Проблемы маркетинга в медицине
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Введение
Актуальность темы исследования определена тем, что в условиях развития рыночных отношений в здравоохранении весьма важной задачей для медицинских организаций всех форм собственности является научное обоснование и практическая реализация концепции маркетингового планирования и управления их деятельностью. Исследования по маркетингу услуг (в т.ч., услуг медицинского характера) в западных странах стали активно проводиться в 70-80-ых гг. ХХ в., а в России - в конце 90-ых гг. Они во многом носят поисковый характер и касаются отдельных аспектов указанной проблемы, возможностей использования маркетинговых подходов в деятельности отдельных медицинских организаций (преимущественно коммерческих) или при предоставлении отдельных видов услуг - стоматологических, косметологических, оздоровительных и других. Целью работы является разработка основных направлений маркетингового планирования и организации деятельности крупного многопрофильного стационара при оказании платных медицинских услуг. Задачи работы: 1. проанализировать опыт оказания платных медицинских услуг госпитализированным больным; 2. изучить объем, характер и стоимость лечебно - диагностических мероприятий, проведенных данным больным; . проанализировать структуру трудозатрат врача, оказывающего помощь стационарным больным, лечившимся на платной основе; . изучить мнение пациентов о платной медицине, качестве оказанной стационарной помощи, их предложения, направленные на ее совершенствование; . охарактеризовать степень владения врачами больницы идеологией маркетинга; . обосновать основные положения концепции маркетингового управления деятельностью крупного многопрофильного стационара.
Глава I. Основы маркетинга в сфере здравоохранения Проблемы маркетинга в медицине
Принципы маркетинга можно осуществлять не только в сфере торговли и бытовых услуг, но и в здравоохранении. Известно, что здоровье человека является первейшей приоритетной потребностью, после которой следуют профессиональные достижения, успехи в бизнесе, признание и т.д. Потребность быть здоровым заставляет человека проявлять активность в поиске способов оздоровления и придает ей определенную направленность. Процессы социально-экономического реформирования системы здравоохранения определяют необходимость оптимизации спроса, предложения и потребления медицинских услуг, рационального использования имеющихся ресурсов и выделяемого финансирования. В то же время такие аспекты организации здравоохранения, как отношение населения к потребляемой медицинской помощи, динамика спроса на различные виды медицинской помощи, оценка ее качества, технологичности и экономической эффективности, никогда не анализировались и не являлись критериями оценки результативности деятельности отрасли. В зарубежной литературе проблема маркетинга в здравоохранении освещена применительно к частной и страховой медицине. Что касается маркетинга в условиях государственного регулирования здравоохранением, то в настоящий момент эта проблема изучена явно недостаточно. Воспользовавшись определением товара из теории маркетинга (товар - это продукт или услуга, способные удовлетворить определенную потребность), отметим, что услуга, направленная на улучшение здоровья человека, в том числе медицинская услуга, - это товар, имеющий ценность благодаря своей способности удовлетворять потребность человека в поддержании здоровья. В соответствии с этим маркетинг в здравоохранении охватывает совокупность организационно-экономических функций, связанных с реализацией комплекса оздоровительно-профилактических, санитарно-гигиенических и лечебных услуг, лекарственных средств, изделий терапевтического и реабилитационного назначения.
Американская медицинская ассоциация определяет маркетинг в здравоохранении как комплексный процесс планирования, экономического обоснования и управления производством услуг здравоохранения, ценовой политикой в области лечебно-профилактического процесса, продвижением услуг (товаров медицинского значения) к потребителям, а также процессом их реализации. Рынок медицинских услуг имеет место тогда, когда существует потенциальная возможность для обмена (в теории маркетинга рынок - это сфера существующих и потенциальных обменов). Рынок медицинских услуг определяется наличием двух сторон - нуждающихся в медицинских услугах и предлагающих их; наличием субъектов рынка - необходимых медицинских учреждений, где могут осуществляться реализация и потребление медицинской услуги или товара; наличием свободы выбора взаимных предложений производителей и потребителей медицинских услуг. Маркетинг в здравоохранении (в классическом его понимании) возможен при наличии рынка медицинских услуг, рыночных отношений между врачом и пациентом, конкуренции врачей (медицинских услуг), производителей медицинских препаратов и товаров. На сегодняшний день предпринимательство в сфере медицины находится на стадии становления, отрасль частной медицины как таковая еще не сформировалась. Но в ближайшем будущем это направление деятельности может стать очень перспективным, хорошим бизнесом. В настоящее время ситуация в сфере частного здравоохранения такова, -руководители и предприниматели в сфере частной медицины сталкиваются с рядом проблем, такими, как высокая арендная плата за помещения, низкая окупаемость дорогостоящего оборудования, острая конкуренция, как со стороны других частных медицинских учреждений, так и со стороны государственных. В столь жестких условиях для выживания частному медицинскому учреждению необходима грамотная политика в области маркетинга. Перед современным частным медицинским учреждением встают две задачи: формирование репутации эффективного (в плане лечения) учреждения и создание имиджа достойного делового партнера, для решения которых недостаточно медицинских знаний. Таким образом, переход финансирования к частным лицам, некоммерческим организациям, страховым компаниям, ограниченные объемы государственного финансирования учреждений здравоохранения обуславливают внедрение в систему управления здравоохранением принципов маркетинга с целью привлечения дополнительных потребителей услуг и инвесторов.
