЛС бесплатны для пациентов при условии, что их цена не превышает максимальную, подлежащую компенсации референтную (цену отсечения) или меньше ее;

. Дифференцированный подход: пациенты оплачивают 0%; 25%; 50%; 75% стоимости медикаментов. 0% я оплата должна быть предусмотрена для определенной категории граждан, в которую, на наш взгляд, должны войти: ИОВ, УОВ, инвалиды детства, пациенты с заболеваниями, причисленными к 7 высокозатратным нозологиям, онкобольные, больные диабетом и ряд других категорий (в зависимости от уровня зарплаты) и др.

Работу по совершенствованию лекарственного обеспечения целесообразно разделить на этапы:этап - Выбор модели.

Подготовка нормативной базы.

Информационная подготовка населения, врачей и специалистов.этап - Пилотные проекты (7 субъектов).

Подведение итогов пилотных проектов.

Внесение корректив в принятую модель лекарственного обеспечения.этап - В систему включаются лица, обладающие правом на НСУ.этап - Застрахованными становятся все граждане РФ.

В период подготовки интеграции лекарственного обеспечения в систему ОМС необходимо определиться в следующих вопросах:

об источниках финансирования;

о разрабатываемой модели лекарственного обеспечения;

о необходимой нормативноправовой базе;

о роли страховых компаний;

о выборе модели ценообразования;

об уровне сооплаты населения;

о мотивировании врачей;

Кроме того, в подготовительный период необходимо осуществить:

проведение разъяснительной работы среди врачей и населения. Врачей и население необходимо подготовить к реализации нового проекта, чтобы не вызвать социального недовольства;

разработку единой информационной системы, позволяющей обеспечить мониторинг и контроль над ситуацией;

выбор пилотных регионов. Для получения объективной картины необходимо в качестве пилотных регионов выбрать по одному в каждом федеральном округе. В пилотном режиме новая модель должна действовать в течение полугода, после чего результаты должны быть обсуждены и откорректированы.

При интеграции лекарственного обеспечения в систему ОМС необходимы изменения в нормативно-правовой базе, подразумевающие:

пересмотр Федерального закона от 28.06.1991 №14991 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

подготовку Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке работы в новых условиях» и приказа Минздравсоцразвития России;

внесение изменений:

в Федеральный закон от 22.08.2004 №122ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

в Федеральный закон от 17.07.1999 №178ФЗ «О государственной социальной помощи»;

в Федеральный закон от 18.10.2007 №230ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»;

подготовку Постановления Правительства Российской Федерации о системе ценообразования;

пересмотр Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»;

внесение изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. №864 «О порядке финансирования в 2007 году расходов на дополнительную оплату первичной медико-санитарной помощи, оказанной амбулаторно-поликлиническими учреждениями работающим гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, за счет средств, перечисленных Фонду социального страхования Российской Федерации из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования»;

в соответствующие приказы Минздравсоцразвития России;

Предлагаем модель лекарственного обеспечения с участием страховых компаний. Необходимо остановиться на особенностях модели лекарственного обеспечения, включающей страховую компанию.

Участие страховой компании в системе лекарственного обеспечения решает следующие вопросы:

Обеспечение эффективной системы финансирования и управления рисками.

Обеспечение возможности взаимной компенсации колебаний убыточности по отдельным субъектам Российской Федерации, создание в системе лекарственного обеспечения «быстродоступных» резервов на уровне страховых компаний (СК), возможность использования дополнительных резервов СК для покрытия временных колебаний убыточности.

Создание механизма конкурентного снижения цен в рамках системы лекарственного обеспечения.

Поскольку СК берут на себя часть расходов по оплате отпущенных ЛС, то они обеспечат максимально возможное снижение цен на ЛС путем рыночного взаимодействия с фармацевтическими организациями.

Проведение СК эффективной экспертизы отпущенных ЛС. При этом СК имеют необходимые резервы для проведения экспертизы и заинтересованы в ее проведении наиболее эффективным образом, поскольку отвечают за ошибки собственными средствами.

Диверсификация функций и большая заменяемость рыночных участников системы лекарственного обеспечения.

СК могут взять на себя часть функций по организации работы с локальными фармацевтическими организациями и аптечными учреждениями, что снизит зависимость системы лекарственного обеспечения от фармацевтических организаций федерального уровня снабжения и позволит обеспечить участие в ней только наиболее эффективных партнеров. В свою очередь, СК, осуществляющие финансовое и информационное взаимодействие, тоже могут быть заменены без серьезных последствий для системы лекарственного обеспечения, что также позволит обеспечить участие в системе только наиболее эффективных рыночных субъектов.

Защита интересов граждан, имеющих право на лекарственное обеспечение. СК смогут обеспечить эффективную защиту интересов граждан, поскольку они несут ответственность за обеспечение застрахованных ЛС и имеют право на основании действующего законодательства подавать иски о возмещении ущерба в случае причинения вреда застрахованным.

