Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Групповое взаимодействие как фактор воспитания личности спортсмена




Групповое (командное) взаимодействие. По­доб­но лю­бой ма­лой груп­пе, рас­сма­три­ва­емой в со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии, ко­ман­да ха­рак­те­ри­зу­ет­ся меж­лич­но­ст­ны­ми от­но­ше­ни­ями ее чле­нов. Эти от­но­ше­ния мо­гут быть фор­ма­ль­но чет­ко ре­гла­мен­ти­ро­ва­ны кон­трак­том с клу­бом или быть прак­ти­че­ски не­су­ще­ствен­ны­ми, на­при­мер, в ко­ман­дах, со­зда­ва­емых из иг­ро­ков во вре­мя от­ды­ха на пля­же.

Име­ет смысл вы­де­ле­ние хо­тя бы трех ви­дов фор­ма­ль­ных от­но­ше­ний: жес­тко­го членс­тва, уме­рен­но струк­ту­ри­ро­ван­но­го членс­тва и сво­бод­но­го членс­тва. При­ме­ром пер­во­го слу­жат про­фес­си­она­ль­ные ко­ман­ды, при­ме­ром вто­ро­го — шко­ль­ные ко­ман­ды, при­ме­ром тре­ть­е­го — ко­ман­ды от­ды­ха­ющих на пляже, группы слу­чай­ных людей во время массовых культурных мероприятий.

С дру­гой сто­ро­ны, меж­ду чле­на­ми ко­манд мо­гут быть не­фор­ма­ль­ные, дру­же­ские, при­яте­льс­кие от­но­ше­ния и мо­жет быть пре­крас­ное иг­ро­вое по­ни­ма­ние, вы­ра­бо­тан­ное го­да­ми тре­ни­ров­ки, и имен­но эти от­но­ше­ния бу­дут со­став­лять осно­ву вза­имо­дейс­твия во вре­мя игры.

В дан­ном слу­чае кри­те­ри­ем вза­имо­дейс­твия мо­жет быть вы­ра­жен­ность сим­па­тий или ан­ти­па­тий, сте­пень ре­али­за­ции субъ­ек­тив­ных, не­фор­ма­ль­ных от­но­ше­ний, эмо­ци­она­ль­но­го пе­ре­жи­ва­ния спор­тив­ных си­ту­аций.

Спе­ци­фи­ка ви­да спор­та или со­ре­вно­ва­те­ль­но­го упраж­не­ния мо­жет по­тре­бо­вать от участ­ни­ков со­ре­вно­ва­ний ли­бо со­труд­ни­че­ства, вне­се­ния свое­го вкла­да в успех ко­ман­ды (как в стре­ль­бе, ме­та­ни­ях, прыж­ках, эс­та­фе­тах), ли­бо вза­имо­дейс­твия (как в бас­кет­бо­ле, хок­кее, фут­бо­ле). При этом глав­ным усло­ви­ем вза­имо­дейс­твия ста­но­вит­ся со­от­ветс­тву­ющая сте­пень ор­га­ни­зо­ван­но­сти ко­ман­ды. Ес­ли для по­бе­ды в лыж­ной эс­та­фе­те до­ста­точ­но про­явить ин­ди­ви­ду­аль­ное мас­терс­тво и же­ла­ние успеш­но­го вы­ступ­ле­ния всей команды, то для по­бе­ды в бо­ль­шинс­тве спор­тив­ных игр или дру­гих ви­дов со­стя­за­ний в эки­па­жах этих фак­то­ров мо­жет ока­за­ть­ся не­до­ста­точ­но. Для этого необходимо владение приемами совместных действий. В це­лом ря­де ви­дов спор­та воз­мо­жен вы­бор меж­ду со­труд­ни­че­ством и вза­имо­дейс­тви­ем. На­при­мер в тен­ни­се, бад­мин­то­не из­ве­ст­но не­ма­ло иг­ро­ков, ко­то­рые не мо­гут по­хвас­та­ть­ся ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми по­бе­да­ми, но с успе­хом вы­сту­па­ют в па­рах и микс­тах, име­ют по­бе­ды над про­слав­лен­ны­ми чем­пи­она­ми в оди­ноч­ных раз­рядах.

