Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономические блага и их классификация.




Ответы к экзамену по Микроэкономике.

Предмет, метод и функции экономической теории.

 

В развитой рыночной экономике субъект, выполняющий экономические функции, называется экономическим субъектом. К экономическим субъектам относятся функционирующие фирмы и предприятия всех размеров, государство, различные фонды, объединения, ассоциации и прочие функциональные образования, семья и отдельный человек.

Функциональная деятельность экономических субъектов направлена на решение трех основных задач воспроизводства:

1. Какие из конкурирующих товаров и услуг должны быть произведены, в каком количестве и какого качества.

2. Как производить товары в нужном количестве и соответствующего качества.

3. Для кого производить.

 

В процессе решения основных задач между экономическими субъектами складываются определенные отношения по поводу производства, обмена и потребления производимых благ и услуг. Эта совокупность экономических связей и отношений в их взаимозависимости и взаимообусловленности является предметом изучения экономической теории.

На современном этапе под экономической теорией чаще всего понимают науку, изучающую принципы выбора путей использования ограниченных ресурсов в условиях рыночного хозяйства, основанного на разных формах собственности.

 

Основным методом исследования в экономической теории является диалектика – метод познания сложных систем. Чтобы изучить предмет, необходимо разложить его на составные части и исследовать каждую. Изучение каждой части единого целого называется анализом. Соединение всех изученных составных частей предмета в единое целое в соответствии с тем значением и положением, которое они имеют в данной структуре, называется синтезом. Анализ и синтез как части диалектического метода базируется на использовании научных абстракций.

Метод научных абстракций позволяет изучить и исследовать в процессе анализа часть предмета, не принимая во внимание другие его составляющие. В процессе синтеза научные абстракции позволяют выделить все существенное, прочное, устойчивое и обойти единичное, случайное, несущественное. В результате анализа и синтеза в исследуемом экономическом явлении с использованием метода научных абстракций выделяются наиболее существенные и характерные особенности предмета, его количественные и качественные специфические параметры.

Одним из важнейших методов исследования, используемых экономистами, является моделирование экономических явлений и процессов. Экономическая модель – а) это упрощенное изображение экономической действительности, позволяющее выделить наиболее главное в сжатой, компактной форме; б) сконструированный образ, описанный по определенным правилам и на определенном языке. Она отражает конкретные, специфические стороны и свойства экономической системы, взаимодействие, противостояние, взаимодействие и нейтральность ее составных частей.

Использование моделей позволяет получить достоверные прогнозы и реалистические оценки при отсутствии полного объема данных или в условиях, когда проведение контролируемых опытов является сложным и дорогостоящим делом, а также при наличии огромного количества внешних факторов, которые нельзя контролировать.

Функции экономической теории:

1. познавательная – изучение сущности экономических явлений, процессов;

2. теоретико-методическая – выявление общих принципов поведения экономических субъектов и применение этих принципов при изучении проблем другими экономическими дисциплинами;

3. практическая – использование полученных знаний в управлении деятельностью экономических субъектов и национальной экономикой в целом.

 

История развития экономической теории.

История возникновения и развития экономической науки очень интересна, она изобилует многочисленными драматическими событиями, научными революциями и периодами затишья. Интерес к экономическим проблемам возник ещѐ в древних обществах Месопотамии, Индии, Китая, Египта, Греции, Рима. Представления древних обществ об экономическом устройстве были составной частью различных религиозных или философских систем. Уже в Библии вы найдѐте правила хозяйственной жизни древнего общества, понятия справедливости, собственности, принципы распределения произведѐнного продукта. О том, что такое стоимость и от чего она зависит, вы можете прочитать в произведениях древнегреческого философа Аристотеля. Вместе с тем, как наука экономика оформилась сравнительно поздно, где-то на рубеже 17-18 веков. Это произошло в период, когда в Европе возник и бурно развивался капитализм.

Важнейшие школы Период развития Крупнейшие представители Основные труды
Меркантилизм 16 – 18вв. Томас Ман (1571-1641) "Богатство Англии во внешней торговле" (1664)
Физиократы 18вв. Франсуа Кенэ (1694-1774) "Экологическая таблица" (1758)
Классическая политическая экономика конец 18 – первая пол. 19вв. Адам Смит (1723-1790) "Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776)
Марксизм 2-я пол. 19 – 20вв. Карл Маркс (1818-1883) Капитал (1867)
Неоклассическая экономическая теория конец 19 – 20вв. Альфред Маршалл (1842-1924) "Принципы экономической теории" (1890)
Кейнсианство 20 – начало 21вв. Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) "Общая теория занятости, процента и денег" (1936)
Институционализм 20 – начало 21вв. Джон Кеннет Гелбрейт (р. 1908) "Новое индустриальное общество" (1961)
Монетаризм 20 – начало 21вв. Милтон Фридмен (р. 1912) "Капитализм и свобода" (1962)

Ресурсы и потребности.

 

Глубинный источник всех экономических проблем кроется в относительной ограниченности (редкости) имеющихся в распоряжении человека (и общества) ресурсов, с одной стороны, и в неограниченности постоянно возникающих потребностей – с другой.

Ресурсы представляют собой совокупность всех материальных благ и услуг, используемых человеком для производства необходимой ему продукции.

Все ресурсы можно разделить условно на два класса – свободные и экономические.

Экономические ресурсы (их также называют факторами производства) традиционно подразделяются на следующие составляющие:

o трудовые ресурсы, или труд;

o инвестиционные ресурсы, или капитал;

o природные ресурсы, или земля;

o предпринимательский талант, или предпринимательские способности;

o информация;

o знания, или управленческие способности.

 

Потребности можно определить как объективную нужду человека или группы людей в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и т.п.

В своей совокупности человеческие потребности безграничны, хотя потребность в каком-то отдельном благе может иметь свой физиологический предел.

Широкую известность получила теория иерархии нужд (потребностей), разработанная американским психологом Абдрахомом Маслоу. Иерархическая теория Маслоу вводит следующие пять основных категорий потребностей.

1) Физиологические потребности.

2) Потребность в безопасности.

3) Потребность социальная.

4) Потребность в самоутверждении.

5) Потребность в самоактуализации.

 

Экономические блага и их классификация.

Объектами хозяйственного развития являются экономические блага. Благом вообще называют средства, которые прямо или косвенно удовлетворяют потребности человека. Великое множество благ условно делят на две большие группы:

1) блага, которые являются результатом хозяйственной деятельности людей (экономические блага);

2) блага, созданные природой (леса, вода, воздух и т.д.) (свободные блага).

С точки зрения вещественного содержания, экономические блага делятся на материальные и нематериальные.

Материальные блага – продукты которые можно осязать (пощупать).

Нематериальны блага представлены услугами, а также такими условиями жизни, как здоровье, способности человека, деловые качества и т.д. Существует множество видов услуг. Условно их делят на:

1) коммуникационные;

2) распределительные;

3) деловые;

4) общественные;

5) социальные.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...