Кроме этого, есть и системные преимущества участия СК в лекарственном обеспечении:

Преимущества рыночных отношений:

рыночное определение стоимости услуг по учету, контролю и проведению экспертизы;

возможность замены элемента системы, осуществляющего учет, контроль и независимую экспертизу путем привлечения другой СК;

наличие сильной финансовой мотивации;

возможность использования более высокого кадрового потенциала.

Включение в систему высокомотивированного элемента, интересы которого полностью совпадают с интересами государства:

обеспечение эффективного контроля над использованием финансовых ресурсов в рамках системы лекарственного обеспечения;

возможность использования СК как эффективного инструмента отбора фармацевтических поставщиков и обеспечение снижения цен на ЛС в рамках системы за счет рыночной конкуренции.

Передача избыточных функций от государственных учреждений и органов власти:

осуществление лекарственного обеспечения без увеличения численности служащих государственных учреждений и органов власти;

повышение общей эффективности системы лекарственного обеспечения за счет сокращения избыточных функций государственных учреждений и органов власти.

Обеспечение большей финансовой гибкости и эффективности системы:

возможность компенсации пиковых колебаний убыточности системы за счет других рисков, принимаемых СК на страхование;

возможность межвременной компенсации колебаний убыточности системы за счет сформированных СК резервов;

расширение лимитов финансирования системы за счет дополнительных обязательств, принимаемых СК (рисковая составляющая).

Дополнительные преимущества участия страховых компаний:

Использование существующей инфраструктуры СК:

сокращение части затрат в рамках системы лекарственного обеспечения за счет параллельного использования инфраструктуры СК в рамках данной системы и других линий бизнеса;

более быстрое создание работоспособной инфраструктуры системы по осуществлению учета, контроля использования средств и проведения медицинской экспертизы.

При этом СК принимают на себя следующие риски:

риски, связанные с неэффективным проведением экспертизы назначения и отпуска ЛС;

риски временных и территориальных колебаний убыточности;

риск неправильной оценки стоимости и объемов потребляемых ЛС;

риски, связанные с отпуском ЛС, назначенных с нарушением стандартов или не соответствующих диагнозу.

Одной из проблем интеграции системы лекарственного обеспечения в систему ОМС является участие в настоящий момент в системе лекарственного обеспечения специализированных учреждений, не включенных в систему ОМС.

Компанией РОСНО предложены еще три модели лекарственного обеспечения, где в качестве провайдеров выступают лечебно-профилактические учреждения:

Добровольное лекарственное страхование (ДЛС):

. Страховые взносы страхователей на добровольное лекарственное страхование.

. Рецепт на ЛС по программе добровольного лекарственного страхования.

. Оплата пациентом части стоимости лекарств по рецепту.

. Предоставление документов о затратах на ЛС.

. Полная или частичная компенсация затрат в соответствии с программой страхования.

Таким образом, в одной модели в качестве провайдера выступает аптека, а в другой лечебно-профилактическое учреждение. Возможен и третий вариант, где эту роль могут выполнять органы управления здравоохранением.

 

 


Заключение

 

Обеспечение доступности лекарств является одной из основных функций государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств. Доступность лекарств - это реализация возможности удовлетворить потребности всех пациентов (включая социально незащищенные группы населения) в соответствии с терапевтическими показаниями.

Доступность лекарственных средств включает в себя прежде всего экономическую доступность (реализуемую через ценовое регулирование и компенсации затрат населения на лекарства).

В большинстве стран действуют развитые системы социального страхования, за счет которых и происходит компенсация затрат населения на медицинскую помощь (включая лекарственное обеспечение). При этом следует отметить, что в ряде стран действие системы социального страхования направлено на все население (Франция, Германия, Великобритания и др.), а не на отдельные категории граждан.

В связи с широким развитием систем социального обеспечения в развитых государствах расходы на медицинскую помощь значительно выросли. В то же время бюджеты развивающихся стран не позволяют реализовать в этих государствах аналогичные системы. Поэтому ценовое регулирование обращения лекарственных средств, которое распространяется, главным образом, на системы страховой медицины (компенсаторные системы), остается предметом бурных обсуждений, т.к. оптимальная модель процесса регулирования цен на лекарственные средства пока не найдена.

 


Список литературы

 

1. Газета «Фармацевтический вестник» №35 (482) за 2008 г.

. Газета «Фармацевтический вестник» №1 (533) за 2009 г.

. Газета «Фармацевтический вестник» №8 (540) за 2010 г.

. Журнал «Здравоохранение» №2 за 2009 г.

. Журнал «Здравоохранение» №12 за 2010 г.

. Журнал «Провизор» №11 за 2010 г.

. Новая аптека (журнал). Электронная версия: http://www.novap.ru/.

. Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21.11.2005 №5658ВС «Об организации дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих в сельской местности».

. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.09.2010 №805н «Об утверждении минимального ассортимента лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи».

. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 05.11.1997 №318 «Об утверждении Инструкции о порядке хранения и обращения в фармацевтических (аптечных) организациях с лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, обладающими огнеопасными и взрывоопасными свойствами».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...