Не­смот­ря на зна­чи­те­ль­ную услов­ность пред­при­ня­тых ана­ли­ти­че­ских ва­ри­ан­тов оцен­ки вза­имо­дейс­тви­я в ко­ман­дах, пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным на­звать ряд основных характеристик, требующих учета при осуществлении воспитательного процесса. К их чис­лу от­но­сят­ся: уро­вень при­тя­за­ний, по­треб­ность до­сти­же­ний, груп­по­вая спло­чен­ность, по­треб­ность в об­ще­нии, устой­чи­вость со­ста­ва группи их чис­лен­ность, внут­ри­груп­по­вое и меж­груп­по­вое со­ре­вно­ва­ние, фи­зи­че­ское вза­имо­дейс­твие.

Уро­вень при­тя­за­ний - од­на из важ­ней­ших ха­рак­те­ри­стик лич­но­сти, опре­де­ля­ющая от­но­си­те­ль­но устой­чи­вый уро­вень на­де­жды на успех в де­яте­ль­но­сти. При этом не всег­да для на­де­жды на успех есть ре­аль­ные пред­по­сыл­ки, или на­про­тив, низ­кий уро­вень при­тя­за­ний со­пря­жен со сла­бой уве­рен­но­стью в успе­хе, не­смот­ря на ре­аль­ный шанс по­бе­ды. Оп­ти­ма­ль­ным для спор­та сле­ду­ет при­знать слег­ка за­вы­шен­ный уро­вень при­тя­за­ний, на гра­ни адек­ват­но­го и вы­со­кого.

По­треб­ность до­сти­же­ний ха­рак­те­ри­зу­ет за­ви­си­мость спортс­ме­на и ко­ман­ды от усло­вий, свя­зан­ных со спор­тив­ны­ми до­сти­же­ни­ями. Есть ко­ман­ды, со­глас­ные на учас­тие в со­ре­вно­ва­ни­ях ра­ди про­сто­го учас­тия (но не все хо­тят с ни­ми со­ре­вно­ва­ть­ся), есть ко­ман­ды, го­то­вые ра­ди по­бе­ды по­чти на все (но с ни­ми то­же ма­ло кто же­ла­ет встре­ча­ть­ся), есть ко­ман­ды, ко­то­рые мо­гут ре­аль­но по­ста­вить по­си­ль­ную, но ин­те­ре­сную для се­бя за­да­чу, учтя ре­аль­ную под­го­то­влен­ность со­пер­ни­ка и свои воз­мож­но­сти, ста­вя се­бе це­ли и дейс­твуя в зо­не бли­жай­ше­го раз­ви­тия (по Л.С.Вы­готс­ко­му). Бо­лее пред­по­чти­те­ль­ным для спор­ти­вно­го вза­имодейс­твия сле­ду­ет при­знать по­след­ний ва­ри­ант, хо­тя его осу­ще­ствле­ние на прак­ти­ке до­ста­точ­но слож­но, по­ско­ль­ку не всег­да по­треб­ность в до­сти­же­нии рав­но­мер­но рас­пре­де­ля­ет­ся меж­ду чле­на­ми ко­ман­ды, у каж­до­го мо­жет най­тись по­вод для бо­ль­шей или ме­нь­шей цен­но­сти по­бе­ды в кон­крет­ном со­ре­вно­ва­нии. Тем не ме­нее, опыт­ные на­став­ни­ки ко­манд на­хо­дят да­же из­ве­ст­ный смысл в та­кой раз­ни­це по­треб­но­сти в до­сти­же­нии, в раз­лич­ном вкла­де каж­до­го спортс­ме­на в об­щий успех.

