Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распределение реформированных предприятий по способам приватизации

 

Годы

Итого на

01.09.2008 г.

 
Способы

2003

2004

2005

2006

2007

2008

на 0109

 

 

 
приватизации кол-во предприятий %

кол-во предприятий

%

кол-во предприятий

%

кол-во предприятий % кол-во предприятий %

кол-во предприятий

% кол-во предприятий

%

 
 Выкуп арендованного имущества трудовым коллективом 34

55,7

47

24,7

57

23,4 152 24,0 35 7,4 16

20,2

341

20,4

Выкуп государственного имущества трудовым коллективом 13

21,4

87

45,8

24

9,8 12 1,9 1 0,2

137

8,2

 Преобразование в АО 3

4,9

4

2,2

71

29,1 217 34,3 259 55,4 8

10,1

562

33,5

Продажа по конкурсу 11

18,0

52

27,3

51

20,9 96 15,3 34 7,3 15

19,1

259

15,5

Продажа на аукционе

41

16,8 155 24,5 139 29,7 40

50,6

375

22,4

Итого 61

100

190

100

244

100 632 100 468 100 79

100

1674

100

                                         

Распределение реформированных предприятий по способам приватизации (табл. 1.3) показывает, что в первые годы анализируемого периода преобладал выкуп государственного и арендованного имущества трудовыми коллективами. Удельный вес предприятий, приватизированных этим способом, составил в 2000 г. 77,1%, а в 1992 г -70,5%. Начиная с 2003 г. наибольший удельный вес в структуре реформированных занимают предприятия, преобразованные в акционерные общества. Их удельный вес увеличился с 29,1% в 2003 г. до 55,4 % в 2005 г., что отражает тенденцию реформирования крупных предприятий. Значительное место в 2000—2006 гг. занимают пред приятия, приватизированные путем продажи на аукционе, что характерно для предприятий коммунальной собственности (торговых, бытового обслуживания, общественного питания).

Практика реформирования государственной собственности позволила выявить ряд недостатков в действующем механизме разгосударствления и приватизации предприятий. Так, при преобразовании государственных и арендных предприятий в акционерные общества отсутствовала возможность привлечения дополнительных инвестиций, что сдерживало техническое обновление производства и повышение эффективности функционирования реформированных предприятий. Чрезмерное расширение полномочий органов приватизации и ограничение участия трудовых коллективов в разработке проектов преобразования предприятий не позволяли максимально учесть интересы хозяйствующего субъекта и наемных работников, что снижало эффективность приватизации.

Несовершенство механизма разгосударствления и приватизации тормозило реформирование государственной собственности, что обусловило необходимость его совершенствования по следующим направлениям.

1. Изменение порядка формирования уставных фондов акционерных обществ, создаваемых на основе государственных и арендных предприятий, и прежде всего привлечение в качестве учредителей внешних инвесторов и кредиторов. Это создает финансовые условия для расширения и обновления производства, повышения конкуренте способности предприятий.

2.Расширение полномочий трудовых коллективов предприятий в разработке проектов создания открытых акционерных обществ в процессе приватизации государственной собственности. Это достигается путем создания на предприятии комиссии по его преобразованию в акционерное общество. Разработка проекта преобразования членами трудового коллектива позволяет не только учесть специфику предприятия, но и защитить интересы наемных работников.

3.Повышение роли отраслевых министерств в осуществлении координации и контроля за ходом работ по преобразованию подведомственных предприятий в акционерные общества. Практически это реализуется путем создания специальных отраслевых комиссий по приватизации, а также путем участия представителей министерств в органах управления акционерных обществ.

4. Проведение реструктуризации объектов путем выделения структурных подразделений предприятий с образованием самостоятельного юридического лица непосредственно в процессе разгосударствления.

5. Создание холдингов на основе выделения структурных подразделений в самостоятельные акционерные общества без предварительного образования юридического лица.

Реализация перечисленных направлений совершенствования механизма реформирования государственной собственности будет способствовать ускорению этого процесса.

