Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практика психологического отбора




 

Психологический отбор осуществляется с помощью «батарей тестов», показатели которых вошли в интегральную оценку профессиональной пригодности спортсмена. При проведении обследования при отборе соблюдаются стандартные требования к его условиям, В первую очередь это мотивированность спортсмена и стандартность методики и условий. Анализ полученных результатов и принятие решения осуществляется исходя из задач отбора - отсев малоперспективных или выбор высокоодаренных.

Приведенные конкретные примеры демонстрируют варианты использования психологической информации для разных целей и с применением разных моделей.

 

Прогноз соревновательной надежности по линейному уравнению характеристик личности и психических процессов. Интегральная модель.

 

Надежность характеризует способность спортсмена выступать на ответственных соревнованиях на уровне своих лучших тренировочных результатов. В ряде исследований показано (Ю.М.Блудов, В.А.Плахтиенко, 1985), что надежность зависит от индивидуально-психологических особенностей личности. Поэтому разумно в качестве целевых признаков использовать оценки надежности, а в качестве прогностических — характеристики личности.

В психодиагностическом обследовании мужчин-спортсменов высшей квалификации в различных видах спорта[15], оценки надежности выступлений были получены экспертным методом. Надежность оценивалась экспертами по 5-балльной системе на основании результатов, показанных в наиболее ответственных соревнованиях в течение года после психодиагностического исследования.

В качестве прогностических признаков использовались 38 психологических характеристик индивидуально-психологических особенностей личности полученных с помощью тестов унифицированной психодиагностической системы (УПДС), разработанной в лаборатории спортивной психогигиены ВНИИФКа (теппинг-тест, кинематометрия, тематический апперцептивный тест (вариант Хекхаузена), 16-факторный личностный опросник (16-ФЛО), миокинетический тест Мира и Лопеса). В результате математической обработки было выведено следующее линейное правило диагностики надежности по особенностям личности:

H= (10-27 X1 +29 X2 +19 Х4 +26 Х8 +33 Х11 )/100

где X1 — уровень тревожности (F1);

X2 — эмоциональная стабильность(C);

Х4 — ситуационный психомоторный тонус (Мира-и-Лопес);

Х8 — стремление к лидерству, доминированию (Е);

Х11 — уравновешенность нервных процессов (кинематометрия).

Как видно из уравнения, для диагностики надежности спортсменов информативными являются только 5 признаков из 38.

Проверка диагностического правила на новой выборке спортсменов, не участвовавших в «обучении», показала, что вероятность правильной оценки надежности равна 0,91. Это говорит о возможности прогнозирования надежности соревновательной деятельности спортсменов по индивидуальным особенностям личности.

 

Прогноз общей спортивной одарённости (надежности) по среднестатистическим моделям свойств личности и уровня развития психических процессов(циклические виды спорта на выносливость).

 

В данных моделях в качестве целевых признаков используются «коэффициенты приближения» к «идеальным модельным характеристикам», валидность которых установлена помощью группы высококвалифицированных тренеров, спортсменов и научных работников. В качестве прогностических признаков используются характеристики личности и характеристики психических и психомоторных процессов.

а) Модель личности спортсмена представлена в виде профиля граничных порогов черт личности по 5 сферам (мотивация, эмоциональная устойчивость, волевые процессы, интеллект, общение) по 10-ти балльной шкале.

Профиль на этапе отбора в сборную команду (впоследствии многократного чемпиона мира) каноиста И.К. демонстрирует высокую профпригодность: коэффициент психической надежности (КПН) = 81% (при средненормативной для данного вида спорта - 80%). Спортсмен входил в мировую элиту на протяжение 12 лет (рисунок 6).

 

 

ФИО И.К., мсмк

Баллы

 
 


10.....................

9.....................

8.....................

 
 


7.....................

6.....................

5.....................


4.....................

3.....................

2.....................

1.....................

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...