Лекция № 13. Типология политических систем
Группировка объектов возможна в формах типологизации, классификации, таксономии. Типологизация есть метод поиска критериев распределения объектов по группам, ее результат – типология как однородная группировка объектов. Существуют две формы типологии: теоретическая (строится на основе абстрактных признаков, идеальное построение) и эмпирическая (основана на фактическом материале, конкретизации свойств объектов). Классификация – использование формальных методов разбивки объектов на группы. Таксономия – простая форма распределения по группам на основе внешних признаков. Типология объектов подчиняется ряду правил: охват всей совокупности объектов; существенность и целостность критериев; равномерность распределения; сравнимость критериев. Сложилась довольно разнообразная классификация политических систем: - эволюционные или сравнительно-исторические (акцент на динамике, последовательности развития систем и режимов); - морфологические (изучается строение систем): линейные бинарные – парные; координатные – множественные на основе двух и более критериев. Рассмотрим различные типы. Линейная биполярная (Г.Лассуэлл, А.Каплан): демократическая и деспотическая. Критерии группировки – расположение, границы, разделение власти, рекрутирование элит, распределение ресурсов, принятие решений). Линейная типология (Г.Алмонд, Б.Пауэлл): демократические и авторитарные. Критерий – политический контроль, политическая направленность которого определяется по трем элементам (правящие, управляемые, органы управления). Политическая система демократична, если управляемые контролируют правящих, налагают ограничения на поведение элит). Используется также критерий внутрисистемной автономии – степени развитости организаций и инструментов политического участия и степени организационной независимости. По этому критерию образован континуум демократических систем: предмобилизационные, низко автономные (Мексика, например), ограниченно автономные (4-я республика во Франции), высоко автономные (Великобритания).Политическая система авторитарна, если правящие имеют преимущество в контроле над управляемыми. Континуум таких систем: радикально-тоталитарные (СССР), консервативно-радикальные (фашистская Германия), предмобилизационно-авторитарные (Гана), осовремененные авторитарные (Бразилия).
Двухмерная координатная типология (Р.Даль): на основе двух критериев – отношения к допустимой оппозиции, политической конкуренции (полная, неполная. Два типа – конкурирующая олигархия, полиархия); участия населения в процессе публичного соперничества за власть (небольшая и большая пропорции участия. Два типа – закрытые гегемонии, включающие гегемонии) Двухмерная типология демократических систем (А.Лейпхарт). Критерии – структура общества (однородная, плюралистическая), поведение элит (коалиционное, враждебное). На этих основах выделяются деполитизированные, сообщественные, центростремительные, центробежные демократии. Координатная типология с большим количеством критериев Ж.Блонделя. Переменные (критерии) – политическая конкуренция, структура элиты, политическое участие населения. Типы: исключающие (эксклюзивные), включающие (инклюзивные) конкуренцию системы; закрытые с монопольной элитой – традиционные, эгалитарно-авторитарные; закрытые с дифференцированной элитой – авторитарно-бюрократические, авторитарно-эгалитарные; открытые – конкурирующая олигархия, либеральная демократия. Переходные системы (Хакггард, Кауфман). Критерий – кризис системы в трех формах: кризис легитимности авторитарной системы, кризис экономического развития, политический кризис. Типология – кризисные и некризисные системы. Другой критерий – характеристика политических элит (какая группа осуществляет переходный процесс – старая элита или новая контрэлита.; какая форма перехода выбрана правящей элитой – конфронтация или приспособление. Отсюда следующие формы перехода от авторитаризма к демократии – революция сверху, революция снизу, социальная революция, консервативная реформа, реформа посредством разрыва, реформа через выпутывание, реформа через компромиссы
Типология политических систем дана по книге Л.В.Сморгунова «Современная сравнительная политология».
Лекция № 14. Институт президентства: сравнительный анализ Известно, что все республики подразделяются на парламентские, президентские, президентско-парламентские (смешанные, полупрезидентские). Шугарт и Кэри ввели понятие премьер-президентского режима, совпадающего по признакам с полупрезидентским, описанным Дюверже. Черта, при пресечении которой режим перестает быть таковым, является предоставление президенту права единолично решать вопрос о смещении министров. Классификация систем с институтом президентства осуществляется на основе ряда критериев. По мнению А.В.Кынева (Полис, 2002, № 2), их несколько. - Состав избирательного корпуса: избрание всенародное либо парламентом. В первом случае президент более самостоятелен, во втором - оба института как бы приобретают одинаковый статус. - Способ избрания (для тех, кто избирается населением): абсолютный мажоритарный принцип однотуровый; относительный мажоритарный принцип двухтуровый; пропорциональная система. Особое значение приобретает при втором и третьем принципах стратегия и тактика согласования кандидатуры единого кандидата между партиями. - Совмещение/разделение постов главы государства и главы правительства. При совмещении постов президент несет прямую ответственность за деятельность правительства. В другом случае он несколько отстранен от кабинета министров, не отвечая непосредственно за его работу. - Механизм формирования правительства: кто назначает, смещает премьер-министра, министров.
- Наличие/отсутствие у президента права распустить парламент. Наделение президента таким правом как бы уравновешивает влияние парламента на формирование правительства, осуществление законодательной структурой вотума недоверия правительству. - Наличие/отсутствие ограничений на переизбрание (в большинстве стран срок президентства – 4-5 лет, разрешается повторное пребывание в должности). - Порядок замещения поста президента: возможность досрочных выборов, объявление импичмента, приостановление исполнения полномочий по состоянию здоровья или другим причинам, временное возложение обязанностей на определенную категорию руководящих лиц. Практика показывает, что режимы с досрочными выборами менее стабильны, а партии становятся избирательными машинами в полном смысле этого слова.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|