Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ отчета о прибылях и убытках

 

Оценку динамики и структуры показателей прибыли можно сделать применив горизонтальный и вертикальный анализ. Для начала составим аналогичную таблицу анализу баланса (Приложение 2). исходя из этой таблицы сделаем следующие выводы используя горизонтальный анализ:

Выручка на конец года увеличилась по сравнению с началом года на 42941 тыс.руб. это 29,75%. Себестоимость проданных товаров на конец отчетного года составило 137310 тыс.руб. отклонение от начало года в абсолютных величинах составило 63162 тыс. руб., это 43,73%.

Прибыль от продаж к концу года снизилась на 20221 тыс. руб. это 14,01%. Прибыль до налогообложения снизилась на 21471 тыс.руб. по сравнению с началом года, в основном на снижении прибыли повлияли Внереализационные и операционные расходы увеличились на 1,49 и 21,34 соответственно.

Чистая прибыль уменьшилась к концу года на 21471 (14,87).

Выводы по вертикальному анализу аналитической таблицы формы № 2 Отчета о прибылях и убытках:

Удельный вес себестоимости проданных товаров, работ и услуг на начало года составило 73,12, а на конец 95,12. По отношению к выручке удельный вес прибыли от продаж снизился на 14,01%. Внереализационные расходы по отношению к выручке на конец года составило 1,49%, а операционных расходов – 21,34%.

Чистая прибыль по отношению к выручке составила -14,87%.

 


Факторный анализ прибыли

 

Для оценки факторов, влияющих на формирование прибыли от продажи определим влияние этих факторов, используя следующие формулы:

Индекс 1 – отчетный период, индекс 0 – предыдущий отчетный период

1.Влияние изменения выручки от продаж на прибыль от продаж

∆П1 = П0*IВ1, где П0,1- прибыль от продаж; IВ- индекс выручки

 

IВ = В10 = 144351/101410 = 1,42

∆П1= 27262*1,42-7041 = 31671

 

2. Влияние изменения уровня себестоимости на прибыль от продаж

 

∆П2 = С0*IВ1, где С0,1- себестоимость

∆П2 = 74148*1,42-137310 =-32019

 

3. Влияние изменения уровня управленческих расходов на прибыль от продаж

 

∆П3 = УР0*IВР1, где УР0,1 – управленческие расходы

∆П3 =0

 

4. Влияние изменения уровня коммерческих расходов на прибыль от продаж

 

∆П4 = КР0*IВР1, где Кр0,1 – коммерческие расходы

∆П4 =0

 

Сумма всех факторных отклонений дает общее изменение прибыли от продаж за анализируемый период.

 

DПр=DПр1 + DПр2 + + DПр3 + DПр4.

DПр=31671 -32019 = -348

 

Приведем методику расчета факторных влияний на прибыль от продажи с учетом инфляции:

(Вр усл. =90% от Вр1; С усл.п.=82% от Сп 1)

· Влияние на прибыль изменения отпускных цен на реализацию

 

DПр1=Вр1-Вр усл.

 

Вр1 –выручка отчетного года

Вр усл – выручка от продажи в отчетном периоде в ценах на продукцию предыдущего периода

DПр1=144351 – 129915,9 =-14435,1

· Влияние на прибыль изменения отпускных цен на сырье, материалы и.т.д

 

DПр 2=С усл.п. -Сп 1

 

С усл.п - условная полная себестоимость продукции с учетом инфляционных цен

Сп 1 – полная себестоимость отчетного года

DПр 2=112594,2 – 137310 = -24715,8

· Влияние на прибыль изменение объема продажи продукции в оценке по базисной себестоимости.

 

DПр3=Пр0*Iс – Пр0

 

Пр0 – прибыль прошлого периода

Iсусл./С0

Iс=112594,2/74148 = 1,51

DПр3= 27262*1,51-27262 = 13631

· Влияние изменения объема продажи продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции

 

DПр4=Пр0*Iк – Пр0* Iс

 

Iк – индекс изменения объема продаж продукции в оценке по отпускным ценам.

 

Iк =Врусл/Вр0

 

Iк =129915,9/101410=1,2

DПр4=27262*1,2 – 27262*1,51 = 32714,4 – 41165,62 = -8451,22

· Влияние на прибыль изменения себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции

 

DПр60* Iк – С/с усл.

 

DПр6=74148*1,2-112594,2 = -23616,6

Таким образом, на прибыль от продаж больше влияет себестоимость товаров, продукции, работ и услуг.

Определение коэффициентов рентабельности

Экономическая эффективность работы организации характеризуется относительными показателями – системой показателей рентабельности, или прибыльности (доходности) организации.

