Дидактические материалы и методические рекомендации по подготовке к семинару.
Осмысливая первый вопрос темы, необходимо разобраться со специфическими особенностями русской философии, имея в виду при этом, что русская философия исторически развивалась в тесной связи с философией Запада и Востока, что она является органической частью всемирной философии, поэтому было бы неправильным устанавливать какие-то непроходимые границы между нею и мировой философской мыслью. Прежде чем знакомиться с содержанием учений славянофилов и западников, необходимо обраться к творчеству П.Я. Чаадаева, идеи которого (изложенные в «Философических письмах») стали основанием двух течений русской философской и общественно-политической мысли XIX века. Основное внимание студент должен обратить на собственно философское содержание представителей славянофилов: их критику западного рационализма, гносеологию цельного знания, учение о соборности и философско-исторические взгляды. Необходимо обратить внимание на философскую неоднородность представителей западничества, выявить различные варианты философских учений. Видными представителями западников являлись А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский. Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лидерами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья КС. и И.С. Аксаковы. При изучении третьего вопроса в центре внимания должно быть философско-гуманистическое содержание мировоззрения Ф.М. Достоевского и Л.Н.Толстого, философское осмысление ими основных проблем социально-культурного развития своего времени. Знакомясь с философией В.С. Соловьева, обратите внимание на ее центральное понятие – «всеединство». Попытайтесь выяснить, какие задачи ставил В.С. Соловьев перед философией, какое содержание он вкладывал в понятие «русская идея». Знакомясь с философскими взглядами Н.А. Бердяева, обратите внимание, прежде всего, на его учение о свободе и творчестве.
В. С. Соловьев считается первым русским философом, кто имеет целостную философскую систему. От славянофилов философ воспринял идею «цельного знания», дающего ответ на вопрос о смысле человеческого существования, о цели космического и исторического процесса. В основе такого подхода лежит убеждение Соловьева в реальности всеобщего («всеединства»), сформировавшееся под воздействием Спинозы и немецкого идеализма, особенно Гегеля. Большое влияние оказали на него также мыслители, придававшие метафизическое значение понятию воли: Кант, Шопенгауэр, Э. Гартман и особенно Шеллинг. Все эти многообразные влияния Соловьев органически претворил в своем учении, создав целостное систематическое построение. Основу философии В. С. Соловьева составили разработанные им понятия Всеединства, Добра и его воплощений – богочеловечества, Софии. Добро трактуется им онтологически, как некая высшая сущность, получающая воплощение в различных формах – в индивидуальном бытии человека, в религии и церкви, в истории человечества. Добро обладает следующими свойствами: 1) чистотой или самозаконностью (автономией), ибо оно ничем внешним не обусловлено; 2) полнотой или всеединством, поскольку оно собою все обусловливает; 3) силой или действенностью, поскольку оно через все осуществляется. Оно проявляется, прежде всего, в чувствах стыда, жалости (сострадания) и благоговения. Постарайтесь понять, почему идеи выдающихся русских философов остаются актуальными и в наше время. Общая антропоцентрическая направленность вкупе с доминирующей религиозно-философской традицией с необходимостью приводит русскую философию к панморализму: у русских мыслителей всюду присутствует моральный аспект обсуждаемых проблем.
