Общая характеристика системы внутреннего контроля субъекта хозяйствования
Аудит отгрузки и реализации готовой продукции будет рассмотрен на примере Унитарного производственного предприятия «Амитак». Юридический адрес: Республика Беларусь, г. Быхов., ул.Лазо, 22 Дата создания - 16 июля 2001 г. Производитель плодоовощных консервов, соков плодовоягодных напитков, соусов, кетчупов, повидло, пюре, варений, джемов, майонезов, горчицы. УПП является коммерческой организацией - юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать. Предприятие вправе иметь штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему, товарный знак (знак обслуживания), открывать в установленном порядке текущий (расчетный) и иные счета в банках. Уставный фонд УПП «Амитак» составляет 182253600 (Сто восемьдесят два миллиона двести пятьдесят три тысячи шестьсот) рублей. Основной целью деятельности предприятия является получение прибыли в интересах учредителя и коллектива. УПП «Амитак» располагает собственной производственной базой. Для осуществления производственной деятельности УПП «Амитак» имеет все необходимые основные производственные фонды: здания административно-бытовых корпусов, котельную, здания ангаров, и другие помещения. Организационная структура УПП «Амитак»: - аппарат управления: директор, заместитель директора по коммерческим вопросам, главный бухгалтер, специалист по кадрам, планово-производственный отдел, отдел маркетинга; - транспортный отдел; - складское хозяйство; - персонал магазинов (заведующий, товаровед, администратор, продавцы, уборщики, грузчики). Общая численность работающих на предприятии – 155 человек. При выполнении анализа воспользуемся данными бухгалтерской и статистической отчетности предприятия за 2004 год - 2006 год (отчетный).
Неиспользуемых производственных мощностей, на предприятии не имеется. Производственные мощности недогружены из-за недостатка сырья. Предприятие имеет незавершенное строительство в сумме 212,5 млн. руб. что свидетельствует о замораживании средств, необходимых в обороте. Отсутствие долгосрочных финансовых вложений говорит о том, что предприятие не занимается инвестиционной деятельностью. Производство продукции УПП «Амитак» в 2006 г. составило в текущих ценах 802,5 млн. руб., в сопоставимых – 761,9 млн. руб. Рост к 2005г. составляет 119,7%. Рассмотрим результаты производственно-хозяйственной деятельности и себестоимости УПП «Амитак» за период 2004-2006 гг.(таблица 2.1.) Таблица 2.1 Анализ финансовых результатов УПП «Амитак» за 2004 - 2006 годы, млн. руб.
Примечание. Собственная разработка автора В целом за период 2004-2006 гг. произошло увеличение себестоимости производимой продукции на 11262 тыс. руб. Основная причина – резкое увеличение производства продукции. Финансовое положение предприятия отражено в бухгалтерском балансе предприятия – основном источнике информации для проведения анализа. Ассортимент плодоовощной продукции, выпускаемой УПП «Амитак» весьма разнообразен и включает по нормативно-технической документации более 100 наименований. На все виды продукции разработана нормативная документация и технологические инструкции.
ГОСТ Р 50903-96 Консервы. Соусы овощные (12 томатных, 6 овощных, 2 перечных) ТИ по производству соусов овощных утв. 27.06.95 (СКО, ТВИСТ, полимерная тара) ГОСТ Р 51926-2002 Консервы. Икра овощная (16 наименований), ТИ по производству консервов «Икра овощная» утв. 02.12.2002 г. (использование овощных полуфабрикатов, новые виды тары и режимы стерилизации) и т.д. В последнее время повысился интерес производителя к производству консервов из грибов. По специальным заявкам были разработаны технология и ассортимент консервов из культивируемых грибов - шампиньонов и вешенок, в том числе с различными овощными добавками. Особое место среди институтов контроля достоверности и полноты экономической информации занимают органы системы внутрихозяйственного контроля. Система внутрихозяйственного контроля представляет собой совокупность органов контроля, выполняющих контрольные процедуры в интересах тех или иных групп пользователей экономической информации. Контрольные процедуры осуществляются на предприятии с целью эффективного управления, основой которого является контроль выполнения всеми сотрудниками экономического субъекта своих обязанностей.[2, с.19] Внутрихозяйственный контроль – единство органов контроля, объектов контроля и форм его реализации.(Рис.1) Структура внутрихозяйственного контроля
Рисунок 1. По форме организации внутрихозяйственный контроль представлен отделами и службами, функционирующими на предприятии. К ним относятся: ревизионная комиссия; отдел внутреннего аудита; наблюдательный совет; службы и отделы, осуществляющие контроль внутри отделов (их контрольные функции не являются основными, а выполняются в виде самоконтроля или определяются специфическими задачами этих служб). Ревизионная комиссия представляет собой орган, избираемый собственниками, в состав которого включаются работники организации для периодической проверки наличия и сохранности ее активов и обязательств. Наблюдательный совет также является избирательным органом, который помимо функции управления реализует функции управленческого контроля, т.е. контроля выполнения управленческих решений. Отдел внутреннего аудита – орган, назначаемый руководством организации для совершенствования менеджмента на основе установления достоверности корпоративной информации и выполнения консультационных услуг для внутренних пользователей.[2, с.18]