Рассчитаем коэффициенты рентабельности по данным ООО «Трубопроводмонтаж».

 


 

Наименование показателя Формула расчета Результат (%)
1.Рентабельность реализованной продукции Прпр/с/с нач 36,7 кон 5,1
2. Рентабельность производства Прбух/ОС+МПЗ нач.1,63 кон.0,26
3. Рентабельность имущества Прбух/ср.год.стоимость имущества нач.0,63 кон.0,08
4. Рентабельность оборотных средств Прбух/ср.стоимость ОА нач.1,58 кон.0,19
5. Рентабельность внеоборотных активов Прбух/ср.стоимость ВА нач.1,05 кон.0,14
6. Рентабельность чистого оборотного капитала ЧОК=ОА-КО Прбух/ЧОК нач.58,3 кон. -0,88
7. Рентабельность собственного капитала ЧП/СК нач.1,03 кон. 0,17
8. Рентабельность инвестиций ЧП/Инвестиции нач.1,03 кон. 0,17
9. Рентабельность продаж 1 Прпр/Врпр нач.0,27 кон. 0,05
10. Рентабельность продаж 2 Прбух/Врпр нач.0,27 кон. 0,05
11. Рентабельность чистой прибыли Прпр- прибыль от продаж Прбух – бухгалтерская прибыль (до налогообложения) Врпр- выручка от продаж с/с – себестоимость продукции ОС – основные средства МПЗ – материально – производственные запасы ОА – оборотные активы ВА – внеоборотные активы ЧОК – чистый оборотный капитал КО – краткосрочные обязательства ЧП – чистая прибыль СК – собственный капитал   ЧП/ Врпр нач.0,27 кон. 0,05

 

Анализ таблицы показывает, что рентабельность деятельности предприятия упала за счет сокращения величин чистой прибыли, ухудшения использования оборотных и внеоборотных средств и других факторов.

Факторный анализ рентабельности

Анализ рентабельности завершается факторным анализом, который позволяет определить резервы роста рентабельности предприятия. При этом можно использовать двух-, трехфакторную модель рентабельности.

Факторный анализ предполагает выявление количественного влияния каждого фактора на показатель.

Предварительно для факторного анализа вычисляют условную рентабельность.

 

Rусл.=Вр1- с/с0/Вр1, где

 

Вр1 – выручка от продаж за отчетный год,

с/с0 – себестоимость продукции за аналогичный период предыдущего периода.

На нашем предприятии Rусл.=0,48%

1) Найдем влияние изменения фактора объема продаж на уровень рентабельности

 

Rпр=Rпр1 - Rусл

Rпр=-0,43%

 

2) Влияние изменения себестоимости на рентабельность

 

Rс/с= Rпр1 – R0

Rс/с=-0,21%

 

3) Влияние изменения коммерческих расходов на рентабельность

 

Rк.р = Rпр1 – R0

Rк.р.=-0,21%

 

Двухфакторная модель экономической рентабельности

 

R=

 

R = 5622/42859*100%=5622/144351*(144351/42859)*100=13,1% Трехфакторная модель экономической рентабельности

 

R =

 

R=5622/42859*100=((5622/144351)/(42859/144351)*100) = (5622/144351)/ (25697/144351 + 17162/144351)*100 = 13,1%

где

П- прибыль до налогообложения;

ВА - всего активов;

ВР – выручка от реализации;

ВНА – внеоборотные активы;

ОА – оборотные активы.

Факторный анализ рентабельности собственного капитала

Проведем факторный анализ рентабельности собственного капитала.

На рентабельность собственного капитала влияют как факторы хозяйственной деятельности, так и факторы, связанные с финансовой деятельностью организации. Первые находятся в сфере управления производственно – хозяйственной деятельностью, остальные – в сфере в сфере финансовой деятельности.

Для анализа факторов изменения рентабельности собственного капитала наибольшее распространение получила факторная модель, получившая название формулы Дюпона. В общем случае представим рентабельность собственного капитала в виде формулы

 

,

 

Исходные данные для анализа рентабельности собственного капитала

 

Показатели Отчетный период Базовый период Отклонения
Рентабельность продукции, % 5,1 36,7 31,6
Оборачиваемость активов Каоб=В/А 2,06 2,3 0,24
Коэффициент финансовой зависимости Кф=СК+ЗК/СК 1,5 1,15 -0,35
Рентабельность собственного капитала 1,03 0,17 -0,86

 

Определяем изменение рентабельности в результате воздействия следующих факторов:

· Снижения коэффициента финансовой зависимости:

∆Rф=∆Kф*∆Rnа.об=-0,35*5,1*2,06=-3,67

· Роста рентабельности продаж:

· Увеличение оборачиваемости активов:

Общее изменение рентабельности собственного капитала:

%

 

Маржинальный анализ

 

Для начала проведем расчет порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости организации.

