Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Производство: возможности развития и ограничения.




Основой развития экономического субъекта в частности и нации в целом является процесс воспроизводства материальных и нематериальных благ и услуг. Вся их совокупность удовлетворяет потребности субъекта, которые в самом абстрактном виде можно классифицировать на материальные (потребности в пище, одежде, жилище), социальные (потребности в здравоохранении и в получении знаний, опыта) и духовные (развитие качественных параметров личности в направлении сохранения человека как одухотворенного существа).

Производство конкретных благ и услуг означает отказ от производства остальных, альтернативных благ. Выбирая, общество вынуждено от чего-то отказаться, чем-то поступиться, т.е. принести некую жертву, что бы получить желаемый результат.

Количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара, называется альтернативными издержками, или издержками упущенных возможностей. Так же их называют временными (скрытыми) издержками.

Возрастание альтернативных издержек предопределяет выпуклый характер стандартной кривой производственных возможностей и иногда называется принципом (законом) возрастания альтернативных издержек.

Производство продукции, соответствующее любой точке на кривой производственных возможностей, является эффективно функционирующим.

Экономическая эффективность - это такое состояние рынка, при котором никто не может улучшить свое положение, не ухудшая положения хотя бы одного из участников.

6. Экономическая система: содержание и виды.

Экономическая система в самом общем виде представляет собой совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих экономическую структуру общества.

Для классификации разнообразных систем используют два основных критерия:

- преобладающая форма собственности на средства производства;

- способ координации и управления экономической деятельностью.

С большой долей условности можно выделить модель традиционной, командной и рыночной экономики.

Традиционная (натуральная) форма хозяйства – это такая форма хозяйствования, в которой производство материальных благ и услуг осуществляется для собственного потребления, для потребления внутри отдельной хозяйственной единицы. Решение основных экономических вопросов осуществляется на основе традицией и обычаев.

Рыночная (товарная) экономическая система- форма хозяйствования, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов. Это экономика, в которой только решения самих покупателей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения.

Командная экономическая система основывается в противоположность рыночной экономике преимущественно на общественной (государственной) собственности на средства производства.

Собственность как основа экономической системы.

Основой производственных, экономических отношений являются отношения собственности, характер которых определяют содержание всех производственных отношений экономической системы и их воздействие на производственные силы.

Традиционно полный пучок прав собственности состоит из 11 элементов:

1) право владения, т.е. право исключительного физического контроля над благом, ресурсом, фактором;

2) право использования (пользования), т.е. право применения, реализации полезных свойств блага, ресурса, фактора;

3) право управления, т.е. право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ;

 

4) право на доход, т.е. право обладать результатами от использования благ, ресурса, фактора;

5) суверенное право отчуждать, потреблять, изменять или уничтожать благо, ресурс, фактор;

6) право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприации благ, факторов, ресурсов и от вреда со стороны внешней среды;

7) право на передачу благ в наследство;

8) право на бессрочность обладания благом;

9) запрет на использование способов, наносящих вред внешней среде;

10) право на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность взыскания благ или его эквивалента в уплату долга;

11) право на остаточный характер, т.е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий.

 

Функции рынка и его виды.

 

Рынок – это совокупность отношений товарного обмена.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях.

Основные функции рынка:

ü интегрирующая;

ü регулирующая;

ü стимулирующая;

ü информационная;

ü посредническая;

ü ценообразующая;

ü санирующая.

 

Интегрирующая функция состоит в соединение сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами.

Регулирующую функ­цию рынок осуществляет оперативным реагированием на изменения спроса и предложения. Колебание спроса и предло­жения оказывает немедленное воздействие на цены.

Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании НТП и на его основе – интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики.

Информационная функция рынка воплощена в ценах. Состояние и динамика рыночных цен позволяют исследовать и прогнозировать рыночную конъюнктуру, в конкретный период времени.

Посредническая функция рынка позволяет экономически обособ­ленным производителям в условиях общественного разделения тру­да совершать взаимовыгодный обмен результатами своей деятель­ности.

Ценообразующая функция рынка обеспечивает признание общественно необходимых затрат, только их согласен оплатить по­купатель. Рынок как бы усредняет индивидуальные материальные и трудовые затраты, воплощенные в продуктах и услугах одного на­значения.

Рынок выполняет санирующую функцию, очищая общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц с помощью конкуренции.

Рынки классифицируются по объектам купли-продажи, типу конкуренции, территориальному признаку.

Соответственно объектам купли-продажи выделяют рынок то­варов, услуг и информации, рынок капиталов и рынок труда.

Рынок товаров, услуг и информации включает в себя потребитель­ский рынок (рынок предметов потребления) и рынок средств про­изводства. Целевое назначение рынка потребительских товаров состоит в достижении равновесия между спросом и его товарным покрытием. Рынок услуг – совокупность купли-продажи услуг об­разования, здравоохранения, общественного питания и др. В условиях вовлечения в производственный про­цесс научно-технических достижений возрастает значение рынка информации. Поставщиками информации выступают академичес­кие институты и учебные заведения, научно технические общества. Рынок средств производства представлен в виде отраслевых рынков:

· машин и оборудования;

· объектов промышленного строительства;

· топлива и минерального сырья;

· сельскохозяйственного сырья, лесных материалов;

· научно-технических знаний.

Рынок капиталов состоит из рынка денег и рынка ценных бу­маг. Функционирование денежного рынка обеспечивается посред­ством банков и других организаций (страховых компаний, различ­ных фондов), способных аккумулировать свободные денежные средства и превращать их в кредиты для обеспечения инвестиционного процесса. Инвес­тиции способ­ствуют экономическому росту.

Непосредственное отношение к денежному рынку имеет рынок ценных бумаг. Ценные бумаги – кредитно-долговые обязательства продавца бумаг перед покупателем. Основные виды ценных бумаг – это акции и облигации. Все остальные (векселя, опционы, варран­ты, фьючерсные контракты и др.) – производные от основных.

В систему рынков факторов производства входит рынок труда. На бирже труда осуществляется купля-продажа рабочей силы. Важнейшей функцией биржи труда является выполнение посреднических операций меж­ду предпринимателями и рабочими. Биржи труда ока­зывают материальную поддержку в случае вынужденной безрабо­тицы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости применитель­но к тем или иным профессиям и регионам.

Рынок обеспечивает эффективное распределение ресурсов, смягчающее проблему ограниченности ресурсов, позволяет предприятиям успешно функционировать при наличии весьма ограниченной информации, обеспечивает гибкость и высокую адаптивность к быстро меняющимся условиям.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...