Груп­по­вая спло­чен­ность - тер­мин, за­имс­тво­ван­ный из со­ци­оме­три­че­ской кон­цеп­ции, озна­ча­ет сте­пень со­впа­де­ния мне­ний груп­пы по по­во­ду меж­лич­но­ст­ных от­но­ше­ний. По­вто­ряя эти из­ме­ре­ния че­рез не­ко­то­рое вре­мя, мож­но опре­де­лить ди­на­ми­ку груп­по­вой спло­чен­но­сти. Важ­ным мо­мен­том диа­гнос­ти­ки груп­по­вой спло­чен­но­сти яв­ля­ет­ся фор­му­ли­ров­ка во­про­са о пред­по­чте­нии то­го или ино­го спортс­ме­на. Не­кор­рект­но сфор­му­ли­ро­вав во­прос, мож­но да­же ухуд­шить ре­аль­ные от­но­ше­ния, по­вли­ять на груп­по­вую спло­чен­ность, осо­бен­но ес­ли бе­се­да по по­во­ду диа­гнос­ти­ки бу­дет про­хо­дить в обид­ной для ко­го-ли­бо форме.

По­треб­ность в об­ще­нии, как пра­ви­ло, рас­сма­три­ва­ет­ся па­рал­ле­ль­но с изу­че­ни­ем по­треб­но­сти до­сти­же­ний, по­ско­ль­ку не всег­да бла­го­при­ят­ный для об­ще­ния кли­мат в ко­ман­де со­про­во­жда­ет­ся успе­хом де­яте­ль­но­сти и, на­про­тив, не всег­да кон­фликт в ко­ман­де, прак­ти­че­ски ми­ни­ма­ль­ное об­ще­ние при­во­дят к не­успе­ху. Ди­на­ми­ка об­ще­ния и до­сти­же­ний вы­гля­дит по­рой па­ра­до­кса­ль­но. Как пра­ви­ло, бо­лее или ме­нее успеш­но вы­сту­па­ющие ко­ман­ды (как ис­пы­ты­ва­ющие уме­рен­ные стрес­сы), стре­мя­т­ся из­бе­жать да­ль­ней­ше­го сни­же­ния уров­ня до­сти­же­ний и по­это­му склон­ны к сбли­же­нию, к спло­чен­но­сти и бо­лее ин­тен­си­вно­му об­ще­нию.

Устой­чи­вость со­ста­ва групп и их чис­лен­ность как фак­то­ры вза­имо­дейс­твия были про­ве­ре­ны в спе­ци­аль­ном ис­сле­до­ва­нии по пе­ре­тя­ги­ва­нию ка­на­та. Бы­ло уста­но­вле­но, что при­со­еди­не­ние уси­лий каж­до­го но­во­го до­пол­ни­те­ль­но­го участ­ни­ка не то­ль­ко не по­вы­ша­ет со­во­куп­ное уси­лие, но и сни­жа­ет его на 10%. Не раз до­во­ди­лось ви­деть, как де­ся­ток ма­ль­чи­ков, мор­щась от тя­же­сти, не­сли не­бо­ль­шую ях­ту ве­сом око­ло 40 кг. Яс­но, что лишь не­зна­чи­те­ль­ная часть из них дейс­тви­те­ль­но не­сла из по­след­них сил, но гри­ма­сы не­имо­вер­ной тя­же­сти де­мон­стри­ро­ва­ли бук­ва­ль­но все.