 

Показатели Базовый период Отчетный период Изменения (+,-)
Выручка от продажи продукции (работ, услуг), тыс. руб. 101410 144351  
Прибыль от продаж, тыс. руб. 27262 7041  
Переменные затраты, тыс. руб. 74148 137310  
Постоянные затраты, тыс. руб. - -  
Суммарные затраты, тыс. руб. 74148 137310  
Маржинальный доход, тыс. руб. 27262 7041  
Доля маржинального дохода в выручке, % 26,88 4,88 -22
Порог рентабельности, тыс. руб. - -  
Запас финансовой устойчивости: a) в сумме, тыс. руб. b) в %     101410 100     144351 100     42941

 

На предприятии ООО «Трубопроводмонтаж» в отчете о прибылях и убытках нет данных о постоянных расходах (управленческие расходы = 0 и коммерческие расходы = 0). Таким образом, мы не сможем рассчитать точку безубыточности, так как при определении порога рентабельности необходимо постоянные расходы разделить на переменные.

Выручка предприятия за базовый период 101410, а за отчетный – 144351. Маржинальный доход на начало периода составил 27262 и доля в выручке составляет 26,88%, на конец – 7041 (4,88%).

 


Заключение

 

Таким образом, финансовое состояние - это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Однако цель анализа состоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но еще и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу, дает возможность выявления наиболее важных аспектов и наиболее слабых позиций в финансовом состоянии именно на данном предприятии. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния конкретного предприятия в конкретный период его деятельности.

В заключение анализа финансового состояния необходимо обобщить все результаты анализа и сделать более точный диагноз финансового состояния, а также его прогноз на перспективу развития и выживания предприятия.

Подводя итог всему написанному можно сделать следующие выводы о финансово-экономической деятельности предприятия: конечный финансовый результат зависит от многих факторов и показателей, некоторые из них влияют на прибыль отрицательно. На сегодняшний день ООО «ТРУБОПРОВОДМОНТАЖ» находится в неустойчивом финансовом положении, чему виной – неправильное ведение финансовой политики руководством предприятия.

Исходя из табличных данных, видно, что заметно увеличилась величина как пассивов, так и активов предприятия. Однако наблюдается снижение доли оборотных активов и источников собственных средств в структуре баланса, несмотря на их незначительное увеличение. Все более возрастающая доля заемного капитала над собственным порождает ситуацию увеличения финансового риска, что делает положение ООО «ТРУБОПРОВОДМОНТАЖ» еще более шатким.

При этом произошло сокращение прибыли, т.е. увеличение убытков предприятия, размер которых занял угрожающее положение. Эта ситуация явилась следствием увеличения производственной себестоимости производимой продукции и расходов на реализацию, что подорвало спрос на товары у потребителя.

Также можно отметить снижение показателей обеспеченности по предприятию, показателей рентабельности и уменьшение степени мобильности активов.

Необходимо увеличить долю собственных источников финансирования за счет создания новых фондов накопления, создания и выявления резервов (при повышении величины прибыли) с целью превышения собственного капитала над величиной заемного, т.е. снижения размера финансового риска.

ООО «ТРУБОПРОВОДМОНТАЖ» необходимо произвести обновление, реструктуризацию или модернизацию производственных фондов (машин, оборудования и т.д.), по мере возможностей и всего производственного процесса в целом. Также возможно, хотя это потребует дополнительных расходов и увеличит срок окупаемости вложений, освоение новых видов продукции или совершенствование старых.


Список использованной литературы

1. Курс лекций по дисциплине Финансы организации.

2.Финансовый менеджмент. Учебник / под. ред. А.М. Ковалевой. – М.: ИНФРА-М, 2004

3. Практикум по финансам предприятий, М. 2002, с 34

4.Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999 г. – 254с.

5. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, М.-2005г с. 359

6. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: «Бухгалтерский учет», 1998 г. – 235с.

7. Астринский Д. Экономический анализ финансового положения предприятия // Экономист. – 2000. - №12. – С.53-59

8. Анализ финансовой отчетности. Учеб. Пособие под ред. Ефимовой О.М. и Меликова М.В. Москва, 2004 г.

9. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. Москва: Инфра-М. 2000 г.

10. Шишкин А.К., Вартанян С.С., Микрюков В.А. Бухгалтерский учет и финансовый анализ на коммерческих предприятиях. Москва: Инфра-М, 2001 г

 


[1] Курс лекций по дисциплине Финансы организации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...