Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Этика И.Канта – этика долга





Долг (рассматривая его как самозаконность) – истинный источник нравственного поведения, причем истинную нравственную ценность имеет выполнение долга вопреки удовольствию и склонности человека. В основе морали лежит переживание вины (своей или чужой).

Нравственный долг Кант формулирует в форме нравственного закона, или нравственного категорического императива.

· «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».

Если к поступкам, совпадающим с велением нравственного закона, человека влечет чувственная склонность, то такое поведение, считает Кант, не может быть названо моральным. Поступок будет моральным только в том случае, если он совершается из уважения к нравственному закону. Стержнем нравственности является "добрая воля", которая выражает поступки, совершаемые лишь во имя нравственного долга, а не ради каких-то других целей (например, из-за страха или чтобы хорошо выглядеть в глазах других людей, ради корыстных целей, например, выгоды и т.п.). Понимание оснований и сущности нравственных правил Кант считал одной из важнейших задач философии.

В кантовском учении о нравственности следует различать "максимы" и "закон".

максимы закон
субъективные принципы воли данного единичного лица выражение общезначимости, принцип волеизъявления, имеющий силу для каждой личности. Поэтому такой закон Кант называет императивом, т.е. правилом, которое характеризуется долженствованием, выражающим обязательность поступка при любых условиях
Нравственные обязанности человека. На первое место Кант ставит долг человека заботиться о сохранении своей жизни и здоровья. К порокам он относит самоубийство, пьянство, обжорство. Далее он называет добродетели правдивости (честности, искренности), добросовестности, собственного достоинства, которым противопоставлял пороки лжи и раболепия. Кант считал правдивость столь святым нравственным долгом, что от него нельзя отступать ни в какой ситуации. Моральные принципы не допускают исключений. Однако в «Метафизике нравов» Кант пытается разобраться – если самоубийство аморально, возможно ли самопожертвование ради спасения Отечества? Это ведь тоже форма самоубийства. Можно ли обвинять в безнравственности воина, предпочитающего смерть плену? Двумя главными обязанностями людей в отношении друг к другу Кант считал любовь и уважение. Любовь он толковал как "как удовольствие от счастья других". Кант осуждал все пороки, в которых выражается человеконенавистничество: недоброжелательность, неблагодарность, злорадство. Главной добродетелью считал человеколюбие. Кант был убежден, что неизбежная конфликтность частнособственнических интересов может посредством права приводиться к определенной согласованности, исключающей необходимость прибегать к силе для разрешения противоречий. · ПравоКант трактует как проявление практического разума: человек постепенно приучается быть если не морально добрым человеком, то, во всяком случае, хорошим гражданином. Рассматривая проблему первенства морали по отношению к политике, Кант выступает против таких принципов аморальной политики: 1) при благоприятных условиях захватывай чужие территории, подыскивая затем оправдания этим захватам; 2) отрицай свою виновность в преступлении, которое ты сам совершил; 3) разделяй и властвуй.  

Значение философии И.Канта:



1. Дал объяснение возникновению Солнечной системе из газовой туманности.

2. Выдвинул и обосновал идею о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, «вещь в себе»).

3. Разработал категории.

4. Сформулировал категорический императив.

5. Выдвинул идею правового порядка, осудил войны и предсказал «вечный мир», основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.

Философия И. Фихте во многом связана с учением о деятельности, рассматриваемой как самостоятельное начало, имеющей онтологически первичный характер.

1.Единственной субстанцией является субъект, Я, чистая деятельность.

2.Высшим принципом деятельности является нравственный закон.

3.Наиболее важный вопрос – вопрос о свободе.

Практическая философия Фихте – это учение о нравственности, праве и государстве.

· Свободасостоит в подчинении человека законам, через осознание их необходимости. Право – это добровольное подчинение каждого человека установленному в обществе закону. По мнению Фихте, основная задача государства – обеспечить каждому частную собственность.

· Свобода –не может быть безграничной, потому, что каждый человек ограничивает свою свободу ради свободы другого. Именно поэтому возникают юридические отношения и право. Но право должно быть отделено от этики, потому, что определяет только внешние отношения между людьми (оставляя свободу умонастроению).

4.В своем учении о познании Фихте одним из первых среди философов предпринимает попытку изучения проблемы бессознательного.

В творчестве Ф. Шеллинга особое место занимают проблемы философии свободы и философии искусства.

1. В понимании природы, Шеллинг – пантеист (он отождествляет бога и природу).

Одной из основных гносеологических проблем для Шеллинга является проблема противоречия между теоретическим (бессознательным, в его понимании) и практическим (сознательным). Разрешение этого противоречия Шеллинг видит в высшем виде творчества – в искусстве.