1.4. Органы, объекты и субъекты приватизации

В соответствии с Законом "О собственности в Республике Беларусь государственная собственность подразделяется на собственность Республики Беларусь (республиканскую) и собственность административно-территориальных образований (коммунальную).

В собственности Республики Беларусь находятся земля, ее недра, воздушное пространство над территорией республики, а также другие природные ресурсы; имущество республиканских органов власти и управления; культурные и исторические ценности народа Республики Беларусь; средства республиканского бюджета/республиканские банки, страховые, резервные и другое фонды. Кроме того, в республиканской собственности могут находиться предприятия и организации, которые обеспечивают суверенитет, хозяйственную самостоятельность республики, ее экономическое и социальное развитие (оборонные предприятия, железные дороги, республиканское телевидение и др.).

Управление и распоряжение имуществом, находящимся в республиканской собственности, осуществляют Совет Министров Республики Беларусь и уполномоченные им органы (министерства, ведомства, концерны, управления и др.).

В коммунальной собственности находится имущество, принадлежащее административно-территориальным образованиям Республики Беларусь (районам, городам, областях). К ней относятся имущество органов власти и управления административно-территориального образования, средства местного бюджета, жилищный фонд и жилищно-коммунальное хозяйство местных Советов депутатов, предприятия и организации различных отраслей (сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживание, транспорта, промышленности, строительства, здравоохранения. Культуры, образования и др.), необходимые для экономического и социального развития соответствующей территории. Распоряжение и управление государственным имуществом, находящимся в коммунальной собственности, от имени населения соответствующих административно-территориальных образований осуществляют местные Советы Депутатов.

Масштабность и сложность разгосударствления и приватизации обусловили необходимость создания в республике системы органов управления этими процессами. Всю работу по приватизации возглавляет Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации (Мингосимущество) и его территориальные' органы, созданные во всех областях и г. Минске. Основными задачами Мингосимущества являются:

управление и распоряжение государственным имуществом, относящимся к республиканской собственности, за исключением земли, ее недр, других природных ресурсов и имущества (по законодательству Республики Беларусь);

анализ эффективности использования и сохранности имущества, находящегося в республиканской собственности;

выполнение функций держателя акций, принадлежащих государству, а также функций арендодателя при сдаче в аренду государственных предприятий и их структурных подразделений, относящихся к республиканской собственности, за исключением случаев, когда эти функции возложены на другие министерства и иные центральные органы Республики Беларусь;

представление интересов государства как собственника при разгосударствлении и приватизации имущества, находящегося в республиканской собственности, защита прав и интересов Республики Беларусь как на ее территории, так и за рубежом.

Аналогичные задачи по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в коммунальной собственности, осуществляют управления (отделы) приватизации, созданные в составе местных Советов депутатов (рис. 1.2).

Для выполнения задач по управлению и распоряжению государственным имуществом каждый орган приватизации в соответствии со своей компетенцией создает Реестр государственного имущества, в который включаются государственные предприятия; имущество, сданное в аренду (в том числе на арендных предприятиях); доли, паи, акции, принадлежащие государству в капитале предприятий, основанных на коллективной форме собственности.

 

Мингосимущество

 

 

 

 

Территориальные органы управления государственным имуществом

(областные и в г. Минске)

 

 

 

 

Органы управления коммунальной собственностью (районные, городские)

 
             

Рис. 1.2. Органы приватизации в Республике Беларусь

 

В Реестре по каждому объекту даются общие сведения (вид деятельности, номенклатура производимой продукции и уровень ее конкурентоспособности, рынки сбыта, численность персонала и др.); структура и стоимость государственного имущества по балансу; сведения о долгосрочных финансовых вложениях с указанием конкретных объектов этих вложений. Кроме того, приводится характеристика объектов, учредителем которых выступает государственное или арендное предприятие — субъект Реестра.

Реестр государственного имущества дает полное представление о составе и стоимости государственного имущества. Приведенные в нем данные позволяют оценить эффективность его использования и принять обоснованные решения по распоряжению им.

