Маркетинговая деятельность РУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка»
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Маркетинговая деятельность торговой организации - это деятельность маркетинговой службы РУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка» по решению стоящих перед ним практических задач. Главной целью маркетинговой деятельности РУП является обеспечение коммерческого успеха сети автозаправок на рынке, что чаще всего достигается через увеличение объемов продаж нефтепродуктов и сопутствующих товаров. Направления маркетинговой деятельности РУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка» можно условно разделить на следующие направления: ) сбор маркетинговой информации о внешней и внутренней среде организации - маркетинговые исследования, конкурентная разведка и т.п.; ) анализ маркетинговой информации и принятие маркетинговых решений (сегментирование и выбор целевых сегментов, оценка конкурентоспособности, позиционирование и т.п.); ) планирование маркетинговых мероприятий (разработка маркетинговой стратегии и плана маркетинга); ) формирование и реализация комплекса маркетинга. В организации создан специальный отдел реализации и маркетинга, выполняющий все функции маркетинга (рисунок 2.1): исследование рынка, планирование объема продаж нефтепродуктов и маркетинга, управление реализацией нефтепродуктов, ее стимулированием и т.д. В этом случае специалист по маркетингу подчиняется начальнику отдела реализации и маркетинга, который в свою очередь координирует маркетинговую деятельность РУП.
Рисунок 2.1 - Схема организации службы маркетинга РУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка» Примечание - Источник: собственная разработка.
Основным недостатком сложившейся в организации службы маркетинга является количество ее сотрудников. Маркетинговый отдел РУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка» выполняет следующие функции: организация реализации нефтепродуктов; статистика и анализ; реклама; маркетинговый контроль. Оценим конкурентные преимущества РУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка». На сегодняшний день конкуренция на рынке нефтепродуктов является острой. Основные конкуренты РУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка»: сети заправок «Лукойл», «Газпромнефть», «United Company», «Астотрейдинг» (таблица 2.2).
Таблица 2.2 - Конкуренты РУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка
Примечание - Источник: собственная разработка.
Для оценки конкурентоспособности сетей заправок каждому из конкурентов выставляются баллы по позициям конкурентоспособности. Оценки в баллах означают: 5 - явный лидер в отрасли; 4 - выше среднего уровня, показатели работы стабильные; 3 - средний уровень, полное соответствие отраслевым стандартам; 2 - ухудшение показателей; 1 - кризисное положение; 0 - отсутствие данной позиции. Затем полученные суммы баллов анализируются, выделяется лидер и его преимущества перед другими сетями. Оценка конкурентоспособности представлена в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Оценка конкурентоспособности сетей АЗС
Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных отдела реализации и маркетинга.
Так, на сегодняшний день в том сегменте рынка нефтепродуктов, где позиционирует себя РУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка», безусловным лидером является сеть Лукойл (78 балл), предлагающий клиентам широкий спектр дополнительных услуг, имеет большое число заправочных станций, использует гибкую ценовую политику и эффективно продвигает на рынке свои товары и услуги. Вторую позицию занимает сеть «Газпромнефть» (65 баллов), который уступает лидеру по уровню сервиса, использованию возможностей каналов сбыта, но при этом активнее использует маркетинговые средства продвижения нефтепродуктов. Рассматриваемый объект исследования находится на третьем месте, уступая лидерам. Однако даже при наличии этих условий сеть АЗС обгоняет других конкурентов по количеству АЗС и стоимости дополнительных услуг и товаров.
РУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка» принадлежит 25 АЗС, что составляет 17 % общего количества автозаправочных станций столицы или 38 % АЗС концерна «Белнефтехим». 54 % всех АЗС г. Минска принадлежит частному бизнесу. Эти автозаправочные станции построены в последние годы, имеют современный привлекательный внешний вид с полным комплексом сервисных услуг. Часть автозаправочных станций предприятия, построенных в 80-е годы уступают вновь введенным АЗС. Так, в 2012 году закрыты на реконструкцию очередные две АЗС. После реконструкции они приобретут обновленный современный вид, что будет способствовать привлечению клиентов (см. приложение Д). Несмотря на то, что предприятию принадлежит 18,7% всех АЗС г. Минска, его доля в реализации нефтепродуктов (по Минску) составляет 25% (рис. 2.2).
Рисунок 2.2 - Доля рынка РУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка» в обеспечении нефтепродуктами г. Минска Примечание. Источник: собственная разработка.
Проанализируем товарную политику РУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка». Анализ номенклатуры нефтепродуктов, предлагаемой РУП, можно провести путем анализ хозяйственного портфеля. Исходные данные для позиционирования представлены в таблице 2.4. На основании исходной информации определим расчетные данные для матрицы БКГ (таблица 2.5). Изобразим матрицу БКГ на рисунке 2.3.
Таблица 2.4 - Исходные данные
Примечание - Источник: собственная разработка.
Таблица 2.5 - Расчетные данные для матрицы БКГ
Примечание - Источник: собственная разработка.
Рисунок 2.3 - Матрица БКГ Примечание - Источник: собственная разработка.
Таким образом, продукт № 5 относится к группе «проблем», № 1,2 - «звезды», а к группе «дойных коров» - № 3,4. На основании полученных данных можно предложить вероятные стратегии действий с товарами. Представим результаты в виде таблицы 2.6.
Таблица 2.6 - Набор вероятных продуктовых стратегий
Примечание - Источник: собственная разработка.
Целевыми сегментами рынка являются частные лица, покупающие нефтепродукты для личного пользования, предприятия, приобретающие топливо для производственных нужд, а также перевозчики. Таким образом, видно, что РУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка» применяет стратегию охвата рынка в виде дифференцированного маркетинга (рисунок 2.4).
Рисунок 2.4 - Сегментация рынка РУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка» Примечание - Источник: собственная разработка.
Таким образом, РУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка» реализует свои товары, используя как прямой сбыт, так и косвенный (таблица 2.7).
Таблица 2.7 - Структура сбыта в разрезе каналов продаж в 2010-2012 гг., млн руб.
Итак, в 2010 г. физическим лицам было реализовано 39,7 % товаров на сумму 201262 млн руб., предприятиям - 48,5 %, перевозчики приобрели 11,7 % товаров. В 2011-2012 гг. выросла доля товаров, реализованных физическим лицам. Использование средств на рекламу характеризуется следующими данными (таблица 2.8).
Таблица 2.8 - Основные затраты денежных средств на использование различных рекламных средств РУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка»
Примечание - Источник: собственная разработка.
Итак, в рекламной деятельности РУП телереклама использовалась лишь в 2010 г. - был размещен рекламный ролик о биодизельном топливе. Затраты составили 19,5 млн. руб. Организация постоянно размещает рекламу на радио «Юнистар». Затраты на радиорекламу в 2010 г. составили 7,8 млн. руб. или 6,1 % общей величины рекламного бюджета, в 2011 г. - также 7,8 млн. руб., в 2012 г. снизились до 6,3 млн. руб.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|