2. Проблема самоутверждения свободы у Шеллинга решается на пути отделения ее от универсального начала (Бога), которое само является началом зла. Вследствие этого, как полагает Шеллинг, человек должен стремиться воссоединиться с Богом. В этом и есть сокровенный смысл истории.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

Свое завершение немецкая классическая философия находит в философской системе Гегеля. Гегель считается самым умелым системосозидателем в истории философии. В одиночку он сумел создать энциклопедию философских наук, главное содержание которой составляет диалектика идей. Жизнь Гегеля оборвала эпидемия холеры. Говорят, что Гегель один из немногих философов, кто ушел из жизни, не познав горечи массированного критического наступления на свое учение.

Основные труды:

· «Феноменология духа»

· «Наука логики».

· «Философия права».

Гегель - крупнейший объективный идеалист и диалектик.

В основе его философии лежат два фундаментальных понятия:

1. Абсолютная идея(некое духовное начало – которое он обозначал разными терминами – мировой разум, мировой дух, абсолютная идея).

Развитие.

Абсолютная (логическая) идея Мироздание – это саморазвитие Абсолютного духа (абсолютной идеи).   Развитие.
Основа всех явлений – некое духовное и разумное начало. Это мысль, существующая объективно, сама по себе и порождающая природу и человека. Идея не отражает, а порождает действительность. Абсолютная идея – это · Единственно существующая подлинная реальность, · Первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений. · Мировой дух, обладающий способностью творить и самосознанием. · Сознание каждого человека – частица мирового духа. Гегель ответил на вопросы: - что такое развитие - как происходит развитие - в чем источник развития - каков механизм развития Все мировое развитие в основе своей обусловлено движением мировой идеи (абсолютного духа).Развитие идеи - это процесс её самопознания, движения к истине. При этом истина – это не результат, а процесс. Гегель: «Истина не есть отчеканенная монета, которая может быть дана в готовом виде и в таком виде может быть спрятана в карман». Познание – есть исторический процесс, истина не есть раз и навсегда данный готовый результат познания, она так же развивается и изменяется. 1. Развитие происходит не по замкнутому кругу, а по спирали. - Это движение от низшего к высшему, от простого к сложному, более богатому содержанию. 2. Источником развития является противоречие, которое движет миром. Гегель сформулировал три основных закона развития:
  • единства и борьба противоположностей,
  • переход количественных изменений в качественные.
  • отрицание отрицания.
Все – мировой дух, человек, предметы и явления окружающего мира содержат в себе противоположности – день и ночь, тепло-холод, молодость-старость, война-мир и т.д. Они едины (неразделимы) и находятся в противоречие по отношению друг к другу. Их единство и борьба – основа развития.

Противоречия философии Гегеля:

1. Гегелевская диалектика (учение о всеобщей связи и развитии) учит, что развитие всеобще, не имеет предела.

- Но природа не развивается во времени, а только разнообразится в пространстве.

- Пределом общественного развития является конституционная монархия и связанные с ней ограниченные преобразования общества, в особенности его политических учреждений в буржуазном духе.

2. Философия у Гегеля – «наука всех наук», система абсолютных истин. Сам Гегель претендовал на создание всеохватывающей системы, на абсолютную истину в последней инстанции.

Когда Гегель говорил о предшествующих ему философских системах, он отмечал их историческую ограниченность, доказывая, что философское знание, как и знание вообще, развивается, обогащается. Свою же философскую систему он ставил в исключительное положение, рассматривая её как завершение процесса познания «абсолютной идеей» своего собственного содержания, как последнюю ступень развития мирового разума. В силу этого философская система Гегеля приобрела консервативный характер.

Последним представителем классической немецкой философии можно считать Л. Фейербаха,который стремился к обновлению философии, к возвращению ее содержанию человека. Фейербах – материалист.

С его точки зрения, природа - источник всех знаний. Человек – это часть природы, психофизиологическое существо, для которого социальная среда не имеет большого значения.

· В своей философии Фейербах критиковал религиозное сознание, считая, что оно основано на вере в сверхъестественное и представляет собой совокупность фантастических образов. Однако, критикуя религию, Фейербах не пытался ее упразднить, а обосновал необходимость заменить старую религию новой, которую он называет "религией любви" и которая должна вместо любви к Богу проповедовать любовь к человеку.

· Первоначально Фейербах увлекался философией Гегеля, однако затем подверг её критике. С его точки зрения – идеализм есть ни что иное как рационализированная форма религии. А философия и религия по самой своей сути должны быть и являются противоположны друг другу. Поскольку в основе религии лежит вера в догматы, а в основе философии – знание, стремление раскрыть действительную (истинную) природу вещей. Идеалистическая философия, считал Фейербах, есть только перевод религиозного представления о сотворении мира Богом, на язык философии.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.