Профессионализм. Профессионализация и развитие личности. Смена профессиональной деятельности
Профессионализм
При удачном выборе профессиональной деятельности человек к зрелому возрасту накапливает в своей профессиональной области такой опыт, что объект труда становится для него максимально «проницаемым», а свою работу он выполняет «играючи». Профессионал – это человек, который успешно адаптировался к профессии и овладел психологическими средствами труда. Профессиональная адаптация означает: – вхождение человека в ролевую структуру группы; – принятие человеком всех компонентов профессиональной деятельности: ее задач, предмета, способов, средств, результатов и условий; – приспособление не только человека к профессии, но и профессии к человеку (Маркова А. К., 1996, с. 79). Профессионализм человека означает также овладение психологическими средствами труда: операциями и действиями, а также более крупными их объединениями – способами, приемами, навыками и умениями; «техниками» – совокупностью приемов, умений, навыков, применяемых для решения отдельных задач профессиональной деятельности и профессионального общения; технологиями, которые означают планирование психологической стороны производственного процесса и подчинение поставленным системам целей его содержания и методов, контроль за достижением поставленных целей (Маркова А. К., 1996, с. 82).
Профессионализация и развитие личности
Особенность трудовой деятельности человека заключается еще и в том, что в процессе труда происходит не только преобразование внешнего мира, приспособление его к разнообразным потребностям человека. Труд также выступает инструментом преобразования общественных отношений и человека как результата, носителя и творца этих отношений.
Профессионализация – это одна из сторон социализации и, следовательно, развития личности. Предполагается, что фактором, конституирующим процесс развития личности в зрелом возрасте, является именно профессиональный эталон, выбор которого связан с решением проблемы смысла жизни (Рябикина З. И., 1996). При этом центральным противоречием, обеспечивающим развитие личности, является противоречие между образом Я и этим эталоном. Было обнаружено, что стереотипный, схематизированный профессиональный эталон делает невозможной полноценную интеграцию личностного опыта, а профессиональное становление в этом случае является даже препятствием для развития личности. Развитию личности способствует только индивидуализированный, то есть принятый личностью с учетом ее индивидуальных особенностей профессиональный эталон, поскольку он «выражает аутентичное природе конкретного человека целеполагание» (Рябикина З. И., 1996, с. 9). Энн Роу обнаружила, что в каждой группе профессий, существенно отличающихся по своему содержанию, выявляется характерный образец поведения и установок личности. «Так, представителям группы сервиса свойствен интерес к людям, их взаимоотношениям. Они относятся к другим мягко, заботливо, участливо, любят оказывать окружающим помощь и поддержку, воспитывать их… Главная отличительная особенность представителей технических профессий – интерес к интеллектуальной деятельности, прежде всего в области математики, искусство и гуманитарные науки занимают таких людей в малой степени. Поведение этих профессионалов отличается напряженностью, тревожностью. Они не любят находиться в центре внимания… Психологи, в отличие от других, отдают меньшую дань интеллектуализму, их больше интересуют взаимоотношения людей и сами люди. Эта черта свойственна и антропологам. Для биологов же характерна ограниченность социальных контактов, некоторый рационализм и т. п. » (цит. по: Борисова Е. М., 1981, с. 161–162).
Влияние профессиональной деятельности человека на формирование у него устойчивых образцов поведения и мышления отражает соответствующий термин – «профессиональная деформация личности».
Смена профессиональной деятельности
Одной из серьезных проблем, с которой могут сталкиваться люди в период средней взрослости, является смена места работы или даже профессиональной деятельности. Период экономического кризиса, сопровождающийся массовыми увольнениями в связи с сокращением производства, привел к появлению нового в нашей стране за последние семь десятилетий феномена – безработицы. Число безработных неуклонно растет: если в 1992 безработных было около 4 млн человек, то в 1998-м – около 9 млн при 85, 5 млн трудоспособного населения (Российский статистический ежегодник, 1999). Для многих людей среднего возраста потеря работы в наших условиях становится подлинной жизненной катастрофой. В связи с этим многие люди в нашей стране заняты поиском места работы, вынуждены переучиваться или выполнять работу не по профессии, что неизбежно отражается и на семейных отношениях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|