На рубеже XIX – XX вв. возникает философия русского космизма, в которой на первый план выдвигаются проблемы единения человека с космосом. Космизм с самого начала разделился на два направления: 1) мистическо-теологическое, 2) естественно-научное. Наиболее ярким представителем первого направления является Н. Ф. Федоров, в основе его концепции поиск глубинных причин зла и разработка средств его преодоления. Он рассматривает вопросы творческих возможностей человека, заключающиеся в постоянном расширении его поля деятельности вплоть до космических масштабов. К. Э. Циолковский явился одним из первых теоретиков освоения человеком космического пространства. Он считал космос живым и разумным, верил в возможность освоения околоземного пространства. К. Э. Циолковский является одним из основоположников концепции ноосферы, которая получила свое наиболее полное развитие в трудах В. И. Вернадского. В. И. Вернадский развил учение о биосфере и коэволюции биосферы и человека, обосновал переход биосферы в ноосферу. Главным фактором, формирующим биосферу, по его мнению, выступает живое вещество, осуществляющее многообразные геохимические и планетарно-космические функции. Литература 1. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989. 2. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1990. 3. Бердяев Н. А. Самопознание. – М., 1990. 4. Кудрявцев Ю. Г. Три круга Достоевского. – М.. 1991. 5. Введение в русскую философию: учебное пособие / В.В. Лазарев, А.И. Абрамов, Л.Р. Авдеева и др. – М., 1995. 6. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия XI –XIX вв. – Л.,1989. 7. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. – М., 1996. 8. История русской философии: Учеб. для вузов/ Ред.кол.: М.А. Маслин и др. – М.,2001. 9. Лосский Н.О. История русской флософии. М., 1991. 10. О России и русской философской культуре. – М., 1990. 11. Русская философия. Конец XIX начало XX вв. Антология. Под ред. А.Л. Доброхотова. – М., 1993. 12. Русская философия. Словарь/Под общ. Ред. М.А. Маслина. - М., 1995.
ТЕМА: Основы философского понимания мира Проблема бытия в истории философии. Философская категория бытие. Основные формы бытия.
Материя как философская категория. Уровни структурной организации материи. Проблема субстанции в философии Понятие движения. Типы и формы движения. 5. Концепции пространства и времени в истории философии – субстанциональная и реляционная. Пространство и время, их общие и специфические свойства. Основные понятия темы. Категория, закон, принцип, бытие, небытие, формы бытия, субстанция, материя, движение, развитие, покой, объективная реальность, индивидуализированное духовное, объективированное духовное, пространство, время, Основная литература: 1. Зотов А.Ф., Миронов В.В., Разин А.В. Философия. М: МГУ, 2004. 2. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. СПб., 2004. 3. Миронов В.В. Философия. М: МГУ., 2005. 4. Кузнецов В.Г., Миронов В.В. Философия. М., 2000. 5. Росенко М.Н. Философия. М, 2005. 6. Философия. // Под общей редакцией В. А. Туева, Б. А. Кислова, М. Л. Ткачевой. Иркутск., Издательство БГУЭП. 2008. Дополнительная литература для докладов/сообщений: 1. Акчурин И.А. «Новая фундаментальная онтология» и виртуалистика.// Вопросы философии – 2003 - № 9. 2. Солодухо Н.М. Бытие и небытие как предельные основания мира.// Вопросы философии – 2001 - № 6. Письменное задание: · Выпишите из «Философского словаря» или «Философской энциклопедии» определения понятий «бытие», «субстанция», «материя». Что их объединяет и в чем различие? Какая между ними взаимосвязь? · Как соотносятся по своему содержанию понятия «бытие» и «материя»?
Контрольные вопросы: 1. На какие представления обыденного сознания опирается философская категория «бытие»? 2. Кто впервые поставил проблему бытия в истории философии? С какими историческими причинами это было связано? 3. Чем отличается понимание бытия у Парменида и Гераклита? 4. В чем разница в понимании бытия в период средневековья и в Новое время? 5. В чем разница понимания бытия субъективными и объективными идеалистами? 6. В зависимости от ответа на вопрос: «Обладает ли мир в своем существовании единством?» — выделяют следующие философские позиции: монизм, дуализм, плюрализм. Охарактеризуйте их.
7. На основе мировоззрения, философских взглядов человека — формируется картина мира. Дайте определение – что такое картина мира? 8. В чем особенности религиозной, научной, философской картины мира? 9. Что означает категория субстрат? Чем она содержательно отличается от категории субстанция? 10. Древние греки, в зависимости от принадлежности к той или иной философской школе, под субстратом или первоначалом мира понимали: воду, огонь, воздух, апейрон. Назовите философа и соответствующий ответ о субстрате мира. 11. В зависимости от ответа на вопрос: «Обладает ли мир в своем существовании единством?» — выделяют следующие философские позиции:монизм, дуализм, плюрализм. Охарактеризуйте их. 12. На основе мировоззрения, философских взглядов человека — формируется картина мира. Дайте определение – что такое картина мира? 13. В чем особенности религиозной, научной, философской картины мира? 14. Что означает категория субстрат? Чем она содержательно отличается от категории субстанция? 15. Древние греки, в зависимости от принадлежности к той или иной философской школе, под субстратом или первоначалом мира понимали: воду, огонь, воздух, апейрон. Назовите философа и соответствующий ответ о субстрате мира.