В процессе приватизации соответствующие органы представляют государство как собственника, разрабатывают методологию разгосударствления и приватизации и выполняют следующие функции:

¨ разрабатывают программы приватизации, организуют и контролируют их выполнение;

¨ осуществляют руководство процессами приватизации; создают комиссии по приватизации;

¨ осуществляют необходимые преобразования организационно-правовых форм государственных предприятий, подлежащих приватизации;

¨ принимают решения о приватизации;

¨ владеют свидетельствами о собственности на государственные предприятия и имущественные доли в капитале акционерных и других хозяйственных обществ;

¨ выступают учредителями акционерных и других хозяйственных обществ;

¨ обменивают акции, принадлежащие Республике Беларусь, на акции юридических лиц других государств;

¨ организуют и проводят конкурсы и аукционы по продаже объектов государственной собственности;

¨ создают в своем составе соответствующие фонды для осуществления функций владения и распоряжения государственным имуществом;

¨ осуществляют другие функции, необходимые для приватизации предприятий.

Кроме Мингосимущества функции управления государственным имуществом возложены Кабинетом Министров Республики Беларусь на отраслевые министерства и другие центральные органы, для чего в их составе созданы управления (отделы) приватизации, основной задачей которых является разработка отраслевых программ приватизации, организация и контроль их выполнения.

Для координации и контроля за ходом работ по преобразованию подведомственных предприятий в открытые акционерные общества в отраслевых министерствах и в других центральных органах создаются отраслевые комиссии.

Закон "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" определяет объекты приватизации, т. е. имущество, которое государство будет продавать в процессе приватизации. К ним относятся:

¨ государственные предприятия, учреждения и организации;

¨ предприятия, сданные в аренду;

¨ выделенные в самостоятельные предприятия структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий;

¨ здания, сооружения, оборудование и другие материальные и нематериальные активы предприятий; доли государства в имуществе хозяйствующих субъектов; акции, принадлежащие государству.

В зависимости от степени государственного регулирования все объекты приватизации разделяются на две группы:

объекты, приватизация которых осуществляется по решению Совета Министров Республики Беларусь;

объекты, приватизация которых осуществляется по решению органов Мингосимущества.

По специальному разрешению Совета Министров Республики Беларусь проводится приватизация предприятий и организаций, которые имеют особо важное значение для национальной экономики, определяют экономическую независимость и суверенитет. К таким объектам относятся предприятия электроэнергетики, пассажирского, автомобильного и речного транспорта, специализированные элеваторы, холодильники и др.

Для обеспечения контроля за деятельностью таких предприятий государство при их приватизации сохраняет за собой контрольные пакеты акций или доли в имуществе.

Все остальные предприятия приватизируются по решению соответствующих органов приватизации.

Эффективность процесса приватизации во многом определяется составом субъектов приватизации.

Субъектами приватизации являются физические и юридические лица, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеют право приобрести государственное имущество и подали в соответствующие органы приватизации заявку на его приобретение.

Субъектами приватизации могут выступать юридические лица с негосударственной формой собственности: частные, арендные и народные предприятия, хозяйственные общества и товарищества. Юридическими лицами с негосударственной формой собственности признаются те, у которых более 50 % уставного капитала образовано прямыми или косвенными вкладами, не относящимися к государственной форме собственности.

Особым субъектом приватизации является трудовой коллектив. Поскольку он не является самостоятельным юридическим лицом, органы приватизации не могут вступать с ним в договорные отношения по поводу купли-продажи государственного имущества. В связи с этим для целей приватизации на базе трудовых коллективов создаются либо организация арендаторов (на арендных предприятиях), либо хозяйственное общество или товарищество, участниками которых становится не менее 50 % членов трудового коллектива государственного предприятия.

В результате трудовой коллектив становится полноправным участником различных коммерческих сделок, в том числе и купли-продажи предприятия.

