Этика И.Канта – этика долга
Долг (рассматривая его как самозаконность) – истинный источник нравственного поведения, причем истинную нравственную ценность имеет выполнение долга вопреки удовольствию и склонности человека. В основе морали лежит переживание вины (своей или чужой). Нравственный долг Кант формулирует в форме нравственного закона, или нравственного категорического императива. · «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Если к поступкам, совпадающим с велением нравственного закона, человека влечет чувственная склонность, то такое поведение, считает Кант, не может быть названо моральным. Поступок будет моральным только в том случае, если он совершается из уважения к нравственному закону. Стержнем нравственности является "добрая воля", которая выражает поступки, совершаемые лишь во имя нравственного долга, а не ради каких-то других целей (например, из-за страха или чтобы хорошо выглядеть в глазах других людей, ради корыстных целей, например, выгоды и т.п.). Понимание оснований и сущности нравственных правил Кант считал одной из важнейших задач философии. В кантовском учении о нравственности следует различать "максимы" и "закон".
Значение философии И.Канта:
1. Дал объяснение возникновению Солнечной системе из газовой туманности. 2. Выдвинул и обосновал идею о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, «вещь в себе»).
3. Разработал категории. 4. Сформулировал категорический императив. 5. Выдвинул идею правового порядка, осудил войны и предсказал «вечный мир», основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете. Философия И. Фихте во многом связана с учением о деятельности, рассматриваемой как самостоятельное начало, имеющей онтологически первичный характер. 1. Единственной субстанцией является субъект, Я, чистая деятельность. 2. Высшим принципом деятельности является нравственный закон. 3. Наиболее важный вопрос – вопрос о свободе. Практическая философия Фихте – это учение о нравственности, праве и государстве. · Свобода состоит в подчинении человека законам, через осознание их необходимости. Право – это добровольное подчинение каждого человека установленному в обществе закону. По мнению Фихте, основная задача государства – обеспечить каждому частную собственность. · Свобода –не может быть безграничной, потому, что каждый человек ограничивает свою свободу ради свободы другого. Именно поэтому возникают юридические отношения и право. Но право должно быть отделено от этики, потому, что определяет только внешние отношения между людьми (оставляя свободу умонастроению). 4. В своем учении о познании Фихте одним из первых среди философов предпринимает попытку изучения проблемы бессознательного. В творчестве Ф. Шеллинга особое место занимают проблемы философии свободы и философии искусства. 1. В понимании природы, Шеллинг – пантеист (он отождествляет бога и природу). Одной из основных гносеологических проблем для Шеллинга является проблема противоречия между теоретическим (бессознательным, в его понимании) и практическим (сознательным). Разрешение этого противоречия Шеллинг видит в высшем виде творчества – в искусстве. 2. Проблема самоутверждения свободы у Шеллинга решается на пути отделения ее от универсального начала (Бога), которое само является началом зла. Вследствие этого, как полагает Шеллинг, человек должен стремиться воссоединиться с Богом. В этом и есть сокровенный смысл истории. Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Свое завершение немецкая классическая философия находит в философской системе Гегеля. Гегель считается самым умелым системосозидателем в истории философии. В одиночку он сумел создать энциклопедию философских наук, главное содержание которой составляет диалектика идей. Жизнь Гегеля оборвала эпидемия холеры. Говорят, что Гегель один из немногих философов, кто ушел из жизни, не познав горечи массированного критического наступления на свое учение.
Основные труды: · «Феноменология духа» · «Наука логики». · «Философия права». Гегель - крупнейший объективный идеалист и диалектик. В основе его философии лежат два фундаментальных понятия: 1. Абсолютная идея (некое духовное начало – которое он обозначал разными терминами – мировой разум, мировой дух, абсолютная идея). Развитие.
Противоречия философии Гегеля:
1. Гегелевская диалектика (учение о всеобщей связи и развитии) учит, что развитие всеобще, не имеет предела. - Но природа не развивается во времени, а только разнообразится в пространстве. - Пределом общественного развития является конституционная монархия и связанные с ней ограниченные преобразования общества, в особенности его политических учреждений в буржуазном духе. 2. Философия у Гегеля – «наука всех наук», система абсолютных истин. Сам Гегель претендовал на создание всеохватывающей системы, на абсолютную истину в последней инстанции. Когда Гегель говорил о предшествующих ему философских системах, он отмечал их историческую ограниченность, доказывая, что философское знание, как и знание вообще, развивается, обогащается. Свою же философскую систему он ставил в исключительное положение, рассматривая её как завершение процесса познания «абсолютной идеей» своего собственного содержания, как последнюю ступень развития мирового разума. В силу этого философская система Гегеля приобрела консервативный характер. Последним представителем классической немецкой философии можно считать Л. Фейербаха, который стремился к обновлению философии, к возвращению ее содержанию человека. Фейербах – материалист. С его точки зрения, природа - источник всех знаний. Человек – это часть природы, психофизиологическое существо, для которого социальная среда не имеет большого значения. · В своей философии Фейербах критиковал религиозное сознание, считая, что оно основано на вере в сверхъестественное и представляет собой совокупность фантастических образов. Однако, критикуя религию, Фейербах не пытался ее упразднить, а обосновал необходимость заменить старую религию новой, которую он называет "религией любви" и которая должна вместо любви к Богу проповедовать любовь к человеку. · Первоначально Фейербах увлекался философией Гегеля, однако затем подверг её критике. С его точки зрения – идеализм есть ни что иное как рационализированная форма религии. А философия и религия по самой своей сути должны быть и являются противоположны друг другу. Поскольку в основе религии лежит вера в догматы, а в основе философии – знание, стремление раскрыть действительную (истинную) природу вещей. Идеалистическая философия, считал Фейербах, есть только перевод религиозного представления о сотворении мира Богом, на язык философии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|