Разнообразие организационных форм внутреннего контроля обусловлено: - решением различных задач, поставленных перед ними (так, основной задачей ревизионной комиссии является контроль наличия и сохранности активов, а задачами внутреннего аудита – обеспечение менеджмента организации достоверной и полной бизнес-информацией, ее анализ, в отдельных случаях – обоснование управленческих решений); - различным характером зависимости (так, ревизионная комиссия обслуживает прежде всего интересы собственников, а отдел внутреннего аудита – интересы высшего звена управления); - различием организации работы (так, внутренний аудит – самостоятельная деятельность, а остальные формы внутрихозяйственного контроля – деятельность, осуществляемая наряду с выполнением основных обязанностей). Все формы реализации внутрихозяйственного контроля представляют собой совокупность тех или иных приемов и способов контроля. Несмотря на то что одни и те же процедуры контроля могут применяться в ходе реализации различных форм внутрихозяйственного контроля, объем и объекты их применения будут различны. Так, инвентаризация для целей ревизии должна проводиться сплошным методом по всем товароматериальным ценностям, тогда как инвентаризация для целей внутреннего аудита может проходить выборочно, а для служебного расследования она ограничена видом товаро-материальных ценностей или материально-ответственными лицами.[2, с. 18] Каждому органу внутрихозяйственного контроля (ревизионная комиссия, отдел внутреннего аудита, наблюдательный совет и др.) соответствует одна или несколько форм его реализации. Например, ревизионная комиссия может осуществлять внутрихозяйственный контроль в виде ревизии, контроля качества, служебного расследования. Отделу внутреннего аудита помимо непосредственно внутренних аудиторских процедур может быть также вменено в обязанность проведение ревизии, производственного контроля, служебного расследования. Однако исследование форм организации и реализации внутрихозяйственного контроля показывает, что существуют формы реализации, которые предполагают свое исполнение только определенным составом субъектов контроля. Так, внутрихозяйственный контроль, реализуемый службами и отделами экономического субъекта в виде самоконтроля, не может исполняться другими органами внутрихозяйственного контроля. Например, двойная запись в бухгалтерии – элемент самоконтроля, выполнение которого методологически не может быть передано никому.
Поскольку согласно ст.7 Закона Республики Беларусь в компетенцию главного бухгалтера входят: постановка и ведение бухгалтерского учета в организации; формирование учетной политики организации; составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности, ответственность за состояние внутреннего контроля финансово-хозяйственной деятельности УПП «Амитак» возложен на главного бухгалтера. Ответственность за выполнение своих обязанностей по внутреннему контролю главный бухгалтер несет только перед собственниками и (или) руководством предприятия. Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляется не только детальный контроль за сохранностью активов, но и контроль за политикой и качеством менеджмента. Аудиторские проверки проводятся на договорной основе сотрудниками аудиторских фирм либо отдельными аудиторами – предпринимателями, имеющими лицензию на право занятия такой деятельностью.(Приложение) Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. На этапе предварительного планирования аудитор оценивает возможность проведения аудита. Начиная разработку общего плана и программы, аудитор должен основываться на предварительных знаниях об экономическом субъекте. Также в процессе подготовки плана и программы аудитор оценивает систему внутреннего контроля, бухгалтерского учета, проводит оценку аудиторского риска и устанавливает приемлемый уровень существенности. Аудитор начинает планировать аудит учет отгрузки и реализации готовой продукции до написания письма-обязательства и до заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита.
Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, включает в себя разработку аудиторской организацией общего плана аудита учета готовой продукции с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также разработку аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерском учете готовой продукции организации. Планирование аудита состоит из следующих основных этапов: - предварительное планирование аудита; - подготовка и составление общего плана аудита; - подготовка и составление программы аудита. Общий план аудита должен служить руководством в осуществлении программы аудита.(Приложение) Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур.(Приложение) В процессе подготовки общего плана и программы аудита оценивает эффективность системы внутреннего контроля (СВК), которой располагает экономический субъект, и оценивает ее риск (контрольный риск). СВК может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет недостоверную информацию. При подготовке общего плана и программы аудита учета готовой продукции аудитору следует установить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной. Результаты проводимых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, так как они являются основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита Общий план должен служить руководством при осуществлении программы аудита. В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта), аудиторского заключения. В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита. Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией для ассистентов аудитора, а для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы — одновременно и средством контроля качества работы. Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта. По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|