Хорошая маркетинговая стратегия, знание рынка медицинских услуг, продуманная программа продвижения, правильно выстроенная система обслуживания клиентов позволяет частному медицинскому учреждению не только выживать, но и активно развиваться, смело смотреть в будущее. Технологии маркетинга универсальны для многих сфер здравоохранения. Исходными являются ответы на следующие вопросы: какая медицинская помощь необходима; почему, для кого, когда, где, кем и как она будет оказываться; кем, как и в каком объёме, она будет финансироваться. Содержание маркетинга в деятельности медицинского учреждения
Маркетинг в здравоохранении имеет свои отличительные особенности, связанные со спецификой потребительского спроса и рынка медицинских товаров и услуг. Его возможности во многом обусловлены формой финансирования здравоохранения и оплаты медицинских услуг (частная, страховая, государственная), а также формой собственности предприятий, производящих товары медицинского назначения и оказывающих медицинские услуги (частная, муниципальная, государственная, благотворительных фондов и т.д.). Медицинский маркетинг наряду с анализом, контролем и прогнозом спроса подразумевает также управление спросом. Активная позиция в медицинском маркетинге реализуется в многообразных технологических решениях. Одной из особенностей частного здравоохранения является отсутствие сформированного спроса на медицинские услуги частных медицинских учреждений. Существует достаточно крупный сегмент платежеспособных потенциальных потребителей медицинских услуг, которые могли бы стать клиентами частных медицинских центров. Однако, многие из них, либо пользуются бесплатными и платными услугами государственных медицинских учреждений, либо вообще не пользуются медицинскими услугами. В сложившейся ситуации необходимо формировать потребность населения в качественной медицинской помощи, заниматься профилактикой заболеваний, прививать культуру здорового образа жизни, бережного отношения к собственному здоровью и здоровью своих близких.
Медицинские учреждения при маркетинге медицинских услуг должны учитывать: возможности потребителя (количество, концентрация, платежеспособность, структура заболеваемости); возможности лечебного учреждения (оснащенность, состояние кадров, лицензирование услуг, фондовооруженность новой техникой, опыт коммерческой деятельности); качество, уровень и доступность медицинских услуг (набор услуг, их количество, дополнительные, желательные и обязательные услуг, возможности совершенствования и обновления услуг, их новизна, практический и медицинский эффект и др.); конкуренцию (количество аналогичных услуг, их качество и эффективность, оснащенность новейшей техникой, профессиональный уровень специалистов и их авторитет в других учреждениях). Сегментация рынка медицинских услуг и определение его емкости осуществляются на основе данных о численности обслуживаемых больных и размере их среднедушевого дохода, уровне расходов на медицинскую помощь и лекарственные средства, товары медицинского назначения. Маркетинговые исследования для учреждений здравоохранения тоже достаточно специфичны, подразумевают всесторонний анализ заболеваемости, оснащенности оборудованием медицинских учреждений, государственных программ по поддержке отрасли частной медицины и множества других факторов, которые влияют на состояние рынка медицинских услуг. Особое внимание частному медицинскому учреждению следует уделять сервису, качественному обслуживанию своих клиентов. Внимательное отношение к пациентам является залогом успешной деятельности медицинского учреждения, позволит создать круг постоянных потребителей. Современные руководители и предприниматели в отрасли частного здравоохранения, как правило, являются профессионалами в области медицины, но зачастую не имеют специальной подготовки в области маркетинга и ресурсов для того, чтобы полноценно осуществлять маркетинговую деятельность своего предприятия. Как показывает наш исследовательский опыт, многие медицинские учреждения не имеют своего отдела маркетинга или штатного специалиста по маркетингу, весь объём работ по продвижению ложится на плечи руководителя организации. В сложившейся ситуации для медицинского учреждения может стать эффективным привлечение профессионалов, консультантов по маркетингу. Привлечение специалистов со стороны позволит организации получать маркетинговые услуги в том объёме, которые требуются на данном этапе развития организации, и будет не столь затратным для учреждения, как содержание штатного специалиста или своего отдела маркетинга. По - настоящему выгодным для частных медицинских учреждений может стать сотрудничество с консалтинговой компанией, которая знает специфику рынка медицинских услуг, что позволяет компании говорить на языке клиента, глубоко вникать в проблемы заказчика, и в итоге - оказывать качественные маркетинговые услуги.
В сфере здравоохранения маркетинг может включать такие аспекты, как реклама здорового образа жизни, медикаментов, отношение к здравоохранению, возможности выбора лечения, реабилитация и т.д. Маркетинг в здравоохранении имеет свои отличительные особенности, связанные со спецификой потребительского спроса и рынка медицинских товаров и услуг. Его возможности во многом обусловлены формой финансирования здравоохранения и оплаты медицинских услуг (частная, страховая, государственная), а также формой собственности предприятий, производящих товары медицинского назначения и оказывающих медицинские услуги. Маркетинг в сфере здравоохранения можно условно подразделить на пять направлений: 1) маркетинг медицинских услуг; 2) маркетинг лекарственных препаратов; 3) маркетинг медицинской техники; 4) маркетинг медицинских технологий; 5) маркетинг научных идей. Маркетинг медицинских услуг (включая оздоровительные мероприятия) имеет важное значение для формирования у населения мотивации укрепления здоровья и соответствующего стиля жизни, создания имиджа здорового человека, системы здорового образа жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|