Ана­ло­гич­ные про­цес­сы со­про­во­жда­ют лю­бое по­яв­ле­ние но­во­го иг­ро­ка или участ­ни­ка ко­ман­ды, по­ско­ль­ку по­яв­ля­ет­ся воз­мож­ность на де­ле при­смот­ре­ть­ся к не­му, «спи­сать» на не­го при­чи­ну не­уда­чи, рас­тво­ри­ть­ся в об­щей мас­се (осо­бен­но при бо­ль­шой чис­лен­но­сти ко­манд). Та­кое ни­ког­да не слу­ча­ет­ся, ес­ли ра­бо­та вы­пол­ня­ет­ся вдво­ем. Экс­пе­ри­мен­та­ль­но уста­но­вле­но, что су­ще­ству­ет вы­со­кая кор­ре­ля­ци­он­ная за­ви­си­мость меж­ду по­сто­янс­твом со­ста­ва и успеш­но­стью вы­ступ­ле­ний ко­ман­ды. В этих же ко­ман­дах ча­ще в со­став вклю­ча­лись ве­те­ра­ны и ре­же - ли­нии и зве­нья но­вых иг­роков. Внут­ри­груп­по­вое и меж­груп­по­вое со­ре­вно­ва­ние - со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские фе­но­ме­ны, ко­то­рые об­на­ру­жи­ва­ют­ся в груп­пах, со­зда­ва­емых для со­труд­ни­че­ства. Со­ре­вно­ва­ние ча­ще все­го но­сит не­глас­ный ха­рак­тер и воз­ни­ка­ет меж­ду чле­на­ми груп­пы, вос­при­ни­ма­ющи­ми парт­не­ров как рав­ных по спо­соб­но­стям (в пре­де­лах 25 - 30%). Со­ре­вно­ва­ние воз­ни­ка­ет да­же тог­да, ког­да си­ту­ация тре­бу­ет со­труд­ни­че­ства. Со­ре­вно­ва­ние, со­пер­ни­че­ство мо­жет при­но­сить удо­влет­во­ре­ние да­же в слу­чае про­иг­ры­ша. Со­ре­вно­ва­ние спо­собс­тву­ет уста­но­вле­нию хо­ро­ших меж­лич­но­ст­ных от­но­ше­ний. Ли­ца, от­чет­ли­во вос­при­ни­ма­емые как бо­лее спо­соб­ные, как пра­ви­ло, ста­ра­ют­ся по­вы­сить ком­пе­тент­ность оста­ль­ных, а те, в свою оче­редь, охот­но обу­ча­ют­ся. В усло­ви­ях со­ре­вно­ва­ния пло­хо осво­ен­ные на­вы­ки вы­пол­ня­ют­ся ху­же, а хо­ро­шо усво­ен­ные - луч­ше. Бо­ль­шое чис­ло учас­тий в со­ре­вно­ва­нии ли­бо при­туп­ля­ет ин­те­рес к со­пер­ни­че­ству, ли­бо при­во­дит к ухуд­ше­нию де­яте­ль­но­сти. По не­ко­то­рым дан­ным муж­чи­ны луч­ше ре­аги­ру­ют на усло­вия со­ре­вно­ва­ний, чем жен­щины.

Фи­зи­че­ское вза­имо­дейс­твие пред­по­ла­га­ет не­об­хо­ди­мость со­гла­со­ван­ных во вре­ме­ни и ин­тен­си­внос­ти фи­зи­че­ских уси­лий меж­ду участ­ни­ка­ми ко­ман­ды. Ис­сле­до­ва­ния по­ка­за­ли, что этот фак­тор вза­имо­дейс­твия ма­ло за­ви­сит от уров­ня вла­де­ния на­вы­ка­ми, ис­по­ль­зу­емы­ми в со­вмест­ном дейс­твии. В ви­дах спор­та, тре­бу­ющих мо­тор­но­го вза­имо­дейс­твия, не­об­хо­ди­ма спе­ци­аль­ная про­вер­ка спо­соб­но­сти ко­ор­ди­ни­ро­ва­ния сво­их дейс­твий с дейс­тви­ями парт­не­ров. Успешное фи­зи­че­ское вза­имо­дейс­твие зависит от сим­па­тий к парт­не­рам и пси­хи­че­ской на­пря­жен­ности в си­ту­ации вза­имо­дейс­твия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...