Основные термины: Онтология – (от греч. on, род. падеж ontos — сущее и логия— слово, учение), учение о быти; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Термин «онтология» впервые появился в «Философском лексиконе» Р. Гоклениуса (1613) и был закреплен в философской системе Х. Вольфа. Субстрат -(от позднелат. substratum — основа, букв.— подстилка), общая материальная основа явлений; совокупность относительно простых, качественно элементарных материальных образований, взаимодействие которых обусловливает свойства рассматриваемой системы или процесса. Так, в биологии в качестве субстрата различных процессов могут рассматриваться молекулы ДНК и РНК, белковые вещества и т.д. Ясно, что понятие субстрата неадекватно при анализе сложных форм процессов. Так, уже биологические объекты обладают свойствами, не выводимыми из свойств образующего их субстрата. Тем более социальные объекты имеют свойства, не сводимые к их субстратной основе. Субстанция - (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе), объективная реальность; материя в единстве всех форм ее движения; нечто относительно устойчивое; то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого.
Движение – как философская категория — способ существования материи, в самом общем виде — изменение вообще, в природе, обществе, мышлении; всякое взаимодействие объектов. Движение выступает как единство изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности, абсолютного и относительного. Методические и дидактические рекомендации для подготовки к семинару: · Уяснить смысл и значение категории бытие. · Понять на основе какого принципа выделяются в онтологии формы бытия. · Понять в чем смысл категории материя, и в чем отличие философского и естественнонаучного понимания материи. · Усвоить - что является атрибутами материи.
Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория бытия. Бытие — это самое широкое, а значит, и самое абстрактное понятие. Это наиболее фундаментальная философская категория. В философии категория бытия занимает центральное место. Она организует философскую проблематику, формирует тот способ мышления, который традиционно называется «философствование». В толковом словаре В.И.Даля термин «бытие» связан с такими родственными ему словами как «быть», «бывать», «существовать», «присутствовать», «наличествовать». Признаками существования наделены предметы, процессы, явления, события окружающего мира. Признание факта существования многообразных вещей окружающего мира, природы и общества, самого человека является первой предпосылкой формирования картины мироздания. Прежде всего, следует отметить тот факт, что хотя категория «бытие» впервые была введена в философию Парменидом еще в VI – V вв. до н. э. в его поэме «О природе» и активно обсуждалась его учеником элеатом Зеноном (V в. до н. э.), однако из их учений можно лишь узнать, что бытие существует, а небытие не существует, что бытие никем и ничем не порождено, что оно неуничтожимо, неподвижно, всегда равно самому себе и сферообразно и что бытие постижимо. Парменид определил бытие, выделив его следующие основные характеристики: целостность, истинность, благость, красота. Он провозглашал единство мысли и Бытия и противопоставлял Бытие — небытию. Платон выделяет чувственное, неистинное «бытие» и мир идей и эйдосов как истинное бытие. В средние века христианская философия противопоставляла «истинное» божественное бытие и неистинное, сотворенное бытие. В настоящее время чаще принято представлять Бытие как целостность, как Единое, в котором всегда взаимодействуют идеальные и материальные процессы и явления. · Бытие – это всеобщая, универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность. То, что проявляется, существует, дано в данный момент, то и «бытийствует». Неправомерно приравнивать Бытие к понятиям реальность, действительность, существование, так как понятие Бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов и связано с ними только одной чертой — существованием. Это придает миру целостность и делает его предметом философского размышления. Разберитесь, что такое «формы бытия»? Бытие всеобъемлюще, многообразно и бесконечно, как правило, выделяются следующие формы существования бытия: человек (исходная точка отсчета, в существовании себя трудно сомневаться), живая и неживая природа. Они образуют как бы пирамиду, в основании которой находится неживая природа, над ней надстраивается живая природа, а еще выше человек, как единство живой и неживой природы. Каждая из форм обладает своей спецификой, неповторимой сущностью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|