Все участники процесса реформирования государственной собственности в процессе разгосударствления и приватизации руководствуются соответствующими законодательными и нормативно-методическими документами.

1.5. Нормативное обеспечение разгосударствления и приватизации

Для методического и нормативного обеспечения разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь разрабатывается система программ (рис. 1.2) и соответствующих им нормативных документов, которые регламентируют процессы реформирования государственной собственности.

Государственная программа разгосударствления и приватизации - нормативный документ, который определяет стратегию преобразования отношений собственности, цели, задачи, приоритеты, ограничения и порядок разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности. Она утверждается Верховным Советом Республики Беларусь на длительный период времени.

Кроме того, в первую очередь подлежат приватизации убыточные предприятия всех отраслей экономики, за исключением тех, приватизация которых запрещена, а также законсервированные и незавершенные, объекты, сроки строительства которых превысили нормативные более чем на два года.

На основе методологических подходов, определенных государственной программой, соответствующими органами приватизации разрабатываются программы разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской и коммунальной собственности. Эти программы представляют собой нормативные документы, которые определяют главную задачу, цели и пути разгосударствления и приватизации, а также механизм преобразования государственных и арендных предприятий в предприятия других хозяйственно-правовых форм, с учетом особенностей республиканской и коммунальной собственности.

Программы разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, ежегодно разрабатываются Советом Министров Республики Беларусь и утверждаются Президентом Республики Беларусь.

 


 


                                         Государственная программа

 

 


Программа разгосударствления и приватизации объектов республиканской собственности   Программы разгосударствления и приватизации объектов коммунальной собственности  
   
Отраслевые программы    

Рис. 1.2. Система программ разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь

 

На основе Программы разгосударствления и приватизации объектов республиканской собственности министерствами и другими центральными органами управления разрабатываются отраслевые программы. В них выделяются, как правило, три раздела.

1. Характеристика финансово-хозяйственного состояния отрасли.

2. Выявление первоочередных объектов разгосударствления и приватизации.

3. Разработка стратегии преобразования.

Отраслевые программы включают перечни предприятий, которые подлежат разгосударствлению и приватизации в предстоящем периоде. При этом указывается стоимость имущества, способы и сроки разгосударствления и приватизации.

Важнейшим документом, регламентирующим процессы реформирования государственной собственности, является Перечень предприятий, подлежащих приватизации. Предприятия могут быть приватизированы только после включения их в этот Перечень.

Перечень объектов республиканской собственности формируется Мингосимуществом и его подразделениями на основании отраслевых программ, инициативы органов приватизации, предложений трудовых коллективов, физических и юридических лиц.

После согласования Перечня с местными исполнительными комитетами он утверждается Мингосимуществом и публикуется в печати.

Утвержденный Перечень предприятий, подлежащих разгосударствлению и приватизации, Мингосимущество направляет в областном разрезе соответствующим территориальным подразделениям для организации работ по разгосударствлению и приватизации объектов республиканской собственности.

Перечни объектов коммунальной собственности формируются соответствующими органами местных Советов депутатов.

Отраслевые Программы и Перечни объектов коммунальной собственности, подлежащих разгосударствлению и приватизации, разрабатываются на основе предложений, которые инициаторы приватизации подают в соответствующие органы.

Инициатива приватизации любого предприятия и включения его в Перечень приватизируемых объектов государственной собственности может исходить не только от органов приватизации, но и от любого физического или юридического лица, а также от трудовых коллективов.

Предложение - это документ, в котором инициатор обосновывает необходимость, целесообразность и возможность приватизации конкретного предприятия. В Предложении содержатся сведения об инициаторе и объекте приватизации, а также ее предполагаемые способ и сроки.

Для проведения работ по разгосударствлению и приватизации конкретных объектов создается комиссия по приватизации.

Комиссия по приватизации - временно действующий (на период приватизации объекта) орган, созданный Мингосимуществом или соответствующими подразделениями местных Советов депутатов, для организации выполнения работ по приватизации конкретного объекта.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...